Крафт, Георг Вольфганг (Krafft Georg Wolfgang). Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санктпетербурге в генваре месяце 1740 года Ледяного Дома. [Санкт-Петербург]: Напечатано на 3-х языках при Императорской Академии Наук, 1741.
... и всех находившихся в нём домовых вещей и уборов с приложенными при том гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей Эвропе жестокой стуже сочинённое для охотников до натуральной науки чрез Георга Волфганга Крафта Санктпетербургския Императорския Академии Наук члена и Физики Профессора. [2], 36 с. Приплёт: То же на немецком языке. 30 с. Приплёт: То же на французском языке. 32 с. 4 л. иллюстраций - резцовых гравюр. Издательский конволют в одном цельнокожаном переплёте конца XVIII века. На корешке золототиснёный орнамент. В верхней части корешка ярлык красной кожи с золототиснёным заглавием. Форзацы бумаги «павлиний хвост». 25x18,5 см. В начале русской версии издания - эпиграмма профессора кафедры древностей Императорской Академии наук Христиана Крузиуса (1715-1775), встречающаяся не во всех экземплярах. Описываемый экземпляр относится к той части тиража, в которой с.11-12 русской версии с упоминанием младенца Иоанна VI Антоновича, находившегося в момент появления книги на , престоле, после воцарения Елизаветы Петровны изымалась и заменялась на другую, специально допечатанную. Допечатанные страницы выделяются в блоке цветом и отличными от прочих водяными знаками. Книга редка сама по себе, а данный экземпляр по комплектности и сохранности может быть отнесён к уникумам. То же. В бумажной обложке конца XIX века. Необрезанный экземпляр. 29x23 см. С. 11-12 с упоминанием Иоанна Антоновича вырвана «c мясом».
Библиографические источники:
2. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №100, «Редкие книги». Искусство, археология, архитектура, художественные издания, rossica, книги о Петербурге и Москве и т. д. Livres Rares, Спб., 1910, № 129
3. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, № 277
4. Н.Б. «Русские книжные редкости». Опыт библиографического описания. Части I-II. Москва, 1902-03,Часть II, № 143
5. Смирнов–Сокольский Н.П. Моя библиотека, Т.1, М., «Книга», 1969, № 160
6. С.К., II, № 3287
7. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг». Том V, СПБ., 1901, № 1490
8. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, № 1379
9. Верещагин В.А. «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, № 408
10. Битовт Ю. «Редкие русские книги и летучие издания 18-го века». Москва, 1905, № 887
11. Губерти Н.В. «Материалы для русской библиографии. Хронологическое обозрение редких и замечательных русских книг XVIII столетия, напечатанных в России гражданским шрифтом 1725-1800». Выпуск I-III. Москва, 1878-1891. Вып. III, №35
12. Сопиков В.С. Опыт российской библиографии. Редакция, примечания, дополнения и указатель В.Н. Рогожина. Т.1-2, Ч.1-5, СПБ, издание А.С. Суворина, 1904-1906, № 5818
Крафт, Георг Вольфганг (Krafft) — русский академик (1701—1754) сначала по кафедре общей математики, а потом физики. Родился в Вюртемберге. Бильфингер, приглашенный в Санкт-Петербургскую Академию Наук, предложил ехать и Крафту. Уроженец вюртембергского городка Дюттлингена, выпускник Тюбингенского университета, Крафт прибыл в Россию в 1725 году, некоторое время вёл протоколы академических конференций. Сначала Крафт состоял преподавателем в академической гимназии, затем (с 1727 г.) при академике Делиле для астрономических наблюдений на обсерватории, в 1731 году назначен адъюнктом по кафедре "генеральной математики", а в 1733 г., вместо Эйлера, получил кафедру теоретической и опытной физики. Вместо скончавшегося Байера Крафт назначен был (1738 год) инспектором академической гимназии. В 1744 г., Крафт, уволенный с пожизненной пенсией, вернулся в Тюбинген, где был профессором математики в университете. Дважды предлагали Крафту вернуться в Санкт-Петербург, но он не согласился.
