Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз и А. И. Ефрон. - 4
Т.Н. Румянцева справедливо утверждает, что большие финансовые трудности издательства были связаны также «с переориентацией населения с серийных изданий, занимающих ведущее место в структуре издательской деятельности Брокгауза и Ефрона, на более дешевые книги. Все это в конечном счете привело к самоликвидации издательства в апреле 1917 года». Самоликвидация издательства произошла сразу же после смерти И.А. Ефрона. Справедливости ради надо отметить, что если бы издательство дотянуло до октября 1917 г., большевики все равно «задушили» бы его, как практически все дореволюционные частные издательства (деятельность их была приостановлена до 1922 г., то есть до Нэпа). Всего с 1889 по 1917 г. фирма «Брокгауз и Ефрон» выпустила 236 названий - 588 изданий. Они, в основном, зафиксированы в «Каталоге изданий акц. о-ва Издательское дело, бывшее "Брокгауз - Ефрон"» (Пг., 1915). Любопытно, что о смерти основателя издательства И.А. Ефрона (19 апреля 1917 г.) в некрологе сообщалось следующее: «Русское издательство утратило одну из крупнейших и оригинальнейших фигур». Фирма «Брокгауз и Ефрон» была одним из 33 частных издательств Петрограда, которые открылись или были воссозданы после Декрета Совнаркома от 12 декабря 1921 г., разумеется, под бдительным оком ВЧК, ГПУ, ОГПУ. Во главе этого издательства, в 1920-е гг. размещавшегося внутри Гостиного двора, стояли предприниматели А.Ф. Перельман и Н.Е. Гартштейн, в Германии - потомки Ф.А. Брокгауза, в России - И.А. Ефрона. Наиболее плодотворно издательство функционировало в 1925 г., затем количество выпускаемых книг начало уменьшаться, и в 1930 г. вышли всего два издания тиражом 1500 экз. Т.Н. Румянцева справедливо указывает, что «на общем фоне деятельности частных и кооперативных издательств в период НЭПа... продукция Брокгауза и Ефрона отличалась такими качествами, как новизна, полезность, актуальность тематики, высокая культура художественного оформления и полиграфического исполнения, что позволяет утверждать -издательство выгодно отличалось от других частных издательств, так как преследовало не столько коммерческие, сколько культурные цели. Издательство, в определенном смысле, сохраняло верность традициям своей издательской практики. По-прежнему, в издательстве сотрудничали высококвалифицированные специалисты». Именно высококвалифицированные специалисты, привлеченные к сотрудничеству в фирме «Брокгауз и Ефрон», обеспечили выпуск в 1920-е гг. ценнейших книг по следующим разделам:
1. Педагогика. 2. Учебники и учебные пособия. 3. Техника. 4. Открытия - Завоевания - Приключения. 5. История и история литературы. 6. Биографии. 7. Искусство, памятники искусства и быта в Ленинграде. 8. Детские книги. 9. Санпросвещение. 10. Библиотека естествознания.
Наиболее полно был представлен в издательстве раздел «Педагогика», что объяснялось важностью задач воспитания нового читателя, выросшего после октябрьского переворота 1917 г. Книги этого раздела получили заслуженно высокую оценку в периодической печати 1920-х гг.: «В издательстве Брокгауз - Ефрон выходит ряд книг, необходимых для массового просвещения»; «Издательство Брокгауз - Ефрон выпустило целый ряд очень содержательных сборников по педагогическим вопросам»; «Издательством Брокгауз - Ефрон взят курс в своей деятельности на массового учителя». Журнал «Вопросы просвещения» весьма положительно отозвался о сборнике методических статей под редакцией профессоров И.А. Сигова и И.С. Симонова «Вопросы преподавания математики» (1925): «Статьи, помещенные в сборнике, представляют ценный материал, помогающий математику ориентироваться в потоке новых систем и методов». Сборник методических статей под редакцией профессоров В.П. Буданова и И.С. Симонова «Вопросы географии в новой школе» (1926) назван журналом «Радянська школа» «одним из лучших пособий по методике географии, написанным знатоками и горячими любителями своего дела и дающим разнообразный, свежий и интересный материал как научный, так и методический и библиографический». «Народный учитель» отметил, что сборник методических статей под редакцией профессоров С.П. Аржанова и И.С. Симонова «Вопросы экономической географии в школе и в жизни» (1924) читается «с напряженным интересом, желательно широкое распространение его среди преподавателей». Рецензент «Радянськой школы» П. Брянцев писал, что сборник методических статей под редакцией профессоров В.П. Буданова и И.