Советский киноплакат во времена конструктивизма. - 2
Выдающимися художниками киноплаката были Георгий и Владимир Стенберги. В конце 20-х гг. в Москве почти повсюду можно был увидеть киноплакаты с подписью «2 Стенберг 2». Оба брата создали в общей сложности 300 киноплакатов. Приступив к работе в «Совкино» в 1923, создали около 300 рекламных плакатов к фильмам С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Д. Вертова, Ч. Чаплина и других режиссеров. Кинематограф впервые обрел здесь вполне адекватное выражение в изобразительном искусстве, претворяясь в броские монтажные композиции, дающие символическую квинтэссенцию фильма. Задачи утилитарного агитпропа зримо отступили здесь перед стихией драматического гротеска или своего рода современного карнавала (недаром мастера подписывали свои работы «2-Стенберг-2» – на манер цирковых афиш).
Стенберги обладали богатейшими знаниями в области литографии. Поскольку типографская технология в то время не позволяла качественно воспроизводить фотографии или кадры из кинофильмов, братья изобрели способ имитации фотоснимков (нужно очень внимательно всматриваться в их плакаты, чтобы отличить репродукцию рисунка от фотографии). Однако вошли в историю прежде всего как основоположники киноплаката.
2 Стенберг 2. Глаза любви. Кинопьеса в 7 ч. . Выпуск "Совкино".
Плакат. 1924. 70х102. Тираж 10000 экз.
2 Стенберг 2. Обломок империи.
Режиссёр Фридрих Эрмлер. Выпуск "Совкино".
Плакат. Москва. 1929. 95х62 см.
2 Стенберг 2. Мулен Руж.
Режиссёр-Дюпон. В гл. роли Ольга Чехова.
Плакат. Москва. 1929. 95х63 см.
2 Стенберг 2. Битая котлета. Кинокомедия.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1927.
Хромолитография. 100х69,5 см.
2 Стенберг 2. Чарльз Рей в картине "Удар".
Выпуск "Совкино".
Киноплат. Москва, 1926. Тираж 10000 экз.
Стенберги начали работать над киноплакатами в 1923 году, когда фильмов Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко попросту не существовало. Кинопродукция по большей части была зарубежной. Немецкие фильмы несли сильный отпечаток экспрессионизма (в том случае, если не являлись впрямую экспрессионистскими работами). При этом характерно, что классический уже фильм «Кабинет доктора Калигари» (1919) более походил не на кинокартину, а на плакат – если угодно, на киноплакат. Монтаж, которым пользовался режиссер Р. Вине в этом фильме, вернее назвать нейтральным. Эпизоды чередовались с холодной настойчивостью, ведь задача заключалась не в том, чтобы создать напряжение за счет монтажных стыков либо изысканных кинообразов. Авторы фильма, в первую очередь, сценаристы Г. Яновиц и К. Майер, рассказывали историю, которая при всей прямолинейности не отличалась логикой. А потому, выстраивая замкнутый мир вирированных в синих, желтых, зеленых тонах сцен, художники фильма обязаны были дать знак, что история рассказана устами сумасшедшего (зрителям надлежало увидеть происходящее его глазами). Декорации, написанные на холсте и картоне, намеренно уплощали мир, который к тому времени кинематографисты могли уже сделать трехмерным.
2 Стенберг 2. Дуглас Фербенкс в картине "Робин Гуд".
Кинороман в 10-ти частях.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1925.
2 Стенберг 2. Винтики из другой машины.
Трагикомедия в 20-ти днях.
Производство "Пролеткино".
Режиссёр Таланов, оператор Минервин.
Киноплакат. Москва. 1926.
2 Стенберг 2. Старушка 99.
Выпуск "Совкино".
Киноплакат. Москва. 1929.
2 Стенберг 2. Без пяти пять. Кино-пьеса в 6-ти частях.
Режиссёр Томас Инс. В гл. роли Чарльз Рей.
Выпуск "Совкино".
Киноплакат. Москва. 1925.
2 Стенберг 2. Лишние люди.
Режиссёр А. Разумный.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1928.
Хромолитография. 107,5х72
2 Стенберг 2. Ванька и "Мститель"
Киноплакат. Москва. 1928.
2 Стенберг 2. Зеленый переулок. Драма в 6-ти частях.
Режиссёр Рихард Освальд.
Выпуск Совкино. 1929.
Хромолитография. 93,5х69 см.
Николай Прусаков. Зеленый переулок.
Драма в 6-ти частях.
Режиссёр Рихард Освальд.
Выпуск Совкино. 1929.
Фильм «Кабинет доктора Калигари» был принципиально двухмерен, причем с упором и на театральность, и на графику. Дома и улицы города, где происходят таинственные убийства, не только плоски и перекошены, это и в принципе не объекты, а геометрические фигуры – в основном треугольники и трапеции. Учитывая, что фигуры эти однотонны, а вирирование предстает как сплошная заливка цветом пространства того или иного кадра, нетрудно увидеть кадры как своеобразную галерею плакатов, склеенных в кинокартину. При этом кадр, где сомнамбула Чезаре, держа на руках лишившуюся чувств героиню, стоит на скате крыши, можно рассматривать как эталон жанра. Собственно, кадр этот и был неоднократно воспроизведен на афишах фильма. Стараниями художников Германа Варма, Вальтера Реймана и Вальтера Рерига было создано выдающееся произведение киноискусства, в свою очередь не просто повлиявшее на опыты многих других кинематографистов. Фильм «Кабинет доктора Калигари» открыл целое направление в кинематографе – киноэкспрессионизм.
2 Стенберг 2. Мабул.
Шолом Алейхем.
Режиссёр Иванов-Барков.
Артисты театра "Габима".
Киноплакат. Москва. Около 1930. 100,3х71,6 см. Тираж 12000 экз.
Типография "Рабочей газеты".
2 Стенберг 2, Яков Руклевский. Отрезанные от мира.
Американская приключенческая кино-картина в 4-х сериях.
