Студия импрессионистов. Кн. 1. Ред. Н. И. Кульбина, Н. И. Бутковской.
СПб.: «Современное искусство», 1910. [4], 127, [2] с., 5 л. цв. илл. 1 р. 50 к. 27х19,8 см.Тираж 2000 экз. Обложка Л.Ф. Шмит-Рыжовой. Титульный лист, заставки А. А. Андреева (Дуничева). Внутренние иллюстрации А. Андреева (Дуничева), Е. Ващенко, Н. Кульбина, Л. Шмит-Рыжовой, А. Балльера. В сборнике участвуют и будущие футуристы: Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, Н. Евреинов и сам редактор Н. Кульбин. Одна из самых ранних книг русского авангарда вышла из печати в марте 1910 года. Как и все ранние живописные работы представителей футуристического сообщества, иллюстрации к этой книге выполнены в стиле символизма (кубофутуризм мы здесь ещё не наблюдаем).
Содержание: От редакции. – Кульбин Н.И. Свободное искусство как основа жизни: 1. Гармония и диссонанс; 2. Значение теории искусства; 3. Источники и система; 4. Свободная музыка; 5. Цветная музыка. – Шмит-Рыжова Л.Ф. Восточный мотив [Стих. в прозе]. – Балльер А.И. Wajang. Явайский кукольный театр; 5 илл. автора. – Борисяк А.А. Гроза [Набросок]. (Стих.) – Гидони А.И. Царевна и луна. – Риглер М. 1. Ее песня; 2. «Как лист отлетающий...». – Борисяк А.А. О живописи музыки. – Нечаев В.И. Песнь весне. – Бурлюк Д.Д. 1. Праздно голубой. С заставкой автора; 2. Зеленое и голубое. – Бурлюк Н. «Есть звуки, что кричат нам с самого рожденья...». – Хлебников В. 1. Заклятие смехом («О, рассмейтесь, смехачи...»); 2. «Были наполнены звуком трущобы...». – Евреинов Н.Н. Представление любви. (Монодрама в трех действиях). С предисловием автора; илл. в тексте Е.П. Ващенко; 3 илл. Н. И. Кульбина, 2 илл. Л.Ф. Шмит-Рыжовой.
Библиографические источники:
1. Поляков, № 4;
2. RAB № 4;
3. Марков. с. 12-14;
4. Compton. р. 24-25, 47-48;
5. Russian futurism, 24;
6. Markov. р. 6-9;
7. Russian modernism, № 760 (из собр. К. Голейзовского);
8. Кристис. Imperial & Post-Revolutionary Russian Art. 6 октября 1988. Лондон. Лот № 350. … 462£.
9. Кн. л. № 7762;
Эта "обнаженка" уже близка к кубофутуризму ...
В сборник включена статья Н. Кульбина “Свободное искусство как основа жизни: Гармония и диссонанс”, среди прочего, посвященная проблемам цветомузыки. Опираясь на практические опыты З.В. Унковской (на них ссылался в своей книге и В. Кандинский) и таблицу звуко-цветовых ощущений, составленную Н. Римским-Корсаковым, автор стремится установить возможную связь между основными цветами спектра, с одной стороны, и с миром звуков и чисел — с другой. Также напечатаны: стихи А. Борисяка, Д. Бурлюка (“Праздно голубой”, “Зеленое и голубое”, с. 46), Н. Бурлюка и В. Хлебникова (знаменитый ор. 2 “Заклятие смехом” и op. i “Трущобы”, с. 47-48); статьи А. Балльера “Wagang” о яванском кукольном театре (с. 28-30), А. Борисяка “О живописи музыки” (с. 42-44) и эссе А. Гидони “Царевна и луна”. Большую часть сборника занимает монодрама Н. Евреинова “Представление любви” с обширным предисловием автора, содержащим пространные рассуждения о природе этого жанра. Иллюстрации к драме (воспроизведенные тоновой и трехцветной автотипией) исполнены Н. Кульбиным (3) и Л. Шмит-Рыжовой (2).