С. Симонова «Экономическая география в современной школе» (1927) «без сомнения, заслуживает самого серьезного внимания со стороны преподавателей экономгеографии». На появление сборника методических статей под редакцией академика Игоря Глебова «Вопросы музыки в школе» (1926) откликнулся рецензией видный музыкальный критик Евг. Брауде: «Сборник "Вопросы музыки в школе" - призыв к признанию того, что сознательное усвоение массами музыки не менее важно, во всяком случае, ближе к ним, чем иные роды художественного просвещения. Такой сборник насущно необходим для школьных работников, повседневно соприкасающихся с этим искусством, играющим такую большую роль в быту общеобразовательной школы. Поэтому следует пожелать, чтобы все 5000 экземпляров книги нашли свое распространение именно в этой среде». Практически все издания фирмы «Брокгауз и Ефрон» по разделу «Педагогика» получили положительный отклик в отечественной печати 1920-х гг. Однако особо выделяются здесь работы по краеведению, которые удостоились 14 доброжелательных отзывов: «Книга эта нужна учителю, ее нужно читать» (о сборнике методических статей под редакцией профессоров В.Н. Буданова и И.С. Симонова «Вопросы краеведения в школе»); «Горячо приветствуем настоящий сборник и считаем, что он может стать настольной книгой учителя-краеведа» (о сборнике статей под редакцией профессора О.А. Советова «Как изучать свой край»); «Богатая содержанием книга, выявляющая краеведческий опыт немецкого учителя, весьма полезна его русскому товарищу: она расширит его кругозор и поможет ему на ошибках и достижениях чужого опыта строить новую школу» (о книге И.М. Гревса «Краеведение в современной германской школе»; «Легкое изложение, дополненное рисунками и чертежами, делает книгу доступной любому читателю. Она должна быть в руках каждого школьного работника, а краеведческие организации должны позаботиться о том, чтобы вся серия («В помощь краеведу») оказалась в их библиотеках» (о книге профессора В.П. Буданова «Для чего краеведу нужна географическая карта»); «Очень содержательная и интересная книга, дающая дельную сводку данных о состоянии фенологии как самостоятельной дисциплины» (о книге Д.О. Святского «Фенология в краеведческой работе»); «Почти все главы своей работы автор снабдил специальным указателем, какие именно работы надлежит выполнить краеведу для проверки положений автора в местных условиях. Книжка изложена популярно, снабжена картами и диаграммами и, конечно, окажет большую помощь просвещенцу, приступающему к этой новой для него, но заманчивой работе»56 (о книге профессора В.Н. Семенова-Тян-Шанского «Что должен знать каждый краевед о географии человека»). Новый читатель послереволюционного времени диктовал необходимость изменения издательского репертуара. Центральное место стали занимать книги не по истории, а по педагогике и народному образованию (в 20-е годы вышло 47 названий, то есть 25% всех изданных книг), хотя 74% печатной продукции продолжала составлять литература по социально-экономическим дисциплинам. Издательством «Брокгауз и Ефрон» были выпущены, частично по заказу Госиздата, а частично самостоятельно, целый ряд учебников и учебных пособий, также тепло встреченных отечественной печатью 1920-х гг. Так, в рецензии на учебник профессора Б.Д. Грекова «История русского народного хозяйства» (1926) отмечалось, что «книга полезная и с полным основанием может быть рекомендована нашим рабфакам, техникумам и старшим классам школ II ступени. Издана книга безупречно», а «Книга о городе» Н. и Т. Анциферовых (1926-1927) вызвала наибольшее количество положительных рецензий: «Считаем сборник Н. и Т. Анциферовых очень полезным пособием для средней школы. Подобранные в нем отрывки сами по себе чрезвычайно интересны и способны в легкой и увлекательной форме удовлетворить любознательность читателя и пробудить его интерес к истории города. Пользование книгой с педагогическими целями облегчают руководящие вопросы, помещенные в конце, а также ряд иллюстраций в тексте»; «Она (книга Н. и Т. Анциферовых) представляет собой в высшей степени ценное начинание, заставляя работать мысль и воображение юного читателя. Она дает вместе с тем педагогу благодарный материал для устных бесед и интересные темы для письменных работ учеников. В тексте дан ряд иллюстраций, выполненных удачно. К каждому отделу предпослано краткое введение; в конце его намечены руководящие вопросы, которые могут быть проработаны на основании содержащегося в нем материала». Высокую оценку получили историко-беллетристические сборники Н.