В гл. ролях: Вильям Десмонд, Эйлен Сержвик.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1926. Тираж 15000 экз. 108,5х72 см.
2 Стенберг 2, Яков Руклевский. САР-Пигэ.
Режиссёр Олег (Осип) Фрелих.
Производство "Чувашкино".
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1927. 72,7х107,2 см.
Первая чувашская фильма. Фильма чувашского народа. Старики, пришедшие на съемку, рассказывали об обрядах, молениях, обычаях, в которых они участвовали в детстве. По их рассказам ставилась "Сар-Пигэ", приобретшая характер народного кино-сказа. В этой фильме два действующих лица: Волга и чувашская девушка Зора, слитые, неразрывные. Зора — вольный побег, органическая часть своего народа. Стремясь "к другой жизни", она уходит от народа, и с этим уходом начинается ее драма. Драма Зоры — драма отрыва от массы, драма личности, стремящейся к другой жизни—несомненно индивидуальная драма. В то же время подобные индивидуальные драмы настолько обычны не только в прошлом, но и сегодня, что они приобретают не случайный индивидуальный интерес. Драма Зоры, в конце концов, драма Сергея Есенина — человека, ушедшего из Рязанской деревни, не нашедшего правильного пути и затянутого в трясину "Москвы кабацкой". Конечно, история Зоры — примитивнее, прямолинейнее, но кино всегда требует простых сюжетных линий. В существе же фильмы есть сходство: чувашская девушка Зора стремится к другой жизни. Жизнь проходит дальше мимо Зоры, проходит в своей борьбе, как уходят волны высохшей Волги, чтобы наполниться до краев весенним половодьем.
"Советский экран", 5 февраля 1927 года
Но это лишь часть проблемы, которая здесь рассматривается. Немецких фильмов попадало в советский кинопрокат немного, хотя они и пользовались успехом. Куда больше было фильмов американских. А там присутствовали и «американский» или «короткий» монтаж, и особые кинематографические приемы. Эксперты, которые писали о братьях Стенбергах и по неведенью упоминали работы Л. Кулешова, ошибаются, потому что кулешовские опыты в области киномонтажа имели совершенно иную цель и чего-либо почерпнуть оттуда Стенберги не могли. Хотя бы потому, что опытов этих никто и никогда не видел. Почему – говорить тут не место. Сам же Л. Кулешов ориентировался на американский кинематограф и «американскую действительность», причем столь последовательно, что в современной статье, где анализировалось его творчество, выдвигалась мысль, а не был ли его настоятельный «американизм» формой отстранения – не от социальной действительности, но от условий, диктуемых этой действительностью и запрещающих художнику касаться очень важных вопросов.
2 Стенберг 2. Крытый фургон.
Режиссёр-Олег Фрелих.
Плакат из 2-х частей. Москва. 1928. 107,8х70,5 см.
2 Стенберг 2. Мертвая петля.
Драма в 8-ми частях.
Режиссёр-Арнольд Робинзон.
Выпуск Совкино.
Плакат. Москва. 1929. 92,8х60 см.
2 Стенберг 2. Таинственная гациенда.
Кинокомедия. В гл. роли Ричард Толмедж.
Плакат. Москва. 1927. 100,8х69,8 см.
2 Стенберг 2. Сэп.
Режиссеры М. Вернер, П. Арманд.
Киноплакат. Москва. 1929.
Хромолитография. 107х74,5 см.
2 Стенберг 2. Янки консул.
Кино–комедия в 7 част.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. 1927.
Хромолитография, фототипия. 107х71,2 см.
И как вариант:
А что братья Стенберги? Чье влияние они испытали, на чье творчество ориентировались? Или острый монтаж американских картин, авантюрная динамика повлияли на них напрямую? И тут еще одна сложность. Иностранную кинопродукцию, которую собирались демонстрировать на советских экранах, решительно перемонтировали, уничтожая при этом развлекательность и привнося социальный элемент. Перемонтажом занимались Э. Шуб, С. Эйзенштейн, С. Васильев и Г. Васильев, еще не ставшие братьями Васильевыми (это и явилось для них профессиональной школой). Так фильм Ф. Ланга «Доктор Мабузе – игрок» (1922) превратился в картину «Позолоченная гниль», где клеймили западный образ жизни, и т.д. Резонно спросить, чем же руководствовались художники, рисуя свои плакаты? И, вправду, чем, если зачастую они даже не смотрели фильм, который следовало рекламировать?
2 Стенберг 2. Катерина Измайлова.
Плакат. Москва. Около 1927. 107,3х72,5 см.
2 Стенберг 2. Адольф Мэнжу в картине "Брачный круг".
Выпуск Совкино.
Плакат. Москва. 1928. 107х72 см.
2 Стенберг 2. Мельница на опушке.
Выпуск Совкино.
Плакат. Москва. 1928. 106,2х71 см.
Один из возможных источников очевиден – литература. Причем, литература авантюрная, на которую ориентировался и ранний кинематограф. Сериалы, вроде «Жюдекса» и «Вампиров» Л. Фейада, и множество менее знаменитых картин, например, о приключениях Элен или о сыщике Стюарте Уэббсе, пользовались огромным успехом у публики. Эти фильмы были предельно литературны, имитируя такие жанры как роман с продолжением и роман-фельетон. Классический пример такого романа – «Фантомас» П. Сувестра и М. Аллена, отдельные выпуски которого ходили в качестве абсолютной валюты у будущих мэтров советского кино. Канон такого рода фильмов включал и погони, и головокружительные ракурсы, например, взгляд с крыши небоскреба вниз, в бездну улицы. Итак, не Шерлок Холмс и даже не Нат Пинкертон или Алан Картер, а некие псевдопереводные варианты, созданные вдохновенными литературными поденщиками, можно отнести к разряду первоисточников советской культуры, до плакатов братьев Стенбергов включительно. Описание, взятое из такого короткого романа, наверняка вызовет в памяти плакат, который сделали Стенберги для фильма «Сквозь пламя»:
«Сыщик подошел к краю крыши и заглянул вниз, в зияющую бездну, осторожно спустил перекладину на канате до середины окна конторы Иосифа Гартона, прикрепил верхний конец каната к низким перилам, окаймлявшим крышу. Сыщик, переждав сильный порыв ветра, переступил перила и взял канат в обе руки. Ноги его очутились в воздухе. С поразительным хладнокровием и спокойствием он соскользнул вниз и повис над страшной бездной. Внизу лежала улица и немногочисленные прохожие казались сверху маленькими точками. Никто не смотрел наверх, да если бы и взглянул, то вряд ли увидел сыщика, висевшего на головокружительной высоте».
