Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 103 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Корякина С.М. Реставрация редких книг и документов в ГИМ. М., 2002.

Реставрация рукописей и их переплетов является направлением, традиционным для ГИМ, и планомерно проводится в музее начиная с 1950-х годов. В 1980-е годы реставраторы-“бумажники” были разделены на два сектора: реставрации графики и реставрации памятников на бумажной основе и переплета. В секторе на сегодняшний день работают 5 реставраторов-“листовиков”, имеющих 1-ю и 2-ю категории, и 2 реставратора переплетов, аттестованные по 1-й категории; стаж работы сотрудников почти одинаков: 15—20 лет. Мы сталкиваемся с большим разнообразием предметов различного назначения, которые отличаются техникой исполнения и материалом, из которого они сделаны. Государственный Исторический музей располагает богатейшей коллекцией: это древние фолианты на грубой тряпичной бумаге; берестяные грамоты, найденные в раскопках древних городов; интимные письма великих людей, написанные на лучших сортах бумаги; мандаты и приказы времен гражданской войны, выполненные на оберточной бумаге; упаковочные коробочки; гигантских размеров яркие, зазывающие плакаты, выполненные на толстом картоне и тонкой папиросной бумаге; золоченые царские грамоты на пергамене с тяжелыми кустодиями и обгоревшие тетрадные листики — письма с фронта.

Несколько слов о переплетах книг, которые в большом количестве имеются во всех отделах музея, — это и рукописные книги с переплетом из кожи и досок, и печатные издания, переплетенные в бумагу, ледерин, коленкор. Все эти переплеты требуют бережного подхода в реставрации, так как восстановить переплет и при этом сохранить все элементы его первозданности, образ книги, которая прошла через века, заключенная в доски, кожу, ткань, украшенная замками, жуковинами, — сложная, но выполнимая задача для реставратора. Временной разброс экспонатов достаточно велик — от рукописных столбцов и грамот XTV-XV вв. до современных документов XIX—XX вв. В 1996—1998 гг. музей принял участие в ряде международных выставок и впервые в своей истории экспонировал ценнейшие памятники мирового значения. В подготовке этих выставок участвовал и наш сектор. Прежде чем приступить к реставрации уникальных памятников, специалистами отдела был проведен тщательный анализ состояния красочного слоя миниатюр, бумажной основы книг, а также состояния шитья, капталов, досок крышек и кожаного покрытия. Были выбраны определенные методики по закреплению красочного слоя миниатюр, материалы для изготовления утраченных фрагментов, определена концентрация клеев и консервационных средств. Остановимся подробнее на некоторых книгах. Апостол XV в. — бумага; рукопись железо-галловыми чернилами; красочный орнамент; 6 миниатюр: золото, акварель. Переплет: доски, кожа, металлические накладки и жуковины. Листы книги очистили от загрязнений, разрывы подклеили без расшивки блока (реставратор Е.А. Герасимова). В химической лаборатории отдела старшим научным сотрудником О.Б. Лантратовой было проведено исследование красочного слоя и пятен на нем, после чего красочный слой очищен от пятен мастичного лака и закреплен Г.З. Быковой — реставратором ВХНРЦ, специально приглашенным для укрепления красочного слоя. Листы с завесами из ветхого тончайшего шелка извлекались из блока и из бумажной окантовки, подвергались механической и химической очистке, после чего были дублированы на тонированный газ (реставратор Н.А. Счастливая). Кожа отреставрирована, металлические украшения очищены, изготовлены новые застежки (реставратор Л.Н. Гусева). Псалтырь XVI в. — бумага; рукопись железо-галловыми чернилами; орнамент; 1 миниатюра: гуашь, золото. Переплет: доски, тисненая кожа. Красочный слой укреплен под микроскопом раствором желатина (реставратор Г.З. Быкова), листы очищены от загрязнений (реставратор О. Г. Столярова), кожа переплета отреставрирована (реставратор Т. В. Авдусина). Евангелие тетр. XVв. - бумага; рукопись желе-зо-галловыми чернилами; орнамент: акварель, золото. Переплет: доски, ткань. Красочный слой укреплен раствором желатина под микроскопом (реставраторы Т.А. Забелина и С.М. Корякина), сделана очистка, подклеены разрывы бумажной основы без расшивки блока (реставратор С.М. Корякина), ткань переплета отреставрирована (реставратор Т.В. Авдусина).

Рис. 1. Боровское Макаръевское Евангелие.

Общий вид оклада до реставрации.

