Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 229 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Бликлант, Ян. Вид Москвы с Воробьёвых гор. 1708.

Офорт, резец. Панорама печаталась с восьми досок: на четырех больших листах — вид города, на четырех полулистах — «облака» и пышные барочные картуши. Фомат: 245х70 см. Картуш изображает российский герб и ленту с одинаковым названием — «Российская столица Москва || caesarea moscoviae metropolis Moscoa», которую несут купидоны. Кулисы деревьев слева и справа, отделенный темной полосой кустов первый план служат обрамлением для города, виднеющегося вдали. Автор — Ян Бликлант — загадочная фигура в истории петровской гравюры. «Вид Москвы с Воробьевых гор» — единственная гравюра с подписью этого художника. Неясно его происхождение — голландец он или поляк. Он не числится ни в одном словаре западноевропейских художников. В России имя Бликланта упоминается в документах, датируемых с февраля 1708 г. по май 1709 г. Вероятно, он был дилетантом в гравюре, так как поначалу работал в приказе Морского дела и в марте 1708 г. занимался в Петербурге устройством фонтанов.

В Оружейной палате в 1707 — начале 1709 г. были гравированы два огромных (70X245 см) вида Москвы. Об этом в 1717 г. сообщает директор Московского печатного двора Ф. П. Поликарпов: «Москвы с монастырями перспективы у нас на... дворе не было, а деланы в Оружейной у князя Гагарина». Это две «перспективы» — панорамы: «Вид Москвы от Каменного моста» и «Вид Москвы с Воробьевых гор». Современники рассматривали обе гравюры вместе как нечто единое. Так, в 1711 г. печатают «Москву обоих чертежей». В том же году из Москвы в Петербург вместе с другими досками отправлены «Москва в виду двусторон и со облаками» на пятнадцати досках. Каждая из гравюр печаталась с восьми досок: на четырех больших листах — вид города, на четырех полулистах — «облака» и пышные барочные картуши. Картуши парные, они различны по рисунку, но на обоих российский герб и ленту с одинаковым названием — «Российская [во втором случае — Россейская] столица Москва || caesarea moscoviae metropolis Moscoa» — несут купидоны. На одной правой верхней доске изображена аллегорическая сцена на облаках; левая верхняя часть — облака без фигур и картушей — в обеих гравюрах печаталась с одной доски, этим объясняется общее число досок — пятнадцать.

Первый «Вид Москвы» дает обзор от Каменного моста — художник и зритель смотрят на город с противоположного берега реки. Этот часто встречающийся в проспектах композиционный прием лишен