Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 99 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

«Реставратор не должен упускать возможность рассказать публике о целях и возможностях

своей профессии, чтобы люди лучше представляли, чем занимается реставратор».

Этический Кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов.

 

Корякина С.М. Реставрация редких книг и документов в ГИМ. М., 2002.

Реставрация рукописей и их переплетов является направлением, традиционным для ГИМ, и планомерно проводится в музее начиная с 1950-х годов. В 1980-е годы реставраторы-“бумажники” были разделены на два сектора: реставрации графики и реставрации памятников на бумажной основе и переплета. В секторе на сегодняшний день работают 5 реставраторов-“листовиков”, имеющих 1-ю и 2-ю категории, и 2 реставратора переплетов, аттестованные по 1-й категории; стаж работы сотрудников почти одинаков: 15—20 лет. Мы сталкиваемся с большим разнообразием предметов различного назначения, которые отличаются техникой исполнения и материалом, из которого они сделаны. Государственный Исторический музей располагает богатейшей коллекцией: это древние фолианты на грубой тряпичной бумаге; берестяные грамоты, найденные в раскопках древних городов; интимные письма великих людей, написанные на лучших сортах бумаги; мандаты и приказы времен гражданской войны, выполненные на оберточной бумаге; упаковочные коробочки; гигантских размеров яркие, зазывающие плакаты, выполненные на толстом картоне и тонкой папиросной бумаге; золоченые царские грамоты на пергамене с тяжелыми кустодиями и обгоревшие тетрадные листики — письма с фронта.

Подробнее...

 

Ребрикова Н.Л., Дмитриева М.Б., Мантуровская Н.В. Механизм формирования бурых пятен на бумаге и влияние реставрационного вмешательства на этот процесс. М., ГосНИИР, 2005.

Частота встречаемости бурых пятен (фоксингов) на бумаге, на неокрашенном хлопке и льне достаточно высока, поэтому этот вид повреждения целлюлозных волокон привлекает интерес исследователей во всем мире. В последние годы постоянно появляются публикации по этой проблеме. До настоящего времени продолжается дискуссия по поводу абиотической и биотической версии образования фоксингов. Нами была разработана абиотическая модель возникновения фоксингов. На бумагу в процессе естественного старения попадает пыль, другие загрязнения, в состав которых входят металлы с переменной валентностью, более легко окисляемые, чем целлюлоза, органические соединения. В результате их воздействия окислительная деструкция целлюлозных волокон может локально протекать ускоренно, что выражается в формировании бурых пятен. Окисляясь кислородом воздуха, ионы металлов с переменной валентностью становятся центрами ускоренного свободнорадикального окисления целлюлозы.

Подробнее...

 

"Поморские ответы" и история одной фальсификации в эпоху Петра I.

"Поморские ответы" - замечательнейшее произведение раскольничьей письменности. Поводом к их составлению послужило учреждение в 1722 г. Св. Синодом областных миссий для собеседований со старообрядцами, причем для района Выговских скитов назначен был иеромонах Неофит. Когда этот миссионер прибыл к месту назначения, представители Выговской пустыни обратились к нему с просьбой, чтобы он изложил письменно главные пункты будущих словопрений. Неофит написал 106 тезисов в форме кратких вопросов, составленных часто в провокационной форме и подразумевающих лишь единственный, выгодный "правящей церкви" ответ. Менее чем через год выговцы доставили Неофиту свои ответы, получившие впоследствии громкую известность в старообрядческом мире. Ответы на эти вопросы были составлены под руководством братьев Денисовых (в основном, Андрея Денисова), основателей поморской Выговской старообрядческой пустыни. Два первых экземпляра рукописи "Ответов", очевидно, были готовы уже к 21 июня 1723 г. и оба сданы в канцелярию Петровских заводов в Олонце: для "господина присланного учителя иеромонаха Неофита" и "для хранения в Канцелярии заводов". Оригинал подписан девятью уполномоченными: Даниилом Викуловым, Ипатием Максимовым, Петром Акиндиновым, Михаилом Андреевым, Климом Ефремовым, Иваном Михайловым, Павлом Дементьевым, Севастьяном Савиновым и Антонием Лукиным. "Поморские ответы" представляют собой выдающееся полемическое сочинение, авторы показали способность подмечать слабые стороны оппонента, умело использовали приёмы критического анализа, использован огромный объём литературных, исторических и иконографических источников. В Поморских ответах был проведён первый в российской истории палеографический анализ исторического документа: блестяще была доказана подложность так называемого "Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина", приводимого Русской Православной церковью в качестве одного из центральных доказательств истинности и древности "новых обрядов" и относимого к XII веку. Оригиналы рукописей "Поморских ответов", поданные Петру I и Неофиту, находились в собрании московского старообрядца Е. Е. Егорова, которое ныне хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

Подробнее...

 

Экспертиза древнерусской живописи и фальсификации.

