Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 470 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Требник троих. Сборник стихов и рисунков. [В. Хлебников, В. Маяковский, Д.Н. Бурлюк].

Москва: Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, 1913. 86, [2] с., 15 л. иллюстраций. Иллюстрации - литографии по рисункам В.В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В.Е. Татлина, Д.Д. и В.Д. Бурлюков. В издание включены стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков. В издательской обложке с печатной наклейкой. Необрезанный экземпляр идеальной коллекционной сохранности. 21x17,5 см. Сборник вышел в конце марта 1913 г. Уже Лившиц отметил, что это был “собственно “Требник четырех”, ибо даже если не принимать в расчет Владимира Бурлюка и Татлина, иллюстрировавших сборник, то Давида и Николая никак нельзя было объявить одним лицом”. На последней странице, указывая имена авторов, Бурлюк нашел своеобразный выход из этого положения — он объединил инициалы своего имени и имени брата в одно целое. Получился некий “Д.Н. Бурлюк”, и таким образом тройственность союза была сохранена. Вероятно, сам Бурлюк дорожил названием и не хотел нарушать его цельности. Тираж 1100 экз.

Библиографические источники:

1. Susan P. Kompton. The world backwards. Russian futurist books 1912-16. London. The British Library Board. 1978. р. 79-80, 125;

2. Жевержеев, № 2437;

3. Поляков В., № 24

4. Лесман, № 2262;

5. Хачатуров. с. 102;

6. Тарасенков. с. 708;

7. Markov. р. 57-60;

8. Кн. л. 9413;

9. Марков. с. 54-57;

10. Рац, 63;

11. Розанов, 5093;

12. Kowtun, s. 69-70.

В сборник включены литографии (тушь, 200x166):

В. Маяковского:

1. Профильный портрет В. Хлебникова (между с. 6-7).

2. Илл. к собственному стихотворению “Читайте железные книги...”, вверху: ВМаяковск; внизу, по изобр: pii6a (между с. 42-43)

Надежды Бурлюк:

3. Силуэт В. Хлебникова (между с. 6-7).

В. Татлина:

4. Илл. к стихотворению Маяковского “Читайте железные книги...”, внизу слева: Татлин. (Между с. 44-45.)

5. Портрет В. Бурлюка. Внизу справа: Татлин. (Между с. 72-73.)

6. Илл. к стихотворению Д. Бурлюка “Закат маляр широкой кистью...”, внизу справа: Татлин (между с. 80-81).

В. Бурлюка:

7. Портрет В. Маяковского, профиль (между с. 34-35).

8. Портрет Д. Бурлюка (между с. 70-71).

Д. Бурлюка:

9. Портрет В. Маяковского (между с. 34-35).

10. Портрет Н. Бурлюка (между с. 52-53).

11. Портрет В. Бурлюка (между с. 76-77).

12. [Обнаженная с кошкой].

13. [Обнаженная с поднятыми руками].

14. [Обнаженная с собакой].

15. [Обнаженная с поднятой рукой] (№ 12-15 — между с. 86-87).


Излюбленным жанром русской футуристической книги были литературно-художественные сборники. Как известно, этот жанр имел довольно устойчивую традицию в русской литературе. К нему часто обращались и символисты. Поэтому нет ничего удивительного, что футуристы решили дать бой своему основному противнику на его территории. Отличие футуристических сборников заключалось, естественно, в отборе материала и в форме его подачи, хотя сам тип издания – чередование художественных текстов, критического материала и иллюстраций – оставался практически неизменным. «Взрывной» характер этих сборников определялся наличием манифеста, качеством самого литературного материала, и, не в последнюю очередь, их внешним видом. А вот здесь свою роль играли и кричаще пестрая расцветка бумажных обоев, и грубая холщовая обложка, и дешевая серовато-зеленая бумага. Традиция такого рода изданий складывалась постепенно и не в один день.

