А. Крученых. В. Хлебников. Бух лесинный.
Обложки и рис. О. Розановой. Портрет А. Крученых — рис. Н. Кульбина. Заставки и концовки А. Крученых. Спб.: Издательство “ЕУЫ”, [1913]. 22 л., 14,5x9,5 см. Ц. 30 к. Тираж 400 экз. Текст исполнен О. Розановой. Первый опыт Ольги Розановой в книжной графике!
Литографии напечатаны на бумаге бледно-зеленого цвета:
1. Обложка. О. Розанова [звери в лесу]. Под изобр.: Бух лесинный /А. Крученых / В. ХлЪбников
2. О. Розанова [композиция]. Внизу слева: О.Р.
3. Текст: I Ты богиня молодости...
4. Текст: Подобенъ /Алексея Крученых / рис. Н. Кульбин
5. Н. Кульбин [портрет А. Крученых]. Внизу слева в треугольнике монограмма: Ж
6. А. Крученых, заставка — [лежащий]. Под изобр.: Если хочешь быть несчасным...
7. Текст: Как трусишка, раб, колодник...
8. Текст: И тогда в года отрады...; А. Крученых, концовка — [согнувшийся].
9. Текст: Всего милей ты в шляпке старой...
10. Текст: Мы руки жмем в тиши невольно...
11. О. Розанова [влюбленная пара]. Внизу справа: О. / Розанова
12. Текст: Никто не хочет бить собак...; А. Крученых, концовка.
13. Текст: раскричались девушки: / в пшеницу...; А. Крученых, заставка и концовка.
14. Текст: из писем Наташи к Герцену...
15. Текст: II / Ни смерть ни небо не разлучат...
16. Текст: III/ Гремит музыка... зной...
17. О. Розанова [беспредметный рис.]. Внизу справа: О.Р.
18. Текст: в небо мрачное гляжу,..
19. Текст: Нога протянута худая...; А. Крученых. Рис. на полях [нога].
20. Текст: Зашелестело покрывало...
21. Текст: Открой глаза шепни...
22. Текст: Дать поцелуй последнiй...; А. Крученых, концовка — [падающий].
23. Текст: Оставив царскiя заботы...; внизу справа: Лит. Свет...
24. Спинка обложки. О. Розанова [лес]. Внизу слева: О. Розанова; под изобр.: Бух лесинный ц. 30 к. /Обложки и 2 рис. О. Розановой / Портрет А. Крученых — рис. Н. Кульбина / Заставки и концовки — /А. Крученых/Издательство “еуы”/ склад: / СПБ. Максимилiан. п. 16, кв. 6
Библиографические источники:
1. Поляков, № 30;
2. RAB № 49;
3. Compton. р. 102-103, 125;
4. Розанов, № 4722;
5. Ковтун, 8;
6. Гурьянова, с. 239-243;
7. Хачатуров, с. 121.
8. Тарасенков, Турчинский, с. 708;
9. Mapков, с. 41;
10. Кн. л. № 14412;
В книгу включен ряд стихотворений из “Старинной любви”, новые стихи Крученых и произведение Хлебникова “Ты богиня молодости...”. Рисунки Ларионова сменили композиции Розановой и Кульбина. Текст, переписанный рукой Розановой, Крученых снабдил заставками и концовками с изображениями “согнувшихся” и “падающих” персонажей. Их силуэты обрамлены диагональными штрихами, визуально помогающими связать рисунки с текстом. По манере эти штрихи близки ларионовским росчеркам на текстовых страницах “Старинной любви”. Кульбиным были созданы два портрета автора: один вошел в эту книгу и потом был повторен в ее переиздании, вышедшем под названием “Старинная любовь. Бух лесиный”, второй — в сборнике “Взорваль”. В иконографии Крученых это наиболее значительные произведения после рисунка Ларионова для “Открытых писем”. Розанова в книге выступает в основном как автор отдельных композиций; даже компонуя обе стороны обложки, она отделяет рисунки от текста. Станковый характер присущ всем ее ранним иллюстрациям (в первом изд. “Взорваля”, в “Поросятах” и “Возропщем”).
