5х5=25. Выставка живописи, сентябрь 1921 г. Каталог-манифест.
Москва, 1921. Гуашь, карандаш, гравюра на линолеуме. Этот буклет с титулом и обложками состоит из 12 листов. Все экземпляры разного размера, авторские, сделанные от руки участниками выставки, проходившей в 1921 году в клубе В.С.П. (Всероссийского союза поэтов), Тверская, 18. Размеры некоторых экземпляров: 21,5х12; 22х12,7; 17,7х11,2 см. Тираж 25 экземпляров. Чрезвычайная редкость, во всем мире известно не более 12 экземпляров!
5 участников выставки с таким оригинальным названием (5 участников изготовили по 5 каталогов): Александра Экстер, Любовь Попова, Александр Родченко, Варвара Степанова (ВАРСТ) и Александр Веснин. Каждый из них изготовил вручную, без участия печатного станка, по пять авторских экземпляров каталога этой выставки, что и составило тираж 25 экземпляров. При этом и эти 5 экземпляров каждого автора значительно отличались друг от друга обложками и оригинальными иллюстрациями. Общим для всего тиража стал только текст, отпечатанный на пишущей машинке.
Выставка "5х5=25" показала эволюцию молодых художников от станковой живописи к "цветоконструкциям", "конструкциям пространственных сооружений" и далее к дизайну, создание рисунков для текстиля и моделей одежды, эскизам интерьеров и полиграфическим работам. Вплоть до 1922 года абстрактное искусство в новой России развивается словно в безвоздушном пространстве – практически при полном молчании критики. Так, например, лучшим «профессиональным защитником» этого искусства был Николай Пунин, но и его статьи в этот период оставляют желать лучшего!
Осип Брик в одной из статей, кнутом демагогических аргументов буквально стегая постулаты беспредметного авангарда, задает вопрос: «Что делает сапожник? – Он делает сапоги. Что делает художник? – Он ничего не делает, он творит. Это не понятно. Это подозрительно …» Незаметно происходит в общественном сознании формирование платформы для новой идеологии, а борьба между различными течениями в русском авангарде постепенно переводится в иную – социальную и классовую плоскость. Но в 1921 году это еще не сильно ощущается, как бы затишье перед грядущей бурей.
Вот, например, один из 5-ти экземпляров Александры Экстер: Обложка — кисти Ал. Веснина (гуашь), плюс 5 работ: В. Степанова (гравюра на линолеуме, как ч/б, так и цветная); Ал. Веснин (гуашь); Л. Попова (цветная гравюра на линолеуме); А. Родченко (рисунок циркулем); А. Экстер (гуашь). 17,7х11,2 см.