Panorama de Moscou pendant la ceremonie du couronnement. Paris, 1856.
Панорама Москвы во время коронации Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны. Panorama de Moscou pendant la ceremonie du couronnement. Литографировал Muller. Б. м., литогр. Lemercier (Paris), 1856. Литография с тоном на розовой подкладке на четырех листах. Общая длина 170 см.
В книге: Description du Sacre et du Couronnement de leurs Majestés Impériales l'Empereur Alexandre II et l'Impératrice Marie Alexandrovna. Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны всея России. Спб.-Париж, 1856.
Библиографические источники:
1. Н.Б. «Русские книжные редкости», Т.1. Москва, 1902, №409.
2. Верещагин В.А. «Русские иллюстрированные издания. 1720-1870». Библиографический опыт. Спб., 1898, №625.
3. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №188, 150 р.
4. Готье В.Г. «Каталог большей частью редких и замечательных русских книг», М., 1887, №991, 300 р. («Эта великолепная книга не была пущена в продажу!»).
5. Царские коронации на Руси. Library of Congress Catalogue. USA. Printed in Japan. 1971. p.p. 187-203.
6. Клепиков С.А. «Москва в гравюрах и литографиях». (Опыт библиографии печатных альбомов и серий). Труды Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Москва, 1958. Т.2, с.с. 11-194.
Панорама круговая снятая с колокольни Ивана Великого того же рисунка, что и панорама Индейцева с той разницей, что Кремлевские площади заполнены народом, а от Спасских ворот к соборам тянутся экипажи (царский и придворные). Подписей к отдельным листам нет. Первый лист соответствует л. 6 и 7 панорамы Индейцева, второй — л. 8—10, третий — л. 1—3 и четвертый — л. 4 из Thieme Ferdinand «Воспоминание о Москве. Souvenir de Moscou. 6 vues dessinés d'après nature et lith. Par Ferdinand Thieme» M., В. Бахман, 1856 (25.VII). Оригинальные рисунки были сделаны под наблюдением и общим руководством вице-президента Императорской Академии Художеств князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893). Выполнены рисунки известными русскими и иностранными художниками того времени: Зичи М.А. (1829-1906), Тиммом В.Ф. (1820-1895), Сверчковым Н.Е. (1817-1898), Ноэль, Бойе, Гельдро, Монигетти и др. Вид из Кремля захватывает дух. В центре внимания художников здесь не храм Василия Блаженного, а площадь внутри Кремля, которая образовалась еще в 70-х годах XVIII века, когда были снесены в этой части Кремля гражданские и церковные постройки. Снос предварял работы В. И. Баженова по созданию его грандиозного Кремлевского дворца. На самом раннем этапе эти работы оказались под запретом по воле Екатерины II. В 1817 ночью, втайне от жителей Москвы был разобран древний и очень почитаемый в народе собор Николы Гостунского. Александр I готовился к параду в связи с приездом прусского короля Фридриха-Вильгельма III. На образовавшейся площади и впоследствии устраивались парады по торжественным случаям типа наших коронационных торжеств. Рисунок выполнен с запада, возможно, с деревянных трибун, которые традиционно устраивались между Архангельским собором и столпом Ивана Великого. Кремлевская стена показана с башнями, видными с этой точки: слева направо — Спасская, маленькая «настенная» Царская башенка и Набатная башня. Правее, за пряслами стены поднимаются верха Василия Блаженного. В очерке А. И. Герцена «Москва и Петербург» (1842) читаем полные иронии строки: «Оригинального, самобытного в Петербурге ничего нет, не так, как в Москве, где все оригинально, от нелепой архитектуры Василия Блаженного до вкуса калачей». А Клара Шуман, очарованная Москвой, записывает в дневнике: «Недалеко от Кремля стоит оригинальная церковь: подобных я никогда в жизни не видала: она с девятью различными куполами, один выглядит, как тюльпан, другой —как ананас, следующий сделан будто из красивых окаймленных лент...» Такое впечатление создавалось из-за «перегрузок» храма возведенными в XVII и XVIII веках пристройками, обилием наружной «травной» росписи, изразцов, пестротой раскраски куполов. Правее Василия Блаженного — Константино-Еленинская башня, в прошлом проездная и выводившая на Подол к Великой улице, древнейшей на Посаде. Ворота ее были заложены в XVII веке. В башне находилась тюрьма, называемая «Пыточной». За стеной видны постройки южной части Китай-города, не сохранившиеся до нашего времени. Узнаваем район улицы Варварки. На горизонте между Василием Блаженным и Константино-Еленинской башней виден силуэт церкви Троицы в Никитниках...