Требник троих. Сборник стихов и рисунков. [В. Хлебников, В. Маяковский, Д.Н. Бурлюк].
Москва: Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, 1913. 86, [2] с., 15 л. иллюстраций. Иллюстрации - литографии по рисункам В.В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В.Е. Татлина, Д.Д. и В.Д. Бурлюков. В издание включены стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков. В издательской обложке с печатной наклейкой. Необрезанный экземпляр идеальной коллекционной сохранности. 21x17,5 см. Сборник вышел в конце марта 1913 г. Уже Лившиц отметил, что это был “собственно “Требник четырех”, ибо даже если не принимать в расчет Владимира Бурлюка и Татлина, иллюстрировавших сборник, то Давида и Николая никак нельзя было объявить одним лицом”. На последней странице, указывая имена авторов, Бурлюк нашел своеобразный выход из этого положения — он объединил инициалы своего имени и имени брата в одно целое. Получился некий “Д.Н. Бурлюк”, и таким образом тройственность союза была сохранена. Вероятно, сам Бурлюк дорожил названием и не хотел нарушать его цельности. Тираж 1100 экз.
Библиографические источники:
1. Susan P. Kompton. The world backwards. Russian futurist books 1912-16. London. The British Library Board. 1978. р. 79-80, 125;
2. Жевержеев, № 2437;
3. Поляков В., № 24
4. Лесман, № 2262;
5. Хачатуров. с. 102;
6. Тарасенков. с. 708;
7. Markov. р. 57-60;
8. Кн. л. 9413;
9. Марков. с. 54-57;
10. Рац, 63;
11. Розанов, 5093;
12. Kowtun, s. 69-70.
В сборник включены литографии (тушь, 200x166):
В. Маяковского:
1. Профильный портрет В. Хлебникова (между с. 6-7).
2. Илл. к собственному стихотворению “Читайте железные книги...”, вверху: ВМаяковск; внизу, по изобр: pii6a (между с. 42-43)
Надежды Бурлюк:
3. Силуэт В. Хлебникова (между с. 6-7).
В. Татлина:
4. Илл. к стихотворению Маяковского “Читайте железные книги...”, внизу слева: Татлин. (Между с. 44-45.)
5. Портрет В. Бурлюка. Внизу справа: Татлин. (Между с. 72-73.)
6. Илл. к стихотворению Д. Бурлюка “Закат маляр широкой кистью...”, внизу справа: Татлин (между с. 80-81).
В. Бурлюка:
7. Портрет В. Маяковского, профиль (между с. 34-35).
8. Портрет Д. Бурлюка (между с. 70-71).
Д. Бурлюка:
9. Портрет В. Маяковского (между с. 34-35).
10. Портрет Н. Бурлюка (между с. 52-53).
11. Портрет В. Бурлюка (между с. 76-77).
12. [Обнаженная с кошкой].
13. [Обнаженная с поднятыми руками].
14. [Обнаженная с собакой].
15. [Обнаженная с поднятой рукой] (№ 12-15 — между с. 86-87).
Излюбленным жанром русской футуристической книги были литературно-художественные сборники. Как известно, этот жанр имел довольно устойчивую традицию в русской литературе. К нему часто обращались и символисты. Поэтому нет ничего удивительного, что футуристы решили дать бой своему основному противнику на его территории. Отличие футуристических сборников заключалось, естественно, в отборе материала и в форме его подачи, хотя сам тип издания – чередование художественных текстов, критического материала и иллюстраций – оставался практически неизменным. «Взрывной» характер этих сборников определялся наличием манифеста, качеством самого литературного материала, и, не в последнюю очередь, их внешним видом. А вот здесь свою роль играли и кричаще пестрая расцветка бумажных обоев, и грубая холщовая обложка, и дешевая серовато-зеленая бумага. Традиция такого рода изданий складывалась постепенно и не в один день.
