Садок Судей. [Выпуск I]. 9 рисунков fecit (лат. сам исполнил) Владимира Бурлюка.[Спб. Типография Кюгельген и Ко. 1910]. 131 с. Тираж 300 экземпляров. 12,2х11,8 см. Помещены произведения Василия Каменского, Е. Низена, Н. Бурлюка, Е. Гуро, С. Мясоедова, Д. Бурлюка и В. Хлебникова. Сборник отпечатан на оборотной стороне цветных обоев нескольких сортов. Текст на одной стороне листа. 9 листов иллюстраций работы Владимира Бурлюка. В цветной издательской обложке из обоев с печатной наклейкой «Садок судей». По сообщению инициатора сборника, часть экземпляров тиража не была выкуплена авторами из типографии и, по всей вероятности, была уничтожена. Читаем мемуары: “Где-то за Офицерской - в типографии немец взял заказ... В общем - книга не была выкуплена (Бурлюк Давид. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. Спб. “Пушкинский фонд”. 1994. с. 25). Данное издание представляет собой первый в России опыт футуристической книги в том комплексном понимании, которое окончательно оформилось уже в середине 1910-х годов. Художественное новаторство помещенных в нем текстов подчеркивалось и усиливалось спецификой оформления - выбор в качестве материала для полиграфии подчеркнуто дешевой и хрупкой обойной бумаги, решительное пренебрежение традицией книгопечатания, синтез разных родов искусства, заключаемый в смешении музыкальных пояснений, коими сопровождается текст, свободно включаемыми в него рисунками и декларируемая уникальность каждого экземпляра - из-за несовпадения рисунков произвольно нарезанных обоев. Считается первой книгой русских футуристов. Большая редкость.
Садок судей II. Рисунки: В. Бурлюка (2), Н. Гончаровой (2), М. Ларионова (2), Д. Бурлюка (3) и Е. Гуро (6).[СПб.]: Журавль, тип. т-ва “Наш век” [1913] 107 с., из них 15 л. ил., Мягкая обложка из обоев с печатной наклейкой. 19,8x17,6 см. Тираж 8оо экз. Сборник готовился зимой 1912/13 г., вышел из печати в феврале 1913 г. На связь с предыдущим сборником указывала обложка из обоев, правда, появившаяся в самый последний момент, после настоятельной просьбы Бурлюка заменить первоначальную обложку из плотной голубой бумаги. Сборник открывает знаменитый манифест, подписанный Д. и Н. Бурлюками, Гуро, Маяковским, Низен, Хлебниковым, Лившицем и Крученых.
Пощёчина общественному вкусу. В защиту свободного искусства. Стихи. Проза. Статьи. Д. БУРЛЮК, Н. БУРЛЮК, A. КРУЧЕНЫХ, В. КАНДИНСКИЙ, Б. ЛИВШИЦ, В. МАЯКОВСКИЙ, B. ХЛЕБНИКОВ.Москва: Изд. Г.Л. Кузьмина, [1912]. Типо-литография т.д. “Я. Данкин и Я. Хомутов”, Москва, Б. Никитская. 9. Телеф. 199-26. 112, [2] с., в издательской обложке, обтянутой мешковиной. 25x19 см. Тираж 600 экз. «Пощёчина» — первый поэтический сборник кубофутуристов (петербургская поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту. В сборнике были опубликованы стихи всех поэтов-кубофутуристов — Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского (дебют), Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского, Бенедикта Лившица. Прилагавшийся к сборнику манифест, через четыре месяца повторно выпущенный уже как листовка, отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией. Из семи авторов сборника (Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский, Б. Лившиц, Н. Бурлюк, В. Кандинский) манифест "в защиту нового искусства" подписали четверо первых.Текст манифеста был сочинён в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве.
А. Крученых, В. Хлебников. Мирсконца. Художественное оформление - Н. Гончарова, М. Ларионов, Н. Роговин и В. Татлин (его первый опыт в иллюстрации).М.: Литография В. Титяева, [1912]. 39 л. Тираж 220 экз. На издательской обложке, исполненной в технике коллажа, две наклейки: текст: Мiрсконца /А. Крученыхъ/В. Хлебниковъ и по центру: коллаж из цветной бумаги Н. Гончаровой [цветок]. 18,7x15 см. Все литографии (тушь) отпечатаны на одной стороне листа. Литографированный коллективный сборник русских футуристов. Здесь Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) выступила в роли создателя первого в мире книжного коллажа. Именно в этом и заключается ценность данного литографированного издания.
Крученых, Хлебников. Игра в аду. Поэма. Рисунки Наталии Гончаровой.М.: Типо-лит. В. Рихтер, [1912]. 14 л., 18,6x14,5 см. Тираж 300 экз. Текст исполнил А. Крученых (литография, карандаш). Текст и рисунки на одной стороне листа. Как известно, и в первом, и во втором издании текст поэмы был написан А. Крученых совместно с В. Хлебниковым. По мнению Н. Харджиева, истоки замысла поэмы восходят к повести Н.В. Гоголя “Пропавшая грамота”, центральное место в которой занимает сцена игры в карты между героем и чертями. Можно также указать и на определенную близость к популярному в классической украинской литературе жанру “бурлескной” комедии вроде “Энеиды” И. Котляревского. Р. Якобсоном было указано на еще один возможный источник — неоконченные наброски и, главное, рисунки Пушкина к поэме “Влюбленный бес”, впервые опубликованные в конце 1900-х гг. в популярном тогда издании С. Венгерова. С. Городецкий в своей рецензии отметил, что поэма “построена музыкально, без уважения к категориям времени и пространства”. Критик особенно выделил последний рисунок Гончаровой, “изображающий крылатого старика, стремительно упавшего на колени”. Одна из первых полностью литографированных книг русского авангарда. Первое издание поэмы.