Одна из самых ранних книг русского авангарда вышла из печати в марте 1910 г. под редакцией Николая Ивановича Кульбина (1867-1917) – русского художника и музыканта, теоретика авангарда и мецената, организатора многих художественных выставок – «Современные течения», «Треугольник-Импрессионисты». Ему принадлежат трактаты «Свободное искусство» (1909), «Свободная музыка», альманах «Студия Импрессионистов» (1910). Интересны впечатления поэта, эссеиста Георгия Иванова о сборнике «Студия Импрессионистов», описанные им в «Петербургских зимах» (1928): «Летом 1910 года, на каникулах, я прочел в "Книжной Летописи" Вольфа объявление о новой книге. Называлась она "Студия Импрессионистов". Стоила два рубля. Страниц в ней было что-то много, и содержание их было заманчивое: монодрама Евреинова, стихи Хлебникова, что-то Давида Бурлюка, что-то Бурлюка Владимира, нечто ассирийское какой-то дамы с ее же рисунками в семь красок. Я эту "Студию" выписал. Потом, у Вольфа, мне рассказывали, что я был одним из трех покупателей. Выписал я, выписала какая-то барышня из Херсона и некто Петухов из Семипалатинска. Ни в Петербурге, ни в Москве - не продали ни одного экземпляра. Только мы трое не пожалели кровных двух рублей, не считая пересылки, за удовольствие прочесть братьев Бурлюков с ассирийскими иллюстрациями в семь красок. Только мы: я, барышня из Херсона и Петухов. Трое из ста шестидесяти миллионов. О, Русь! О, rus! Но это потом мне объяснили у Вольфа. Тогда же, выписывая, я испытал даже некоторое беспокойство: получу ли, не распродана ли? "Студия Импрессионистов" внешностью не разочаровала. Формат большой, длинный, обложка буро-лиловая, с изображением чего-то непонятного: может быть, женщина, может быть, дом. Ассирийские рисунки тоже были недурны, хотя семь красок оказались преувеличением. Красок было две, все тех же - бурая и лиловая. Содержание же, "сплошное дерзанье", - просто меня потрясло…».
Кульбин, Николай Иванович (20 апреля (2 мая) 1868, Санкт-Петербург — 6 марта 1917, Петроград) — русский художник и музыкант, теоретик авангарда и меценат, теоретик театра, философ; основатель артистического кабаре «Бродячая собака», один из организаторов первых художественных объединений и выставок нового искусства России, соиздатель и автор художественного альманаха «Стрелец», инициатор и деятельный участник диспутов, — больших коллективных изданий, альманахов. По профессии — военный врач, доктор медицины (1895), приват-доцент Военно-медицинской академии (с 1907), врач Главного штаба (1903−1917), действительный статский советник. По специальности военный врач. С 1903 года врач Главного штаба, с 1905 года приват-доцент Военно-медицинской академии; действительный статский советник (1915). Кульбин увлекался искусством на протяжении всей своей жизни, но в силу обстоятельств не имел возможности реализовать себя. Когда его материальное и общественное положение упрочилось, он активно стал заниматься искусством, проявив себя главным образом как организатор выставок и теоретик авангарда. В январе 1908 года основал и финансировал «Треугольник — художественно-психологическую группу» (включившую М. В. Матюшина, Е. Г. Гуро, И. С. Школьника, Э. К. Спандикова и других). Организатор и участник многих выставок — «Современные течения» (1908), «Звено» (1908), «Импрессионисты» (1909), «Треугольник — Венок/Стефанос» (1910), Осенний Салон (Париж, 1913); «Интернациональная выставка футуризма» (Рим, 1914), Салон Независимых (Париж, 1914) и других. Автор теоретических работ (эссе «Свободная музыка», 1909), а также ряда статей по вопросам новейшего искусства.
