Советский конструктивизм как явление мировой культуры. - 3
Особняком к конструктивистам стоит творчество советского теоретика современной архитектуры Якова Георгиевича Чернихова (1889-1951). На рубеже 1920—1930-х годов он издаёт в Ленинграде книги в конструктивистском стиле архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).
Чернихов, Яков. Архитектурные фантазии.
101 композиция в красках.
101 архитектурная миниатюра.
Л., "Международная книга", 1933. 102 с., 101 л. ил.
В твердом издательском цельноколенкоровом переплете
с тиснением темной краской на корешке и передней крышке. 30х22 см.
Экземпляры в издательском супере - чрезвычайная редкость!
Это, пожалуй, лучшая работа Якова Георгиевича Чернихова (1889-1951)
советского архитектора - конструктивиста, мечтателя от геометрии,
в которой с наибольшей яркостью проявился его талант архитектурного гуру.
Великолепно оформленная и изданная, эта книга впоследствии послужила
источником вдохновения для многих поколений архитекторов и дизайнеров.
Чернихов, Яков. Основы современной архитектуры.
Экспериментально-исследовательские работы.
Издание 2-е, дополненное (1-е вышло годом ранее).
Ленинград, изд. Ленинградского Общества Архитекторов, 1931.
96, [6], 46 л. ил. (из них 6 цветных). Экземпляр в издательском картонаже. 31х22 см.
Чернихов, Яков. Конструкция архитектурных и машинных форм.
Ленинград, изд. Ленинградского Общества Архитекторов, 1931.
232 с., 40 л. ил. Экземпляр в издательском картонаже. 30х22 см.
Можно говорить, что это удачная попытка систематизировать
любую техническую конструкцию, как таковую, вывести ее законы.
Написанная для архитекторов, инженеров-конструкторов,
театральных оформителей спектаклей, эта работа, несомненно,
полезна и как дизайнерам-графикам так и промышленным дизайнерам,
желающим постичь теорию конструктивизма
для применения в своей работе.
Несомненно надо упомянуть и творчество таких корифеев в создании книг-конструкторов, как Эль Лисицкий и Соломон Телингатер. Их вклад в советский конструктивизм бесценен. Одну из книг они оформили вместе:
Всесоюзная полиграфическая выставка. Путеводитель. Москва, 1927.
Большой удачей считается оформление Лисицким в 1928 году картонажного переплета книги Ильи Сельвинского "Записки поэта":
Другой удачей мастера дизайна была книга:
Эль Лисицкий и Ганс Арп. Измы искусства. Цюрих, Мюнхени Лейпциг, 1925.
Вот ещё несколько работ знаменитого конструктивиста Эль Лисицкого, исполненные в 1922-23 годах:
В эти годы полиграфического бума становится модным издавать каталоги, програмки и проспекты, оформленные в конструктивистском стиле:
Каталог книг издательства МК ВКП (б) и МосСовета "Московский рабочий".
М.-Л., 1928. Оформление Соломона Телингатера.
Художественная литература. Мемуарная литература. Каталог книг.
ГИЗ, 1929. Оформление Соломона Телингатера.
Программа международного конкурса на проект
государственного украинского театра
массового музыкального действа на 4000 мест в г. Харькове.
Харьков, 1930. Оформление Адольфа Страхова.
Кино и киноискусство в СССР. 1917-1928. На нем. яз. 1928.
Оформление Густава Клуциса и Сергея Сенькина.
Э. Гутнов и Н. Спиров. Октябрь.
Борьба за пролетарскую классовую позицию
на фронте визуальных искусств. 1931.
Оформление Соломона Телингатера.
Штурм доби. Лiтрапорт. 1931.
Оформление Василя Ермилова.
Советский театр. Журнал. № 1 за 1929 год.
Оформление Василя Ермилова.
