Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 384 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Установление для кавалерских российских орденов, изд. в 5-й день апреля 1799 года.

25 страниц текста, украшенных красивым бордюром из переплетенных венков (бордюр первой страницы состоит из гербов разных губерний), и 38 отдельных листов с изображениями орденов и орденских кавалерских одеяний, гравированных под наблюдением гравера Е.И. Кошкина. Цельногравированное издание! Grand Folio. В мягких издательских обложках.  Одно из самых красивых изданий XVIII века! Редкость!

 

 

 


 

Наиглавнейший официальный документ в истории формирования системы государственных наград Российской империи. В день своей коронации 5 апреля 1797 г. Павел I подписал «Установление  для  российских   орденов», превратившее все  российские   ордена  в степени единого  Российского   кавалерского   ордена: «Все  Кавалерское  Общество Всероссийской Империи да будет почитаемо яко единое тело, и яко единый  Российский   Кавалерский  Чин или  Орден, которого различные именования не инако разумеемы быть имеют как различные оного классы». При пожаловании орденами стали использовать формулу «ордена 1-го класса или именования Святого Андрея».  Орден  св. Екатерины именовался — «2-го», Св. Александра Невского «3-го», св. Анны — «4-го класса»  Российского   кавалерского   ордена. Во втором и четвертом классах различались степени. Украшение орденского знака, начиная с Анны 2-й степени, бриллиантами повышало ранг награды. В рамках единого  Российского  ордена была создана четкая иерархическая система. Это прекрасное издание в большой лист, гравированное под наблюдением гравера Елисея Ивановича Кошкина (1761-1836),сына служителя президента академии Бецкого и крестник этого последнего. Был принят в Академию Художеств в 1767 году. Послан пенсионером академии за границу и по возвращении сделан академиком. Долгое время служил в Гидрографическом депо Морского министерства , а в последние годы своей жизни служил при межевой чертежной мастерской. Помимо «Установления» под смотрением Кошкина гравированы следущие издания:

1. Атлас для книги H. Reimers «Путешествие в Оттоманскую Порту с  Российско-императорским посольством 1793 года», СПБ., 1803.

2. И. Бецкий «Учреждение Воспитательного Дома», СПБ., 1789

3. «Описание 2-го путешествия капитана Дж. Кука» (часть -6-я в с.с. 1796-1800)

4. Шуазель-Гуфье, граф «Путешествие в Грецию».

«Установление для орденов Кавалерских Российских» относят к разряду цельногравированных ведомственных изданий, кои хорошо описаны в знаменитом исследовании С.А. Клепикова «Русские гравированные книги 17-18 веков», Москва, 1964. Установление состоит из 25 страниц текста в орнаментальных рамках, перевитых лаврами, с вензелем П наверху и 38 изображений орденов и одежды, присвоенной чинам ордена (кавалеру ордена, обер-церемониймейстеру, казначею, секретарю и герольду). Текст напечатан страничными досками на обеих сторонах листа, все изображения - на одной. Первая страница текста, содержащая титулы Павла I, заключена в рамку, на которой размещены гербы губерний и областей империи.  Это издание по праву входит в число красивейших и редчайших книг XVIII века и не могло не войти в 105 каталог Н.В. Соловьева под № 475. Современный орден - это государственная награда, знак доблести, героизма, боевого или трудового подвига. Но прежде чем это слово приобрело такой смысл, оно претерпело долгую эволюцию, как и тот политический институт, который оно обозначало.

Все слышали об орденах крестоносцев, об ордене тамплиеров, о ливонском и тевтонском орденах, о других воинственных рыцарских союзах, возникавших в Европе со времен крестовых походов. Это были мощные и многочисленные военно-духовные организации. По указу папы римского они были готовы в любой момент и в любом месте огнем и мечом насаждать "истинную веру". Рыцари, принадлежащие к какому-либо ордену, носили особую одежду, на нее пришивались вырезанные из ткани кресты определенной формы и цвета. На рубеже нового времени большинство этих воинственных орденов со своими средневековыми формами организации, уставами и обетами уходит в прошлое. Некоторые из них переходят под покровительство светских государей; во множестве возникают при европейских дворах и новые ордена, кичащиеся своим "древним" происхождением. Но теперь это своего рода привилегированные клубы, куда входят лишь те, кто пользуется особым доверием и расположением монарха. Знаки ордена превращаются в драгоценные художественные украшения. Наиболее распространенной формой орденского знака остается крест, повторением его является звезда, которая также ведет свое происхождение от шитья орденской одежды. Со временем за орденом закрепляется единственное значение - знака пожалования от лица главы государства, хотя очень долго еще сохраняется вокруг ордена ореол другого, древнего смысла: братство избранных, особо благородных, особо благочестивых. Напоминанием о происхождении орденов было и правило ношения крестов высших степеней. Они должны были прикрепляться у бедра к ленте, надеваемой через плечо: орденский знак как бы осенял "священный меч", служащий "борьбе с неверными".