Создал в 1910 году совместно с В. Э. Мейерхольдом «Интимный театр» («Общество Интимного театра» было основано осенью 1909 года Н. С. Кругликовым, А. А. Мгебровым, Б. К. Прониным и Н. Н. Евреиновым), в 1912 году организовал Териокский кооперативный театр, в 1913 году участвовал в репетициях и подготовке футуристической оперы «Победа над солнцем». Многие творческие начинания и опыты связывали Н.И. Кульбина с Н. Н. Евреиновым, который на протяжении многих лет принадлежал к кругу единомышленников и близких друзей Николая Ивановича. В евреиновском сборнике «Нагота на сцене» (1911) Н.И. Кульбин опубликовал свою заметку «Время и нагота в искусстве». Благодаря их общей дружбе с Николаем Калмаковым, он вместе с последним участвовал в оформлении спектаклей Н.Н. Евреинова. Словно подводя итог двум выставкам «Импрессионистов», Н.И. Кульбин в 1910 году в издательстве Н.Н. Бутковской выпускает альманах «Студия импрессионистов», где, в числе других авторов, представлены своими рисунками и стихами Д. и Н. Бурлюки, — стихи Виктора Хлебникова (ещё Виктора, а не Велимира) «Опус 2» — «Заклятие смехом»; вторая (бо́льшая) часть сборника — монодрама Н.Н. Евреинова в 3-х действиях «Представление любви», которая иллюстрирована Н.И. Кульбиным, Л.Ф. Шмит-Рыжовой и Е.П. Ващенко. Николай Иванович сделал несколько портретов Н.Н. Евреинова. Он иллюстрировал книги Н.Н. Евреинова «Театр для себя» и «Театр как таковой». Вместе с ним и Б.К. Прониным Н. И. Кульбин основал «Бродячую Собаку» (он создал эскиз занавеса и плакаты для кабаре). В сборниках альманаха «Стрелец», о котором ниже, также, вместе с именами А. Блока, Д. Бурлюка, В. Каменского, А. Кручёных, В. Маяковского и других, присутствует имя Н.Н. Евреинова. Ведя широкую деятельность по популяризации современного искусства, Кульбин организовал приезд в Петербург таких крупных представителей авангарда, как А. Шёнберг (1912) и Маринетти (1914). Участник многих коллективных выступлений русских футуристов. Соучредитель артистического кабаре «Бродячая собака» (1911).
Н.И. Бутковская и Н.Н. Евреинов
Некогда в дворовом флигеле дома № 60 по улице Декабристов в Санкт-Петербурге помещалось издательство Натальи Ильиничны Бутковской (1878–1948), яркой современницы Серебряного века, «одарённой редким по тонкости чувством прекрасного во всех формах его проявления». Она происходила из старинного петербургского дворянского рода. Её дед руководил корпусом морских инженеров-строителей России. Отец, выпускник Лицея, был судьёй в Кишинёве. Отец Натальи Бутковской женился на лютеранке Марии Штриммер. В 1878 году на свет появилась их средняя дочь Наташа. Позднее Бутковские переехали в Петербург. Отец завёл нотариальную контору, а большая семья устроилась в доходном доме на Стремянной улице, № 16. Наталья была любимицей отца. Она училась в известной гимназии княгини А. А. Оболенской, а затем на драматических курсах Петербургского Театрального училища, которые окончила в 1902-м году. Спустя три года Наталья стала актрисой нового театра В. Ф. Комиссаржевской, который работал в помещении Пассажа. Летом 1907 года она попала в труппу новой антрепризы, так называемого «Старинного театра», созданного по идее молодого режиссёра и драматурга Николая Евреинова. Наталья сыграла роль Перонеллы в его пасторели «Робен и Марион», признанной лучшим спектаклем первого сезона театра. Работая с Евреиновым, Бутковская всерьёз увлеклась этим талантливым человеком и его творческими исканиями и стала на долгие годы его другом и сотрудницей. По его просьбе она сделала перевод скандально известной пьесы Оскара Уайльда «Саломея», приспособив её для русской сцены под названием «Царевна». Но этот спектакль, обречённый быть триумфом таланта Евреинова, цензура запретила в день премьеры. Бутковская стала первой женщиной-режиссёром России, успешно дебютировав при поддержке Евреинова на сцене Старинного театра постановкой небольшой пьесы «Лопе де Вега». В этом же театре она познакомилась с юным актёром Константином Миклашевским, который поддерживал с ней дружеские отношения всю жизнь. Здесь же она встретила своего будущего мужа — князя Александра Шервашидзе, потомка абхазских царей, который работал в театре художником. Вместе с Евреиновым, Миклашевским и Шервашидзе Бутковская часто посещала знаменитое арт-кабаре «Бродячая Собака». Шутили, что Евреинов был «левой передней лапой» этой собаки, а Миклашевский — «хвостом». Бутковская со своими друзьями принимала участие в представлениях этого артистического центра Серебряного века. Была она и хозяйкой шумных вечеринок на городской квартире Евреинова и на его даче в Куоккалле (ныне — Репино), где собирались представители художественного