Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 73 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Лазаревский, Иван Иванович (1880-1948). Редкие русские издания. В книге: «Среди коллекционеров». Второе издание. Пг., А.А. Левенсон, 1917. - страница 5

 

Очень редко встречается все то, что относится к сочиненьям Эккарстгаузена, в особенности «Ключ к таинствам натуры», «Наука чисел», «Важнейшие иероглифы», «Облако над святилищем». Редки и ценны все уставы и уложения масонских лож; среди них почти не встречается в "продаже и очень ценно «Уложение великой масонской ложи Астреи на Востоке». С.-Петербург, 5815». Одинаково редки сборники масонских песен и хоров; они печатались в ограниченном числе экземпляров, в продажу не поступали и раздавались только членам и братьям масонских лож; эти сборники никогда не отмечались, где, кем и когда были напечатаны. В заключение скажу несколько слов о важном для истории масонства рукописном материале. Особенно ценны среди таких масонских рукописей расцвеченныя акварельными рисунками масонских символов, эмблем, сцен, ритуалов, учения Розенкрейцеров. В некоторых, еще уцелевших, старинных помещичьих усадьбах средней полосы России есть и доселе старинные дедовские архивы, а в них много материалов по масонству. Нет, нет, да и проскользнет на рынок такое собрание, и внимательные коллекционеры тотчас его расхватают. Так, одному из самых солидных и знающих в России антикваров - букинистов, ныне покойному В. И. Клочкову, в 1907 г. продано было наследниками Аносова, известнаго в свое время масона, прекрасное собрание масонских книг и рукописей, теперь уже давно распроданное целиком. В числе рукописей была «Мистическая библиотека», обнимавшая около тридцати томов; она относилась к первой четверти прошлаго века. Трудно сказать, был ли это подготовленный материал для печати или просто масон переводил и вписывал мистическия сочинения в одну серию; но только все эти материалы никогда изданы не были. Вся рукопись одного типа in folio, написана превосходным Александровским почерком и украшена многими акварельными рисунками и портретами; все в переплетах чудеснаго стариннаго maro-quin. Эта рукопись была в 1907 году куплена владивостокским собирателем Леоновым, но по смерти его снова попала в Петроград и теперь находится в собрании молодого коллекционера Л. Жевержеева. Среди коллекционеров памяток масонства на первом месте стоит Д. Г. Бурылин, чье собрание, хранящееся в Иваново-Вознесенске и ныне все прекрасно каталогизированное, считается одним из первых во всей Европе. Затем идут собрания П.И. Щукина, а среди петроградских собирателей можно отметить Д. М. Остафьева, А. Е. Бурцева, М. Е. Синицина, Н. В. Ефимова, Т. О. Соколовскую и Л. И. Жевержеева. История русскаго театра привлекает особенное внимание наших собирателей и, так как большинство изданий, посвященных театру, всегда украшено иллюстрациями, то почти все, относящееся к театру, можно отнести и к области русских иллюстрированных изданий. У нас, несмотря на многих собирателей, интересующихся театром, можно назвать только двух-трех, которые бы посвятили себя всецело этому роду коллекционерства, и среди них, конечно, первое место занимает А. А. Бахрушин—в Москве, затем известны в Петрограде И. Ф. Мануйлов и В. В. Протопопов и в провинции Б. Л. Лашков (в Кишиневе). Кроме них еще ряд собирателей старается подобрать коллекции русских театральных изданий. Работать им всем приходится совершенно в потемках. Библиография театральнаго отдела находится у нас в первобытном состоянии. Даже такие библиографы, как Сопиков, Смирдин или Плавильщиков, не выделяли в своих трудах книги, посвященныя театру, в самостоятельный отдел, а упоминали о них или в общем литературном отделе или в отделе драматической литературы или, наконец,—и это большей частью— в отделе «Смесь». От Смирдина до наших дней не появлялось ни одного издания, которое могло бы заполнить этот пробел, если не считать каталога библиотеки В. В. Протопопова. Отсутствие справочных и библиографических работ в области русскаго издательства театральных книг заставляет наших собирателей доверяться, при определении степени редкости и ценности театральнаго издания, только каталогам антикваров, где цены бывают случайны, а полнота или дефекты часто умышленно скрываются, вводя тем собирателей в заблуждение и сбивая с толку. Сейчас дело обстоит так, что в отделе библиографии русских театральных изданий нельзя не только достать точных сведений, но нельзя и представить себе более или менее ясную картину того, что в этом отделе есть редкаго и что рядового. А между тем именно в этом отделе существует много изданий высоко интересных, порой замечательно художественных или мило забавных и наивных, совершенно неизвестных или редко упоминаемых, или даже попросту основательно теперь забытых. О таких-то изданиях, встречавшихся мне, я и хочу разсказать. В восемнадцатом веке было издано несколько книг, посвященных театру. Сочинения эти хотя и были не столь значительны по содержанию, но представляют собой большой интерес для собирателя; между ними есть несколько таких изданий, о которых приходится только слышать, не встречая их ни на антикварном рынке, ни в частных книгохранилищах коллекционеров. Таково первое из таких изданий по степени редкости «Письма о российском театре, нынешняго состояния»—сочинения Струйскаго; оно напечатано 1794 года, в типографии (о ней я уже вел речь в моих очерках), находившейся в имении автора селе Разуваевке; типография Н. Струйскаго печатала только одни сочинения господина Струйскаго, в продажу они не поступали и на антикварном рынке теперь почти никогда не встречаются; Н. Струйский, богатый пензенский помещик, был мало даровитым человеком, но любил пофилософствовать по вопросам искусства. «Письма о российском театре» были обращены к знаменитому актеру И. Дмитревскому и весьма забавны по своему содержанию. К числу очень редких, почти полностью растерянных теперь, изданий восемнадцатаго века надо отнести разныя оды, песни, приношения и прологи на открытие театров, поздравление разных лиц, бывших причастных к театру и т. д., как например, «Пролог на открытие в городе Тамбове театра» (Тамбов 1786 г.); «Пролог на открытие новопостроеннаго Петровскаго театра в Москве» (Москва 1780 г.); пролог «Господския имянины» с хором и балетом, представленный в селе Петровском 15 Июля 1791 г.», пролог «Кусковская нимфа», представленный в селе Кускове 29 Июня 1782 г., «Стихи в честь актера И. Дмитревскаго» А. Волкова, напечатанные в начале прошлаго века на одном листе, «Стихи придворной певицы г-жи Синьковской» (Петроград 1763 г.) и «Описание маскарада и других увеселений, бывших в приморской даче Л. А. Нарышкина» (Петроград 1772 г.). Как видно по самым заголовкам этих изданий, они напечатаны были в ограниченном количестве экземпляров, в продажу не поступали, а потому дошли до нас в самых исключительных случаях, почему-либо сохранившись в старинных помещичьих библиотеках.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?