Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 280 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Лазаревский, Иван Иванович (1880-1948). Редкие русские издания. В книге: «Среди коллекционеров». Второе издание. Пг., А.А. Левенсон, 1917. - страница 6

В области редких русских изданий восемнадцатаго века, имеющих отношение к театру, надо упомянуть о двух сочинениях, относящихся больше к работам, посвященным архитектуре,—это «Эрмитажный театр Екатерины II, построенный Гваренги» и «Планы и фасады театра и маскарадной залы в Москве, построенных англичанином Михаилом Медоксом» (Москва 1797 г.). Второе издание мне не приходилось видеть в полном виде, а первое— это красивое издание, художественно выполненное, со многими гравюрами; оно имеется в нескольких лучших петроградских собраниях старинной книги, но на антикварном рынке уже много лет не встречалось и ценится высоко. Из театральных изданий восемнадцатаго века редки и представляют собой не только антикварный интерес следующия книги, о которых в каталогах книгопродавцев давно не упоминается; достать их теперь весьма трудно, а именно: «Драматический словарь или показание по алфавиту всех российских театральных сочинений» Москва 1787 г., «Танцовальный словарь, содержащий в себе историю и правила танцовальнаго искусства» Москва 1790 г., «Танцовальный учитель» сочин. И. Кускова, Спб. 1790 г. (тут забавны рисунки пяти танцующих фигур), «Гаррик или английский актер—перевод Левшина» Москва 1781 г. Помимо отдельных сочинений, посвященных театру, как, например, «Общия правила театра» Петроград 1805 г. и Павла Сумарокова—«Некоторыя разсуждения о А. П. Сумарокове и начале российскаго театра» Петроград 1806 г., в начале прошлаго века было несколько журналов, где вопросам театра отводилось не мало места, и коллекционер, увлекающийся книжными памятками по истории театра в России, не может не считать их желанными в своих собраниях. Эти журналы, как верное отражение жизни и духа театра начала прошлаго века, навсегда останутся значительнейшими памятниками далекаго прошлаго русскаго театра. Тут вспоминаются: «Талия»— журнал для любителей театра, издание Вельяшева~ Волынцева в Москве в период от 1810 до 1812 года, «Журнал драматический» на 1811 год, в издании М. Макарова в Москве, «Драматический Вестник» на 1808 год и иныя издания журнальнаго типа более поздняго времени и не столь редкия. В первой половине прошлаго столетия выходили журналы—«Репертуар русскаго театра» (Песоцкаго) и «Репертуар и Пантеон 1844 года», они весьма ценны в полном виде и встречаются редко, но отдельные нумера попадаются довольно часто; любительской цены разрозненные номера не имеют никакой. Собиратели книг, посвященных русскому театру, как-то обходят вниманием отдел старинных изданий различных пьес. Такия издания восемнадцатаго и самаго начала девятнадцатаго века достойны занять видное место на полках любительских библиотек. В восемнадцатом веке, начиная с Елизаветинскаго времени, вышло не мало забавнейших изданий такого рода. Во главе художественно напечатанных пьес восемнадцатаго века, конечно, стоит «Начальное управление Олега», сочинение Екатерины II; оно издано в 1791 году и замечательно по своей изящной внешности. Коллекционерам может нравиться еще более этого издания чудесная книжка, изданная в 1806 году—«Душенька», опера в пяти действиях с превращениями, хорами и балетом. Не только в области театра, но и в области вообще русских иллюстрированных изданий эта книга занимает первенствующее место; на антикварном рынке она почти не встречается и ценится очень высоко. Затем забавны издания—опера комическая — «Февей», изданная в 1789 году, «Волшебный стрелок» романтическая опера Княжнина (1824 г.), «Девишник или Филаткина свадьба» (1809 г.), «Гусарская стоянка или плата тою же монетою» (1836 г.). Эта последняя пьеса издана с гравированным Галактионовым рисунком Брюллова, изображающим портреты Сосницкаго и Асенковой в костюмах садовника и юнкера. Есть пьесы, история издания которых весьма интересна и мало кому известна. В 1793 году вышла трагедия Княжнина—«Вадим Новгородский»; тут воспользовался случаем свести с автором личные счеты гр. И.