Н. Розенталя «Исторический путь Запада» (1926) и «Рождение современной Европы» (1926), а о сборнике материалов для школы и клубов «Железная дорога» К.И. Львова (1925) «Учительская газета» писала: «Серьезный подход, тщательность проработки, полнота материала -таковы отличительные черты всех книг Львова. О «Железной дороге» можно лишь добавить, что эта книжка сделана и тщательно и изящно. Благодаря тому обстоятельству, что эта книжка посвящена лишь одной теме, целиком получается яркое впечатление. Книжку Львова следует рекомендовать просвещенцам». Среди авторов учебников и учебных пособий, выпущенных издательством «Брокгауз и Ефрон» в 1920-е гг., был целый ряд крупных профессоров, сотрудничавших с издательством еще в дореволюционное время. В 1925 г. вышел «Ботанико-географический сборник (Растительность СССР)» профессора Б.А. Федченко и В.Л. Некрасовой, который рецензировал профессор Б.Е. Райков: «Сборник, лежащий перед нами и дающий разнообразный и обширный материал, нужно приветствовать, как попытку дать широкому читателю некоторое понятие о том, как распределяется в СССР растительность по отдельным видам, с севера на юг. Читатель найдет здесь характеристику тундры, области хвойных лесов, смешанных лесов, степи, пустыни, гор Кавказа, Крыма, Туркестана и Сибири. Каждая глава представляет собою ряд небольших статей и отрывков из работ различных авторов: проф. Б.А. Федченко, В.Л. Некрасовой, В.А. Дубянского, проф. А. Краснова, проф. Н.И. Кузнецова, проф. В.В. Сапожникова, академика В.П. Комарова и многих других». Журнал «Естествознание в школе» отметил появление 3-го переработанного и значительно дополненного издания книги профессора С.П. Аржанова «Среди вод и болот. Материалы к самостоятельным и школьным экскурсиям» (1926): «Надо приветствовать выход в свет нового издания хорошо известной педагогам книжки С.П. Аржанова. О биологии водных растений у нас написано в популярной литературе довольно много. Среди этих работ книга С.П. Аржанова выделяется своей общедоступностью, живым и интересным языком, не чуждым местами экскурсов в область эстетики». Это была небольшая книжечка стоимостью 1 р. 50 к., другая же книга профессора С.П. Аржанова «Экономико-географические основы СССР» (1927), выпущенная издательством «Брокгауз и Ефрон», представляла собой солидную монографию ценой 4 р. 20 к. «Вот книга, за которую каждый преподаватель экономической географии скажет автору горячее спасибо, - писал о ее выходе журнал «Радянська школа». - Написанная со свойственной автору живостью и легкостью изложения, она дает ценный свежий материал об экономическом положении и хозяйственных перспективах СССР, оставляя далеко за собой в этом отношении такие, например, учебники, как Борисова, Тимофеева, Дмитриева и др. В приложении даны весьма ценные таблицы - "Экономические профили СССР по районам Госплана". Солидный труд С.П. Аржанова может быть широко использован не только ВУЗами, но и в кружках по самообразованию, особенно среди учительства, как ценный материал для расширения кругозора учителя и поднятия его квалификации. С внешней стороны книга издана безупречно: прекрасная бумага, четкий шрифт. Если принять во внимание, что в книге помещено более 45 чертежей и диаграмм, масса таблиц, то цена книги не покажется особенно высокой». Издательство выпускало также учебники и учебные пособия европейских авторов, в прекрасных переводах, с предисловием отечественных ученых. Так, в переводе с английского и с предисловием профессора С.П. Аржанова вышла книга профессора Дж. Мак-Фарлэна «Экономическое страноведение (Европа)» (1926), получившая две положительные рецензии: «Книга Фарлэна почти единственная в своем роде на русском языке, и преподаватель обществовед-географ должен овладеть тем материалом, который содержится в ней...»; «Книгу можно рекомендовать, как пособие для учителей школы II ст. и как учебник для учащихся в педтехни-кумах и рабфаках». На появление учебного пособия профессора О.А. Добиаш-Рождественской «История письма в средние века. Руководство к изучению латинской палеографии» (1923) откликнулся А.И. Малеин: «Книга О.А. Добиаш-Рождественской является весьма приятным сюрпризом для всех лиц, интересующихся латинской палеографией... Как и следует ожидать от всесторонне образованного автора, он принял все меры к тому, чтобы поставить изучение палеографии возможно шире, сблизить ее со средневековой культурой вообще...», а журнал «Педагогическая мысль» добавлял: «Вся книга проникнута ярко звучащим в каждой странице непосредственным ощущением биения жизни далекой культуры и чуткой интуиции духа средневекового человека. Книга высоко интересная, составленная не только доступно для широкого круга ищущих серьезного научного просвещения читателей, но изучаемая с увлечением, вводящая рядом с чтением рукописей в понимание эпохи». Три книги профессора Н.