А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е дополненное издание. Рис. К. Малевича и О. Розановой.ЕУЫ. [СПб.]: литогр. “Свет”, [1914]. 40 л. Литографированная издательская обложка и 3 рис. К. Малевича. Остальные рис. О. Розановой. 19x14,2 см. Тираж 8оо экз. Литографии (карандаш) выполнены на одной стороне листа. Текст исполнен А. Крученых. Издание вышло на бумаге двух типов: на твердой серой и тонкой, розового оттенка. Оба типа бумаги встречаются и в одном экземпляре (например, экз. А. Крученых в РГАЛИ). В 1913-1914 годах Казимир Малевич разрабатывал несколько вариантов кубического стиля с целью изобразить мир, соответствующий новому трансформированному восприятию. Кубическую форму Малевич рассматривал, как признак развившейся психики и ассоциативного мышления в восприятии изображения, чтобы зритель знал о том, что обыденный, хорошо знакомый мир воспринимался на не совсем обычном, а более высоком уровне. Он как бы приоткрывает занавес на предметы, стоящие за гранью восприятия и невидимые за плоскостями на переднем плане. Ясновидение и способность видеть насквозь предметы – также свойства заумного состояния у Крученых: «Мы стали видеть здесь и там. Иррациональное (заумное) нам так же непосредственно дано от рождения, как и умное … Мы рассекли объект! Мы стали видеть мир насквозь!»
Крученых А., Розанова О. "Вселенская война. Ъ. Цветная клей". Пг.: тип. т-ва "Свет", 1916.4 лл., 12 лл. коллажей. В издательских печатных обложках. Oblong: 22x33 см. Причем один из рисунков вложен. На 12 листах фиолетовой и беловато-сероватой бумаги сделаны композиции из разноцветных наклеек. Непревзойденный шедевр книжного искусства - рукодельная "Вселенская война" со стихами Крученых – беспредметные цветные аппликации рождают удивительный эффект радостного восхищения или своего рода апокалиптического праздника. “Вселенская война. Ъ. Цветная клей” Ольги Владимировны Розановой по известности уступает только книге Казимира Малевича "Супрематизм. 34 рисунка"(Витебск, 1920) и является “лебединой песней” всего творчества великой художницы – авангардистки. Примадонны русского авангарда: Розанова, Гончарова и Экстер, - подняли уровень беспредметного искусства в России на недосягаемую высоту!
Война. Слова А. Крученых. Резьба О. Розановой.Olga Rozanova «War» by Aleksei Kruchenykh. Only 100 copies. «Sviet», Petrograd, 1916. Linoleum cut and collage. 41,5х31 cm. One of very rare books of Russian Avant-Garde Art! More ...
Крученых А.Е. Война. Слова А. Крученых. Резьба О. Розановой. [Пг.], 1916. Типография т-ва газеты «Свет». 16 листов. Мягкие обложки-полупапка. На передней обложке — коллаж Ольги Розановой из 5 геометрических фигур. Размер обложек 41,5х31 см. Всего в папке: 9 линогравюр, 1 коллаж из 6 фигур и гравюр, 5 стихотворений-речевок и редкий лист — оглавление. Размер листов: 41х31 см. Тираж 100 экземпляров. По отзыву Е.Ф. Ковтуна: "Война" - глубоко оригинальная новаторская книга, не имевшая аналогий на Западе. Розанова была первым художником, применившим коллаж в художественном решении книги". У Н. Гурьяновой читаем: "Обложка альбома остается на сегодняшний день первым - и классическим - опытом супрематизма в печатной книжной графике". Одна из редчайших книг русского авангарда!
Крученых А., Алягров Р. (Роман Якобсон). Заумная гнига. Цветные линогравюры О. Розановой.Москва, тип. И. Работнова, 1915-1916. 36 с. 21 л. (10 листов текста, набранным резиновыми штампами, принадлежит А. Крученому, 1 лист – Р. Алягрову-Якобсону, 10 линогравюр – О. Розановой). Тираж 140 экземпляров. 22х20 см. Все тексты стихотворений напечатаны наборными резиновыми штампами красным цветом. Обложка набрана типографским способом; внизу - наклейка из бумаги красного («червонного») цвета в форме сердца (на многих экземплярах приклеена белая костяная пуговица). В технике коллажа из цветной бумаги, рядом с текстом, набранным резиновыми штампами, была исполнена и страница № 3. Характер бумаги и тоновое решение оттисков отличаются в разных экземплярах. В целом же это альбом цветных линогравюр, в котором на межгравюрных листах наборными штампами отпечатаны заумные стихи Крученых и Алягрова. В дальнейшем Ольга Розанова много использовала коллаж в своих изданиях. Как отмечают все искусствоведы «изюминка (фишка)» этой конкретной футуристической книги – пуговица!
1918. Василий Каменский. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ПОЭМЫ; А. Крученых. СТИХИ; Кирилл Зданевич, РИСУНКИ-КАРТИНЫ; А. Крученых. НАКЛЕЙКИ.Тифлис, 1917. 13 л., 2 литографии В. Каменского, 4 литографии с цветными наклейками К. Зданевича, 7 коллажей А. Крученых. Цена 25 рублей. 26,5х34 см. В создании книги приняли участие Василий Каменский, Кирилл Зданевич и Алексей Крученых, снабдивший ее не только своими стихами, но и оригинальными коллажами. На обложке красуется надпись «1918», хотя сама книга вышла в 1917 году и больше известна под названием «Железобетонные поэмы» Вас. Каменского. Как и многие книги футуристов, она стала экспериментальной площадкой для их начинаний. Здесь К. Зданевич сумел нарисовать поэмы В. Каменского, исполнив их в технике литографий в большой лист, украсив небольшими элементами цветной бумаги. 7 листов-коллажей А. Крученых стали классикой своего жанра. Книгу «1918» планировалось выпустить коммерческим тиражом, но, как часто бывает, средств на это не нашлось, и было изготовлено лишь несколько авторских экземпляров. Экстремальная редкость!