Во время своего пребывания в академии Крафт, по его словам, "инструменты физические привел в изрядный порядок" настолько, что "корпус их (инструментов) вдруг знатнейшим во всей Европе учинился"; лекции свои Крафт всегда сопровождал экспериментами. На обязанности Крафта, с 1729 г., лежали метеорологические наблюдения, а также (со смертью проф. Мейера) и составление календарей до 1735 г. Штелин, товарищ Крафта по академии, сохранил известие, что императрица Анна Иоанновна чрезвычайно верила в астрологические предсказания и часто обращалась в академию с требованиями ответов на свои вопросы и задачи. Штелин говорит, что "сие дело всегда касалось тогдашнего проф. Крафта, который по такому случаю на придворный вкус больше прилежал к астрологии и чрез принятыя в ней правилы решал удивительные задачи", как, например, при заданном ему безыменном гороскопе несчастного принца Иоанна и пр. В истории русского просвещения Крафт замечателен тем, что, кроме статей научного содержания, написал несколько учебников, долго служивших руководствами в академической гимназии. Ледяной дом, построенный в самом центре Петербурга, на берегу Невы, в лютую зиму 1740 года, можно назвать одной из самых необычных, грандиозных и в то же время бесчеловечных забав XVIII столетия, славившегося как пышностью своих замыслов, так и жестокостью их исполнения.
Ледяное чудо, поразившее воображение современников, возвели для увеселения императрицы Анны Иоанновны. Племянница Петра Великого, дочь его старшего сводного брата, она рано была выдана замуж за Курляндского герцога, скоро овдовела и большую часть жизни провела в провинциальной Миттаве, сохраняя для России обладавшую двумя морскими портами Курляндию (ныне это незначительная часть Литвы) в качестве потенциально полезного вассального государства. Призванная на престол после скоропостижной кончины юного Петра II, она сумела взять в руки всю полноту самодержавной власти, в чём её пытался ограничить Верховный тайный совет, но сделала это лишь для того, чтобы передать управление империей своему фавориту - Э. И. Бирону. Больше всего эта истосковавшаяся на задворках Европы русская царевна и курляндская герцогиня любила развлечения - балы, праздники, маскарады.
Среди множества шутов, живших при её дворе, особой привязанностью Анны Иоанновны пользовались калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, прозванная так в честь любимого кушанья императрицы, и пятидесятилетний князь Михаил Алексеевич Голицын. Носитель одной из самых громких в России фамилий попал в шуты, будучи наказанным за тайное венчание с католичкой. Теперь он подавал своей августейшей хозяйке квас и звался Квасник. По злой фантазии кого-то из придворных Авдотья Буженинова и Голицын-Квасник стали подневольными героями скоморошьей свадьбы, придуманной для поднятия настроения императрицы, впавшей в уныние после военных неудач в Польше и Крыму. Очень кстати пришлись небывалые морозы, в ноябре 1739 года сковавшие Европу от Лондона до Москвы и продержавшиеся всю зиму. Камергер А. Д. Татищев предложил воспользоваться холодами, чтобы между Зимним дворцом и Адмиралтейством возвести ледяной дом, в котором «молодые» могли бы провести первую брачную ночь.
Работа закипела. Строительный материал брали тут же: огромные плиты выпиливали одноручными пилами из замёрзшей невской воды. Готовые блоки поднимали на набережную, громоздили один на другой и обливали. Затем к работе приступали «ледотёсы». Можно лишь гадать, сколько рук и ног отморозилимастеровые на этой «ледяной стройке века». Однако меньше чем через месяц ледяной дворец был полностью отстроен.
Сам праздник также удался на славу. Свадебную церемонию открывали инородцы, выписанные специально для этих шутовских торжеств. Свидетель необычного бракосочетания вспоминал: «Собраны были всего государства разночинцы и разноязычники самого подлого народа, то есть Вотяки, Мордва, Черемисы, Татары, Калмыки, Самоеды и их жёны, и прочие народы с Украины, и иные, следующие стопам Бахусовым и Венериным в подобном тому убранстве, с криком для увеселения свадьбы». В этой, по словам С. М. Соловьёва, «живой этнографической выставке» участвовали 150 пар, причём украинцы ехали на волах, якуты - на собаках, финны - на пони, татары - на свиньях, калмыки - на верблюдах. «Жених» и «невеста» восседали в железной клетке, взгромождённой на спину дрессированного слона. Для многочисленных гостей дали обильный обед, во время которого придворный пиит В. К. Тредьяковский прочёл стихи «собственной работы»:
«Здравствуйте женившись, дурак и дура,
Ещё жопа та и фигура!