Приспосабливая к потребностям времени природу средневековых рыцарских орденов, европейские монархи упразднили и такое важное условие, как принадлежность кавалера-рыцаря только к одному ордену. Появляются "старшие" и "младшие" ордена, их иерархия становится составной частью в системе наград. Именно в таком качестве - почетной награды, "высочайшего" пожалования - орден появляется в России на рубеже XVII-XVIII веков, в бурную эпоху петровских преобразований. Это было время, когда значительно больший вес приобретают личные качества и заслуги человека. Не знатность рода - основа боярской спеси, а личная преданность монарху, выслуга, знания - вот что должно было теперь цениться, прежде всего.

Поэтому-то такое большое значение стали придавать различным почетным наградам, знакам отличия. В самом конце XVII века Петр I учредил первый русский орден - Андрея Первозванного, который оставался высшей наградой в Российской империи вплоть до 1917 года. Этим орденом Петр награждал своих сподвижников и союзников. Им вручались восьмиконечная звезда, голубая лента, которая надевалась через плечо, и знак в виде андреевского распятия.

Помимо орденов в России вводится тогда же еще один, близкий к ним, знак отличия - миниатюрный портрет императора, выполненный финифтью и украшенный бриллиантами. Он носился на груди на банте из голубой андреевской ленты. Этой награды удостоились очень немногие приближенные Петра, он жаловал свои портреты тем, кого считал своими друзьями и единомышленниками - А. Меншикову, Дмитрию Кантемиру, канцлеру Головкину...  Второй орден, обязанный своим появлением Петру - женский. Он был учрежден в 1714 году в честь супруги царя Екатерины, ее именем он и стал называться. Готовил Петр учреждение еще одного ордена - Александра Невского, но осуществить этих планов не успел. Это сделала императрица Екатерина I уже после его смерти, в 1725 году. Началось время дворцовых переворотов, "темные годины русской истории", как назвал его В. Г. Белинский. Новых русских наград в те годы учреждено не было, лишь с 1742 года, когда в России поселился объявленный наследником престола принц Голштейн-Готторпский Петр Ульрих (будущий Петр III), российских подданных стали награждать голштинским орденом Анны. Каждый дворцовый переворот, каждая смена временщика сокрушали десятки придворных карьер. У опальных и сосланных все награды отбирались, но нередки были и случаи, когда орденские ленты и кресты возвращались к своим прежним владельцам, которые вновь "входили в силу". Эпоха просвещенного абсолютизма, охватывающая в России последнюю треть XVIII века, внесла много новшеств в наградное дело. Екатериной II были учреждены два новых ордена - Георгия (в 1769 г.) и Владимира (в 1782 г.). Старые ордена предназначались лишь для генералов и высших сановников, чаще всего - приближенных ко двору. Новые же подразделялись каждый на четыре класса, или степени, причем удостоиться кавалерского звания мог в принципе любой находящийся на службе дворянин.

 

Кроме того, "безродные" офицеры или чиновники, которые получали первый орденский крест - знак четвертой степени, становились потомственными дворянами, т. е. приобретали все права и привилегии, связанные с принадлежностью к высшему российскому сословию. Возникает естественная потребность в структурировании многообразия российских наград. Законодательно это не было оформлено. При этом существовала традиционное соответствие награды с чином кавалера. Нередко при пожаловании возникала ситуация, обрисованная в письме графа Л.А. Безбородко В.Я. Чичагову от 19 июля 1790 г.: «Я забыл доложить Вам о г-не Стурме, что Ее Величество точно в награждение пожаловала его чином бригадирским. Крест Владимирский можно ему будет получить после кампании, и с той еще выгодой, что теперь не дали бы более 4-й степени, а тогда как бригадир легко пожалуется и третьей».

