А. Крученых. Старинная любовь. Украшения М. Ларионова.М.: Типо-лит. В. Рихтер, [1912]. 14 л., 14,5х9,5 см. Тираж 300 экз. Текст и рисунки исполнены в технике литографии (карандаш), отпечатаны на одной стороне листа. Самый ранний след лучизма, еще до демонстрации живописных холстов, можно видеть в иллюстрациях Ларионова к этой небольшой книжке Алексея Крученых. Обложка с букетом цветов и несколько рисунков исполнены в новой, лучистской стилистике. «Старинная любовь» поражает гармоничной цельностью рукописно-графического решения. И текст, и рисунки исполнены литографским карандашом, единство «карандашной» фактуры создает органичные переходы от текста к рисунку. “Старинная любовь” стала первой целиком “рукотворной” цельнолитографированной книгой в истории русского футуризма!
Студия импрессионистов. Кн. 1. Ред. Н. И. Кульбина, Н. И. Бутковской.СПб.: «Современное искусство», 1910. [4], 127, [2] с., 5 л. цв. илл. 1 р. 50 к. 27х19,8 см.Тираж 2000 экз. Обложка Л.Ф. Шмит-Рыжовой. Титульный лист, заставки А. А. Андреева (Дуничева). Внутренние иллюстрации А. Андреева (Дуничева), Е. Ващенко, Н. Кульбина, Л. Шмит-Рыжовой, А. Балльера. В сборнике участвуют и будущие футуристы: Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, Н. Евреинов и сам редактор Н. Кульбин. Одна из самых ранних книг русского авангарда вышла из печати в марте 1910 года. Как и все ранние живописные работы представителей футуристического сообщества, иллюстрации к этой книге выполнены в стиле символизма (кубофутуризм мы здесь ещё не наблюдаем).
А. Крученых. Две поэмы. Пустынники. Пустынница. Рис. Натал. Гончаровой.М.: Изд. Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, [1913]. 22 л., из них 14 л. ил. 19,3x14,5 см. Цена 50 коп. Тираж 480 экз. Текст и рисунки исполнены литографским способом (карандаш), отпечатаны на одной стороне листа. Текст размещен в две колонки, параллельно переплету. По количеству потрясающих литографий эта небольшая цельнолитографированная книжечка Крученых и Гончаровой стоит, несомненно, в первом ряду «футуристического иконостаса».
Филонов. Проповень о проросли мировой.Пг.: Изд. “Мировый расцвет”- "Журавль", [1915]. [1] л., 24 с., 3 илл., 23,4x18,5 см. Тираж 300 экз. Книга вышла в марте 1915 г. при прямой поддержке М. Матюшина. Она содержит две поэмы П. Филонова, написанные ритмизованной прозой: “Песня о Ваньке-ключнике” (с. 3-12) и “Пропевень про красивую преставленницу” (с. 15-24). Оригинальные рукописи утрачены. Иллюстрации воспроизводят графические работы Филонова 1913-1914 гг. (обл. — цинкография, илл. — автотипии). Рисунок на обложке связан с известным полотном “Бегство в Египет” (Амхерст, Мид Арт музеум). Иллюстрация “Охотник” восходит к акварели, находившейся у М. Матюшина (ныне — в частном собрании). Третья иллюстрация связана с рисунком “Перерождение интеллигента” (ГРМ). Иллюстрация четвертая — единственная, имеющая в книге название — “Принцип чистой действующей формы”, восходит к акварели “Волхвы” (ГРМ). «Пропевень о проросли мировой» — один из наиболее впечатляющих примеров поэзии русского кубофутуризма. Не менее энергично, чем Хлебников, Крученых и Маяковский, Филонов обновил традиционный лексикон, изобрел собственный лингвистический слой и подчеркнул звуковую ценность текста, сохранив при этом его описательное, философское значение. «Пропевень» — органическая форма, создаваемая обдуманно и настойчиво, «Пропевень», не стесненный рамками пунктуации и синтаксиса, органически растет в своей тематике, приобретает новое измерение и живет как бы собственной жизнью, подобно филоновским картинам. В этом смысле «Пропевень» несет все определяющие характеристики системы аналитического искусства. Первая книга поэта!