Первым изданием Бурлюка, в котором изображение занимало место, почти равное тексту, стал “Требник троих”. Аскетизм “Пощечины” сказался в нем только на исполнении обложки. Ее “афишный” характер, при котором набранное крупным шрифтом название выделяется на ничем не заполненном сероватом фоне бумаги, выгодно отличается своей читаемостью, в особенности по сравнению с изобразительными обложками Крученых, в которых название оказывалось непосредственно вплетенным в изображение. Можно предположить, что со стороны Бурлюка такое противопоставление было вполне осознанным, поскольку рисованные книжки Крученых составляли серьезную конкуренцию изданиям Бурлюка. Их популярностью, вероятно, и объясняется обращение Бурлюка к литографированным иллюстрациям. Большую часть рисунков в “Требнике” занимали портретные изображения членов бурлюковского “клана”. Количественно среди авторов преобладал сам Бурлюк, кроме портретов поместивший также несколько рисунков с изображением обнаженной женской натуры. Выполненные в примитивистской манере, они тем не менее несли на себе признаки знакомства автора с новомодными европейскими течениями. Правда, разъятие форм на отдельные элементы кубофутуристическим может считаться, конечно, с большой натяжкой. Гораздо больше в этих рисунках было бравады и стремления к эпатажу. На этом фоне заметно выделялись своей графической цельностью и монументальностью рисунки В. Татлина. Их отличает великолепное умение подчеркнуть самое существенное в образе — “бычий” затылок В. Бурлюка или вытянутую по горизонтали руку маляра в рисунке к стихотворению Д. Бурлюка. При этом никогда деталь не нарушает пластическое единство татлинских рисунков, оказываясь гармонично вплетенной в их структуру. Из двух рисунков Маяковского, впервые выступившего в печати в этом качестве, особенно выделялся профильный портрет Хлебникова — один из лучших в иконографии поэта. Копна волос, напоминающая птичий хохолок, острая линия носа, взметнувшаяся дугой бровь — все это, как и выпяченная вперед верхняя губа, доносит до нас знаменитый “птицеподобный” облик “Короля Времени”. Но Маяковскому удается передать и нечто большее — состояние внутренней сосредоточенности, кажется, даже сам момент поэтического вдохновения.
Церковно-славянская треба - это богослужебный обряд (крестины, венчание, панихида), совершаемый по просьбе самих верующих. Требник - книга с молитвами для треб. Термин очень понятный для миллионов россиян того времени. «Требник троих» - знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», самой ранней и наиболее радикальной группировки русских футуристов. Футуризм, одно из главных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX века, родился в 1909 году на юге Европы, в Италии, но практически сразу дал ростки на северной российской почве. Название нового движения имело в основе латинское слово «futurum», что означает «будущее», и присущие им неукротимое стремление вперёд, решительный отказ от прежней культуры, жадную мечту о рождении «нового человечества» ещё немногочисленные «будетляне» Москвы и Петербурга выразили в первом же своём манифесте, названном звонко и хлёстко - «Пощёчина общественному вкусу»: «Только мы -лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней...» Считается, что название «Требник троих» придумал «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, так как в новой книге «Гилеи» предполагалось представить творчество трёх наиболее известных поэтов объединения - самого Бурлюка, Владимира Маяковского и Виктора (Велимира) Хлебникова. Позже Бурлюк настоял на сохранении названия, когда выяснилось, что авторский коллектив несколько расширится: к тройке избранных присоединился брат Давида - Николай. Как заметил Бенедикт Лившиц, имевший возможность наблюдать за метаморфозами издания с близкого расстояния, «собственно, это был «Требник четырёх»... так как Давида и Николая нельзя было объявить одним лицом». Для сохранения видимости объективности пришлось пойти на компромисс: в объявлениях о появлении книги Давид и Николай Давидовичи были обозначены как одно лицо - Д.Н. Бурлюк. Сборник вышел из печати в начале апреля 1913 года. Его составляли двадцать пять стихотворений Хлебникова, четырнадцать - Маяковского и тридцать одно - Бурлюков: шестнадцать - Давида, пятнадцать - Николая. Именно там впервые были опубликованы моментально ставшие скандально знаменитыми строчки Владимира Маяковского:
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы вещих губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейтах водосточных труб?