Особое внимание наградной системе уделил в свое короткое царствование Павел I. В день коронации, 5 апреля 1797 года, он утвердил "Установление об орденах", которое оставалось основным законом для наградного дела Российской империи до конца ее существования. В тот же день был официально причислен к русским орденам орден Анны. Павел полностью отказался от награждений орденами Владимира и Георгия, учрежденными его матерью. Все остальные ордена - Андрея Первозванного, Екатерины. Александра Невского и Анны - он объединил в один Российский кавалерский орден, в котором они признавались лишь "именованиями", или классами. «Все Кавалерское Общество Всероссийской Империи да будет почитаемо яко единое тело, и яко единый Российский Кавалерский Чин или Орден, которого различные именования не инако разумеемы быть имеют как различные оного классы». При пожаловании орденами стали использовать формулу «ордена 1-го класса или именования Святого Андрея». Орден св. Екатерины именовался — «2-го», Св. Александра Невского «3-го», св. Анны — «4-го класса» Российского кавалерского ордена.

Во втором и четвертом классах различались степени. Украшение орденского знака, начиная с Анны 2-й степени, бриллиантами повышало ранг награды. В рамках единого Российского ордена была создана четкая иерархическая система.Здесь прослеживается желание вернуться к средневековому принципу единственности ордена, однако уже в следующем 1798 году этот принцип был нарушен: Павел стал великим магистром старейшего в Европе ордена - Мальтийского, называемого еще орденом Иоанна Иерусалимского. Это произошло после того, как резиденция этого ордена - остров Мальта - была захвачена войсками Наполеона Бонапарта. Капитул Мальтийского ордена был перенесен в Санкт-Петербург, а к именованию российского императора прибавился титул "Великого Магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского". Однако еще до коронации 4 января 1797 г. была подписана конвенция с орденом Св. Иоанна Иерусалимского «Об установлении сего Ордена в России», согласно которой русский император становился протектором Мальты и получал возможность раздавать мальтийские кресты. Получить их могли не только российские подданные, которые соответствовали орденским статутам, но «даже те, кои по своим обстоятельствам не могут прямо вступить во все обязанности Статутов Мальтийского Ордена» (родовые командоры) и «те, кои не доказав дворянства своего в Мальтийском Ордене, получили позволение носить крест, называемый «di Divozione et di Grazia» (почетные кавалеры). Конвенция была ратифицирована только в ноябре 1797 г. (курьер, везший ее на Мальту, был перехвачен французами). Создание Великого Русского приорства, как отделения ордена Св. Иоанна Иерусалимского, порождало своеобразный дуализм наградной системы в России. С одной стороны, она регулировалась «Установлением для российских орденов», а с другой, существовала параллельная Российскому Кавалерскому ордену иерархия наград иоаннитов (кавалер большого креста — бальи, командор, родовой командор, кавалер, почетный кавалер), никак не оговоренная в акте 5 апреля 1797 г. Принятие Павлом I титула Великого Магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского 29 ноября 1798 г. еще более усугубило эту двойственность. Хотя Мальта была объявлена русской губернией, орден госпитальеров продолжал сохранять все атрибуты государственности (регалии, печать, двор Великого Магистра, казну, бюрократический аппарат, послов при иностранных дворах и т.д.). Характерно, что в Михайловском замке наряду с Большим Тронным залом, была Мальтийская Тронная. Сохранение собственной исторической наградной системы в этой связи выглядело логично. Придворный церемониал, однако, требовал строгой иерархии в организации любых официальных мероприятий. Поэтому очередность следования кавалеров в торжественных процессиях, зафиксированная в Камер-фурьерских журналах, могла бы определить относительную «высокость» награды. 8 ноября 1797 г., в день орденского праздника, в процессии следовали по двое в ряд:

1) георгиевские, 2) аннинские, 3) александровские, 4) андреевские кавалеры.