2 Стенберг 2. Сквозь пламя.
Кинокомедия. В гл. роли Ричард Толмедж.
Выпуск Совкино.
Плакат. Москва. 1927. 101х69,5 см.
2 Стенберг 2. Преступление княжны Ширванской.
Производство "Госкинпром-Грузии".
Киноплакат. 1926.
2 Стенберг 2. Бандитка. Кинопьеса.
В гл. ролях: Мильтон Силс и Виола Дана.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1927.
Все это легко узнается, все это неоднократно воспроизводится, варьируется, что опять-таки несложно обнаружить в плакатах братьев Стенбергов, к каким бы фильмам плакаты ни были сделаны, советским или иностранным. Для подавляющего числа работ Стенбергов характерна симметрия. Это зачастую вертикальная симметрия, когда пространство плаката делится пополам. Причем, в плакате к фильму «Ваша знакомая» Л. Кулешова такое деление усиливается линией склейки, поскольку плакат поделен еще и конструктивно – его полотно состоит из двух частей, и такое строение только подчеркивается композицией и расстановкой фигур на плакате. В некоторых случаях симметрия горизонтальная, хотя такой вариант встречается реже. Зато более сложные случаи симметрии, например, вариация той же симметрии вертикальной, но удвоенной или осложненной (вплоть до спирали в плакате к фильму «Великосветское пари»), использованы в подавляющем большинстве работ.
Владимир Стенберг. Черевички.
Киноплакат. Москва. "Рекламфильм". 1949. 41х60 см.
Владимир Стенберг. Стальной капитан.
Кино-пьеса в 7-ми частях.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. Вторая половина 20-х годов.
69х97,7 см.
2 Стенберг 2. Доктор Джек.
В гл. роли Гарольд Ллойд.
Киноплакат. Москва.
В некоторых случаях построение любопытно обыграно. Например, в плакате к фильму «Доктор Джек» авторы добиваются симметрии (здесь ось ее чуть наклонена вправо от зрителя) при помощи одинаковой фигуры – двух кружков, соединенных между собой перемычкой. Очки Гарольда Ллойда и велосипед композиционно уравнены, так сказать геометрически «зарифмованы», но в основе их лежит еще и устойчивый образ, неоднократно использованный именно в литературе (ср., например, образ «очки-велосипед» у В. Маяковского).
2 Стенберг 2. Земля.
Автор режиссёр А. Довженко.
Киноплакат. 1930. 95х62 см.
2 Стенберг 2. Арсенал.
Режиссёр А. Довженко.
Производство ВУФКУ.
Киноплакат. Москва. 1929.
2 Стенберг 2. Товарищ дирижабль.
Киноплакат. Москва. 1931. 71х51 см.
2 Стенберг 2. Папашин сынок. Кинокомедия.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва.
Даже когда части композиции далеко раздвинуты в стороны, и при этом образуется как бы трехчастное деление плаката, на самом деле, это все те же две части, однако удачно варьированные (в плакате к фильму «Вечная борьба» двухчастность подчеркнута бесконечным повторением названия фильма, представленного в двух начертаниях – черном и белом). По всей видимости, думали о том художники или нет, это постоянная вариация на ту же тему, вариацией на которую является также их подпись «2 Стенберг 2». И вовсе не исключено, что одну часть плаката делал Георгий Стенберг, а другую Владимир Стенберг. Их цирковое именование вполне подходит для партерных акробатов или силового номера с поддержкой, который обычно выполняют два артиста. Вероятным аргументом может служить и то, что работы, выполненные Владимиром Стенбергом самостоятельно, отличаются от выполненных вместе с братом. Такое истолкование вполне допустимо, хотя бы потому, что для работ братьев Стенбергов вообще характерны некие повторяющиеся не только композиционные, но и смысловые элементы. Так, повторяется женское лицо, которое в редких случаях заменяется мужским. Настоятельность, с какой используется этот прием, указывает на его важность (вряд ли верно говорить, что причина всему – бедность выдумки).
2 Стенберг 2. Милорд Мак Грю.
В гл. роли Барбара Лямар.
Киноплакат. Москва. 1926.
2 Стенберг 2. Девушка с коробкой.
Производство "Межрабпом-Русь".
Киноплакат. Москва. 1927. 121х93 см.
2 Стенберг 2. Вечная борьба.
Киноплакат. Москва. 1927.
Иногда прием особо удачен. Стоит присмотреться к плакату для фильма А. Роома «Третья Мещанская», чтобы оценить мастерство художников. Женское лицо, представленное крупным планом, так, что оно занимает почти весь плакат, разделено занавеской. При этом, хотя деление пропорциональное – обе части лица практически равны – оставшаяся часть плаката, свободная, воздействует таким образом, что симметрия как бы снимается. Такое художественное решение правомерно, особенно если помнить, что фильм имеет и другое название – «Любовь втроем». Тогда семейное житье героини, символизируемое кружевной занавеской, как бы перевешивается тройным членением пространства плаката, тройным членением жизненного пространства, где существуют герои.
2 Стенберг 2. Закон жизни.
Киноплакат. Москва. Середина 20-х годов.
2 Стенберг 2. Зарэ.
Режиссёр Бек-Назаров, оператор Яловый.
Производство "Арменкино". 1926.
2 Стенберг 2. Дело Блеро.
Кинопьеса в 6-ти частях.