Боровское Макаръевское Евангелие было одним из самых сложных и интересных объектов. Оно было написано в 1533 г. по заказу Новгородского архиепископа Макария и обложено драгоценным окладом специально для вклада в Пафнутьев-Боровский монастырь, где сам Макарий принял монашеский постриг. В Евангелии 516 листов размером 1°. Текст выполнен железо-галловыми чернилами. Четыре миниатюры с евангелистами; 25 листов с заставками, буквицами и маргинальными знаками на золотом грунте (пигменты, белила, связующее — камедь). Переплет: доски, бархат; закладки — ленты тканые с золотными нитками; завесы — шелк. Серебряный оклад украшен сканью, эмалью, литыми фрагментами, чеканкой, гравировкой, драгоценными камнями и жемчужной обнизью (рис. 1-3). Листы были загрязнены, особенно по углам. Наблюдались восковые пятна, множественные разрывы в нижней и верхней части листов по полям. Красочный слой на миниатюрах имел потертости, незначительные осыпи. В заставках в местах наслоения синих и бордовых красок под микроскопом было выявлено множество трещин. Сохранность блока и шитья хорошая. Сильно деформирована верхняя доска. Корешок бархатного покрытия в рабочей части усох, лопнул, некогда был подклеен клеем животного происхождения и пришит через край нитками, есть утраты ткани в верхней и нижней части корешка.

Рис. 2. Боровское Евангелие. Нижний каптал и закладки до реставрации.

Рукопись пытались реставрировать в начале XX в. — форзацные листы и загиб бархата на доски подклеен густым слоем столярного клея, что, возможно, вызвало деформацию верхней доски. Эта деформация досок вызвала общую деформацию оклада, краевые разрушения скани и частичные потери краевых желобков для укладки жемчужной обнизи. Оклад был покрыт сернистыми соединениями серебра. Некоторые фрагменты крепились сильно корродированными железными гвоздями. Обнизь жемчуга носила следы многочисленных грубых закреплений порванных нитей. Камни и стекла частично повреждены, с трещинами и сколами. Завесы из шелка местами имели разрывы, выходили из бумажных рамок. Закладка деформирована, плетение нитей оборвано. Перед началом работы были проведены необходимые анализы, в результате которых определена природа клеев переплета, связующих красок, подобраны растворы для очистки металла и промывки камней. Блок книги не расшивался. Оклад был демонтирован. Красочный слой миниатюр и заставок на участках с золотым фоном и на поземах укреплен 2%-ным модифицированным желатиновым раствором (под микроскопом). Листы рукописи очищены механическим путем от загрязнений, восковых пятен, разрывы подклеены на реставрационную японскую бумагу.

Рис. 3. Боровское Евангелие. Общий вид после реставрации.

Отреставрированы демонтированные форзацы, бархат почищен и дублирован на шелк, укреплен каптал, очищены и укреплены закладки. Сильная деформация верхней доски исправлена без отделения ее от блока. Между открытой доской и блоком были проложены предохранительные тефлоновые листы, доска покрыта теплым компрессом и зажата в струбцины. В течение одной недели при постоянном увеличении давления и смене компрессов доска выпрямилась. В течение месяца она высушивалась в струбцинах. Металл оклада очищен слабым раствором тио-мочевины, камни и жемчуг промыты щадящими специальными растворами. Эмали закреплены бесцветным составом фондон-керамид (кремнийорганика). Жемчужная обнизь перенизана по типу XVI в. на вновь изготовленную в мастерской серебряную нить, которая крепилась П-образными скобками.

Рис. 4. Евангелие XVI века. Общий вид до реставрации.

Реставратор Л.Н. Гусева, 1999 г.

Металл оклада дублирован на тонкую посеребренную медную фольгу термоклеем, фольга изготовлена гальвано-пластическим методом, используемым при реставрации ювелирных изделий. Удалены корродированные гвозди, устранена деформация металла, восполнены детали крепления. Металл покрыт восковым составом с примесью бензотри-азола. В реставрации этого памятника участвовали все сектора отдела: графики — Т.А. Забелина; документов и переплета — С.М. Корякина, Т.В. Авдусина; текстиля — М.А. Кузнецова, дерева — А.Г. Аксенов; металла — А.Г. Рябинков и А.Г. Калинин. Все реставраторы показали высокий профессионализм, слаженность в работе, выдержав единый стиль реставрации. Хочется сказать несколько слов об экспонировании и хранении. Памятники на бумажной основе по ряду своих физико-химических свойств беззащитны перед разрушающим воздействием окружающей среды. Но еще больший вред им могут нанести люди, в руки которых они попадают. Порой непоправимый ущерб наносят бумаге силикатный клей, липкие ленты, текучие штампы, чернильные надписи хранителей, а также беззаботные художники, прикрепляющие документы непосредственно к стенке витрины — без подложек и шарниров.

