Война. Слова А. Крученых. Резьба О. Розановой.
Olga Rozanova «War» by Aleksei Kruchenykh. Only 100 copies. «Sviet», Petrograd, 1916. Linoleum cut and collage. 41,5х31 cm. One of very rare books of Russian Avant-Garde Art! More ...
Крученых А.Е. Война. Слова А. Крученых. Резьба О. Розановой. [Пг.], 1916. Типография т-ва газеты «Свет». 16 листов. Мягкие обложки-полупапка. На передней обложке — коллаж Ольги Розановой из 5 геометрических фигур. Размер обложек 41,5х31 см. Всего в папке: 9 линогравюр, 1 коллаж из 6 фигур и гравюр, 5 стихотворений-речевок и редкий лист — оглавление. Размер листов: 41х31 см. Тираж 100 экземпляров. По отзыву Е.Ф. Ковтуна: "Война" - глубоко оригинальная новаторская книга, не имевшая аналогий на Западе. Розанова была первым художником, применившим коллаж в художественном решении книги". У Н. Гурьяновой читаем: "Обложка альбома остается на сегодняшний день первым - и классическим - опытом супрематизма в печатной книжной графике". Одна из редчайших книг русского авангарда!
Розанова, Ольга Владимировна (1886-1918). Родилась в г. Меленки Владимирской губернии. Училась в худож. студиях К.Большакова, К.Юона, в СХПУ в Москве (1904-10), в частной школе Е.Н.Званцевой в Петербурге (1911). Член объединений «Союз молодежи» (с 1911), «Супремус» (1916). Экспонент выставок: Международной выставки свободных футуристов в Риме (1914), «Трамвай «В», «0.10» (обе - Петроград, 1915), «Бубновый валет» (Москва, 1916, 1917), «Магазин» (Москва, 1916) и многих других. В 1918 работала в Отделе ИЗО Наркомпроса и Пролеткульта. Умерла в Москве от дифтерии. Живописец, график. Одна из наиболее одаренных и самобытных мастеров русского авангарда. В ее творчестве отразились все новейшие искания пионеров авангарда (неоимпрессионизм, неопримитивизм, фовизм, кубо-футуризм, супрематизм). Одна из авторов манифеста «Союза молодежи», иллюстрирует книги « будетлян» - Велимира Хлебникова и Алексея Крученых. Интересовалась вопросами народного искусства. Высшего напряжения дух творческого эксперимента достигает в книжных работах Ольги Владимировны Розановой. Она как бы принимает эстафету из рук Гончаровой, исполнившей в 1913 году свою последнюю литографированную книжку. С этого времени Розанова становится активнейшей участницей многих футуристических изданий. Художница, не менее одаренная, чем Гончарова, талантливый живописец и график, оставивший глубокий след в истории русского предреволюционного эстампа, Розанова все еще ждет своего «открытия». О ней писали давно и немного. В 1912 году, переехав из Москвы в Петербург, Розанова вступает в «Союз молодежи», экспонирует работы на его выставках. Тогда же начинается ее книжно-иллюстрационная деятельность. В первых книжках Розановой заметна некоторая зависимость от Гончаровой. Она видна, например, в обложке сборника «Бух лесинный» (1913). Изображенные здесь звери своей характерной причудливостью напоминают гончаровских из сборника «Мирсконца». Во втором издании «Игры в аду» (1914) эта зависимость перерастает в подражание, вплоть до повторения ошибок первого издания, - рисунки Розановой тоже помещены у корешка страницы. В рисунках варьируется странный мир чертей, ведьм и чудовищ, который раскрыла Наталья Гончарова в первом издании книги. Только обложка Малевича придает книге неповторимый, запоминающийся облик. Однако и в этих первых книжках встречаются рисунки, исполненные с розановской пластической энергией. Таков «Взрыв» из сборника Крученых «Взорваль» (1913), остродинамичный, построенный на характерном для художницы резком, волевом столкновении черного и белого. Важной для книжного искусства Розановой была работа над сборником «Утиное гнездышко... дурных слов» (1913). Здесь она ни за кем не следует, выдвигая такие проблемы, которые никем до нее не ставились, открывая для художника книги совершенно новое поле деятельности. В «Утином гнездышке...» Розанова отвела иллюстрации, вернее цветовому решению книги, особую роль. Черные рисунки и рукописный текст напечатаны на серой бумаге. Раскрашены не только иллюстрации, но и текстовые страницы. Розанова дает как бы цветовую партитуру стихов с акцентами на страничных иллюстрациях, где цвет и живописный образ приобретают доминирующее значение. Художница