Производство Совкино.
Киноплакат. М., изд. "ГИЖ", кон. 1920-х гг. 108х71,5 см.
Стоит указать, что плакаты, наиболее сложные по использованным в них элементам, если отвлечься от персонажной основы фильма, отсылают к опытам супрематической живописи и графики. Плакат к многосерийному фильму «Мисс Менд» по авантюрному роману М. Шагинян композиционно напоминает графические работы Эль Лисицкого. А влияние К. Малевича – уже и на уровне персонажно-фигуративном – можно увидеть в плакате к фильму «Земля» А. Довженко. Сама фигура, которая размещена на плакате, отсылает к фигурам в живописных работах мэтра супрематизма, составшего многочисленных «крестьян», «жниц» и проч. Здесь те же обобщенно-закругленные формы, не детализированный костюм, сходство обводов и контуров. Кроме того, на поэтику плакатов, разрабатываемую бр. Стенбергами, в немалой степени оказала влияние их работа как театральных художников, начавшаяся еще в дореволюционные годы. Немаловажно и то, что основы мастерства постигали они под руководством В. Егорова, одного из первых художников русского кинематографа, творчество которого подчеркнуто театрально.
2 Стенберг 2. Шесть девушек ищут пристанища.
Плакат. Москва. 1928. 109х125 см.
2 Стенберг 2. Мосполиграф карандаш.
Культурно-производственный фильм.
Производство "ВУФКУ".
Плакат. 1928. 105х69,5 см.
2 Стенберн 2, Яков Руклевский. Парижанка.
Постановка Чарли Чаплина.
Лист 1–2.
Киноплакат. Москва. 1927. Хромолитография. 140х101,5 см.
Братья Стенберг относятся к тому поколению, юность которого совпала с событиями Октября. Вихрь революции захлестнул и увлек за собой братьев. В канун Октября Владимиру было восемнадцать, а Георгию — семнадцать лет. Отец их, Карл Иоганн Август Стенберг, швед по национальности, приехал из Стокгольма в Москву в конце прошлого века. Он был прекрасным портретистом, и профессию художника как бы по наследству передал сыновьям. В 15 лет Владимир Стенберг оформляет декорации в киноателье Ханжонкова, наблюдает, как работает режиссер Евгений Бауэр. С ним, и с отцом (который был выпускником Королевской академии художеств в Стокгольме и работал с 1898 по 1922 год в России) Владимир оформляет спектакли Киевского театра оперетты и "Луна-парка" в Москве. Этот опыт пригодится позже - во время работы в Камерном театре и над плакатами для "Союзкино", и наверняка - во время оформления спортивных парадов на Красной площади.
Это, впрочем, отдельная история, как "русские шведы" (так Стенбергов звали их друзья по Строгановскому училищу) стали не только создателями "большого стиля" революционной эпохи, но и главными художниками-оформителями Красной площади (Владимир с сыном Стеном оформлял и парад победы в 1945), ЦПКиО им. Горького (1928-1932), Днепрогэса (1928-1933) и первого Планетария… Обошлось без чудес - просто на конкурсе проектов праздничного оформления Красной площади в 1928 году их работа получила первую премию. Как бы то ни было, образами парадов на Красной площади или знаменитой встречи "челюскинцев" в Москве, которые мы видим в старой хронике или на фотографиях тех лет, мы обязаны во многом именно Стенбергам.
2 Стенберг 2. Девушка из провинции.
Киноплакат. Москва. 1926. 108х71,8 см.
2 Стенберг 2. Аристократ.
Пат и Паташон.
Киноплакат. Москва. 1928. 108х72 см.
В 1920 г. в стране состоялся первый выпуск профессиональных художников с присвоением им звания первых красных художников, среди них были и ... шведские подданные братья Стенберг. Но еще во время обучения в Строгановском училище в 1918 году к первой годовщине Октябрьской революции Сгенберги оформили административные здания в центре Москвы. Молодые художники «сделали свою работу артистически, с полным знанием дела, эффектно, броско и, самое главное, содержательно». Стенберги находились в центре художественной жизни того времени. Владимир и Георгий получили два образования - художественное и техническое. Еще учась в Строгановском училище, они в 1917 неожиданно поступили еще и на Высшие военно-дорожные курсы, на специальность "железнодорожные сооружения и мосты". Нет, они не делали "мобили". Но в начале 1930-х Владимир проектировал первые вагоны московского метро, разработал новый тип вентиляции. Мотоциклы, машины и кино братья любили страстно. Чтобы купить себе пару резвых "Харлеев", набирали массу работы, от рекламы Моссельпрома до журнальных обложек. Потом так же зарабатывали на вожделенную технику тех лет - кинокамеру "Эклер" и автомобиль "Паккард"… В своей квартире-мастерской на Смоленском бульваре Владимир Стенберг не только делал мебель своими руками, но и испытывал моторы мотоциклов
2 Стенберг 2. Мери Пикфорд в картине "Два претендента".
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва.
Премьера состоялась в сентябре 1921 года. События фильма разворачиваются в 1880-х годах. Вдова капитана Эррола, младшего сына графа Доринкорта, влачит в Америке жалкое существование вместе с сыном Седриком. Граф посылает своего поверенного Хавершэма привезти мальчика в Великобританию, так как тот является его единственным наследником, и подготовить его к принятию титула лорда Фаунтлероя. Вдова с сыном отправляется за океан, однако вынуждена поселиться отдельно от Седрика, так как граф недолюбливает ее, считая, что она вышла за его сына из корысти. Детская непосредственность Седрика очаровывает графа, но вскоре на титул начинает претендовать некая женщина по имени Минна, которая утверждает, что ее ребенок — отпрыск старшего сына графа. К счастью все разрешается благополучно — вдова примиряется с графом, а Седрик получает титул.