А. Крученых. Утиное гнездышко … дурных слов … Рис. и раскраска О. Розановой.Изд. Еуы. [СПб.]: Лит. Т-ва “Свет”, [1913] 22 л. Тираж 500 экз. Цена 40 к., раскрашен. - 2 руб. Текст и рисунки на одной стороне листа исполнены О. Розановой в технике литографии (карандаш). 19,5x14 см. Книга «Утиное гнездышко...», оформленная рисунками О. Розановой и ею же раскрашенная, вышла в декабре 1913 года тиражом в 500 экземпляров на толстой серой бумаге, первый и последний листы - белые. Об «официальности» свидетельствует один из вариантов печатной обложки, где указано: «Рис. и раскраска О. Розановой». Эта книга была полностью экспериментальной, так как в ней О. Розанова впервые в истории иллюминирования книг раскрасила не только иллюстрации, но и текстовые страницы, включая титульный лист, сделанный литографским способом на другой бумаге и впервые появившийся на литографированных изданиях футуристов. Все известные на сегодняшний день раскрашенные экземпляры этого издания имеют совершенно разную раскраску: одна из них типовая – розановская, другая, отличная от нее, по всей видимости, совместная с А. Крученых. В части тиража название книги напечатано на полосках белой бумаги и наклеено на обложку синего цвета.
Крученых А., Хлебников В. Тэ ли лэ.Текст и рисунки исполнены О. Розановой и Н. Кульбиным в технике цветного гектографирования в несколько красок; листы обрезаны неровно. СПб.: Типо-литография Т-ва "Свет", 1914 15 л.л. В мягкой издательской гектографированной обложке. Формат: 24,4x17,3 см. Тираж 50 экз. Одна из самых знаменитых и дорогих книг русского авангарда!
Василий Каменский. Танго с коровами: железобетонные поэмы.М.: Издание Д.Д. Бурлюка – издателя 1-го журнала русских футуристов, 1914. 18 л. Рисунки Влад. и Давида Бурлюков. 19,7х19,7 см. Тираж 300 экз. Цена 1 р. 10. Издание относится к разряду экспериментальных. Отпечатано на желто-цветастых обоях, имеет обескураживающее название и выпущено в виде неправильного пятиугольника. Основным достоинством этой удивительной книги стали «железобетонные поэмы» Каменского, оригинально оформленные и отпечатанные в стиле дадаизма: обложка и весь текст набраны с использованием разнокалиберных типографских литер, хаотично расположенных на плоскости печатного листа. Причем сделано это намного раньше, чем у дадаистов, которые уже позже использовали этот эффектный прием. Чрезвычайная редкость!
Василий Каменский, Андрей Кравцов. Нагой среди одетых.М.: Издание российских футуристов, [1914]. 18 л. (с обложками). Текст и рисунки отпечатаны на оборотной стороне обоев. Рисунки: возможно, это В. Каменский, В. и Д. Бурлюки, точно не известно. 19,8x19,8 см. Тираж 300 экз. Издание относится к разряду экспериментальных. Отпечатано на красно-цветастых обоях, имеет нудистское название и выпущено в виде неправильного пятиугольника. Общий фон цвета “бычьей крови”, на котором размещены эти “персонажи”, а также характерные “завитушки” в виде так называемых “огурцов” придают обоям столь ценимый Каменским “восточный” характер, вызывая в памяти набивные персидские ткани. Основным достоинством этой удивительной книги стали «железобетонные поэмы» Васи Каменского, оригинально оформленные и отпечатанные в стиле дадаизма: обложка и весь текст набраны с использованием разнокалиберных типографских литер, хаотично расположенных на плоскости печатного листа. Причем сделано это намного раньше, чем у дадаистов, которые уже позже использовали этот эффектный прием. Чрезвычайная редкость!
Писанка футуриста Сергея Подгаевского.Футурград [М.]: Издательство ЫГЭХАЫХЮ, [1914]. [4] с. с ил., 23x18,6 см. В 1914 году в Москве вышла брошюра под названием «Писанка футуриста Сергея Подгаевского», в которой ее автор, Подгаевский, заявил: «Нет больше блох и бездарных поэтов!» Критики немедленно опознали в нем подражателя А. Крученых. В самой известной книге «Писанка футуриста...» автор использовал в качестве коллажа вырезки из журнала «Вестник моды» и других изданий. Создавая свои рукодельные книги и открытки, Подгаевский применял в качестве иллюстраций цветные оттиски с резиновых штампов на бумаге различной фактуры. Весь тираж «Писанки футуриста...» представлен экземплярами с различными текстами, рисунками и наклейками. Фактически под одним названием получилось множество разных книг или вариантов одной и той же книги. Чрезвычайная редкость!