авангарда тех лет. Состоятельный отец помог любимой дочери, Наталье Бутковской, открыть небольшое издательство на Стремянной улице, № 16. Подготовленные там книги печатались в различных типографиях города — Морского министерства, Первой женской и других. Начало было успешным — её сборник «Новые немецкие сказки» стал лучшей детской книжкой 1908 года в Петербурге. Бутковская выпустила также серию детских альбомов для раскрашивания с текстом «по Каспари» и ряд переводов современной зарубежной беллетристики. Но особое место среди первых книг её издательства сразу заняли сочинения Евреинова. Вскоре она опубликовала всё, что им было написано к этому времени. Собирая картины и испытывая неподдельный интерес к изобразительному творчеству, Наталья Бутковская вскоре приступила к изданию первой в России серии монографий о замечательных художниках своего времени. С этой целью она открыла мастерскую при издательстве, куда входили переплётная и цинкография для воспроизведения красочных и чёрно-белых иллюстраций и фотографий для книг. Мастерская и склад издательства помещались в нижнем этаже дворового флигеля доходного дома купца П. И. Кольцова на Офицерской улице (ныне Декабристов), № 60. За пять лет было издано около десяти выпусков серии «Современное искусство», посвящённых Борисову-Мусатову, Врубелю, Левитану, Куинджи, Рябушкину, Серову и другим видным художникам. Авторами очерков были признанные знатоки искусства — Н. Н. Врангель, А. А. Ростиславов, Н. Э. Радлов. Не обошлось и без участия Евреинова, написавшего о «гениях рисунка» — Ропсе и Бердслее. Сто «нумерованных экземпляров» каждого выпуска были отпечатаны на «ручной» бумаге и вложены в «вышитые по холсту переплёты». Оформление первых шести выпусков серии выполнил театральный художник Михаил Яковлев. Марка издательства была сделана им на основе фамильного герба Бутковских и изображала сокола над крепостной стеной, держащего в лапах подкову с крестом и колокольчик. После отъезда Яковлева в Москву, оформлением серии «Современного искусства» занимался замечательный график Сергей Чехонин, чьи работы покоряли своим совершенством. Издательница продолжала публиковать всё новые сочинения Евреинова, без устали пропагандируя театральные искания любимого режиссёра. К открытию второго сезона его Старинного театра она приурочила выпуск книги с описанием минувшего сезона. Наталья Ильинична участвовала и в подготовке третьего сезона театра, прерванного начавшейся войной. Итогом этой работы стала интересная монография К. Миклашевского «Comedia dell’arte», изданная Бутковской и удостоенная премии Российской академии наук. Накануне февральской революции Бутковская выпустила солидную трилогию Евреинова «Театр для себя», а известный футурист Василий Каменский по её просьбе написал апологию «Книга о Евреинове». Это была одна из последних книг издательства, которое закрылось после событий 1917 года. Оборвав многие интересные начинания, Бутковская и её муж, князь Шервашидзе, отправились в Абхазию, а потом в Коктебель к Волошину. Спустя год по приглашению Сергея Дягилева они попали в Лондон, а затем в Париж. Около десяти лет Шервашидзе был художником дягилевского «Русского балета», а Бутковская занималась режиссурой, ставя в парижских театрах детские спектакли и русские пьесы, в том числе тургеневские. Шервашидзе и его жена поддерживали дружеские отношения с Миклашевским, который жил в эти годы в Италии, а также с Евреиновым, который поселился с молодой женой в Париже. Как дар бесценной дружбы, Евреинов посвятил Бутковской свою оригинальную монографию о художнике Нестерове, которую можно считать завершающим выпуском её серии «Современное искусство». В начале Второй мировой войны Бутковская и Шервашидзе перебрались в нейтральное Монте-Карло. Осенью 1948 года она тихо скончалась. Наталья Ильинична Бутковская прожила большую жизнь, посвятив её служению искусству. Детей у неё не было, место захоронения забыто. Но остались книги, которые она издавала. Они являются частью уникального фонда культуры Серебряного века.
О художнице Людмиле Федоровне Шмит-Рыжовой совсем скудная информация. Родилась: 1881 г. Живописец, художник театра; педагог. Окончила Высшие Бестужевские курсы (1902), Высший государственный художественный институт (1919). Участвовала в выставке «Венок» (1910). Была одним из авторов и оформителей сборника «Студия импрессионистов» (1910) под редакцией Н.И. Кульбина. После 1917 г. работала художником в театрах Ленинграда, Детского Села, Липецка. Участник обществ:
- Венок-Стефанос
- Инициативное звено художников-профессионалов
- Новая школа
- Треугольник (Художественно-психологическая группа, 1917 - «Импрессионисты»)