Хотя в России уже были мальтийские рыцари, их не сочли нужным выделить отдельно. Через год в день архистратига Михаила иоанниты заняли место между георгиевскими и аннинскими кавалерами — выше «устаревшего» «военного ордена», но ниже младшего класса Российского Кавалерского ордена. При этом кавалерственные дамы Св. Екатерины и ордена Св. Иоанна Иерусалимского шли вместе. Когда императорская фамилия и старшие классы проследовали в церковь, аннинские, георгиевские и мальтийские кавалеры в храм приглашены не были. В 1799 г. порядок процессии не изменился. Но в храм получили доступ не только андреевские, александровские кавалеры и кавалерственные дамы обоих орденов, но и аннинские кавалеры 1-й ст., и рыцари большого креста ордена Св. Иоанна Иерусалимского. 8 ноября 1800 г. большой кавалерской процессии не было по причине освящения церкви архистратига Михаила в Михайловском замке. Судя по записям камер-фурьеров, орден иоаннитов существовал обособленно от Российского кавалерского ордена. При этом то, что бальи, имеющие первые чины, следуют в процессии «ниже» обер-офицеров, награжденных георгиевскими и анненскими крестами, может быть связан исключительно с изолированностью двух орденских корпораций, а не их иерархичностью. Первые пожалования орденом Св. Иоанна Иерусалимского в России были знаками милости Павла I. Но вскоре в русских приорствах появилось то, что качественно отличало их от Российского кавалерского ордена — подданные империи получили право получать Мальтийский крест по праву рождения, предоставив необходимые документы и заплатив 1200 рублей. В орден принимаются несовершеннолетние и даже младенцы (их вступительный взнос был в два раза больше). Создаются родовые командорства, учредители которых решают не только кто будет их обладателем, но и как они наследуются. Орден иоаннитов в России становится тем же, что и в Западной Европе — символом родовитого происхождения. Наряду с этим Мальтийский крест остается знаком расположения императора. Исторически сложилась традиция, не позволяющая жаловать тот или иной орден лицам, не достигшим определенных чинов. Награждение автоматически поднимало кавалера до необходимого чина в Табели о ранrax. Но только в отношении ордена I-го класса это было зафиксировано в документах: «Кавалеры св. Андрея Первозванного по силе Установления Государя Императора Петра Великого считаются в третьем классе Государственных чинов, то есть с Генералами-Лейтенантами по старшинству, хотя бы и ниже того степени по службе находился». В работах, посвященных российской наградной системе, приводятся схемы соотношения чинов — орденов второй половины XIX — начала XX в., когда появилось соответствующее законодательство.