Летом 1926 года Пикфорд и Фэрбенкс побывали в Советском Союзе, где затем была выпущена книга «Они у нас. Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР». Также в 1927 году вышел фильм Сергея Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд». Его производство было само по себе курьёзом: документальные кадры из хроники пребывания актёров на Украине (в частности эпизод, где Мэри поцеловала одного из поклонников) были смонтированы с отснятым уже после их отъезда материалом. В итоге получилась комедия о простом парне Гоге, которому не везёт в любви, но после поцелуя звезды дамы начинают обращать на него внимание. Пикфорд узнала о существовании этого фильма только в конце жизни.
Аноним. Поцелуй Мэри.
Режиссёр С.П. Комаров. Совкино-Межрабпом-Русь.
С участием Мэри Пикворд, Дугласа Фербенкса и
Игоря Ильинского.
Плакат. Москва. 1929. 108х72 см.
В духе эпохи пишут они обращения «Ко всему земному шару», провозглашая себя родоначальниками конструктивизма (вместе с К. Медунецким), считая, что конструктивизм приведет человечество, при минимальной затрате энергии к овладению максимальными достижениями культуры». Братья Стенберг, ратуя за конструктивизм в области так называемого производственного искусства, считая его чепухой в применении к станковым произведениям. Они были в числе организаторов «Лабораторий конструктивистов» и предавали чрезвычайно важное значение экспериментам в области формообразования предметов и сооружений, их цветового решения, конструктивной выразительности и целесообразности. В 1922 г. в «Кафе поэтов» в Москве братья организовали выставку «Конструктивисты», а первая состоялась еще в мае 1919 г. в залах Строгановского училища.
2 Стенберг 2, Александр Наумов. Шестая часть мира.
1-й кино-пробег по СССР.
Автор-руководитель Дзига Вертов.
Плакат. Москва. 1929. 72х101 см. Тираж 8300 экз.
Яков Руклевский, 2 Стенберг 2. Дело уличного торговца.
Выпуск "Совкино".
Плакат. Москва. 1927. 108х71 см.
2 Стенберг 2. Катька — Бумажный Ранет.
Производство: Ленинградская фабрика "Совкино".
Режиссёры Э. Иогансен и Ф. Эрмлер.
Киноплакат. Москва. 1926.
Промиздат. Типография "Новая деревня".
Фильм «Катька Бумажный Ранет» (именно такое название картины в оригинальной версии титров, к нашему времени уже вышедшее из употребления) вышел на экраны СССР 25 декабря 1926 года и рассказывает о судьбе деревенской девушки Кати (Вероника Бужинская), во времена НЭПа середины 1920-х годов. Катя, у которой сдохла корова, и её семья осталась без единственной кормилицы, приезжает в Ленинград, чтобы «сколотить денег» на покупку новой коровы. Но по своей деревенской неопытности, очень скоро попадает в среду обитателей городского дна. Связывается с вором Сёмкой Жгутом (Валерий Соловцов), от которого беременеет. (Мы впервые видим героиню повествования именно в тот момент, когда она должна вскорости родить.) Но никакие неурядицы не могут сломить упрямую Катьку. Она по-прежнему верит, что всё образуется, что она сумеет найти дорогу к новой, более лучшей, жизни. Поэтому не сильно удивляет то, что по каким-то, ей одной известным мотивам, она привечает бездомного Вадьку Завражина (Фёдор Никитин), по прозвищу «Тилигент». Человека полностью не приспособленного к окружающей жизни. Однако, как говорит сжалившаяся над ним Катька, когда зовёт Вадьку к себе ночевать: «В доме всякая соринка пригодится». Так и происходит в дальнейшем: когда она оправится после рождения сына, и вновь начнёт торговать, Вадька заменит мальчику мать.
В этом же 1922 году они начали работать в Государственном Камерном театре под руководством А. Таирова. Театральные декорации Стенбергов — тема специального исследования. Братья старались познать все: Науку и технику, искусство и ремесло, архитектуру и строительство. И они работали как одержимые, не зная сна, отдыха, пытаясь «объять необъятное». Очень разные внешне, по внутреннему складу братья Стенберг были удивительно родственны духовно. Красивый и элегантный Георгий был деликатен и скромен, более мужественный Владимир был шумен и дерзок. Георгий виртуозно владел рисунком, Владимир тяготел к конструкции, к инженерному расчету. Несмотря на свой юный возраст, они приступали к выполнению какого-либо социального заказа как зрелые мастера, получившие помимо художественного, специальное прикладное и высшее инженерное образование. Такая универсальная подготовка дала им возможность в короткий срок проявить себя в разных сферах художественной сферы.
В мастерской Георгия Богдановича Якулова братья Стенберги учились, когда были студентами Первых Свободных государственных художественных мастерских. Как и Якулов, они сотрудничали с Таировым, в течение 10 лет оформляя спектакли и афиши для Камерного театра. Впрочем, не только для него. К примеру, они разработали проект конструкций для спектакля Мейерхольда "Великодушный рогоносец" и декорации к его же постановке "Земля дыбом"… Их работы, как и произведения Якулова, были отмечены наградами на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925). Наконец, их связывала дружба, артистическая среда и умение быть денди. Виктория Стенберг, внучка Владимира Августовича, упоминает в своей статье для каталога выставки розыгрыш, который устроили Георгий Якулов и Константин Медунецкий для Стенбергов. Когда те явились, как обычно, в "Кафе поэтов" в Настасьинском переулке, то обнаружили, что все кафе завешано их киноплакатами. Фишка была в том, что сами авторы их видели впервые. Якулов с Медунецким собрали… продукцию художников, работавших "под Стенбергов", наглядно продемонстрировав невероятную популярность стиля "2 Стенберг 2". Именно так подписывали братья плакаты. В 1923 году братья Стенберг начали работать в "Совкино".
2 Стенберг 2. Сплетня.
Производство "ВУФКУ". Режиссёр Иван Перстиани.
Плакат. Москва. 1928. 102х70 см.
2 Стенберг 2. Симфония большого города.
Режиссёр-Вальтер Руттман.
Выпуск "Совкино".
Плакат. Москва. 1928. 108х71 см.
