Лазаревский, Иван Иванович (1880-1948). Редкие русские издания. В книге: «Среди коллекционеров». Второе издание. Пг., А.А. Левенсон, 1917. - страница 4
Нередко русския военныя издания, которыя, как видно, издавались с чрезвычайной внимательностью с точки зрения их внешней художественности, печатались за границей. Среди таких изданий особенно охотно приобретаются коллекционерами рисунки Верне-Дюбюкура, Габлера, Эккерт-Монтен, Вебера и др. Все эти рисунки в сохранном и полном виде ценятся довольно высоко и антиквары редко отмечают их в своих каталогах. В русской литературе, относящейся к масонству, которой наши библиофилы начинают интересоваться все более и более, трудно ориентироваться: памятники этой литературы, во-первых, издавались в очень ограниченном количестве, во-вторых, сразу же разбирались многочисленными братьями столичных и провинциальных масонских лож. Ведь в последней четверти восемнадцатаго века и почти во всей первой половине девятнадцатаго вся Россия была покрыта сетью масонских лож; в самых глухих захолустьях нередко можно было встретить тогда яраго, убежденнаго масона. Но вскоре к масонам стали относиться все с большей подозрительностью, и, наконец, деятельность их признана была для государства вредной и на~ всегда прекращена. А вместе с этим повальные и энергичные обыски с конфискацией всего находимаго, как в ложах, так и у отдельных масонов, сожжение всех книг и иных печатных материалов и рукописей, имевших к масонству хотя какое-нибудь отношение, сделали собирательство по истории масонства в России чрезвычайно трудным, хотя тем самым и еще более занимательным. Во главе издателей всех печатных материалов, касающихся масонства во всевозможных его проявлениях во время расцвета масонства в России, был Н. И. Новиков. Он отдал масонству лучшую часть своей жизни, все свои силы и знания и погиб, твердо оставаясь верным своим убеждениям. Его типография была главным разсадником масонскаго учения в России; из~под ея станков вышла большая часть всех русских книг по масонству восемнадцатаго века. Но и помимо типографии Новикова, масонския издания печатались в типографии известнаго масонскаго деятеля Лопухина, а по многим губернским городам и даже по разным имениям богатых сторонников масонства были разбросаны типографии, которыя работали очень деятельно. Все эти типографии, были тайными; даже современники о месте их настоящаго нахождения знали не твердо, и для теперешняго историка русскаго масонства собрать о них точныя сведения почти невозможно. Понятно, что в таких типографиях не велось никаких реестров выходящих изданий, никто из крупных масонов не подумал так же о том—как важно было бы для потомства составление подобнаго списка всех русских печатных изданий о масонстве, и поэтому до нашего времени сведения об изданиях, посвященных различным вопросам масонства, имеются самыя отрывочныя. Перечисляя ниже несколько выдающихся по своему значению изданий о масонстве, я нисколько не претендую на полноту своего перечисления, и дать хоть сколько-нибудь систематический список русских масонских изданий— не входит в задачу настоящаго очерка. Я только делюсь сведениями о некоторых очень редких и мало известных масонских изданиях, которыя мне попадались. Первое место, по степени редкости в библиографическом отношении, среди русских масонских книг занимает в продаже сейчас почти никогда не встречаемая книга—«Божественная и истинная метафизика, или дивное и опытом приобретенное видение невидимых и вечных вещей, открытое чрез Д. I. П.»