П. Салтыков, московский военный губернатор; он донес кому следует, что в монологах проводятся идеи, противныя монархической власти, и книга Княжнина была уничтожена. Но все же любителям того времени удалось спасти несколько экземпляров ея, которые теперь на антикварном рынке, попадаясь чрезвычайно редко, ценятся очень высоко. Эта трагедия была напечатана, кроме того, в тридцать девятом томе издания Академии Наук—«Российский Театр». Оттуда ее приказали вырвать, и том этот продавался в искалеченном виде. Все хлопоты Княжнина спасти свое детище не увенчивались успехом, не спасло даже заступничество кн. Е. Р. Дашковой. Не лучшая судьба постигла и комедию Капниста «Ябеда», напечатанную в Петрограде в 1798 г.; по повелению императора Павла Петровича, книгу уничтожили, а автора выслали в Сибирь, но как известно, в тот же день вернули обратно и даже повысили в чине. Я видел издание «Ябеды» 1798 года в собрании П. Ефремова. Куда оно попало потом, мне неизвестно. Мне никогда не удалось встретить редчайшую книжку восемнадцатаго века «Четыре арлекина»; издана она в Петрограде в 1733 году. Это маленькия комедии или, вернее, интермедии переводил В. К. Тредиаковский. Книжка была издана в количестве всего ста экземпляров и сейчас на антикварном рынке не встречается. Я вел тут речь об изданиях, выходивших в восемнадцатом и в начале девятнадцатаго века в столицах. И в провинции за это время выходило не мало театральных изданий и пьес, но печатались они в небольшом количестве экземпляров и если сохранились до нашего времени, то только по шкафам помещичьих библиотек. Мне известны следующия издания того времени: «Олинька или первоначальная любовь» опера сочинения князя Белосельскаго-Белозерскаго, напечатанная в 1796 году в помещичьей типографии села Яснаго; «Свадьба господина Волдырева» опера комическая, напечатанная в Калуге в 1793 году. Не только пьесы, но и книги других отделов русской библиографии, изданныя в провинции в восемнадцатом веке, считаются наиболее редкими и ценимыми значительно выше москов~ ских и петроградских изданий. В восемнадцатом веке и в начале девятнадцатаго на ряду с театральными изданиями было не мало изданий, посвященных музыке; их нельзя миновать молчанием тем более, что все эти издания теперь очень редки и ценны. Как мила и забавна небольшая книжечка, изданная в Петрограде в 1773 году—«Куриозная музыкальная штучка, состоящая из одного минуета, который на клавесине, скрыпке и басе играть можно». Затем идут—«Карманная книжка для любителей музыки на 1795 год», «Музыкальныя увеселения 1774 года в Москве», «Магазин музыкальных увеселений, издаваемый в Москве» (в 1795 году). Сколько доподлинно вышло выпусков этого «Магазина» — неизвестно, но одна только первая часть его, отмеченная каталогами антикваров, очень ценится, как редкое издание. Наравне с ним по редкости считается «Журнал гитарный на 1810 год» изданный некиим Васильем Алферовым. Затем идут журналы— «Отечественной музыки на 1806 год», издававшийся Д. Кашиным, и «Журнал для фортепиано на 1811 год», изданный Нерлихом. Интерес и внимание к театру росли в России быстро и параллельно росло развитие книжнаго театральнаго издательства. В девятнадцатом веке уже появляются серьезныя издания, к тому же по внешности большей художественности. Театральныя издания первой половины прошлаго века порой достигали такой артистичности в своей внешности, что ныне могут вполне покойно занять место среди лучших художественно - иллюстрированных русских изданий. Театральным изданиям того времени отдавали свои силы лучшие представители литера~ турнаго и художественнаго мира. Эти издания имеют особый отпечаток изящества, выдержанности и тонкаго понимания книжных украшений. Можно определенно сказать, что ни один художник того времени, ни один писатель не был чуждым театру и все они оставили след в русских театральных изданиях. Уже двадцатые годы дали богатую серию тетральных альманахов, этих миниатюрных, таких милых книжек, которыя в настоящее время являются завидной приманкой для каждаго собирателя книги. Увлечение собиранием альманахов и не только театральных, но и общелитературных (тут я позволю себе небольшое отступление от темы моего очерка), растет с каждым годом. Цена на них возросла неимоверно, рынок антикваров насчитывает их все меньше и меньше, и пройдет еще немного времени и ни одного такого альманаха нельзя будет найти, кроме самых исключительных случаев. И сейчас уже не найти таких альманахов как: «Северные цветы», «Невский альманах» и «Полярная звезда», особенно в хорошем состоянии и со всеми гравюрами. Что касается специально театральных альманахов, то они еще реже литературных. Интереснее иных театральных альманахов следующие: «Русская Талия, подарок любителям и любительницам отечественнаго театра на 1825 год», с пятью портретами, в числе этих портретов—изображения Истоминой, Семеновой, Телешовой и Каратыгина; «Букет», карманная книжка для любителей и любительниц театра на 1829 год с портретом Каратыгина; «Терпсихора» альманах музыки и танцев на 1827 год с рисунками, изображающими танцующих, и с нотами; «Драматический альманах» для любителей и любительниц театра на 1828 год с портретами Семеновой и Сосницкаго; «Талия — репертуар домашних театров». Сп. 1833 года с пятью забавными гравюрами; «Драматический альбом театра и музыки на 1826 год» с шестью портретами Сабуровой, Львовой, Синецкой, Мочалова, Щепкина и др.; «Театральный альманах на 1830 год» и более поздний — «Театрал», карманная книжка для любителей театра, изданный в Петрограде