2 Стенберг 2. Кумир публики. Кинокомедия.
Выпуск "Совкино".
Плакат. Москва. 1925. Хромолитография. 108х71,5 см.
2 Стенберг 2. Джимми Хиггинс.
Сценарий Бабеля. По роману Синклера.
Плакат. Москва. 1929. Хромолитография. 108х71,5 см.
2 Стенберг 2. Джимми Хиггинс.
Сценарий Бабеля. По роману Синклера.
Плакат. Москва. Около 1929.
Хромолитография. 103,2х69,6 см.
2 Стенберг 2. Человек из леса.
Режиссёр Георгий Стобовой.
Производство "ВУФКУ".
Плакат. Москва. 1928.
Михаил Длугач. Человек из леса.
Режиссёр Георгий Стобовой.
Производство "ВУФКУ".
Плакат. Москва. 1928.
Первый их киноплакат «Глаза любви», 1924, США. Большая часть плакатов Стенбергов посвящена зарубежным фильмам. Вместе с тем они пропагандировали все значительные произведения Советской Кинематографии того времени. Плакаты к лентам «Броненосец Потемкин», «Октябрь» С. Эйзенштейна, «Арсенал» и «Земля» А. Довженко, к фильмам Пудовкина В., Ф. Эрмлера, Л. Кулешова заняли заметное место в истории советского искусства, стали визитной карточкой фильма и для зрителей последующих поколений.
«В киноплакате они совершили такой же переворот, как В. Маяковский, В. Степанова, А. Радченко в торговой и книготорговой рекламе. Художники создавали также и театральные плакаты, и им принадлежит заслуга поворота театральной текстовой афиши первой половины двадцатых годов в сторону изобразительности».
В плакате Стенберги «не знали себе развных». Их авторитет был непререкаем, их популярность перешагнула пределы страны. На международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году и в Монце-Милане в 1927 году они были удостоены высоких наград — серебряных медалей и дипломов. В своих работах братья никогда не останавливались на перерисовке эффективного кадра. Они создали совершенно особый тип монтажной композиции, острой и динамичной, неожиданной и оправданной сюжетом кинопроизведения. Стенберги были первыми мастерами пересмотревшими роль цвета в плакате, превратившими его из средств раскрашивания в первостепенный элемент выразительного языка. В их плакатах цвета — ритмический удар сочетается с напряженной сюжетностью, с передачей предметности кино.
Именно отсюда несколько неожиданное на современный взгляд сочетание почти натуралистически прорисованных деталей (руки, лица, с их повышенной мимикой) и откровенной условности всего остального. Все это позволило создать им свой неповторимый, «Стенберговский» стиль. В течение 20-х годов, не изменяя своему неповторимому стилю, Стенберги сделали около трехсот киноплакатов. Их работы вошли в фонды РГБ, в музей архитектуры им. Шусева, в государственный театральный музей им. Бахрушина, в музеи Европы и Америки. 15 октября 1933 года в возрасте Христа трагически погиб в автомобильной катастрофе Г.А. Стенберг. После смерти Георгия многие работы В.А. Стенберг выполнил при участии своей сестры Лидии Августовны Стенберг, а с 1947 года со своим сыном Стэном Владимировичем Стенберг. Для Владимира, который был старше брата всего на год, гибель брата стала огромной трагедией. В последнем интервью в начале 1980-х, он скажет польским журналистам:
"Смерть брата была для меня, наверное, самым страшным ударом в жизни. Но и впоследствии я работал как бы за двоих. "2 Стенберг 2" до конца моих дней останется для меня реальным существующим фактом".
Надо ли упоминать, что "2 Стенберг 2" навсегда остались "реальным фактом" в истории искусства ХХ века?
2 Стенбер 2. Ход конём. Исторический роман.
Выпуск "Совкино".
Плакат. Москва. 1927. 108х71 см. Тираж 15000 экз.
2 Стенберг 2. Генерал Бестер Китон.
Плакат. Москва. 1929. 108х71 см. Тираж 10000 экз.
2 Стенберг 2. Дон Ку сын Зорро.
Выпуск "Совкино".
Киноплакат. Москва. 1929. 92х72 см.
В ролях. Дуглас Фэрбенкс, Мэри Астор, Джек МакДональд, Дональд Крисп, Стелла Де Лэнти, Уорнер Оланд, Джин Хершолт, Альберт МакКуорри, Лотти Пикфорд, Чарльз Стивенс.
История о доне Сезаре Вега, сыне известного Зорро и о его приключениях в Мадриде, куда он, как и отец, поехал учиться… Хотя фильм и задуман, как продолжение нашумевшего «Знака Зорро», сам Зорро появляется только в самом конце, да и то ненадолго. К тому же его маскировка уже не нужна, ведь все давно знают, кто скрывается под маской.
Фильм является сиквелом «Знака Зорро» и был основан на романе «Любовная история Дона Ку», написанном в 1909 году матерью и сыном Кейт и Хискичем Хискич-Причардом (Hesketh Hesketh-Prichard). Рассказ был переработан в 1925 году (после смерти Хискича) таким образом, чтобы характер героя подходил под героя МакКаллея Зорро. Адаптировали сценарий Джек Каннингем и Лотта Вудс для съемок на той же студии, где снимался и «Знак Зорро».