—в трех частях. Эта книга была впервые напечатана на английском языке еще в семнадцатом столетии некиим доктором Пердэйч; потом она появилась на немецком языке, и уже с этого языка она была переведена на русский. «Божественная метафизика», имевшая очень большое значение в истории русскаго масонства, была напечатана в тайной типографии,скрывавшейся в селе Пехлицы Рязанской губернии; закончена печатанием она была в 1787 году; в продажу не поступала; число экземпляров ея было настолько ограничено, что только самые выдающиеся деятели масонства имели возможность ее получить. Полиция, уже в то время внимательно следившая за тайными типографиями, сумела напасть на верный след и несколько экземпляров этого издания были захвачены, конфискованы и сожжены. Долгое время она совершенно не выходила на антикварный рынок; потомки прежних масонов, хотя сами относились к делу масонства холодно, не разставались с ней, памятуя то значение, которое она имела в жизни их отцов и дедов. Теперь у антикваров экземпляры этого издания, всегда в дорогих кожаных переплетах, встречаются очень редко; цена их колеблется от четырехсот до пятисот рублей. Не менее ценится изследователями масонства в России и собирателями о нем памяток небольшая книжка в 59 страниц—«Духовный рыцарь, или ищущий премудрости. 5791». Печаталась она в неизвестной тайной типографии. Эта книга содержит в себе нравоучительный катехизис франк-масонов; интерес ея заключается главным образом в том, что в ней изложена вся сущность учения франк-масонов и еще потому, что это— единственное оригинальное сочинение одного из русских масонов восемнадцатаго века. Правительство считало эту книжку особенно вредной, тщательно, где только могло, ее выискивало, сжигало и поощряло денежными наградами всякаго, представившаго властям экземпляр ея. В настоящее время получить ее чрезвычайно трудно. Масонами считалось почти священным издание—«Должность братьев З. Р. К. (то есть Злоторуннаго Креста). Древния системы, говоренныя Хризофироном в собраниях Юниоратских с присовокуплением некоторых речей двух братьев».— Все масоны при первом же появлении какой-либо опасности уничтожали эту книгу. Напечатана она в Москве в 1784 году, в типографии масона Лопухина и по причинам, которыя доселе не удается выяснить, печатанием не была окончена и обрывается на 128-й странице. Многия наиболее крупныя и значительныя собрания масонских памяток не имеют этой книги, и мне самому в течение почти пятнадцатилетняго наблюдения за книжно-антикварным рынком не попадалось случая ея покупки. Стоимость ея произвольная. Помнится только, что известный собиратель книг и рукописей по масонству двинский старообрядческий деятель г. К-в предлагал за нее лет пять тому назад петроградским букинистам-антикварам до тысячи рублей, и никто не смог ему ее достать. Большое внимание вызывает среди собирателей очень редко встречающаяся книга «Феофраста Парацельса химическая псалтирь или философския правила о камне мудрых». Тотчас по отпечатании этой книги в знаменитой Вольной московской типографии Лопухина ее арестовали и сожгли без остатка. Ценность ее у антикваров колеблется от ста до двухсот рублей. Эти четыре книги—все, что встре- чалось мне самаго значительнаго и самаго редкаго в библиографии русскаго масонства. Немногие из коллекционеров могут похвалиться тем, что оне находятся на полках их библиотек. В приводимом мною небольшом списке все интересующиеся масонством и его памятками, встретят указания на очень мало известныя издания, и каждое из них представляет собой серьезную библиографическую ценность:
1) «Карманная книжка для вольных каменщиков». Москва, 1783 г.
2) «Аппология или защищение ордена вольных каменщиков». Москва, 1784 г.
3) «Братския увещевания некоторым братьям свободных каменщиков». Москва, 1784 г.
4) «Gemma Magica или магический драгоценный камень». Москва, 1784 г.
5) «Дух масонства», напечатанный в 1792 году без обозначения места печати.
6) «Колыбель камня мудрых». Москва, 1783 г.
7) «Луч благодати или писания Н.А.К.», без обозначения места и года печати.
8)«Магазин Свободно-Каменщицкой». Москва, 1784 г.
9)«Некоторыя черты о внутренней церкви». Спб., 1826 г. Сочинение масона И. Лопухина.
10)«Масон без маски». Спб., 1764 г.
11) «Ghristosophia или путь ко Христу». Творенье И. Бема. Спб., 1815 г.