Рис. 5. Евангелие XVI века. Общий вид после реставрации.

Реставратор Л.Н. Гусева, 1999 г.

Проблемы экспонирования остро стоят в нашем музее, так как количество выставок очень большое. Приведу перечень выставок, которые были организованы как в нашем музее, так и за рубежом в 2000 г., в составлении которых участвовали все фондовые отделы ГИМ:

1. “Культура Грузии”. Отдел письменных источников, Отдел рукописей.

2. “Христианство на Африканском Роге”. Отдел рукописей.

3. Ежемесячная выставка современного плаката. Фонды музея В.И. Ленина.

4. “Образ Спаса Нерукотворного в русской художественной культуре”. Отдел рукописей.

5. “Побед славнейших звук гремит”. ОПИ, ИЗО, Отдел рукописей.

6. “Москва военная”. ОПИ, фонд истории XX в.

7. “Парад победы”. ОПИ, фонд истории XX в.

8. “Александр I и Наполеон”. ОПИ, Отдел рукописей, ИЗО.

9. “Остерман и его время”. ОПИ, Отдел рукописей.

10. “Немцы в экономике России”. ОПИ, Отдел рукописей.

11. “Сокровища православной культуры и искусства”. ОПИ, Отдел рукописей.

12. Ежедневно сменяющаяся выставка “Хронограф”. ОПИ, Отдел рукописей, ИЗО, фонды музея В.И. Ленина, фонд истории XX в.

Рис. 6. Шестоднев. XVII век. Вид в процессе реставрации.

Реставратор М.А. Юшкевич, 1998 г.

Рис. 7. Шестоднев. XVII век. Вид после реставрации.

Реставратор М.А. Юшкевич, 1998 г.

Реставраторы и сотрудники фондов должны четко представлять, в каких условиях будут находиться памятники, и иметь возможность фиксации выполнения этих условий. Уникальные памятники на бумажной основе требуют особого подхода. Для рукописей в витринах обычно предусматриваются пластиковые подставки, мягкие подложки и валики из натуральных материалов, прозрачные ленточные фиксаторы листов, выполненные для каждого экспоната по предварительным обмерам.

Рис. 8. Праздничная богослужебная Минея. XVIII век. Грузия.

Общий вид до реставрации (верхняя крышка).

Рукописи больших размеров с тяжелым окладом, грамоты с висячими кустодиями рекомендовано экспонировать только горизонтально. Еще более осторожно надо относиться к пергаменным рукописям и отдельным листам пергамена, вплоть до отказа их экспонировать, так как даже специальные витрины с температурно-влажностным режимом не обеспечивают стабильность этого сложного и капризного материала. Документы нужно крепить на “лапках” к подложкам из бескислотного картона, освещенность витрин должна быть 30—50 люкс, источник рассеянного света не ближе 1 м от экспоната, продолжительность экспозиции не более 3 месяцев.

Рис. 9. Праздничная богослужебная Минея. XVIII век. Грузия.

Общий вид до реставрации (корешок).

Перед реставраторами сектора стоит много проблем, связанных не только с экспонированием, но и с практической реставрацией. В частности, в Отделе рукописей имеется большой фонд рукописей и старопечатных книг, кожаные корешки которых промазаны олифой. Олифа прошла через корешок на бумажную основу книги, на текст. Наша задача состоит в выборе универсального способа удаления олифы и размягчения кожи переплета. В Отделе письменных источников существует фонд пергаменных и бумажных грамот, реставрация которых усложняется большими размерами экспонатов, наличием серебряных кустодий и шелковых завес. Мы пока не обладаем техническими средствами для решения этой проблемы. В Отделе истории XX в. ждут реставрации документы, испорченные силикатным клеем, с угасающими текстами, выполненными на кислой газетной бумаге с большим содержанием лигнина. Мы надеемся, что сектор сможет решить эти проблемы.

Рис. 10. Праздничная богослужебная Минея. XVIII век. Грузия.

Общий вид после реставрации (верхняя крышка).

Реставраторы С.М. Корякина, Т.В. Авдусина.

Каждый реставратор постоянно повышает свой профессиональный уровень, изучая новые методики реставрации, участвуя в семинарах и конференциях, приглашая на Реставрационные советы реставраторов из других организаций, знакомясь со специальной литературой. Надеемся также, что дирекция музея поможет поднять нашу техническую базу на нужный уровень (рис. 4—10).




Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?