Реставрационную науку в СССР создавал Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Он же поставил во главе всей практической реставрации СССР самого знаменитого «поддельщика»  древнерусских икон Григория Осиповича Чирикова (1882-1936). Кто такой Чириков? Великий и научный «мистификатор» икон? Король фальсификаций? Чьи «работы» можно обнаружить и в наших музеях, и в зарубежных хранилищах, коллекциях. Для Грабаря он был высочайший авторитет в иконописной и реставрационной технике, в знании икон. Не случайно в своей автобиографии он поместил портрет Чирикова, написанный самим Грабарем, на самую последнюю страницу текста. Тем самым как бы символически подводя итог равенству своего и чириковского «уровня музейности». Автобиография Грабаря была напечатана в 1937 году. Где был тогда Чириков? По официальным данным, репрессирован и расстрелян в 1936 году НКВД. По неофициальным ... Странно, что ГосЛит разрешил напечатать портрет репрессированного «врага народа»? Или Чириков смог сам себя реабилитировать посмертно? Еще более странным выглядит тот факт, что одновременно с автобиографией Грабаря выходит из печати другая книга, в которой пересказываются воспоминания о дореволюционных торговцах иконами. И напечатано, что до революции старые иконы были в такой цене, что вокруг них крутилось много аферистов. И впереди многих очутился с «палехской закваской» Григорий Чириков, чья мастерская сделалась «фабрикой фальсификаций». Итак: главный дореволюционный фальсификатор стал главным советским реставратором икон. Замечательное совпадение.

Подробнее...

 

«Задурок». К вопросу экспертиз и фальсификаций произведений искусства.

Это очень точное, хлесткое определение поддельной иконы родилось в XIX веке, в среде иконописцев - «старинщиков» Владимирской губернии. Местность, определяемая искусствоведами как владимирские села, являла собой крупнейший иконописный центр, снабжавший Россию иконами на любой вкус и кошелек. Иконописцы знаменитых сел Палеха и Мстеры изготавливали традиционную иконную продукцию, ориентированную на достижения старых мастеров, привнося в нее новые веяния в разработке сюжетов, экспериментируя с формой основы и устоявшейся веками композицией. В Холуе же отдавали предпочтение «расхожей», предназначенной для массового рынка иконе, делая акцент на удешевление и увеличение количества выпускаемой продукции. Если в упомянутых Палехе и Мстере представители взыскательных заказчиков рассчитывали приобрести мастерски выполненные иконы – то в Холуй они ехали за древними образами. Вначале покупателями были получившие послабление старообрядцы, а впоследствии и перекупщики, снабжавшие древностями богатых коллекционеров.

Подробнее...

 

Козлов В.П. Хлестаков отечественной "археологии", или три жизни А.И. Сулакадзева. М., 1996.

Сулакадзев, Александр Иванович (1771 - 1830) — наиболее известный отечественный фальсификатор исторических источников, «творчеству» которого посвящен не один десяток специальных работ. К этому необходимо добавить, что он наиболее масштабный фабрикант подделок. По меньшей мере, три обстоятельства дают нам основания для такого заключения: непостижимая дерзость в изготовлении и пропаганде фальшивок, размах и «жанровое» или видовое разнообразие изделий, вышедших из-под его пера. В случае с Сулакадзевым исследователь фальсификаций неизбежно вынужден не только обратить внимание на мотивы, технику изготовления подделок, но и попытаться пристально всмотреться в личность их автора, по-своему неординарную, которой были присущи погоня за знаниями, бессистемная любознательность, романтическое фантазерство и в то же время дилетантизм, стремление выдавать желаемое за действительное, решение проблем не столько с помощью знаний, сколько самоуверенным напором и остроумными выдумками.

Подробнее...

 

Козлов В.П. Московский палеотаф А.И. Бардин. М., 1996.

О московском мещанине Антоне Ивановиче Бардине (умер в 1841 г.) нам известно до обидного мало. Судя по уважительным, хотя и немногочисленным отзывам современников, человеком Бардин был незаурядным, знатоком рукописного и книжного наследия, старинных вещей, икон, в течение многих лет вместе с сыном промышляя их перепродажей. Благодаря этому он стал хорошо знаком московским собирателям и любителям древностей — в его антикварной лавке, например, археографы К. Ф. Калайдович и П. М. Строев приобретали не раз ценные рукописи и редкие книги. Калайдович, готовя в 1882 г. статью «О книгопродавцах духовных книг и гражданских», намеревался посвятить ему специальный раздел как торговцу светскими книгами. И вместе с тем современники, собираясь посетить в очередной раз этого торговца антиквариатом, неизменно предупреждали друг друга: необходимо остерегаться, здесь может быть подделка Бардина. По свидетельству хорошо знавшего Бардина историка М. П. Погодина, немало приобретшего через него ценных материалов, Бардин был «мастер подписываться под древние почерки». Этот своеобразный дар Бардин использовал для фабрикации подделок письменных источников, поставив дело их изготовления на широкую ногу. В настоящее время известно не менее 25 подделок Бардина в различных хранилищах нашей страны — надо полагать, что это еще далеко не все, что вышло из-под его пера.