Альманах УНОВИС № 1. Витебск, 1920.52 листа, включая переднюю и заднюю обложки. 35,5х25,3 см. Эта книга построена коллективом графической мастерской Уновиса на станках Витсвомаса. Тираж 5 экз. В июне 1920-го года витебское объединение художников УНОВИС (Утвердители нового искусства), возглавляемое К. Малевичем, выпустило в пяти машинописных экземплярах ручного изготовления одноименный альманах, который содержал статьи, манифесты, декларации и рисунки наиболее активных и значимых членов объединения. Обращает на себя внимание непривычное по тем временам слово «построена» по отношению к книге - оно весьма красноречиво и говорит о том, что Лазарь Лисицкий, руководитель графической мастерской, подошел к созданию книги как к возведению реального сооружения. Совсем скоро такой подход обретет четкое терминологическое определение - «конструирование книги». Альманах был изготовлен ручным способом, путем наклейки на большие листы текстов статей, отпечатанных на пишущей машинке. Иллюстрации сделаны вручную акварелью или литографиями, раскрашенными от руки. Был также наклеен образец ткани с супрематическим орнаментом. Обложку и ряд композиций сделал и поместил в альманах Эль Лисицкий. Мизерный тираж объясняется полным отсутствием бумаги. Альманах был выпущен «тиражом» в пять экземпляров - по числу копий, которые могла сделать одна пишущая машинка. Тексты на печатной машинке перепечатала в основном Софья Михайловна Рафалович, супруга Малевича; в качестве иллюстраций в каждый раздел были помещены оригинальные рисунки, акварели, гуаши, черно-белые и цветные линогравюры, ноты, схемы, диаграммы, коллажи, документальные и репродукционные фотографии; самой непривычной «картинкой» стал образец ткани с супрематическим орнаментом. Альманах превратился, по сути дела, в великолепную инкунабулу уновизма. Однако Лисицкому виделось не уникальное издание, созданное вручную, - он был нацелен на выпуск книг массовыми тиражами, и поэтому Альманах завершался емким и лаконичным «Примечанием не к этой книге», где графиком-архитектором был обоснован теоретический подход к изданиям нового типа. На сегодняшний день известны два бесспорных экземпляра Альманаха: один, некогда принадлежавший Лисицкому, хранится в Рукописном отделе Третьяковской галереи (поступил туда в 1959 году вместе с другими материалами из наследия художника), другой - в труднодоступном частном собрании (по слухам, он был подарен нынешнему владельцу дочерью Д.П. Штеренберга) и затем от его наследников попал в зарубежное частное собрание. О судьбе остальных экземпляров сведений нет. Легендарное белорусско-еврейско-русское издание. Несусветная чрезвычайная редкость!
Малевич К. О новых системах в искусстве. Статика и скорость. Установление А.Витебск: работа и издание Артели художественного труда при ВИТСВОМАСе, 1919. [18 л.] 32 с., 3 л. ил., схем. Первая и четвертая страницы обложки: Л. Лисицкий. Бумага; печать. 25,5х19 см. "Ниспровержение старого мира искусств да будет встречено на ваших ладонях". Тираж 1000 экз. «Мы не можем победить природу, ибо человек - природа. Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное»,- Казимир Малевич. Брошюра была отпечатана литографским способом учащимися Витебского народного художественного училища.
К. Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. Уновис. Витебск, 1920.Матюшин М.В. «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний». Справочник по цвету.М.-Л., «Изобразительное искусство», 1932. 4 складные тетради с 30-ю таблицами в издательской папке. С предисловием М. Эндер, которое было несколько политизировано, доказывая нужность данного Справочника. Тираж 400 экз. 12,8х17,8 см. Тетради в раскладном виде: от 12,5х143 см. до 12,4х107 см. Чрезвычайная редкость!
Лисицкий, Элиэзер & Бродерзон, Мойша. “Пражская легенда”, или более официальное, но малоизвестное среди "книжников" название Sikhes Khulin (Мирская беседа).Москва, “Наше искусство”, Shamir, апрель 1917. Свиток (мегилла) с раскрашенными от руки литографиями, подписанный в 1918 году и Лисицким (художник) и Бродерзоном (автор). Клише и печать - Ю. Вельман. Ширина свитка: 22, 8 см. Длина: 4 м. 13 см. Как и в церковно-славянской рукописи, можно говорить о числе строк на листе: их 20. В свитке всего 17 отдельных и двойных колонок (можно назвать их и листами): титул, 15 ил. и так называемый колофон (концовка-эмблема). Тираж «Пражской легенды» был невелик — всего 110 экземпляров. 20 экземпляров Лазарь Лисицкий раскрасил от руки. Сохранилось их и того меньше (но, как говорят острословы, по миру гуляет не меньше 25 сомнительных). Их выполнили в виде свитка, склеенного из отдельных листов, который, наподобие Торы (так евреи называют Пятикнижие Моисея — начальную часть Библии), был заключен в дубовый ковчег-футляр (очень похожий на гробик) с парчовыми шнурами. На ее титульном листе изображены фигуры живописца, держащего палитру и кисти, и писателя со свитком в руках и пером, заткнутым за ухо. В художнике легко угадывается автопортрет Лисицкого, а в образе писателя - портретные черты автора поэмы. Характерно, что и тот и другой изображены «благочестивыми евреями», с бородами и в хасидской одежде. Их «анахроническому» облику соответствует и оформление издания: часть тиража была выполнена в традиционной для еврейской письменности форме свитка (мегилла), а ее текст был переписан профессиональным еврейским писцом (сойфером). Свитки были раскрашены от руки, и для них изготовлены декоративные деревянные футляры и парчовые чехлы. К этому следует добавить, что и сама поэма представляет собой стилизацию средневековых еврейских сказаний, а ее сюжет заимствован из идишского фольклора. Одна из самых дорогих книг Еврейского Ренессанса первой трети XX века! Чрезвычайная редкость!
Лисицкий, Элиэзер. Хад-Гадья (Козочка).Еврейская народная сказка (еврейская пасхальная песенка из Аггады, сакрального текста, зафиксировавшего ритуал пасхального Седера правоверных иудеев.). Киев, Культур-Лига, 1919. Пояснительный текст на идиш. Складная литографированная обложка 67,5х29 см., напечатанная с двух сторон, титул-цветная автолитография и 11 цветных иллюстраций-цинкографий. 27,5х25,7 см. Тираж 75 экз. Одна из самых дорогих книг Еврейского Ренессанса первой трети XX века! Чрезвычайная редкость!