сама увлеченно писала стихи, и были моменты, когда ей казалось, что поэзия может поглотить ее целиком: «Моя поэзия завела меня так далеко, - писала она Крученых, - что я начинаю опасаться за свою живопись... А что, если я вдруг с живописи перейду на поэзию?».. Ольга ... Сознательно избегая “бытовизма” в своих воспоминаниях, Алексей Крученых упоминает её имя лишь дважды. Тем не менее, Розанова была ближайшим другом Крученых в 1913-18 гг. и его возлюбленной. В силу своих анархических взглядов они никогда не состояли в официальном браке. “Первой художнице Петрограда О. Розановой” посвящает Крученых в 1913 г. в начале совместной работы с нею свою книгу “Возропщем”. Их диалог не прекращался в интимной переписке, критических статьях и созданных ими “рукотворных” книгах. В июне 1913 г. вышли “Бух лесиный” и первое издание “Взорваль”, в котором литографии Розановой соседствовали с работами Кульбина, Малевича и Гончаровой. Переиздание этой книги появилось в конце того же года, одновременно с “Утиным гнездышком... дурных слов” (1913). В1914 г. были опубликованы “Тэ ли лэ” и второе издание “Игры в аду”, тогда же Розанова закончила работу над серией линогравюр на темы игральных карт (впоследствии эта серия вошла в качестве иллюстраций в “Заумную гнигу”). Помимо этого она участвовала в оформлении “Черта и речетворцев” (1913) и “Стихи Маяковского” (1914). В 1916 г. Розанова выпустила альбом цветных линогравюр “Война” на стихи Крученых, тогда же под его влиянием она обратилась к заумной поэзии. Подробнее об их сотрудничестве см.: ГУРЬЯНОВА Н. Алексей Крученых и Ольга Розанова: О взаимовлиянии поэзии и живописи в русском авангарде. Europa Orientalis. 11.1992.1. с. 49-108.
В 1916 году Розанова в соавторстве с Крученых создает гравированную книгу-альбом «Война». Она гравировала на линолеуме только несколько текстов Крученых, остальные, к сожалению, отпечатаны типографски. В названии и теме художница как будто следует Гончаровой, которая в 1914 году выпустила литографский альбом «Мистические образы войны», но этим и ограничивается сходство. В гравюрах этой книги нет и намека на стилизацию, сильно затронувшую листы гончаровского альбома. «Война» Розановой - глубоко оригинальная новаторская книга, не имевшая аналогий на Западе. Харджиев сообщает, что художница считала это издание своим высшим достижением в «печатном творчестве». Монументальная в своем решении обложка книги исполнена Розановой в технике линогравюры (текст) и коллажа (цветные наклейки супрематического характера). Розанова была первым художником, широко применившим коллаж в художественном решении книги. В одной из иллюстраций к «заумным» стихам Крученых - «Аэропланы над городом» -художница соединяет в единую композицию линогравюры, изображающие аэропланы, падающего авиатора и беспредметные цветные купажи. Все это наклеено на серый лист картона. Ее купажи перерастают в сложные коллажи, возникает синтетический образ, эмоционально напряженный благодаря активности цветовых включений, контрастирующих с черно-белыми гравюрами. Ярко-синяя наклейка вызывает в подсознании впечатление неба, в котором плавают аэропланы. Такой же эмоционально-образной ассоциативностью обладает и алый цвет, на который надвинулся, как померкшее солнце, черный круг наклейки. Опасно переводить на язык слов подспудное и на самом деле несказуемое действие этих цветных коллажей Розановой, но именно они включают гравюры в какой-то новый и высший образный синтез. Так же трудно передать острое чувство пространственности, которое вызывает соединение в едином образе беспредметных и фигуративных элементов. Эта особенность предвосхищает впечатление от позднейших постсупрематических холстов Малевича или живописных работ Матюшина, в которых конкретное и природное соединено с беспредметным. Чуткий художник, Розанова подобна барометру, который предсказывает нескорую перемену погоды. Этот гравюрный цикл Розановой был протестом против мировой бойни, отрицанием милитаризма, подтверждающим отвращение русских футуристов к культу войны как «гигиены мира», который проповедовал Маринетти. Розанова во многом предвосхитила ту трактовку образов современной войны, которую можно встретить гораздо позже, например в «Гернике» Пикассо...