Именно в эти годы создавали свои конструктивистские книги для детей ученицы Александра Родченко Галина (07.08.1891 — 20.10.1966) и Ольга (28.01.1886 — 18.01.1958) Чичаговы. Сёстры активно сотрудничали с такими издательствами как «Госиздат», «Новая Москва», «Молодая гвардия», «Земля и фабрика». В 1923 году Ольга и Галина сделали книги «Путешествие Чарли», «Откуда посуда», «Детям о газете». Тексты для них сочинял Николай Смирнов. Это было не простое иллюстрирование книг, а именно сотрудничество автора и художниц, — три человека создавали одно произведение. Тут, правда, надо отметить, что тексты Смирнова значительно проигрывали оформлению. Все эти книги были сделаны в лучших традициях конструктивистов. «Непримиримые, крайние конструктивисты, отвергавшие всякую фантазию, выдумку — «неправду», они хотели быть предельно деловитыми и строгими. Живой рисунок заменяли чертежом, схемой — не для наглядности, но чтобы приблизиться, так сказать, к языку самой техники», — писал о творчестве художниц Юрий Герчук. Книги Чичаговых строились при помощи чётких силуэтов, решённых обычно в два цвета. Предмет становился знаком, обобщённым символом. При этом создавалось единое пространство книги, в котором иллюстрации и текст были неотделимы друг от друга. Часто страницы книги напоминали агитационные плакаты тех лет. Художницы активно использовали всевозможные линейки. Например, в книге «Как люди ездят», мотив движения усиливался за счёт горизонтальных линеек, становящихся условным изображением то дороги, то воды, то рельсов. Так же свободно Чичаговы играли со шрифтами, выделяя слова при помощи цвета или размера букв. «Мы стоим перед формой книги, где на первом месте стоит изображение, а на втором — буква», — считал художник-конструктивист Эль Лисицкий. Именно такой подход оказался наиболее выигрышным применительно к детской книге. В мире техники человеческие фигурки зачастую терялись, выглядели чужеродными, ненужными. Книга «Путешествие Чарли» рассказывала ребёнку о том, как можно путешествовать. Главный герой, американец Чарли, подобно персонажам Жюля Верна, отправлялся странствовать вокруг света, используя самые разные виды транспорта. Примечательно, что всё движение в книге как бы совпадает с ритмом чтения ребёнка. Самолёты и пароходы летят и плывут слева направо, усиливая ощущение путешествия уже на подсознательном уровне. Этот принцип — согласование временной последовательности развития действия со спецификой чтения — художницы будут использовать и в дальнейшем. В книге «Детям о газете» наборщики, монтирующие будущую газету, нарисованы на левой стороне разворота, а станок, на котором газета уже печатается, — на правой. То есть — газета будет печататься после того, как её набрали. Радиопередача с Эйфелевой башни в Москву тоже идёт здесь слева направо, согласуясь с общим движением по книге и одновременно показывая, как это происходит в реальном мире, — с Запада на Восток. Год спустя книги сестёр Чичаговых уже представляли страну на выставке «Госиздата» в Гельсиндорфе (Финляндия). Затем — принимали участие в выставках, проходивших в Лейпциге, Кёльне. А на всесоюзной полиграфической выставке в Москве (1927 г.), художницы получили награду Комитета выставки. В 1926-1929 годах Ольга и Галина Чичаговы создали больше десятка познавательных детских книг: «Что из чего», «Каждый делает своё дело», «Для чего Красная армия», «Егор-монтёр» и другие. Как правило, эти книги печатались не типографским, а литографским способом. В книге «Егор-монтёр» иллюстрации были сделаны в технике фотомонтажа. Обычно фотомонтаж использовали для книг-очерков, здесь же это придало рассказу как бы дополнительную конкретность — вот он, реальный герой книги, настоящий, похожий на самого читателя. Работы сестёр Чичаговых хорошо принимались современниками. «Рисунки в этих книжках имеют свой образный характер: что-то от чертежей орудий производства и произведённых этими орудиями вещей. Предмет трактуется в обширном масштабе всего производства, не подходя к деталям близко, не входя в особенные подробности. Отсюда стиль этих книжек и рисунков: очень толковые схемы отраслей цивилизации», — писала об этих изданиях художница и критик Н.Я. Симонович.