Два издания проунов Эль Лисицкого.
1. Эль Лисицкий. «Проуны». Proun-mappe. Папка из 11 автолитографий. Москва, Уновис, 1921. Формат листов и самих проунов разный: Проун 1 -34,2х44,6 см.; 25,6х33,7 см. Проун 1А "Мост" - 35,1х45,4 см.; 17х30 см.Проун 1Е "Город" - 35,5х45,6 см.; 22,6х27,5 см. Проун 2В - 35,8х45,4 см.; 20,2х26,2 см. и т.д. Величайшая редкость, пожалуй, одно из самых дорогих русских изданий! Уже давно продаётся на мировых аукционах только отдельными листами.
2. Эль Лисицкий. Папка проунов. («Папка Кестнера» Kestner-Mappe, Hannover, Kestner-Gesellschaft). Ганновер, Кестнергезельшафт, 1923. Папка с 6 автолитографиями в большой лист, подписанных в правом нижнем углу El Lissitzky графитным карандашом автором. Тираж 50 экз. Титульный лист с проставленным в ручную красной тушью номером экземпляра и росписью El Lissitzky в правом верхнем углу. Формат папки: 60,6х44,5 см. - бумага серая, литография, коллаж. Формат листа: 59,8х44 см. Уже давно продаётся на мировых аукционах только отдельными листами. Величайшая редкость, пожалуй, одно из самых дорогих русских изданий!
Эль Лисицкий. Папка литографированных "фигуринов" (Figurinenmappe).Цветная автолитографическая серия "Пластическое оформление электромеханического спектакля "Победа над Солнцем". Ганновер, 1923. Lissitzky El. Die plastische Gestaltung der elektro-mechanischen schau "SIEG ÜBER DIE SONNE", Hannover, Rob. Leunis and Chapman GMBH, 1923.Тираж всего 75 нумерованных экземпляров. 10 листов (wove paper) 55х47 см. подписаны карандашом самим Эль Лисицким. К папке прилагается лист с описанием электро-механического шоу. «Победа над Солнцем» (1913) — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Либретто написал А.Е. Крученых, музыку - М.В. Матюшин, стихотворный пролог - В.В. Хлебников.
Эл Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти построениях.Берлин, Skythen Verlag - монтировано автором для книгоиздательства «Скифы», печатано в Лейпциге в типографии Габерланда, 1922. 12 листов, включая переднюю и заднюю часть обложки. В издательской литографированной обложке. 28х22,4 см. Первое издание. Пятьдесят экземпляров этого издания именные и нумерованные. 12-ти листовая книга состоит всего из шести литографированных «построек» плюс четырех полос тестовых композиций и является единственным примером супрематических иллюстраций в детской книге. Ее содержание — зарождение нового мира и борьба со старым. Черный квадрат олицетворяет пластическую систему Малевича, красный — Лисицкого. Между учителем и учеником также происходила теоретическая борьба, она выражена в иллюстрациях — в конфликте между Черным и Красным квадратами. Книга заканчивается утверждением Красного квадрата. Как известно, было еще второе факсимильное издание журнала “De Stijl”, напечатанное в Hague в этом же 1922 году и полностью идентичное вышеописанному. В ноябре 1997-го галерея Gmurzynska на ярмарке Арт-Кельн продала оригинал макета книги «Сказ про два квадрата» (1922) из коллекции Харджиева за сумму около $ 1 млн., причем никто не сомневался, что этот Лисицкий — из архива Н. Харджиева. Графика Эль Лисицкого хранится и выставляется в крупнейших музеях мира: в Гуггенхейме, музее Людвига, галерее Тейт, нью-йоркском MoMA, Институте Гетти, московской ГТГ.
Кандинский В. Стихи без слов.Альбом миниатюрных гравюр. Москва, учебная мастерская Строгановского училища, 1903. Черно-белые гравюры на дереве. 16 листов темно-серого картона сшитые вручную. Листы обрезаны неровно. В издательской обложке. 33х25,5 см. Один из самых заметных и значительных циклов В.В. Кандинского — «Стихи без слов» (1903—1904), отпечатанные в Москве и опирающиеся на образцы символистской культуры наших мирискусников под непосредственным влиянием немецкого поэта-символиста С. Георге, которые поражают тонким лиризмом и музыкальностью.
Кандинский, Василий и Марк, Франц. “Голубой всадник”. Альманах.Wassily Kandinsky und Franz Marc. „Der Blaue Reiter”. Munchen, Luxus-Ausgabe, R. Piper and Co. Verlag, 1912. 140 с. с ил. Первое издание. Тираж 1200 экз. В мягкой издательской цветной литографированной обложке. Были уникальные экземпляры из числа 50-ти, так называемых deluxe edition of 50 с подписанными самими авторами гравюрами (автогравюрами) и в голубом издательском марокеновом переплете с тиснением золотом на крышке и корешке. Виньетка на верхней крышке по рис. В. Кандинского. Формат в 4-ю долю листа: 29,5x22,4 см. Такой комплектный экземпляр должен содержать 4 подписанные гравюры в цвете, 137 репродукций с картин немецких и французских художников, 8 виньеток Кандинского, Марка, Кирхнера и Хекеля, 3 репродукции с цветной музыкальной партитурой Шенберга, Берга и Веберна, титул и тексты на немецком языке Ф. Марка, Д. Бурлюка, А. Макка, А. Шенберга, Р. Аллара, Ф. фон Гартмана, Э. фон Буссе, В. Кандинского, Л. Сабанеева и Н. Кульбина. Издано на разных типах бумаги, что также учитывается коллекционерами. Считается, что еще существует 10 музейных экземпляров с настоящими рисунками, но в продажу они никогда не поступали! Скорее всего это из разряда библиофильских легенд … Поэтому часто пишут общий тираж deluxe edition, равный 60. Второе издание вышло там же в 1914 году. По цене оно сильно уступает первому изданию. Цена на издание deluxe еще в 70-е годы XX века достигала 10000 марок. Сейчас в разы больше. Очень важная программная работа в истории мирового и российского авангардного искусства!