В. Хлебников. Изборник стихов с послесловием Речяря. 1907 — 1914 гг.11 рис. Филонова (кисть, перо и резец). 1 рис. К. Малевича. Подобень В. Хлебникова, рис. Над. Бурлюк. Спб.; „ЕУЫ“, [1914], 48 с., из них 1 с. илл.; 16 л. илл., 20х15 см. Тир. 1000 экз. Ц. 70 коп. Издание состоит, как бы, из 2-х частей. К типографской части издания на 48 страницах приложено литографированное приложение на розовой бумаге на 16 листах: текст стихов и рис. П. Филонова из книги „Деревянные идолы“. На обложке книги техника рисунков Филонова ошибочно определена как „кисть, перо и резец“. Там же воспроизведен портрет В. Хлебникова, автор — В. Маяковский [на обложке автор портрета указан ошибочно - Над. Бурлюк], цинкография. 11 литографий (тушь) П. Филонова отпечатаны на одной стороне листа.
А. Шевченко. Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов.М.: Изд. А. Шевченко, 1913 32 л., 16,5x12,5 см. 9 л. илл. М. Ларионова, В. Барта, И. Скуйе, Н. Гончаровой. Машинописный текст воспроизведен литографским способом. Текст и литографии (карандаш) отпечатаны на одной стороне листа. В Книжной Летописи за 1913 год данное издание отсутствует. Литографированная книжечка А. Шевченко занимает важнейшее место в истории русского кубофутуризма!
А. Крученых и В. Хлебников. Слово как таковое.А. Крученых. Взорваль. Рис. Кульбина, Гончаровой, Розановой, Малевича.Изд. Кузьмина и Долинского - «ЕУЫ», Спб., Лит. "Свет",1913. 31л., обл., 12 ил. (6 – Н. Кульбин, 2 – О. Розанова, 2- К. Малевич, 1 – Н. Гончарова, 1- Н. Альтман). Ц. 60 коп. 17,7х12,2 см. Обложка работы Н.И. Кульбина. Литографированный текст исполнили Н.И. Кульбин, Н.С. Гончарова, А.Е. Крученых. Кн. лет. №14411, 3-10 июня. 350 экз. Некоторые листы напечатаны А. Крученых с помощью ручных наборных штампов, остальные исполнены в технике литографии (карандаш). Листы обрезаны неровно. Первое издание.
А. Кручёных. Взорваль. Рис. Кульбина, Гончаровой, Розановой, Малевича. 2-е изд. дополн.Ц. 60 коп. Спб.: изд. «ЕУЫ», 1913. 29 л., обл., 17 ил. (6 – Н. Кульбин, 7 – О. Розанова, 2- К. Малевич, 1 – Н. Гончарова, 1- Н. Альтман). 17,5х11,8 см. 450 экз. Часть текстов напечатана ручными наборными штампами на междустраничных прокладках, остальные исполнены в технике литографии (карандаш). Листы обрезаны неровно. Обложка работы О.В. Розановой. Во 2-е изд. добавлены 5 рисунков Розановой. Часть экземпляров раскрашено Розановой и Кручёных от руки акварелью.
Зина В. и А. Крученых. Поросята. Рис. К. Малевича.Спб.: Типо-лит. т-ва “Свет”, 1913. 1 л. илл., 15 с., 21x15 см. Цена 30 коп. Тираж 550 экз. В книгу для сопоставления с образцами футуристической поэзии были включены стихотворения одиннадцатилетней девочки Зины. Известен интерес Алексея Крученых к детскому творчеству, как и вообще интерес авангардистов к дилетантизму, «наиву», «примитиву» в искусстве, например, к русскому лубку.
Гуро Е. Небесные верблюжата.[СПБ]: Журавль, 1914. 126, [2] с. с илл. В издательской литографированной обложке по рис. семилетней Марианны Эрлих, племянницы Е. Гуро. 20,3х16 см. Тираж 750 экз. Часть рисунков Гуро, помещенных в сборнике, прежде была опубликована в “Садке судей” II. Перовые рисунки воспроизведены в книге штриховой цинкографией, рисунки кистью – автотипией, причём некоторые из них отпечатаны на глянцевой бумаге и наклеены на страницу. Книга издана на плотной бумаге светло-зелёного цвета. На с. 3 наклеена репродукция с фотопортрета Елены Гуро. Художница снята Матюшиным около мольберта со стоящей на нём картиной. Это её последняя завершённая книга. За год до этого художница умирает от лейкемии. Книга была издана М. Матюшиным и Е. Низен. И как главный лейтмотив к книге - "Верблюжьего пуха особо теплые фуфайки, кальсоны, чулки и наживотнички. Это делается так: ловят в засаду молодых светлых духов, длинноватых и добрых, похожих на золотистых долговязых верблюжат, покрытых пухом святого сияния. Сгоняют их в кучу, щелкая по воздуху бичом, и нежные, добродушные создания, слишком добрые, чтобы понять, как это делают боль, толпятся, теснятся, протягивая друг через друга шеи, жмутся о грубую загородку, теряя с себя в тесноте свой нежный пух. Этот-то пух небесных верблюжат, особо теплый весенним живоносным теплом, и собирают потом с земли и ткут из него фуфайки".