В письме к сестре, датированном июнем 1913 г., Розанова сообщает о том, что недавно получила по почте от Крученых эту книгу, а также “Взорваль” и “Возропщем” [Ольга Розанова. с. 240]. 23 июля в “Русских ведомостях” появилось краткое упоминание о выходе книги: “Книжка новых знаменитостей “Бух лесиный” — гектографированная, знаки препинания уничтожены, только восклицания и многоточия. “Это звери проснулись и рычат, пользуясь глубоким, каким-то беспробудным сном людским”. В собр. галереи Б. Лейбовитц (Нью-Йорк) находится экз. с дарственной надписью Крученых Л. Жевержееву. Второе издание сборника вышло в феврале следующего года (Хлебников В. и Крученых А. Старинная любовь. Бух лесиный / 2 издание дополненное. Рисунки М. Ларионова, О. Розановой, Н. Кульбина (на обл. ошибочно: П. Кульбина) и Крученых. [СПб.]: Изд. “ЕУЫ”, [1914]. 40 с. Тираж 600 экз.). Оно представляло собой собрание стихотворений из двух первых изданий этих книг с добавлением нескольких произведений Хлебникова (“Зеленый леший бух лесинный...”; “Крылышкуя золото письмом тончайших жил. “Гевки гевки ветра нету...” и др.). Основное отличие этого сборника заключается в отказе от использования литографированного текста. Крученых обращается к типографскому набору, но в пределах одной строки варьирует буквицы из шрифтов разного рисунка. Отдельные наборные элементы — линии, кружки, знаки скобок, типовые орнаментальные заставки — также используются для украшения текстовых страниц. Иллюстрации объединяют литографии из обеих книг. На обложку вынесен рисунок Ларионова, изображающий прогуливающуюся женщину с зонтиком и помещенный в “Старинной любви” на с. 7. Обозначение этой страницы также оказалось напечатанным на обложке. На с. 7 повторена ларионовская заставка с изображением лежащей красавицы и стоящей рядом вазы с первой страницы “Старинной любви”, на с. 39 — его же финальная илл. [Женщина в шляпе]. На с. и помещен подобень Крученых, исполненный Кульбиным для “Буха лесинного”, на с. 19 — розановское изображение влюбленной пары, на с. 23 и 40 — ее беспредметные композиции, причем последняя оказалась обрезанной. Заставки Крученых повторены на с. 13,16, 34. Поскольку авторские рисунки на корнпапире, использовавшиеся для первых двух изданий, не могли сохраниться, для воспроизведения литографий Крученых использовал отдельные литографированные страницы из этих книг. Их повторный перевод на камень и привел к тому, что оттиски в книге бледные, словно не до конца пропечатанные. Издание печаталось на плотной бумаге серовато-сиреневого и голубого тонов.
Первым опытом Ольги Розановой в книжной графике стал «Бух лесинный» Хлебникова и Кручёных, для которого Розанова подготовила литографированный текст и обложку, две маленькие лаконичные абстрактные композиции, размещенные в начале и конце книжки, и мягкий, ироничный рисунок, пародирующий «пасторальную сценку» с влюбленной парой - всего 3 рисунка. Заставки и концовки в этой книжке принадлежат самому Кручёных, выступившему здесь в качестве поэта и художника. «По образованию Кручёных — художник, и художество неоднократно утягивало его в сторону от футуризма даже во время самого его расцвета», — вспоминал А.А. Шемшурин. Заметный эклектизм и стилизаторский дар Кручёных-художника, эксплуатировавшего наиболее яркие и узнаваемые «кубофутуристические» приемы, найденные Ларионовым и Гончаровой в процессе работы над предыдущими изданиями, не помешали ему удачно «срежиссировать» всю книжку и добиться цельности впечатления. Третьим участником стал Н. Кульбин — выполненный им литографированный портрет Кручёных был помещен в начале книги. Розанова выступает в этом издании как последовательница Натальи Гончаровой. Работа над иллюстрацией для Гончаровой, как и для Ларионова, была итогом поиска созвучного тексту, адекватного пластического образа, изобразительной метафоры. Главным открытым ею «законом жанра» был органический синтез оформления и текста: одно как бы вытекает из другого, «изобразительная» природа буквы, рукотворное написание текста продолжается и неразрывно связывается в восприятии читателя с рисунком, выполненным литографским карандашом.
Имена Ольги Розановой и Натальи Гончаровой часто произносятся вместе. Розанова сформировалась как художник под бесспорным влиянием Гончаровой, которое, однако, было недолгим. Розанова имела силу все полученное от нее — «пересилить», заставить зазвучать по-новому. Второе издание этой книги, под одной обложкой со «Старинной любовыо» (оформленной Ларионовым), вышло в 1914 году и оказалось неудачным. Вместо литографированного текста был использован разный типографский набор, а соединение рисунков Ларионова и Розановой в одной книге получилось чисто механическим. Возможно, причина этой неудачи в том, что первоначальный замысел Кручёных не мог быть осуществлен. Он хотел привлечь к непосредственному сотрудничеству Елену Гуро, предложив ей в начале 1913 года проиллюстрировать второе издание своей книги «Старинная любовь». Выполнить эту работу Гуро не успела — она умерла в мае того же года.