Kandinsky, Wassily. "Klange" (“Звуки”).Мюнхен, Piper & C°, 1913. Сборник стихов. 56 гравюр на дереве, как ч/б, так и цветных, 25 из которых в тексте. 38 стихотворений на немецком языке, некоторые в прозе, написанные в 1908-12 гг. В издательском картонаже: 28х28 см. Листы: woodcut, 22x22 см. Тираж 300 экземпляров на голландской бумаге. Экспрессивно-беспредметные графические композиции несомненно украсили немецкую книгу стихов Кандинского “Звуки”.
Кандинский, Василий. Маленькие миры.
5х5=25. Выставка живописи, сентябрь 1921 г. Каталог-манифест.Москва, 1921. Гуашь, карандаш, гравюра на линолеуме. Этот буклет с титулом и обложками состоит из 12 листов. Все экземпляры разного размера, авторские, сделанные от руки участниками выставки, проходившей в 1921 году в клубе В.С.П. (Всероссийского союза поэтов), Тверская, 18. Размеры некоторых экземпляров: 21,5х12; 22х12,7; 17,7х11,2 см. Тираж 25 экземпляров. Чрезвычайная редкость, во всем мире известно не более 12 экземпляров!
А. Крученых. Помада. Рис. Ларионова.М.: Изд. Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, [1913]. 16 л., 15,4x10,9 см. Тираж 480 экз. (Книжная летопись, № 5548, 18-25 февраля) Литографированный текст, исполненный М.Ф. Ларионовым, отпечатан на одной стороне листа. Литографии (тушь, кисть) обрезаны и наклеены на листы фольги оранжево-золотистого оттенка. Обложка из бумаги ярко-малинового цвета. В 25 экземплярах литографии раскрашены автором акварелью (Н. Харджиев). Считается первой раскрашенной литографированной книгой русских футуристов!
Larionow. Voyage en Turquie. 32 gouaches. 1907-1909. Reproduites au pochoir au format et sur papier des originaux.Paris. L’Etoile Boitante. 1928. Ларионов. «Путешествие в Турцию». Альбом пошуаров. Париж, Этуаль-Буатан, 1928. 32 пошуара. Бумага, трафарет, шелкография, гуашь. Печать гуашью, в формате оригиналов на кремово-матовой бумаге. В картонажной папке с печатной наклейкой на передней крышке. Формат: 41,5х29,5 см. Пошуары: 32,8x25,3 см. Тираж 30 экз. Полные комплектные экземпляры являются величайшей редкостью! Архив продаж этой папки незначителен. Экземпляр профессора Н.Л. Окунева, Прага продавался на Сотбис 10.06.2009, lot № 399. При оценке 30,000 — 50,000 GBP, лот был продан за 31,250 GBP. Это в переводе на доллары всего около $51 260. Конечно, очень слабый результат для такой уникальной комплектной позиции и его можно списать на разгар мирового экономического кризиса …
Гончарова Н.С. Мистические образы войны.14 литографий в желтой издательской папке. На обороте тит. л.: Право издания принадлежит Н.С. Гончаровой. М.: Изд. В.Н. Кашина, 1914. Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко. [16] л.; 27,8х36,2 см. По воспоминаниям профессора А.П. Лангового (История моего собрания картин и знакомства с художниками. – ОР ГТГ, 3. 319, с.20) 4-ре альбома, подаренных художницей Грабарю, Ал. Бенуа, доктору Трояновскому и Ланговому, имели по одной литографии, раскрашенной от руки самой художницей.
16 рисунков Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова.[М., 1913]. 17 литографий (тушь, № 5,8,11-12 — карандаш) в специальной папке фабричного изготовления с 2-мя литографированными наклейками спереди. 32x16 см. О тираже папки не сохранилось никаких сведений. Папка литографий «16 рисунков Н. Гончаровой и М. Ларионова» редка из-за того, что была составлена из листов литографий, оставшихся на момент создания папки от других изданий. К этой папке были добавлены лишь две литографии Н. Гончаровой «Жатва» и «Дева на звере» и две работы М. Ларионова «Кацапская Венера» и «Женщина с птичкой», созданные специально для этого издания и ранее не публиковавшиеся. На сегодняшний день известно о совсем небольшом количестве экземпляров. Возможно, что эта папка литографий вообще не существовала как тиражное издание. Чрезвычайная редкость!
6 литографий Гончаровой к стихам Чурилина.[М.]: Лит. т-во Кушнерев и К°, 1912. 8 листов в издательской папке. Размер листов: 20,5x18,3 см. Цикл литографий к стихам Тихона Чурилина был создан в 1912 году, в то время как сама книга вышла в свет только в 1915 году. Тихон Васильевич Чурилин (1885-1946) был человеком сложной судьбы («сумасшедший поэт вне группировок»), два года (1910-1912) он провел в психиатрической клинике и позже назвал это время «двумя годами духовной смерти». "Восковая с лиловой" и саван смерти над безмолвным апокалипсическим пейзажем – модная тема декоданса тех лет. Гончарова фантастически проникновенно справилась со своей задачей!