Четверо из мансарды. Амфиан Решетов, Неол Рудин, Николай Чернышев, Сергей Герасимов/ худ. Н. Чернышев и С. Герасимов.М., 1920. 16 с. текста; 8 л. ил. на отд. листах. Литографированный альбом -альманах со стихами Н. Рудина и А. Решетова и с восемью литографиями – четырьмя С. Герасимова и четырьмя Н. Чернышева. В издательской, чисто шрифтовой гравированной обложке работы Н. Чернышева, которая включает в себя рукописный шрифт, воспроизводящий почерк. Надпись одновременно является и изображением. Редкое литографированное издание. 22х16 см. На 2 с. обложки надпись чернилами: „Сергею Павловичу Боброву. Москва 1920 декабрь. А. Рудин, А. Решетов, С. Герасимов, Н. Чернышев“.
Требник троих. Сборник стихов и рисунков. [В. Хлебников, В. Маяковский, Д.Н. Бурлюк].Москва: Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, 1913. 86, [2] с., 15 л. иллюстраций. Иллюстрации - литографии по рисункам В.В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В.Е. Татлина, Д.Д. и В.Д. Бурлюков. В издание включены стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков. В издательской обложке с печатной наклейкой. Необрезанный экземпляр идеальной коллекционной сохранности. 21x17,5 см. Сборник вышел в конце марта 1913 г. Уже Лившиц отметил, что это был “собственно “Требник четырех”, ибо даже если не принимать в расчет Владимира Бурлюка и Татлина, иллюстрировавших сборник, то Давида и Николая никак нельзя было объявить одним лицом”. На последней странице, указывая имена авторов, Бурлюк нашел своеобразный выход из этого положения — он объединил инициалы своего имени и имени брата в одно целое. Получился некий “Д.Н. Бурлюк”, и таким образом тройственность союза была сохранена. Вероятно, сам Бурлюк дорожил названием и не хотел нарушать его цельности. Тираж 1100 экз.
Победа над солнцем.[СПб.]: Тип. Т-ва “Свет”, [1913]. 24 с. из них 3 с. нот, 25,7x17,6 см. Тираж 1000 экз. На обложке: ПОБЪДА НАД СОЛНЦЕМ / опера А. Крученых музыка М. Матюшина. На обложке воспроизведен эскиз декорации К. Малевича ко второй картине оперы (автотипия). Спинка обложки — рис. Д. Бурлюка [человек и лошадь], цинкография. Издание вышло на бумаге двух типов: тонкой с обложками из плотной серой бумаги и на плотной серой с обложками розоватого тона. Позднее Эль Лисицкий предложил в своих "Фигуринах" новую трактовку в виде электро-механического шоу художественного осмысления этой знаменитой оперы футуристов!
Затычка. Сборник. Велимир Хлебников, Давид, Владимир, Николай Бурлюки. Рисунки. Стихи. Футуристы “Гилея”.М. [Херсон]: Лит. К° Футуристов “Гилея”, [1913]. 14 л., 2 сдвоенных л. илл., Тираж 450 экз. Текст в книге напечатан на листах насыщенно-малинового тона, реже на листах слабо-голубого. Издательская печатная обложка голубого цвета, текст набран черным, надпись “Футуристы “Гилея” — на золотой подложке. Книга украшена 2-мя сдвоенными литографиями работы братьев Бурлюков. Одна из них, в большинстве случаев, бывает раскрашена от руки. 23,8x19 см. Классика русского авангарда с интригующим названием!
Молоко кобылиц. Футуристы “Гилея”. Сборник. Рисунки, стихи, проза.Александра Экстер. Хлебников. Бурлюки: Давид, Владимир, Николай. А. Крученых. Б. Лифшиц. В. Маяковский. Игорь Северянин. В. Каменский. М. [Херсон]: Литературная К° футуристов “Гилея”, 1914 [1913]. [2] авторских рисунка, 96 с. с ил. , из них 8 с. рекламы, 8 л. литографий, 2 л. автотипий. Всего в сб. 12 листов илл., 19,5x12,5 см. Цена: 1 р. Тираж 400 экз.
Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира!! Поэтов “Гилея”.Стихи, Проза, Статьи. Рисунки, Офорты. Осень 1913. М. [Каховка]: Изд. лит. К° футуристов “Гилея”, 1913. [1] л. илл., 121 с., 16 л. илл., [6] с. рекламы, 19,5x15 см. Тираж 500 экз. На обложке надзаголовок: Футуристы “Гилея”. Бурлюки: Давид, Владимир, Николай. Александр Крученых. Бенедикт Лившиц. Владимир Маяковский. Виктор Хлебников. Обрез книги тонирован розовым. В качестве фронтисписа помещен (в перевернутом виде) офорт В. Бурлюка в тоне сепии: [Пальма, человек, лошадь и птица], 10,6x9,7 см. (оттиск). Первое издание сборника.
Дохлая Луна. Издание второе, дополненное.Футуристы. Константин Большаков, Бурлюки: Давид, Владимир, Николай, Василий Каменский, А. Крученых, Бенедикт Лифшиц, Владимир Маяковский, Виктор Хлебников, Вадим Шершеневич. Дохлая Луна. Издание второе, дополненное. Стихи, проза, статьи, рисунки, офорты. Издание Перваго журнала русских футуристов. Москва, тип. и цинк. т/д «Мысль», Н.П. Меснянкин и К°, 2-е отд., Б. Никитская, 9, весна 1914. 124 с. с илл., 8 с. рекламы, 22 л. илл., включая фронтиспис В. Бурлюка. В желтой мягкой шрифтовой издательской обложке. 23,5х18,5 см. Иллюстрации на вкл. листах – В. и Д. Бурлюки. По сравнению с первым изданием сборника, вышедшим осенью 1913 года, часть материалов в нем была заменена, появились произведения В. Шершеневича, К. Большакова и И. Северянина. Иллюстративный материал первого издания был повторен, но репродукционно, что в дальнейшем отразилось на его библиофильской привлекательности и ценности. Тираж 1000 экз.
А. Крученых. Полуживой. Рис. Мих. Ларионрва.А. Крученых. Возропщем. Рис. Розановой и Малевича.[СПб.]: Тип. т-ва “Свет”, [1913]. [3] л. илл., 12 с., 19x13,5 см. Тираж 1000 экз. Обложка исполнена О. Розановой. Книга была опубликована в начале июня 1913 г. Кроме упоминания в “Книжной летописи”, об этом свидетельствует сообщение на с. 11 о том, что “12 июня взлетают новые книги А. Крученых” — “Утиное гнездышко...”, “Бух лесинный” и “Взорваль”.
А. Крученых. Чорт и речетворцы.Спб.: Типо-литография Т-ва “Свет”, [1913]. 16 с., 22,5x16,7 см. Ц. 30 коп. Тираж 1000 экз. На обложке помещена литография (карандаш) О. Розановой [черт, поедающий грешника], над изображением: А Крученых / ЧОРТ и PЕЧЕТВОРЦЫ. (набрано типографским способом); внизу слева — инициалы: О.Р (литографским способом). Книга вышла из печати в ноябре 1913 г. Говорят, Ольга Розанова специально выполнила обложку с «гиньольной» сценкой, где «будетлянин» (похожий на Крученых) пожирает маленького орущего человечка!
Хлебников В. и Крученых А. Старинная любовь. Бух лесиный. 2 издание дополненное. Рисунки М. Ларионова, О. Розановой, Н. Кульбина (на обл. ошибочно: П. Кульбина) и Крученых.[СПб.]: Изд. “ЕУЫ”, тип. «Виктория», [1914]. 40 с. Тираж 600 экз. В издательской литографированной обложке по рисунку М. Ларионова. 18,5х13,2 см. Представляет собой собрание стихотворений из двух первых изданий этих литографированных книжечек с добавлением нескольких произведений Хлебникова (“Зеленый леший бух лесинный...”, “Крылышкуя золото письмом тончайших жил”, “Гевки гевки ветра нету...” и др.). Портрет А. Крученых рис. Н. Кульбина. Основное отличие этого сборника заключается в отказе от использования литографированного текста. Крученых обращается к типографскому набору, но в пределах одной строки варьирует буквицы из шрифтов разного рисунка. Отдельные наборные элементы — линии, кружки, знаки скобок, типовые орнаментальные заставки — также используются для украшения текстовых страниц.
