Трое. В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро.
Обложка и рисунки посвящаются памяти Е. Гуро художником К.С. Малевичем. СПб., книгоиздательство “Журавль”, [1913]. 96 с., 20x18,5 см. Тираж 500 экз. Основная часть тиража была опубликована на плотной бумаге серо-голубого тона.
Обложка К. Малевича, литография (карандаш):
1. Лицевая сторона [идущий человек], внизу справа: КМ.; над изобр.: ТРОЕ, под изобр.: слева — В. Хлебников /А. Крученых, в середине — знак запятой, повернутый в противоположную сторону, справа — Е. Гуро
2. Спинка, сверху вниз — КНИГо / иЗД. / ЖУРАВлЬ / С.П.Б. Песочная ул. № 10 / к. 12
В книгу также включены репродукции с рисунков Малевича:
а) [Точильщик], в части тиража — [Экипаж в движении], с. 9;
б) [Жница], с. 51;
в) [Голова девушки], с. 70;
г) [Грамматика], с. 83.
Библиографические источники:
1. Поляков, № 40.
2. RAB № 38;
3. Русский футуризм, с. 107-111;
4. Тарасенков. с. 708.
5. Марков. с. 111-114;
6. Kowtun. s. 73-74, abb. 59, 61;
7. Compton. р. 53, 79,108-109;
8. Karshan, с. 9-14;
9. Розанов, № 5096;
10. Markov. р. 125-130;
11. Рогожин, № 202;
12. Жевержеев, № 2438;
13. Кн. л. № 24569;
По словам М. Матюшина, “весной 1913 г. (в апреле), еще при жизни Гуро, был задуман сборник “Трое”, где она должна была выступить со своими друзьями Хлебниковым и Крученых. Этот сборник вышел уже после смерти Гуро, с обложкой и рисунками Малевича, посвященными ее памяти” [К истории рус. авангарда. с. 149]. Е. Гуро посвящена и вступительная статья, открывающая сборник (“От издателей”, с. 3-4). В ней авторы указывают, что основной чертой, сближавшей личность Гуро с поколением молодых художников, была всегда жившая в ней надежда на грядущее “новое громадное качественное завоевание мира... Гуро уже видела этот мир, жила в нем. Ее саму, может быть, мало стесняли старые формы, но в молодом напоре “новых” она сразу узнала свое — и не ошиблась. И если для многих связь ее с ними была каким-то печальным недоразумением, то потому только, что они не поняли ни ее, ни их”. Творчество Гуро было представлено в сборнике впервые публиковавшимися стихотворениями (в т.ч. “Финляндией” с ее знаменитыми строчками: “Хвои шуят, шуят, / ти-и-и, ти-и-у-у...”; с. 73) и прозаическими отрывками (“Скрипка Пикассо”, с. 84, “Обещайте!”, с. 96 и др.).
Остальную часть сборника поделили между собой Хлебников (поэма “Хаджи-Тархан”, с. 46-50, и два рассказа из “охотничьего” цикла: “Николай”, с. 56-64, и “Охотник Уса-Гали”, с. 65-67) и Крученых. Последний, кроме подборки своих стихотворений, поместил программную статью “Новые пути слова (язык будущего смерть символизму)”, с. 22-37, и короткие “Заметки об искусстве”, с. 37-41. На с. 42 напечатаны ноты из музыкального “Вступления” Матюшина к опере “Победа над Солнцем”. Сборник вышел в середине сентября 1913 г. Материалы, связанные с его подготовкой к печати, сохранились в фонде Матюшина в рукописном отделе ИРЛИ (автографы Крученых) и в РГАЛИ (автографы Хлебникова). Эскизы обложки и илл. а-в находились в собрании Н. Харджиева [Malevich], Илл. 2, описанная С. Комптон как “Пилот”, в действительности близка рисунку с авторской подписью “Граматика” из того же собрания.
Занятия литографией у Малевича совпали с кубистическим периодом в его творчестве. Точнее сказать, мы застаем его на повороте от кубизма к супрематизму, и след этой перестройки можно обнаружить во многих литографских рисунках художника. Литографии Малевича предназначались для различных сборников футуристов, большинство из них - это литографские вклейки, ничем, кроме общего кубофутуристического принципа, не связанные с текстом. Чаще всего в этих рисунках художник варьировал свои живописные композиции. В сборнике «Поросята» (1914) помещены две литографии Малевича, причем одна из них наклеена на обложку. Этот рисунок, названный художником «Крестьянка», схематически передает его кубистический холст «Лицо крестьянской девушки» (1912, Стедейлийк музеум, Амстердам), впервые экспонировавшийся на последней выставке «Союза молодежи» (1913-1914). Вторая литография повторяет живописный «Портрет Ивана Клюна» (1911, ГРМ), одну из самых известных кубистических работ Малевича. В другом сборнике, «Возропщем» (1913), помещены литографии «Крестьянка идет по воду» и «Арифметика»; в последней впервые в рисунках Малевича мы сталкиваемся с полной беспредметностью.
Нужно заметить, что в этих литографских репликах нет той высокой степени совершенства, которая превращает графические вариации на темы собственных картин, как это было у Ларионова, в равноценные художественные произведения. Литографии Малевича значительно уступают своим живописным прототипам. Тому виной, вероятно, поспешность работы, дополненная невыразительностью «слепой» печати. К тому же сковывающим образом повлияло и явное желание как можно точнее передать оригинал. Гораздо интереснее обложка сборника «Трое», вышедшего из печати 15 августа 1913 года. Она решена с монументальной выразительностью, крупно и крепко. В центре - тяжелая фигура уходящего человека. Столь же энергично «нарисовано» и название сборника. Гигантская запятая отделяет имя скончавшейся Елены Гуро от имен ее соавторов по сборнику - Крученых и Хлебникова. Сборник был задуман Гуро в апреле, но появился из печати уже после ее кончины. Эскиз обложки был создан в июле на даче у Матюшина в Финляндии, и памяти поэтессы, как сказано в книге, Малевич посвятил свои рисунки. В обложке сборника художник впервые применил принцип кубистического сдвига в построении шрифта. (В годы революции рисованные шрифты этого типа получат широкое распространение.) Малевич специально и настойчиво работал над ним. На групповой фотографии, снятой на даче в Уусикиркко, Крученых держит в руках эскиз обложки, отличающийся от окончательного варианта главным образом не вполне найденным рисунком заголовка. Только однажды Малевич принял участие в иллюстрировании книги, полностью отпечатанной литографским способом. Это было второе издание «Игры в аду» Крученых и Хлебникова, вышедшее из печати в 1914 году. Обложка и три иллюстрации Малевича были выдержаны в принципах «заумного реализма». Рисунок черта, помещенный на обложке, по характеру близок к «будетлянским силачам» из театральных эскизов для постановки оперы Матюшина и Крученых «Победа над Солнцем».