Сергей Бобров. Вертоградари над лозами. Сборник стихов. С 10 цветными double-page-автолитографиями Н.С. Гончаровой. Обложка и фронтиспис ея же.Mосква, "Лирика", MCMXIII. [1] л., [1] л. илл.162, [6] с. с рекламой, 10 л.л. илл. Ц. 1р.50к. Тираж 500 экз. Из общего количества экземпляров, 50 авторизованных, нумерованных. Цена авторизованного экземпляра 3 р. Книга отпечатана 20 мая 1913 года в типографии В.И. Воронова для книгоиздательства «Лирика». В мягкой издательской обложке. 18х11,5 см. На с. 162 после списка литографий: Отпечатаны литографией т-ва И.Н. Кушнерев и К° в Москве. Фронтиспис и обложка Наталии Гончаровой. Клише Ю. Велъмана. Печать обложки его же. На последней странице: Книга отпечатана 20 мая тысяча девятьсот тринадцатого года типографией В.И. Воронова для книгоиздательства “Лирика”. Обложка — рис. Н. Гончаровой [птица], цинкография, оттиск золотой краской. Фронтиспис — рис. Н. Гончаровой (люди, несущие виноград), цинкография. Это издание вышло в двух вариантах: первый, авторизованный вариант – тиражом 50 нумерованных экземпляров, подписанные авторами – Сергеем Бобровым или Наталией Гончаровой и, как правило, это была дарственная надпись своим друзьям и знакомым. Второй вариант обычный – тиражом в 450 экземпляров. Первая книга поэта и при этом техника цветной литографии в оформлении футуристической книги была применена впервые. Сами двустраничные рисунки Наталия Сергеевна исполнила в стиле восхитительного лучизма.
Гончарова, Наталья Сергеевна. 13 листов из альбома пошуаров театральных эскизов к балету Л. Мясина “Литургия”.Лозанна, 1915. Проект в рамках дягилевской антрепризы из “Русских сезонов”, не осуществлен. Датировка папки оспаривается: кто-то пишет 1915, а кто-то - 1927. Очень яркие иллюстрации выполнены в графической технике трафаретной печати (шелкографии) и все подписаны карандашом латиницей автором. Тираж папки составлял 35 экземпляров. Folio. Почти все листы имеют разные размеры. Некомплектный экземпляр! Искусствоведы говорят о 14-16 листах. В каталоге “Художники русского театра” Никиты Лобанова - Ростовского описано 14 листов. Там же приведены и их изображения. Оригиналы рисунков на библейские темы, писанные гуашью, были исполнены автором в 1915 году. Сотбис. 27 ноября 2007 года. Russian Art and Painting. Лондон. Лот № 209. Уход: £86900. Гончаровская сюита пошуаров “Литургия” – лучшая из её работ по оформлению дягилевских балетов, основанных на русских фольклорных образах. В России официальная церковь ополчилась на художницу за вольную трактовку евангелистических сюжетов. 25 марта 1910 года полиция наложила арест на картину Гончаровой "Бог" - лапидарно-скульптурное изображение идола, восходящее к половецким "каменным бабам". Картина была выставлена в Московском литературно-художественном кружке под руководством Валерия Брюсова. Через 4 года картина повторилась: на вернисаже выставки Гончаровой в Петербурге произошёл новый конфликт: церковная цензура обвинила художницу в "кощунственной" трактовке религиозного сюжета. По указанию обер-прокурора синода с выставки были сняты четыре холста, составляющие общую декоративную композицию "Евангелисты", а также картина "Изгнание из рая". В Европе всё было с точностью до наоборот! Публику восхитила примитивисткая трактовка художницей религиозных сюжетов. В конспекте доклада В. Маяковского "Что делает Париж?", прочитанного в Москве 27 декабря 1922 года, есть следующая запись: "Из русских художников в "моде" Гончарова - у Дягилева!"
Гончарова, Наталья Сергеевна. 14 театральных портретов 1915-1916.Goncharova N. 14 portraits theatraux 1915-1916. Альбом пошуаров. Paris, “La Cible” - "Мишень", 1916. Очень яркие иллюстрации выполнены в графической технике трафаретной печати (шелкографии) и все подписаны латиницей автором. Тираж папки с 14-ю графическими листами и титулом составлял 35 экземпляров. Формат листов: 37х27,3 см.(13) и 28,5х23,2 см. (1). Формат папки: 40х29,8 см. Комплектный экземпляр!
Гончарова Н., Ларионов М. Современное театральное декоративное искусство.Gontcharova, Larionow. L’art decoratif theatral moderne. Париж,"La Cible" – “Мишень”, 1919. 7-18 с. 2° (47,5x32,5 см.). Автор текста Валентин Яковлевич Парнах (1891-1951), который, как и А.П. Чехов, родился и вырос в Таганроге. Издание включает в себя 8 пошуаров, 8 иллюстраций, 5 из которых цветные литографии, и 11 репродукции в тексте (6 пошуаров и 4 цв. илл. Ларионова; 2 пошуара и 4 цв. илл. Гончаровой). Мягкая издательская обложка. Общий тираж 515 экземпляров, из коих 100, по французской библиофильской традиции, – De Luxe, на особой бумаге и подписанные художниками. При этом есть и 15 экземпляров «hors commerce». Два самых известных рисунка из этого альбома "Механический костюм павлина" Ларионова и "Испанский костюм" Гончаровой - связаны с неосуществленными постановками в дягилевской антрепризе, в которой сразу после отъезда из России работали оба художника. Они ярко представляют то декоративное направление, в котором развивалось во второй половине 1910-х годов творчество Ларионова и Гончаровой. Близость к формам, характерным для поздней, уже переходившей в арт-деко стадии европейского кубизма, позволившая итальянскому футуристу Ф. Деперо даже упрекнуть Ларионова в плагиате, свидетельствовала о постепенном отходе от ярко выраженных форм национального примитива (лубка), свойственных творчеству художников в более ранний русский период. Публика жаждала перемен, и она их получила!