Стрелец. Сборник первый. Под Редакцией Александра Беленсона.А. БЛОК. Д. БУРЛЮК. 3. ВЕНГЕРОВА. Л. ВИЛЬКИНА. Н. ЕВРЕИНОВ. В. КАМЕНСКИЙ. А. КРУЧЕНЫХ. М. КУЗМИН. Н. КУЛББИН. Б. ЛИВШИЦ. А. ЛУРЬЕ. В. МАЯКОВСКИЙ. A. РЕМИЗОВ. Ф. СОЛОГУБ. В. ХЛЕБНИКОВ. А. ШЕМШУРИН. А. БЕЛЕНСОН. Обложка работы Н. Кульбина; марка изд-ва: Д. Бурлюк. Пг.: Стрелец, 1915.[4] с., 216 с. из них 2 с. нот, 12 л. илл., 26x19,8 см. Тираж 5000 экз. 2 р. Обложка работы Н. Кульбина, цинкография в два цвета на плотной розовой бумаге. Иллюстрации выполнены штриховой цинкографией (кроме № 2 - Сафо, автотипия Н. Кульбина) на плотной бумаге синего цвета. Размер листа — 24,7x18 см. Воистину прекрасный "плод смычки" футуристов и символистов!
Крученых А.Е. "Бакинская" Замауль. Выпуски I-IV. [Баку: 41°, 1919-1920].1. А. Крученых. ЗАМАУЛЬ I. [Баку: 41°, 1919].
Ильязд (Илья Зданевич). ЛидантЮ фАрам. (аслаабличья виртеп ф 5 действах действа 5).ПарИш: rue Zacharie, 20, издАния 41°, 1923. 61 с. “Заумная” драма. Посвящена памяти художника М.В. Ле-Дантю. В мягкой издательской обложке с декоративным коллажем Наума Грановского на переднем плане. 19,3х14,5 см. Тираж 530 экземпляров. Первые 30 были напечатаны на японской бумаге. Они стоят гораздо дороже, чем остальные 500. Одна из 5-ти созданных Ильёй Зданевичем драм - пенталогия «аслаАбличья» - пять драм, написанных «заумью». Эта "пятерка дейстф" до сих пор остается непревзойденными "дра", то есть драмами на заумном языке. Особенно имела успех заумная драма «асёл напракАт» у молодёжи - тифлисской богемы. Не менее популярными были драмы «янко круль албАнскай» и «острАф пасхи». Здесь уместно сказать, что все эти вещи написаны по принципу фонетического звучания: как слышится, так и пишется. Все ударные гласные пишутся с заглавной буквы, следовательно, все названия соответственно пишутся с маленькой буквы. Книги тифлисских футуристов- “заумников”, входивших в группу “41°”, явились тем связующим звеном, которое соединило русскую футуристическую книгу с авангардной книгой 1920-х годов. Их визуальный облик во многом опирался на те эксперименты с типографским набором, которые в 1910-е годы проводила группа Бурлюка. В первых сборниках И. Терентьева — “Херувимы свистят” и “Факт”, вышедших в Тифлисе в 1919 году, — за характерной разбивкой единого ритма строки заглавными буквами угадываются аналогичные опыты, впервые “проведенные” в издании трагедии “Владимир Маяковский”. Правда, результат, к которому стремится типограф, оказывается иным. Благодаря этому приему ему удается еще больше усилить впечатление “заумности” всей строки в целом, как, например, в стихотворении, посвященном И. Зданевичу:
...каТаЮ дЬтскУю КалЯсочкУ
с кОнтрАбанДисТамИ
до самОй кАнадЫ
Самому Зданевичу в его издательской деятельности помог приобретенный в Тифлисе, пусть и небольшой, опыт профессионального наборщика. Именно Зданевичу удалось познакомить европейский авангард с традицией русской “визуальной” книги — после переезда в Париж он и опубликовал свою заумную пьесу “лидантЮ фАрам”. Экземпляры на японской бумаге чрезвычайно редки!
Крученых А. Зданевич К. Учитесь Худоги. Тифлис, 1917.Каталог Крученых.Книги А.Е. Крученых кавказского периода из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского. Авторы-составители: Л.Г. Жукова, Д.В. Карпова. Москва, Государственный музей В.В. Маяковского, 2001. В каталоге представлены книги футуриста Алексея Елисеевича Крученых (1886-1968) из фондов Государственного музея В.В. Маяковского, изданные поэтом в 1917-1921 гг. на Кавказе. Из музейного собрания в каталог включены также сборники «Ззудо», «Заумь» и «Цоца», составленные и сброшюрованные Крученых в 1921-1922.гг. уже после того, как он покинул Тифлис и Баку. В этих сборниках использованы материалы, оставшиеся от кавказских изданий. Внешне они сделаны точно «по-кавказски», с той лишь разницей, что обложка для одного из них выполнена художником А. Родченко уже в Москве.
|