Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 130 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Самойленко С.И. Москва, которой нет: исторические панорамы города.

Былое нельзя воротить. И печалится не о чем,

Для каждой эпохи свои подрастают леса ...

А всё-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем

Поужинать, в "Яр" заскочить хоть на четверть часа.

Булат Окуджава

Мы не даром обратились в эпиграфе к ресторану "Яр", который во многом олицетворяет вечно исчезающий исторический образ Москвы, образ фантом, образ мираж. "Яр" за свою историю существования (с 1826 года - на Кузнецком), как и Москва, часто менял свой облик, районы и хозяев, но не поменял свою сущность: центр цыганской песни. Первое знакомство с обликом города начинается с панорамных планов, имевших широкое распространение в книгах и географических атласах XVI—XVII вв. Панорамным планом называется вид города, снятый с высоты птичьего полета, который позволяет видеть не только очертания планировки, т. е. линии, ограничивающие площади, улицы и т. п., но и здания и их совокупности, расположенные по этим линиям. Москва-река, Кремлёвский архитектурный ансамбль, Страстной монастырь, речка Неглинная, респектабельный Кузнецкий Мост, Колымажный двор, Сухаревская башня, Вдовий дом, Знаменский переулок, Зоологический сад, любимый всеми Нескучный сад, необустроенные берега Яузы, Петровский дворец, деревня Шелепиха, дорога в Царицыно, дорога в Троицу, загородный двор Воспитательного дома, Зачатьевский монастырь... Москва златоглавая, это были не пустые слова ...

Подробнее...

 

Первый план Москвы Сигизмунда Герберштейна.

По времени первым панорамным планом Москвы является план Сигизмунда Герберштейна, составленный им по памяти для своих записок о России, вышедших в Базеле в 1556 году “Rerum Moscoviticarum Commentarij” («Записки о московитских делах»). Первое издание «Записок» вышло в Вене в 1549 году на латинском языке в лист, но оно настолько редкое, что осталось неизвестным даже для многих европейских источников и писателей и имеется в наличии всего лишь в нескольких экземплярах. В бывшую Публичку (РНБ) в Петербурге эта книга была подарена Г.Н. Геннади в 1853 году. Сам Григорий Геннади приобрел ее на толкучке в СПБ. Незабвенный Аделунг, напечатавший о Герберштейне целую обширную монографию, описывал это первое издание со слов других, никогда его не видав. В России 2-й экземпляр первого издания был еще только в библиотеке графа Палена. Гартье называл это издание суперуникой! К изданию прилагалась карта, по периметру которой было несколько рисунков. В первых изданиях «Записок» плана Москвы не было. Он появился через семь лет и был нарисован Сиги по памяти. Однако этот план дает только общее представление о стенах Кремля и о расположении в нём главных зданий. Но он был первым!

Подробнее...

 

Бруин, Корнелиус, де. Вид Москвы с Воробьёвых гор.

Нарисована голландским путешественником 5 июня 1702 года по предложению Петра I во время посещения им Москвы. Она состоит из трёх склеенных листов суммарным форматом: 196х32 см. Этот любопытный вид, снятый с нынешних Воробьёвых гор, раскидывает перед зрителем общую панораму города, на которой отмечен цифрами ряд наиболее примечательных современных ему зданий и местностей, которые перечислены на стр. 30 описания путешествия. Как рассказывает де Бруин, Петр I сам выбрал место, откуда с наибольшей широтой можно было охватить город. Это место — дворец Меньшикова на Воробьевых горах. Как мы увидим дальше, эта точка до настоящего времени привлекает внимание художников. Панорама начинается от Новодевичьего монастыря, тянется слева направо через весь город и заканчивается на правом фланге Даниловским монастырем.

Подробнее...

 

Пикар, Питер. Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки. Москва, 1707-1708.

Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки;  к низу его приклеивается обыкновенно полоса с видами 8-ми московских монастырей. Московский Кремль изображен в период подготовки укреплений у Кремлевских стен по Москве реке. Эта гравюра-гигант, резанная (с травлением; на 16 досках, — один из изумительнейших памятников Петровской эпохи — известна в трех полных экземплярах (Эрмитаж, Музей истории Архитектуры и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ). В РГБ хранятся оттиски с четырех подлинных досок, представляющих центральную часть без облаков и без монастырей. Четыре центральных листа представляют собой панораму города, четыре верхние листа— облака и заголовок в картуше, а на восьми нижних листах изображено восемь монастырей, окружающих Москву. На панораме крупным планом изображен Каменный мост со стрельницей на правом и башней с шестью воротами на левом берегу реки. Левее Каменного моста видна Алексеевская угловая башня Белого города, вправо — Кремль, Китай-город и Швивая горка. Под стенами Кремля — штабели бревен, которые, как указывает В. Макаров, были заготовлены для постройки перед Кремлем дополнительных укреплений против предполагаемого нападения шведов. (Чуть чаще попадается перепечатка этой панорамы из Ровинский Д.А. Две фотолитографии из «Материалов для русской иконографии» Вып. 1-12. Санкт-Петербург, 1884-1891).

1-й лист: Picart, Peter и граверы Московской Оружейной палаты [«Россейская столица Москва. Caesarea moscoviae metropolis Moscoa». Панорама Москвы от Каменного моста до Швивой горки]. Москва, 1707-1708. Без подписи. Печаталась с 8-ми досок: на четырех больших листах – вид города, на четырех полулистах – «облака» и барочные  парные картуши с изображением российского герба с лентой, на которой выгравировано название: «Россейская столица Москва. Caesarea moscoviae metropolis Moscoa», и которую несут одиннадцать купидонов. Этот превосходный вид продавался Пикаром в Казенной книжной лавке (Пекарский. Наука и Литера­тура при Петре I, II. 681).Формат листа: 256х83 см. Формат изображения: 242х71 см.

2-й лист: 8 видов московских монастырей. Сведений об их исполне­нии пока не удалось найти в делах Оружейной палаты. Общая длина восьми гравюр с изображе­ниями монастырей Девичьего, Донского, Спаса-Симонова, Воскресенского, Андреевского, Данилов­ского, Спаса-Нового и Покровского совпадает с длиной вышеописанного листа. Ясно, что они задуманы для подклейки к нему. Однако в 1715 г. они продавались в книжной лавке при Санктпетербургской типографии отдельно, не­зависимо от панорамных видов. Формат склейки: 256 х 83 см.

Подробнее...

 

Бликлант, Ян. Вид Москвы с Воробьёвых гор. 1708.

Офорт, резец. Панорама печаталась с восьми досок: на четырех больших листах — вид города, на четырех полулистах — «облака» и пышные барочные картуши. Фомат: 245х70 см. Картуш изображает российский герб и ленту с одинаковым названием — «Российская столица Москва || caesarea moscoviae metropolis Moscoa», которую несут купидоны. Кулисы деревьев слева и справа, отделенный темной полосой кустов первый план служат обрамлением для города, виднеющегося вдали. Автор — Ян Бликлант — загадочная фигура в истории петровской гравюры. «Вид Москвы с Воробьевых гор» — единственная гравюра с подписью этого художника. Неясно его происхождение — голландец он или поляк. Он не числится ни в одном словаре западноевропейских художников. В России имя Бликланта упоминается в документах, датируемых с февраля 1708 г. по май 1709 г. Вероятно, он был дилетантом в гравюре, так как поначалу работал в приказе Морского дела и в марте 1708 г. занимался в Петербурге устройством фонтанов.

Подробнее...

 

Балабин П.Т. с рисунка М.И. Махаева. Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню на карте окрестностей Москвы.

Офорт, резец. 1766. Нижняя часть "Плана Царствующего Града Москвы с показанием лежащих мест на тридцать вёрст в округе". Михайло Махаев, отбросив правую часть панорамы 1707 года П. Пикарта, ограничил свой более симметричный и уравновешенный вид двумя мостами слева и справа: река немного сужена, Кремль приближен к зрителю. Хотя художник сжимает перспективу, вид выглядит безусловно панорамным.

 


Подробнее...

 

Кадоль, Огюст «Панорама Москвы от Императорского дворца в Кремле».