Первым изданием Бурлюка, в котором изображение занимало место, почти равное тексту, стал “Требник троих”. Аскетизм “Пощечины” сказался в нем только на исполнении обложки. Ее “афишный” характер, при котором набранное крупным шрифтом название выделяется на ничем не заполненном сероватом фоне бумаги, выгодно отличается своей читаемостью, в особенности по сравнению с изобразительными обложками Крученых, в которых название оказывалось непосредственно вплетенным в изображение. Можно предположить, что со стороны Бурлюка такое противопоставление было вполне осознанным, поскольку рисованные книжки Крученых составляли серьезную конкуренцию изданиям Бурлюка. Их популярностью, вероятно, и объясняется обращение Бурлюка к литографированным иллюстрациям. Большую часть рисунков в “Требнике” занимали портретные изображения членов бурлюковского “клана”. Количественно среди авторов преобладал сам Бурлюк, кроме портретов поместивший также несколько рисунков с изображением обнаженной женской натуры. Выполненные в примитивистской манере, они тем не менее несли на себе признаки знакомства автора с новомодными европейскими течениями. Правда, разъятие форм на отдельные элементы кубофутуристическим может считаться, конечно, с большой натяжкой. Гораздо больше в этих рисунках было бравады и стремления к эпатажу. На этом фоне заметно выделялись своей графической цельностью и монументальностью рисунки В. Татлина. Их отличает великолепное умение подчеркнуть самое существенное в образе — “бычий” затылок В. Бурлюка или вытянутую по горизонтали руку маляра в рисунке к стихотворению Д. Бурлюка. При этом никогда деталь не нарушает пластическое единство татлинских рисунков, оказываясь гармонично вплетенной в их структуру. Из двух рисунков Маяковского, впервые выступившего в печати в этом качестве, особенно выделялся профильный портрет Хлебникова — один из лучших в иконографии поэта. Копна волос, напоминающая птичий хохолок, острая линия носа, взметнувшаяся дугой бровь — все это, как и выпяченная вперед верхняя губа, доносит до нас знаменитый “птицеподобный” облик “Короля Времени”. Но Маяковскому удается передать и нечто большее — состояние внутренней сосредоточенности, кажется, даже сам момент поэтического вдохновения.

Церковно-славянская треба - это богослужебный обряд (крестины, венчание, панихида), совершаемый по просьбе самих верующих. Требник - книга с молитвами для треб. Термин очень понятный для миллионов россиян того времени. «Требник троих» - знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», самой ранней и наиболее радикальной группировки русских футуристов. Футуризм, одно из главных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX века, родился в 1909 году на юге Европы, в Италии, но практически сразу дал ростки на северной российской почве. Название нового движения имело в основе латинское слово «futurum», что означает «будущее», и присущие им неукротимое стремление вперёд, решительный отказ от прежней культуры, жадную мечту о рождении «нового человечества» ещё немногочисленные «будетляне» Москвы и Петербурга выразили в первом же своём манифесте, названном звонко и хлёстко - «Пощёчина общественному вкусу»: «Только мы -лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней...» Считается, что название «Требник троих» придумал «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, так как в новой книге «Гилеи» предполагалось представить творчество трёх наиболее известных поэтов объединения - самого Бурлюка, Владимира Маяковского и Виктора (Велимира) Хлебникова. Позже Бурлюк настоял на сохранении названия, когда выяснилось, что авторский коллектив несколько расширится: к тройке избранных присоединился брат Давида - Николай. Как заметил Бенедикт Лившиц, имевший возможность наблюдать за метаморфозами издания с близкого расстояния, «собственно, это был «Требник четырёх»... так как Давида и Николая нельзя было объявить одним лицом». Для сохранения видимости объективности пришлось пойти на компромисс: в объявлениях о появлении книги Давид и Николай Давидовичи были обозначены как одно лицо - Д.Н. Бурлюк. Сборник вышел из печати в начале апреля 1913 года. Его составляли двадцать пять стихотворений Хлебникова, четырнадцать - Маяковского и тридцать одно - Бурлюков: шестнадцать - Давида, пятнадцать - Николая. Именно там впервые были опубликованы моментально ставшие скандально знаменитыми строчки Владимира Маяковского:

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы вещих губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

На флейтах водосточных труб?


Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?