Теперь-то прямое время вам повеселитца,
Теперь-то всячески поезжаны должно беситца».
Затем «молодожёнов» отвезли в ледяной дворец и заперли в ледяных покоях, выставив вокруг стражу. Утром караульный офицер, отперев ледяную дверь, нашёл обмороженных шута и шутиху едва живыми. Сохранилось немало рассказов об этой великолепной варварской забаве. Восхищённые современники взахлёб описывали экзотические наряды несчастных туземцев, ледяные пушки, стрелявшие ледяными ядрами, политые нефтью ледяные дрова, горевшие ярким огнём в ледяном камине, ледяного слона, в котором был спрятан трубач, так что ледяное животное не только извергало потоки горящей нефти, но при этом ещё и трубило. Однако наибольший восторг обитателей Санкт-Петербурга всех сословий вызвал сам ледяной дом. Чувство это было столь единодушным, что Академия наук поручило академику физики Крафту составить описание ледяного строения.
Крафт подошёл к поручению Академии с немецкой скрупулёзностью. Он не только обмерил все доступные ему детали ледяного дворца, но и приказал их зарисовать. В итоге получился детально проработанный чертёж, какого не удостаивались и многие вполне заслуженные архитектурные памятники. Своему труду Крафт предпослал вполне научное обоснование: «Художество употребляет к произведению таких вещей, которые человеческому роду только отчасти пользу, а отчасти увеселение приносить могут, многие различные материи. Лёд между такими материями, над которыми бы искусство свою силу и действо показать могло, по сие время почти никогда или весьма редко счислялся. Но здесь в Санкт-Петербурге мы видели из чистого льду построенный дом, который по правилам новейшей архитектуры расположен и для нарядного своего вида и редкости достоин был, чтоб, по крайней мере, так же долго стоять, как наши обыкновенные дома».
Только благодаря педантизму Крафта нам известны размеры этого строения: 17 м длины, 5,5 м ширины и 6.5 м высоты. Только его стараниями мы знаем, как выглядело внутреннее убранство ледяного дворца: «Теперь посмотрим, каким образом убраны были покои. В одном из них на одной половине стоял уборный стол, на котором находилось зеркало, несколько шандалов со свечами, которые по ночам, будучи нефтью намазаны, горели, карманные часы и всякая посуда, а на стене висело зеркало. На другой половине видна была преизрядная кровать с завесой, постелью, подушками и одеялом, двое туфли, два колпака, табурет и резной работы комель. В другом покое, по левую руку, стоял стол, а на нём лежали столовые часы, в которых находящиеся колёса сквозь светлый лёд видны были. Сверх сего, на столе в разных местах лежали для играния примороженные карты. Подле стола по обеим сторонам стояли резной работы два долгие стула, а в углах две статуи. По правую руку стоял резной угольный поставец с разными небольшими фигурами, а внутри оного стояла точёная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньями. Все оные вещи изо льду сделаны и приличными натуральными красками выкрашены были».
Описание ледяной диковинки готовили одновременно на русском, немецком и французском языках. Тридцать страниц текста сопровождали четыре листа с гравированными изображениями наиболее интересных деталей самого недолговечного из архитектурных шедевров XVIII века. Однако как ни торопились издатели с выходом книги, а бурные политические события внесли коррективы в их планы. 17 октября 1740 года скончалась императрица Анна Иоанновна. Согласно её воле, главой империи был объявлен правнук Петра I -трёхмесячный Иоанн Антонович. Двадцать дней регентом при нём оставался Бирон, затем ненавистного «курляндского выскочку» сместили и объявили правительницей мать венценосного младенца - Анну Леопольдовну, а 25 ноября 1741 года гвардия возвела на российский престол дочь Великого Петра - Елизавету. Поэтому из только что напечатанного труда Крафта срочно стали изымать страницы с упоминанием имён недавних российских самодержцев, чтобы заменить их другими -более актуальными. Вот почему книга, повествующая о непрочности даже самых совершенных построек изо льда, оказалась свидетельством призрачности власти даже в таких империях, как Российская. А в истории литературы растаявший в марте 1741 года ледяной дом остался не только курьёзным стихотворением В. К. Тредьяковского, но и посвящённым ему романом И. И. Лажечникова, который Пушкин относил к самым замечательным творениям русской прозы.