Бруин, Корнелиус, де. Вид Москвы с Воробьёвых гор.
Нарисована голландским путешественником 5 июня 1702 года по предложению Петра I во время посещения им Москвы. Она состоит из трёх склеенных листов суммарным форматом: 196х32 см. Этот любопытный вид, снятый с нынешних Воробьёвых гор, раскидывает перед зрителем общую панораму города, на которой отмечен цифрами ряд наиболее примечательных современных ему зданий и местностей, которые перечислены на стр. 30 описания путешествия. Как рассказывает де Бруин, Петр I сам выбрал место, откуда с наибольшей широтой можно было охватить город. Это место — дворец Меньшикова на Воробьевых горах. Как мы увидим дальше, эта точка до настоящего времени привлекает внимание художников. Панорама начинается от Новодевичьего монастыря, тянется слева направо через весь город и заканчивается на правом фланге Даниловским монастырем.
Корнелис де Брюйн (де Бруин, нидерл. Cornelis de Bruijn 1652, Гаага — 1727, Утрехт) — голландский художник, путешественник и писатель. Он совершил два больших путешествия на Восток и опубликовал две книги, иллюстрированные собственными рисунками: «Reizen van Cornelis de Bruyn door de vermaardste Deelen van Klein Asia» (1698) и «Reizen over Moskovie, door Persie en Indie» (Путешествие через Московию в Персию и Индию) (1711). В первом путешествии он посетил Рим, Египет, Иерусалим, множество больших и малых городов в Оттоманской империи, сделал первые изображения и зарисовки Иерусалима и внутреннего вида египетских пирамид. Его книги имели сенсационный успех в Европе и были переведены на несколько языков. Во время второго путешествия он посетил Россию, её северную часть, Москву, Астрахань и далее Персию, где сделал зарисовки с натуры городов, древних развалин, надписей, людей, животных, растений. Продолжив свой путь через Индийский океан, он достиг острова Ява, а потом вернулся через Персию и Россию в Голландию. Подробнее рассмотрим второе путешествие Корнелиуса де Бруина «Путешествие через Московию в Персию и Восточные Индии». 2т.т. Амстердам, 1718. Первое французское издание. С панорамными видами Москвы, Астрахани и Исфахана. В книгу де Бруина вошли 3 карты, 115 илл. на отдельных листах и 44 в тексте, выполненные им собственноручно, - это планы и виды городов, в которых он бывал, портреты представителей различных народностей в национальных костюмах, сцены их быта. Путешествуя по Волге, де Бруин подробно знакомился с теми городами, через которые проходил его путь – Казанью, Тетюшами, Симбирском, Самарой, Саратовом, Царицыном, Астраханью. Осенью 1701 года Брюйн направился на паруснике в Архангельск. Познакомившись с городом и коренными жителями севера самоедами, он отправился на санях через города Вологда и Ярославль до Москвы. Это был единственный путь, которым добирались многочисленные ремесленники, строители, архитекторы, дипломаты Западной Европы до столицы. Во время пребывания в Москве де Брюйн, воспользовавшись случаем и рекомендательными письмами Николааса Витсена, познакомился с русским царем Петром I. Общение шло на голландском языке, который знал царь. Корнелис рассказывал о собственных путешествиях, о пребывании в Венеции, где не пришлось побывать Петру. Как художник, он выполнил по заказу царя портреты русских царевен, племянниц Петра I. Эти портреты были разосланы потенциальным женихам. Русский царь распорядился оказывать путешественнику всяческое содействие в осмотре и составление планов и зарисовок. Де Брюйн был первым иностранцем, который получил возможность зарисовать различные интересные здания в Москве и других регионах России. Художник обращал внимание на одежду, наказания, праздники и свадьбы, питание, водку и вино, погодные условия и средства передвижения. В конце апреля 1703 года де Брюйн выехал из Москвы и продолжил своё путешествие вниз по Москва-реке, Оке и Волге в город Астрахань. Благодаря короткой остановке де Брюйна в Нижнем Новгороде во время Пасхи, появилось описание праздника, города с его Кремлём, каменными церквями и оживленными кабаками. На юге страны он встретился с черкасами и татарами. Оставив границы Русского государства он прибыл в Персию. Там он сделал чертежи Исфахана и Персеполя, городов, когда-то разрушенных Александром Македонским, и где он пробыл в течение трёх месяцев. В 1705 году де Брюйн продолжил своё путешествие до Цейлона и Явы, а также посетил султана Бантама. Через полгода де Брюйн стал возвращаться тем же маршрутом обратно. В Персии ему удалось заполучить копию книги Фирдоуси «Шахнаме» и сделать её доступной для Запада. Приехав в Москву, он покинул страну через Архангельск. В первом томе второго путешествия де Бруина под № 12 помещена панорама Москвы, которая была нарисована Корнелием де Бруином 5 июня 1702 года по предложению Петра I во время посещения им Москвы. Она состоит из трёх склеенных листов суммарным форматом: 196х32 см. Этот любопытный вид, снятый с нынешних Воробьёвых гор, раскидывает перед зрителем общую панораму города, на которой отмечен цифрами ряд наиболее примечательных современных ему зданий и местностей, которые перечислены на стр. 30. Как рассказывает де Бруин в своем описании путешествия, Петр I сам выбрал место, откуда с наибольшей широтой можно было охватить город. Это место — дворец Меньшикова на Воробьевых горах. Как мы увидим дальше, эта точка до настоящего времени привлекает внимание художников. Панорама начинается от Новодевичьего монастыря, тянется слева направо через весь город и заканчивается на правом фланге Даниловским монастырем. Нам не пришлось видеть оригинала зарисовки де Бруина, но следует признать, что гравер, воспроизводивший панораму, исказил архитектуру зданий города, и даже Новодевичий монастырь, стоящий ближе всего к художнику, приобрел несвойственные ему архитектурные формы. Кто виноват в искажении — художник или гравер (скорее последний), — мы не знаем, но, несмотря на это, панорама представляет для нас большой интерес уже по одному тому, что она показывает острый взгляд Петра I, сразу нашедшего лучшую точку для съемки Москвы. Вид этот принадлежит к числу самых интересных снимков во всём издании и, благодаря своей 2-х метровой длине, редко встречается в хорошо сохранённом виде.