Panorama de Moscou. Vues de Moscou, dessinées d'après nature et lithographiées par A.Cadolle. Париж, 1830-е гг. Издатель: Гоффруа Энгельманн (1782-1842). Первая замкнутая (круговая) панорама была снята Огюстом Кадолем со Спасской башни и литографирована им же. Она оттиснута на двух листах. Формат всей панорамы: 183х32 см. Формат изображения: 171х24,5 см. Начинается панорама от Варварки, проходит по Замоскворечью и дальше по часовой стрелке к Верхним торговым рядам.

 

 

 


Подробнее...

 

Ackarie Baron. Panorama de Moscou et de ses environs. Paris, 1847.

Барон, Акарий. «Панорама Москвы, и ее окрестностей с пояснительным текстом...» снятая и литографированая Акари Бароном на 7-ми листах, соединенных фальцами и сложенных «гармошкой». «Panorama de Moscou et de ses environs avec un texte illustre par Ackarie Baron». Dessiné et lithographié par Ackarie Baron. Paris, chez Decan, J. Rigo, Lebref et Cie, 1847. Литография с тоном. 7 крашенных от руки листов (I—VII) в сюжетной литографированной обложке. Общая протяженность панорамы 434 см при ширине в 70 см. Панорама круговая снята с колокольни Ивана Великого от Никольской улицы к Василию Блаженному и далее по часовой стрелке к новому зданию университета. На издательской обложке в центре — изображение Ивана Великого; слева — Красные ворота и Грановитая палата (интерьер); справа — Петровский дворец и Кремлевский дворец (интерьер).

 

 

Подробнее...

 

Индейцев Д.С. Панорама Кремля и Замоскворечья от Тайницкой башни.

Индейцев Д.С. Panorama de Moscou. [Панорама Кремля и Замоскворечья от Тайницкой башни]. Москва-Спб., Джузеппе Дациаро, [circa 1850-е.]. — 10 литографированных Ф. Бенуа и Э. Обрёном листов, напечатанных и раскрашенных от руки в типографии Лемерсье в Париже, в издательской папке без титульного листа. Развернутая панорама составляет в совокупности угол обзора 270°. Размер панорамы (в развернутом виде все 10 листов): 456,5x40,5 см. Формат издательской папки: 41,5х56,5 см. Одно из самых красивых и редких видовых изданий по Москве!

 

 

 

Подробнее...

 

Panorama de Moscou pendant la ceremonie du couronnement. Paris, 1856.

Панорама Москвы во время коронации Императора Александра II и  Государыни Императрицы Марии Александровны. Panorama de Moscou pendant la ceremonie du couronnement. Литографировал Muller. Б. м., литогр. Lemercier (Paris), 1856. Литография с тоном на розовой подкладке на четырех листах. Общая длина 170 см.

 

 

 

 


Подробнее...

 

Найдёнов Н.А. Вид с храма Христа Спасителя в 1867 году.

Москва, 1886. Издание фотографии Шерера и Набгольца. 16 лл. фототипий. Oblong. [Из издания : Найдёнов Н.А. "Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений", часть V. Москва, 1886]. Размер листов немного уступает листам из других изданий автора. Очень интересная ранняя фотографическая круговая панорама, снятая с обходной галереи храма Христа в 1867 году. Наиболее цельная картина Москвы, ещё не захваченной пореформенным строительством, что особенно ярко передаёт застройки кварталов на переднем плане. Высота обходной галереи у основания  глав обеспечила почти полный обзор тогдашнего города, исключая северные и северо-восточные окраины. Незначительные разрывы в обзоре отвечают углам галереи у малых главок. Даже на расстоянии нескольких километров хорошо различаются крупные здания. Панорама состоит из 16 лл. и отличается исключительной четкостью. Она начинается от Нескучного сада (Андреевская богадельня) и, идя по часовой стрелке, кончается Бабьегородской плотиной. Панорама была воспроизведена фототипией в 1886 году А. Н. Найдёновым, создателем крупнейшей иконографии города, состоящей из 680 видов города и отдельных зданий в 14 томах. Панорама снабжена указателем. Её общая протяженность около 7 метров. Это наиболее масштабная для тех лет панорама Москвы, позволившая донести до наших дней неповторимый облик города той поры. Имеет историческое и музейное значение.

Подробнее...

 

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?