В. Кашина - «Учение об энергии. Введение в термодинамику» (1925), «Основания математического анализа. Учение о числе» (1926) и «Основания математического анализа. Учение о функции» (1926) - свидетельствуют о стремлении издательства «Брокгауз и Ефрон» выпускать в качестве учебников и учебных пособий специальные курсы, прочитанные авторами в университетах и институтах, причем, как отмечал рецензент K.Л. Баев в отзыве на первую книгу Н.В. Кашина, она «представляет весьма полное и своеобразное введение в термодинамику... Курс написан интересно. Опытность автора, как педагога, всюду чувствуется в изложении... Книга издана аккуратно. Пожелаем ей занять то место у нашей студенческой молодежи, какого она заслуживает по своим педагогическим достоинствам». А в рецензии на вторую книгу Н.В. Кашина в сборнике «Математика в школе» указывалось, что «для преподавателя книга послужит источником полезного материала при построении основного курса математики, затем, из нее может быть почерпнут весьма ценный материал для работы школьных математических кружков там, где таковые функционируют, наконец, в тех случаях, где преподаватель найдет время в конце курса для повторения и углубления пройденного, книга может тоже пригодиться». Самым фундаментальным из всех учебников и учебных пособий, выпущенных издательством «Брокгауз и Ефрон» в 1920-е гг., был трехтомный труд «Основы экономики земледелия. Руководство для высших сельско-хозяйственных учебных заведений, техникумов и для самообразования» профессора А.И. Скворцова (1925-1927), который сотрудничал с издательством «Брокгауз и Ефрон» еще до октября 1917 г. Как отмечал рецензент, его книга «в новом издании является ценнейшим пособием для наших с.-х. учебных заведений». И все же книги из разделов «Педагогика», «Учебники и учебные пособия», «Техника», «Открытия - Завоевания - Приключения» не пережили свое время, за редким исключением. Пережили свое время книги из разделов «История и история литературы», «Биографии», «Искусство», «Памятники искусства и быта в Ленинграде», выпущенные издательством «Брокгауз и Ефрон» в 1920-е гг. В разделе «История и история литературы» выделяются три блестящие книги одного из самых крупных исследователей топографии северной столицы Николая Павловича Анциферова (1889-1958): «Душа Петербурга» (1922), «Петербург Достоевского» с рисунками М.В. Добужинского (1923) и «Быль и мир Петербурга» (1924). «Петербург всегда был для Анциферова сильнейшим жизненным переживанием, и он с тревогой всматривался в новый облик города». Эти три книги, предопределившие изучение литературной топографии Петербурга последующими поколениями отечественных ученых, вызвали целый поток положительных рецензий. Вот лишь некоторые из них: «В данной, очень хорошо изданной, книжке («Быль и миф Петербурга») проявляются не раз уже отмечавшиеся в работах автора достоинства осведомленности, тщательной добросовестности, чуткости понимания и привлекательной теплоты живого и образного языка, не теряющего простоты. Прекрасно удавшееся пособие для экскурсий по городу делится на две части - историческую (быль) и литературную (миф): в первой излагается начало Петербурга, вторая изучает, как сложилась легенда о "строителе чудотворном", т.е. образ "Медного всадника"»; «Необычная, остро волнующая книга («Петербург Достоевского»)... С художественной силой и мастерством даны автором две литературные прогулки. Петербург и Достоевский как-то по особенному близки автору. Отсюда какая-то необыкновенная проникновенность автора образами Достоевского, его мыслями, настроениями, силой и напряженностью речи. Отсюда та завороженность Достоевским и Петербургом, какая овладевает при чтении книги Н.П. Анциферова, а затем и при осуществлении указываемых им литературных прогулок... В полной гармонии с книгой и ее содержанием находятся рисунки М.В. Добужинского. Их восемь, изумительных воплощений фантастики прозы Петербурга, несмотря на то, что они являются реалистическими воспроизведениями современности». Лучшим доказательством актуальности книг Н.П. Анциферова о Петербурге, выпущенных впервые в 1920-е гг., является их переиздание в 1990-е гг.