в 1853 году с красивыми литографиями, изображающими Большой и Александринский театры и с портретами Самойлова, Гризи, Лаблаш, Вольнис и др. Я нарочно перечислил все альманахи, наиболее редкие и ценные, так как с каждым годом такую «перекличку» составлять будет все труднее. Первое место среди театральных книг, первой половины 19-го века, по степени редкости и ценности, занимает изданный в 1842 году: «Театральный альбом». До сих пор неизвестно ни одного полнаго экземпляра этого интереснейшаго театральнаго сборника, изданнаго А. Башуцким, в литографии Поля. В нем помещены портреты артистов, виды сцены и декораций, и все это исполнено с рисунков таких художников, как Брюллов, Басин, Тимм и других интересных их современников. Даже отдельные листы его чрезвычайно редки и ценятся очень высоко. Странна судьба единственно мне известнаго неполнаго экземпляра. К кому ни попадал этот альбом, все владельцы его в скором времени умирали. За последнее время он переходил последовательно из собрания в собрание таких библиофилов, как Ефремов, Александров, Синягин, и все они вскоре после покупки умирали. Теперь он находится в собрании наследников Синягина. Очень большой редкостью считается сборник-альманах «Московский театрал», изданный в 1845 году с восемью рисунками, всего в количестве 90 экземпляров. Помимо этих двух изданий весьма редкими в библиографии русскаго театра считаются следующия: Красиво изданный сборник «Драматический букет» (1859 года); встречается очень редко. В нем собрано 13 больших литографий, отпечатанных в Париже; то были изображения артисток—Снетковой, Лядовой, Муравьевой, Стрельской, Леоновой и др. Затем: «Петербургский театрал. Куплеты В. Зотова»; эту забавную книжечку украшают восемь превосходно исполненных Тиммом литографий. «Несколько слов о госпоже Медведевой и об игре главных артистов московской драматической сцены»; издана она в Москве в 1859 году. Издание это очень редко; оно не понравилось самой г-же Медведевой и после выхода из печати было почти целиком скуплено ею и уничтожено. Мне не приходилось видеть экземпляра этой книжки. Редко встречается книжка Григорьева — «В память столетия русскаго театра», изданная в Петрограде в 1856 году с видом Александринскаго театра и с 26 портретами русских актеров. Легкомысленныя, но красиво исполненныя литографии в забавнейшем сборнике «Сильфиды по ремеслу» сделали его довольно редким; к тому же он изящен по внешности. Мне не приходилось видеть, но мне сообщали, что в собрании Е.Н. Тевяшова есть редчайшее ныне издание—«Музыкальный альбом с карикатурами Степанова», он отпечатан в типографии Поль-Пети; в альбоме интересны карикатуры на Глинку, Даргомыжскаго, Варламова, Одоевскаго, Львова, Алябьева и др. Небольшая брошюра Горчакова — «Опыт вокальной или певческой музыки в России», напечатанная в Москве в 1808 году, почти совершенно неизвестна коллекционерам, и я видел только однажды экземпляр ея у покойнаго П. Я. Дашкова. Красивы виньетки в «Северном музыкальном альбоме на 1832 год». В 1844 году в форме книжки была издана складная литография около аршина длины и вершков пять ширины, озаглавленная по печатному картонажу— «Карикатурныя изображения с текстом». Эта интересная литография сложенная в восьмую долю листа, исполнена довольно изящно в московской литографии В. Лонгинова и была красиво раскрашена. Изображала она большую группу в виде шествия артистов того времени во главе с Рашелью; всех лиц было приблизительно изображено до пятидесяти. Насколько мне известно, описание этой литографии доселе не издано, видеть ее мне не приходилось, но она есть и в собрании П. Я. Дашкова и была в собрании Ваулина. Помимо этих книг нельзя обойти молчанием два издания с рисунками Боклевскаго—«Рисунки к сочинениям Островскаго», изданные в Москве в 1860 году, и «Бюрократический катехизис, пять сцен из «Ревизора», изданных также в Москве в 1863 году. Из курьезных театральных изданий, не имеющих значения ни в литературном ни в художественном отношении и занятных только по степени их редкости на антикварном книжном рынке, должно упомянуть об альбоме «Безсмертные или великие драматические артисты на дороге к потомству» — это альбом карикатур-литографий, исполненных в литографии Лонгинова в Москве, и еще о книжке Левальда «Берегитесь, рецензенты» с рисунками Бируста, издания 1844 года. После шестидесятых годов прошлаго века библиографическое значение изданий, посвященных театру, падает, а вместе с тем и не вызывает к себе внимания собирателей. Мои беглыя заметки, не претендующия на полноту, конечно, не исчерпывают всей истории русских театральных интересных изданий восемнадцатаго и первой половины девятнадцатаго века. Я отметил только то, что попадалось мне в библиографии русских изданий о театре, которая еще ждет своего изследователя.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?