Знак Зорро» (англ. The Mark of Zorro) — американский чёрно-белый немой художественный фильм режиссёра Фреда Нибло с участием популярного актёра—звезды немого кино Дугласа Фэрбенкса о защитнике униженных и обездоленных, благородном разбойнике Зорро. Фильм снят в 1920 году по популярной в те годы повести «Проклятие Капистрано» (1919) Джонстона МакКалли, ему же приписывается и авторство сценария, хотя его соавторами были и сам Дуглас Фэрбенкс, а также Юджин Миллер, которых в титрах фильма не упомянули. В США 27 ноября 1920 года состоялась мировая премьера фильма в Capitol Theatre в Нью-Йорке. Фильм имел грандиозный успех, так что полиции пришлось дежурить ежедневно у здания кинотеатра для того, чтобы регулировать приток толпы зрителей. Ниже приведена американская афиша к фильму "Знак Зорро":
Трудно представить улицы Москвы и Ленинграда середины 20-х годов без выразительных плакатных листов с лаконичной, почти цирковой формулой-подписью «2 Стенберг 2». Являясь визитными карточками новых фильмов, плакаты Стенбергов активно вторгались в жизнь занятых повседневными заботами людей, привлекая внимание к динамичному и разнообразному миру кино. Рекламируя фильм, они всегда несли в себе емкое образное содержание, раскрывали идейный смысл и художественные особенности новой картины. Фильм Ф. Эрмлера «Катька Бумажный ранет» рассказывает о судьбе деревенской девушки, приехавшей в город на заработки и попавшей в компанию мелких воришек и жуликов. На плакате Стенбергов мы видим лицо героини, заключенное между маршами огромной лестницы, по которой поднимаются два молодых человека. Это не кадр из фильма, художники далеки от механического перенесения его в плакат. Они создают средствами графики свой кадр, обобщая в нем содержание картины, используя язык кино, язык крупных планов, контрастных сопоставлений, остродинамичного монтажа. Уходящие вверх, вниз и в глубину лестничные конструкции вырастают в образ каменной ловушки, в которую попадает героиня, — возникает ощущение предстоящей борьбы. В плакате легко угадывается приключенческий жанр фильма, его психологически напряженный сюжет.
2 Стенберг 2. Человек с киноаппаратом.
Автор-руководитель Дзига Вертов.
Производство "ВУФКУ".
Плакат. Москва. 1929. 110х70,5 см.
2 Стенберг 2. Путь в Дамаск.
Производство Совкино.
Киноплакат. 1927.
Режиссер Лев Шеффер. В ролях: Оксана Подлесная, Иван Капралов, Александр Антонов.
Во время Гражданской войны в открытом море советский пароход внезапно захватывают белогвардейские офицеры. Помощнику капитана удается по радио сообщить об этом командования, которое направляет им на помощь самолет. Возникшая с его прилетом суета помогает морякам взять в плен белых и возвратить корабль в советскую гавань.
Тема документальной ленты Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» — власть огромного индустриального города-машины над человеком. Перед нами девушка, танцующая на фоне уходящих в глубину ночного неба многоэтажных зданий. Совмещая разновременность действия, нарушая обычные соотношения пропорций, применяя смелые ракурсы, органично и остроумно соединяя с изображением шрифт, художники достигают острой выразительности композиции плаката и ритмического единства всех его элементов. Содержательность плаката раскрывается в пластическом взаимодействии отдельных изображений. В плакатах к зарубежным фильмам Стенберги добавляют точные социальные акценты. Их герои редко улыбаются, чаще мы видим маску, выражающую недоумение, испуг, озабоченность.
2 Стенберг 2. Реванш Кента.
Выпуск "Совкино".
Киноплат. Москва, 1927. Тираж 15000 экз.
2 Стенберг 2. Белый стадион (Зимний спорт).
Спортивный фильм в 6 чч.
Производство "Олимпия-фильм".
Участвуют чемпионы мира.
Режиссёры Арнольд Фанк и Отмар Гуртнер.
Изд. "Совкино".
Киноплат. Москва, 1929. Тираж 10000 экз.
2 Стенберг 2. Обыкновенная история.
Выпуск "Совкино".
Киноплат. Москва, 1927. Тираж 15000 экз.
В плакате к французскому фильму «Мулен-Руж» они подчеркивают одиночество человека в капиталистическом мире, помещая в центре листа изображение грустного лица героини, как бы высветленного вспышками луча прожектора в темноте ночи. Организующую роль у Стенбергов играет цвет. Чаще всего они разбивают плоскость плаката на цветовые геометрические фигуры, подчиняя выбор цвета смысловой задаче, ищут органическую спаянность его с изображением, никогда не забывая об основном законе плаката: мгновенности его восприятия. Ярким примером тому служит плакат к фильму Ф. Эрмлера «Обломок империи» — истории русского солдата, потерявшего память в результате ранения во время первой мировой войны и пришедшего в себя только через десять лет, уже в условиях Советской России. В плакате яркие контрастные цвета: красный, желтый и черный. Условность решения состоит в сочетании фотографии лица героя с черным силуэтом ладоней рук. Плакат останавливает зрителя, настраивает его на встречу с публицистическим социальным фильмом.
2 Стенберг 2. Одиннадцатый.
Автор-руководитель Дзига Вертов.
Плакат. Москва. 1928. 106х71 см.
2 Стенберг 2. Одиннадцатый.
Автор-руководитель Дзига Вертов.
Производство "ВУФКУ".
Киноплакат. Москва. 1928. Хромолитография. 106х71 см.
2 Стенберг 2. Весной.
Автор-оператор Михаил Кауфман. Производство "ВУФКУ".
Плакат. Москва. 1929. 105,5х74 см.
2 Стенберг 2. Великосветское пари. Кинодрама.
Киноплакат. Москва. Изд. Совкино. 1927.
Хромолитография. 108х72 см. Тираж 15 000 экз.
2 Стенберг 2, Яков Руклевский. Ваша знакомая.
Режиссёр Кулешов.
Киноплакат. 1927. 101х140 см.
Оригинальность и острота художественного языка плакатов Стенбергов — результат не только умного и точного расчета. Это всегда эксперимент во имя открытия нового: новых образных средств, новых композиционных принципов, новых возможностей полиграфии (в этом плане интересен плакат к фильму «Процесс о трех миллионах», в котором используется прием повтора одного и того же изображения). Сюжет фильма прост:
Банкир Орнано совершает аферу на три миллиона. Мошенник и светский авантюрист Каскарилья крадет их ночью из дома банкира. Неверная жена банкира также оказывается замешанной в краже. Мелкий воришка Тапиока, пробравшийся в ту же ночь в дом, схвачен и обвинен полицией в ограблении. В день суда Каскарилья спасает Тапиоку. Выбросив в зал фальшивые купюры, за которыми бросаются все присутствующие, он провоцирует суматоху, в которой ему и Тапиоке удается легко исчезнуть. В финале разбогатевший Тапиока назидательно заявляет, что важен "священный принцип собственности". В ролях: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Ольга Жизнева.