Графика казанского авангарда. «Всадник». Графический альманах. №№ 1,2,3.Графика: М. Андреевской, В. Вильковиской, А. Платуновой, И. Плещинского, Н. Шикалова, Д. Федорова, С. Федотова, К. Чеботарева и М. Меркушева. Авторские оттиски. Изданы в количестве 30/50–ти нумерованных экземпляров. 19, 13 и 15 планшей, соответственно. Все оттиски исполнены собственноручно авторами в Графической мастерской Казанских государственных художественных мастерских. Издание графического коллектива Казанских художественных мастерских. Обложка и марка издания гравюры на линолеуме И. Плещинского. Казань, 1920-1922. В мягких издательских обложках. Формат: 29х23, 21х20, 27х21 см. Уникальный комплектный экземпляр (всё, что выходило) очень хорошей сохранности. Музейный уровень!
«Всадник». Графический альманах. №1. Графика: М. Меркушева, И. Плещинского, Н. Шикалова, Д. Федорова. Авторские оттиски. Изданы в количестве 30-ти нумерованных экземпляров. Издание сброшюровано А. Бутиным. Текст печатан в 5-й Государственной типографии. Издание графического коллектива Казанских художественных мастерских. Обложка и марка издания гравюры на линолеуме И. Плещинского. Вступительная статья «Геройству будней» Н. Шикалова и И. Плещинского. Казань, 5-я Государственная типография, 1920. 4, [2], 19 plts. на отдельных листах, из коих 5- И. Плещинского (одна – офорт на цинке и 4- литографии), 5 – Н. Шикалова (3- гравюры на линолеуме, одна – офорт на цинке и одна – офорт акватинтой), 5 – Д.Федорова (гравюры на линолеуме) и 4 – Н. Меркушева (линолеум), и 4 наклеенных виньетки (линолеум) работы Н. Шикалова. В мягких издательских обложках. Формат: 29х23 см. «Всадник». Графический альманах. №2. Графика: М. Андреевской, В. Вильковиской, А. Платуновой, И. Плещинского, Н. Шикалова, Д. Федорова, С. Федотова и К. Чеботарева. Авторские оттиски. Все оттиски исполнены собственноручно авторами в Графической мастерской Казанских государственных художественных мастерских. Изданы в количестве 50-ти нумерованных экземпляров. Издание графического коллектива Казанских художественных мастерских. Обложка и марка издания гравюры на линолеуме И. Плещинского. Вступительная статья секретаря коллектива П. Корнилова. Председатель коллектива К. Чеботарев. Казань, 1921. [2], 13 plts. на отдельных листах, из коих одна – М. Андреевской (гравюра на линолеуме), одна – В. Вильковиской (гравюра на дереве), одна – А. Платуновой (гравюра на линолеуме) , 3 – И. Плещинского (литография), одна – Н. Шикалова ( в технике мягкого лака), 2 – С. Федотова (литография) и 2 – К. Чеботарева (одна литография и одна гравюра на линолеуме) и 1 наклеенная на титул виньетка (марка издания) работы И. Плещинского. 2 пустых бланка в конце перед содержанием. В мягких издательских обложках. Формат: 21х20 см. «Всадник». Графический альманах. №3. Графика: В. Вильковиской, А. Платуновой, Д. Федорова, с. Федотова и К. Чеботарева. Авторские оттиски. Изданы в количестве 50-ти нумерованных экземпляров. Издание графического коллектива Казанских художественных мастерских. Обложка и марка издания, наклеенная на титул, гравюры на линолеуме И. Плещинского. Вступительная статья секретаря коллектива П. Корнилова. Председатель коллектива К. Чеботарев. Казань, 1922. [2], [2], 15 plts. на отдельных листах, из коих 4- В. Вильковиской (гравюры на линолеуме), 3 – А. Платуновой (гравюры на ленолеуме), 2 – Д.Федорова (литография), 3 – С. Федотова (гравюры на линолеуме) и 3 – К. Чеботарева (сухая игла), и 2 наклеенных виньетки: заставка (гравюра на дереве) работы В. Вильковиской и концовка (гравюра на линолеуме) работы А. Платуновой. В мягких издательских обложках. Формат: 27х21 см.
Маяковский В. Я! [Стихотворения]. Рис. Чекрыгина и Л.Ш.М: [Изд. автора, май 1913]. 15 л. ил., 1 л. портр. В издательской литографированной обложке по рисунку самого Маяковского. 24х17,5 см. На с. 4 обл.: Изд. Г.Л. Кузмин и С.Д. Долинский. Тираж 300 экз. Литографированный текст исполнен В. Чекрыгиным. Литографии отпечатаны на одной стороне листа. Первая книга поэта! Чрезвычайная редкость!
Маяковский В.В. Советская азбука. М., 1919.Издание автора. [Москва], тип. Строгановского училища , [1919]. 30 с., с ил. В издательской литографированной обложке: с подкраской последней буквы А в слове азбука акварелью автором в части тиража. Внутренняя часть азбуки также напечатана литографским способом. Буквы алфавита исполнены в виде заглавных буквиц и также в части тиража подкрашены автором акварелью и чернилами. Напечатана на очень "кислотной" и "ломкой" бумаге. Несмотря на большой тираж, о чем сообщает сам В. Маяковский, она стала редкой, поскольку раскрашенная часть тиража бесплатно выдавалась уходящим на фронт красноармейцам и курсантам. Судьба же книг, бесплатно попавших на фронт, очевидна - они использовались бойцами совсем по другому назначению. 24,5х19,2 см. Входит в золотой фонд полиграфической культуры России. Пожалуй, самая дорогая из современных русских азбук. Величайшая редкость!
Маяковский В.В. Солнце. Поэма. Москва-Петербург, 1923. |