В различное время эта схема, также как и Табель о рангах, менялась. В конце XIX в., например, андреевский кавалер должен был быть уже не в 3-м, как это было установлено Петром I и подтверждено Павлом I, а во 2-м классе. Во второй половине XVIII в. кавалеры ордена Св. Александра Невского, как правило, состояли в чине генерал-лейтенанта, хотя были случаи награждения и в генерал-майорском чине (Ф.П. Денисов, А.М. Римский-Корсаков). Награждение александровской лентой могло совпасть с производством в 4 класс (В.П. Кочубей, барон Люцов). Орден Анны 1-й ст. давался особам, состоящим не ниже генерал-майорского чина. Однако Павел I, придирчиво относящийся к детальному выполнению указов, уставов и разного рода узаконений, нередко сам нарушал их. Летом 1799 г. капитан 2-го ранга Г.Г. Белли с небольшим отрядом захватил Неаполь. Получив донесение об этом, Павел, по свидетельству современника, отреагировал фразой: «Он меня удивил, да и я его удивлю», и послал моряку орден Св. Анны 1-й ст. «Кроме Белли, в полковничьем чине никто никогда такого не имел». Участие России в антифранцузской коалиции выявило ограниченность российской наградной системы. Введение разделенного на три степени ордена св. Анны, не могло заменить многостепенных екатерининских орденов. Победы русской армии и флота требовали знаков отличия, но получив орден Св. Анны 2-й ст. штаб- и обер-офицеры не могли претендовать на более высокую награду. С генеральскими чинами ситуация была еще более сложной. У Павла было несколько вариантов решения этой проблемы. Он мог возобновить пожалования георгиевскими и владимирскими крестами либо ввести новый орден. Но император выбрал другой путь — пересмотрел свое отношение к статусу ордену Св. Иоанна Иерусалимского. 15 июня 1799 г. Именным указом сенату был учреждены 20 коман-дорств, «из коих 3 по 1.000, 6 но 500 и 11 по 300 рублей ежегодного дохода по смерть для награждения оными единственно отличившихся на войне и удостоенных от начальником своих к получению сего знаменитого знака благоволения Нашего». 17 сентября 1799 г. последовал именной указ Главному Почтовому Правлению: «На основании установленных Нами 15 июня сего года 20-ти командорств из почтовых доходов, повелеваем ныне: тем. коих Мы впредь за военные подвиги облечем в достоинством командора держав-ного ордена Св. Иоанна Иерусалимского, производить по смерть каждому ежегодно по 300 рублей из почтовых доходов, отпуская в Священный Совет сумму по числу командоров для доставления оным». Мальтийский крест в России обретает свое историческое значение — становится знаком воинского отличия. Поскольку Российский кавалерский орден также был предназначен для воздаяния за воинские подвиги, возникла необходимость в создании единой иерархии наград. Более того, орден Св. Иоанна Иерусалимского не только дополнял, но и подменял знаки отличия, перечисленные в «Установлении для российских орденов». В § 13 оговаривалось учреждение особого разряда «в пользу заслуженных воинов, установляемый в таком основании, что все унтер-офицеры и рядовые, которые в войсках Наших выслужили беспорочно и безотлучно двадцать лет, приобретают тем право к получению знака отличия», так называемый аннинской медали или, как он именуется в документах Капитула, ордена Св. Анны 4-й ст. 20 июня 1800 г. Павел указал выдать 64 унтер-офицерам, представленным к получению аннинской медали, донаты — знак отличия нижнего чина в ордене Св. Иоанна Иерусалимского. 17 сентября последовало новое пожалование донатами 72 унтер-офицеров и 221 рядового. 9 октября 1800 г. император повелел, «чтобы впредь удостаиваемые к получению знаков отличия св. Анны нижние армейские чины, на место знаков сих получали донатские кресты Державного Ордена», о чем на следующий день последовал именной указ. В результате донатский чин полностью подменил нижнюю степень отличия Российского кавалерского ордена. Хотя Мальтийский орден дополнил российскую наградную систему, механически объединить его с Российским было невозможно. В таком случае Павел I не мог бы претендовать на то, чтобы в качестве Великого Магистра стать «главой всей европейской знати». Притязания на Мальту при уничтожении «державности» ордена Св. Иоанна Иерусалимского в глазах европейских держав были бы уже не так обоснованы. Поэтому Павел сохранил всю государственную атрибутику госпитальеров. Во время орденского праздника 8 ноября 1799 г. императрица Мария Федоровна и великий князь Александр Павлович подняли тост за «здравие Государя Императора, яко Верховного Начальника или Грос-М ей стера Российского Кавалерского Ордена и Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского». Павел I, с одной стороны, возглавил аристократическую корпорацию, исторически являющуюся суверенным государством, сделав своих подданных ее членами (юстицкими командорами и кавалерами), а с другой, использовал награды иоашштов для решения внутригосударственных задач, возникших после отказа от многостепенных екатерининских орденов. Император не успел четко обозначить место ордена Св. Иоанна Иерусалимского в системе российских наград. Тем не менее, на момент его смерти сложилась определенная традиция пожалований:

  1. Донат ордена Св. Иоанна Иерусалимского
  2. Св. Анна 3-й ст.
  3. Св. Анна 2-й ст.
  4. Почетный кавалер Св. Иоанна Иерусалимского
  5. Кавалер Св. Иоанна Иерусалимского
  6. Почетный командор Св. Иоанна Иерусалимского
  7. Св. Анна 1-й ст.
  8. Командор Св. Иоанна Иерусалимского
  9. Св. Александра Невского
  10. Кавалер Большого креста Св. Иоанна Иерусалимского
  11. Св. Андрея Первозванного