Несмотря на разнообразие решении и приемов, плакаты Стенбергов отмечены стилистическим единством, на них лежит печать яркой индивидуальности художников.
2 Стенберг 2. Процесс о трех миллионах.
Режиссёр Яков Протазанов.
Производство "Межрабпом-Русь".
Киноплакат. 1926.
2 Стенберг 2. Процесс о трех миллионах.
Режиссёр Яков Протазанов.
Производство "Межрабпом-Русь".
Киноплакат. 1927.
2 Стенберг 2. Человек без нервов. Кино-пьеса.
В главной роли Губерт Август Пиль (Гарри Пиль).
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1928.
2 Стенберг 2. Полицейский.
Комедия с участием Пат и Паташон.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1928. Тираж 17000 экз.
2 Стенберг 2. Последний полёт.
Драма в 6-ти частях.
Киноплакат. Москва. 1929.
Мастера сценической декорации и костюма, создатели театральной и цирковой афиши, авторы архитектурных проектов, они вошли в историю советского изобразительного искусства 20-х годов как новаторы и в области кинорекламы, определив на многие годы пути развития не только советского, но и мирового киноплаката. Неоднократно отмеченные дипломами на международных выставках, киноплакаты Стенбергов до сих пор привлекают внимание и интерес зрителей. Естественно, что многие художники, работавшие вместе со Стенбергами в киноплакате, испытали их благотворное влияние. Объединяли их общность задач и страстная увлеченность своим делом, отличала — индивидуальность графической манеры и стиля.
2 Стенберг 2. Невеста боксера.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва.
2 Стенберг 2. Настоящий джентльмен. Комедия.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва.
2 Стенберг 2. Дитя рынка.
Кино-роман. 3-я серия в 9-ти частях.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва.
2 Стенберг 2, Яков Руклевский. Декабристы.
Историческая драма в 7-ми частях с прологом.
Режиссёр А. Ивановский.
Киноплакат из 2-х частей. Москва. 1927.
2 Стенберг 2. Предатель.
Кино-роман.
Режиссёр А. Роом.
Производство Госкино.
Киноплакат. Москва.
2 Стенберг 2. Чашка чая. Кинокомедия.
В гл. роли Игорь Ильинский.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1927.
2 Стенберг 2. Любовь втроем (Третья Мещанская).
Режиссёр Абрам Роом.
Производство Совкино.
Киноплакат. Москва. 1927.
Годы НЭПа. Из провинции в Москву приезжает печатник Владимир и временно поселяется в комнате своего фронтового друга Николая на 3-й Мещанской улице. Людмила, жена хозяина, увлекается гостем, который с ней, в отличие от мужа, очень любезен. Она не скрывает от Николая своей привязанности к Владимиру — и теперь они будут жить втроём… Отношения между троими запутываются. Через некоторое время выясняется, что Людмила ждёт ребенка, и непонятно, кто же его отец. В конце концов Людмила бросает мужчин в квартире, садится в поезд и уезжает из Москвы. Во время обеда в столовой кинофабрики на Потылихе сценарист Виктор Шкловский рассказал Роому сюжет для небольшого сценария. До этого этот же сюжет Шкловский предлагал режиссёру Юрию Таричу, но тот его не взял. Шкловский почерпнул историю на страницах «Комсомольской правды». Газета рассказала, как в родильный дом к молодой матери пришли два отца её новорождённого сына, потому что она одновременно была женой обоих. Герои публикации были молодые люди, комсомольцы, рабфаковцы. Они называли это любовью втроём, заявляя, что любовь комсомольцев не знает ревности. Абрам Матвеевич Роом почувствовал, что в этом сюжете есть простор для актёров. Сценарий писался сначала в Москве. Но закончить его не успели: Роом срочно выехал в Крым на съёмки документального фильма «Евреи на земле». Режиссёрский сценарий о любви втроём был написан им в скором поезде Москва-Севастополь. Причём из-за тесноты Роом работал стоя. Премьера фильма состоялась 15 октября 1927 года.
Заслуга братьев Стенбергов и в том, что они достаточно разнообразно представили советскому кинозрителю зарубежное кино, создав киноплакаты к таким кинофильмам (тогда они назывались кинопьесы или культурфильмы), как “Нетерпимость” Д. Гриффита, “Генерал” Б. Китона, “В сумерках Лондона” Д. Фицмориса, “Ночной экспресс” У. Ланга, “Бандитка” О. Анфель. Железный занавес приоткрылся чуть-чуть, и советский человек ощутил романтику неизвестного для себя мира.
2 Стенберг 2. Который из двух.
Кинопьеса в 6-ти частях.
В гл. роли Карл Апьдини.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва.
2 Стенберг 2. Сорок первый.
Реж. Я.А. Протазанов.
Производство "Межрабпом-Русь".
Киноплакат. Москва. 1927. Хромолитография. 108х71,5 см.
2 Стенберг 2. Одиннадцать чертей.
Кино-драма.
Выпуск Совкино.
Киноплакат. Москва. 1929.
2 Стенберг 2. По закону.
Режиссёр Л. Кулешов.
Киноплакат. Москва. 1926. 108х72 см.
2 Стенберг 2. Проданный аппетит.
Кино–памфлет. Производство ВУФКУ
Режиссёр Николай Охлопков.
Плакат. 1928. Хромолитография. 106х70 см.
2 Стенберг 2. Намус.
Производство Госкинпром Грузии и
Госфотокино Армении.
Киноплакат. 1926. Хромолитография.
140х100,8; 155х100,8 см.
2 Стенберг 2. Корабль на мели. Кинопьеса.
Киноплакат. Москва. 1927.