Подробнее...

 

Козлов В.П. Обет юного венценосца. М., 1996.

Так случилось, что рассказ о подделках мы начинаем с упоминания имени Н. М. Карамзина — автора знаменитой «Истории государства Российского», ученого, немало сделавшего для разоблачения фальсифицированных источников. Увы, неисповедимы, сложны и удивительны бывают судьбы не только людей, но и книг, рукописей да и идей. По иронии судьбы именно труд Карамзина послужил толчком и ценным источником для изготовления ряда подделок — великие произведения всегда порождают и эпигонов, и зоилов, а нередко и грубых плагиаторов. Авторитет имени Карамзина как бы помог ввести в общественный оборот подделку, которая не вызывала у критически настроенного историографа никаких подозрений. Работая над «Историей государства Российского», Карамзин широко пользовался документами различных хранилищ Москвы и Петербурга. Вне его внимания не остались и материалы Московского архива Коллегии иностранных дел. Среди рукописей этого архива историограф обнаружил сборник XVII в., основную часть которого занимал список Степенной книги. Как установил Карамзин, сборник попал в архив в начале 40-х гг. XVIII в. из библиотеки одного из сторонников опального Артемия Волынского — А. Ф. Хрущева, очевидно, уже после казни последнего в 1740 г. С легкой руки Карамзина Степенная книга, находившаяся в нем, с тех пор стала называться Хрущевским списком Степенной книги.

Подробнее...

 

Тетерятников В.М. Мистификации XX века. "Культура", № 14, 1994.

Предлагаем вниманию читателей статью Владимира Тетерятникова, международного эксперта по оценке произведений искусства, человека, который сумел выиграть судебный процесс у знаменитой фирмы «Кристи». В 1980 году «Кристи» объявила на весь мир о «продаже века» — она выставляла на аукцион в Нью-Йорке самую знаменитую на Западе коллекцию русских икон американца Д. Ханна. Более чем 50 профессоров напечатали более чем 50 книг о великолепии этих шедевров, и эта знаменитая коллекция была продана за 3 миллиона долларов, что было тогда и по сей день остается мировым рекордом цен на русские иконы. Тетерятников выступил с заявлением, что лучшие вещи этой коллекции — фальшивки. «Кристи» пыталась остановить публикацию его книги-разоблачения, обвинив его в клевете, и обратилась в суд. Через девять месяцев суд города Нью-Йорка разрешил Тетерятникову публиковать его книгу «Иконы и фальшивки».

 

Подробнее...

 

Тетерятников В.М. Мистификация русской культуры на Западе. "Континент", № 34, 1982.

Невооруженным глазом видно, что проблема, затронутая автором статьи, выходит далеко за рамки собственно иконописи. В течение более чем полувека почти полной культурной изоляции нашей страны от всего остального мира, когда естественный процесс, обмена знаниями, идеями и информацией был в административном порядке заменен с советской стороны эпизодическими визитами представителей службы дезинформации или туристических групп, а с западной — праздных охотников до всякой «рашен» экзотики, на Западе образовался, если так можно выразиться, профессиональный вакуум, который поспешили заполнить различного рода «специалисты» по России, изучавшие ее в лучшем случае в библиотеке американского конгресса, а в худшем — из окон своих лимузинов с дипломатическими номерами или за столиком ресторана «Метрополь».


Подробнее...

 

Филатов В.В. Техника и материалы станковой темперной живописи. М., 1986.

Слово реставрация происходит от латинского слова «restauratio» — восстановление. В широком смысле понятие «реставрация» охватывает все виды работ, направленные как на сохранение произведения искусства, так и на максимально возможное выявление его первоначального облика. В узком смысле реставрация означает проведение процессов, способствующих продлению жизни произведения и устранению позднейших наслоений с авторской живописи, искажающих авторский замысел и снижающих эстетическую значимость памятника,— укрепление красочного слоя, левкаса (грунта) и поврежденной доски, удаление потемневшего слоя олифы или масляного лака, удаление записей, тонирование в случае необходимости утраченных мест, нанесение защитного слоя лака. Консервация — от латинского «conservatio» — сохранение, сбережение. До середины нашего столетия под консервацией подразумевали только создание оптимальных условий для сохранения произведений — правильного освещения, чистоты и влажности воздуха, его вентилирования. Затем в понятие «консервация» стали включать как условия нормального режима хранения, так и ряд процессов, которые, не изменяя внешнего вида произведения, пресекают разрушение его биологическими организмами (плесенями, бактериями, жуками-точильщиками), предохраняют от утрат разрушенный левкас и красочный слой (в частности, наложением профилактической заклейки, предваряющей последующую реставрацию). В последние десятилетия стали часто применять к произведениям живописи еще один термин — реконструкция (от латинского «reconstructio» — перестройка, восстановление). При этом имеют в виду восстановление некоторых утраченных частей памятника, которое бывает допустимо только в исключительных случаях.

Подробнее...

 

 

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?