Приведенная схема достаточно условна. Многие кавалеры на момент учреждения русских приорств иоаннитов уже имели высшие российские ордена; пожалование орденом Св. Анны 1-й ст. могло, как предшествовать, так и следовать за награждением командорским крестом и т.д. Наряду со знаком отличия за службу Мальтийский крест продолжал сохранять смысл символа древней родословной. И в этом значении он сохранялся в русских приорствах вплоть до их ликвидации в 1810 г. и даже позднее, когда выдавался как иностранная награда.Характерно отношение к Мальтийскому кресту скандально независимого в своих суждениях А.В. Суворова. Знакомясь с офицерами перед штурмом предместья Варшавы Праги, «обратись к графу Кенсону, Суворов спросил его: «За какое сражение получили вы носимый вами орден и как зовут орден?» Кенсон отвечал, что орден называется Мальтийским и им награждаются лишь члены знатных фамилий. «Какой почтенный орден! — возразил Суворов. — Позвольте посмотреть его». Сняв его с Кенсона, он его показал всем, повторяя: «Какой почтенный орден!» Обратясь потом к прочим присутствующим офицерам, он стал их поодиночке спрашивать: «За что получили вы этот орден?» — «За взятие Измаила, Очакова и прочее», было ответом их. «Ваши ордена ниже этого, — сказал Суворов. — Они даны вам за храбрость, а этот почтенный орден дан за знатный род». Подобная язвительность при Екатерине II не помешала фельдмаршалу постоянно носить тот же орден в павловское время, хотя известно, что в повседневной жизни Суворов надевал весьма немногие награды. Е.Ф. Комаровский, описывая пребывание Суворова в Вене перед Итальянским походом, отметил лишь «на шее Мальтийский крест великого бальи, на широкой черной ленте». На момент смерти Павла I орден Св. Иоанна Иерусалимского стал одной из самых почитаемых в России наград «за отличия на поле брани, на поприще духовного и гражданского служения, в оборотах коммерческих, равно и для поощрения художников к дальнейшим успехам в науках». Закономерно, что в кортеже печальной процессии 23 марта 1801 г. столь любимый Павлом крест оказался на почетном, 3-м месте, пропустив лишь петровские ордена. Сначала несли иностранные награды, а затем российские ордена: Св. Владимира, Св. Георгия, Св. Анны, Св. Александра, Св. Иоанна Иерусалимского, Св. Екатерины и Св. Андрея. Орден Иоанна Иерусалимского сделался высшим отличием, как за военные подвиги, так и за гражданские заслуги (хотя здесь с ним соперничал орден Анны). Пожалование "командорства" считалось едва ли не выше ордена Андрея Первозванного, ведь в этом выражалось наивысшее личное "благорасположение" императора. Однако просуществовал этот орден в России недолго. Уже в 1801 году Александр I, взойдя на престол, отказался от звания Великого магистра. Тогда же было объявлено о "восстановлении в правах" орденов св. Георгия и св. Владимира. В 1810 году последовал указ о прекращении награждений Мальтийским орденом, в 1817 году сам орден был объявлен "более не существующим" в Российской империи, а денежные средства его были переданы в казну. В 1831 году в состав русских орденов вошли два польских - Станислава и Белого Орла. Оба они существовали в Речи Посполитой до ее окончательного раздела и были восстановлены в 1815 году, после Венского конгресса, когда Александр I провозгласил себя главой присоединенного к России Царства Польского. Вначале ими награждались только поляки, но после 1831 года эти ордена были причислены к русским. В отличие от остальных "российских императорских" орденов они получили наименование "императорских и царских", а знаки их претерпели некоторые изменения. После этого система орденских наград в России оставалась без изменений вплоть до 1917 года, хотя поправки в статуты отдельных орденов вносились еще не раз. Неоднократно возникали и проекты учреждения новых орденов. Так, при Александре II предполагалось основать орден императорского дома по образцу фамильных орденов некоторых царствующих домов Европы, а при Николае II собирались учредить орден св. Николая для награждения артистов и художников. Проекты эти не осуществились. В 1916 году состоялось первое и единственное награждение орденом св. равноапостольной княгини Ольги. Он был вручен В. Н. Панаевой, потерявшей в первую мировую войну трех своих сыновей-офицеров. Планировалось учреждение специального ордена для иноверцев - ордена Заслуг, так как человек нехристианской веры не мог носить крест с изображением святого. О таком ордене подумывали еще в XVIII веке. Но вместо него с 1845 года на всех русских орденах для неправославных стали заменять изображение святого российским гербом. Итак, к середине XIX века в России существовало 8 орденов, некоторые из них подразделялись на степени. В порядке убывания старшинства система иерархии орденов выглядит следующим образом:
Орден святого апостола Андрея Первозванного (с бриллиантами и без).
Орден святой великомученицы Екатерины, или Освобождения (большого и меньшего креста).
Орден святого равноапостольного князя Владимира 1-й степени.
Орден святого Александра Невского o (с бриллиантами и без).
Орден Белого Орла.
Орден Владимира 2-й степени.
Орден святой Анны 1-й степени (с короной и без).
Орден святого Станислава 1-й степени.
Орден Владимира 3-й степени.
Орден Владимира 4-й степени.
Орден Анны 2-й степени (с короной и без).
Орден Станислава 2-й степени (с короной и без).
Орден Анны 3-й степени.
Орден Станислава 3-й степени.
Орден Анны 4-й степени.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?