Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в конце XVIII столетия.
Офорт, резец. Сюита из 12 гравюр в большой лист. Около 50 х75 см. Эта сюита издана с соизволения Императора Павла I. Иждивением Иоанна Вальзера (Johann Walser), московского 1-й гильдии купца швейцарского происхождения в 1799 году. Без титульного листа. Листы попадаются и крашенные вручную. В одиночку «делабарты» - частые гости на аукционах. Обычный уход за лист: $2000-3500. Комплект из 12 гравюр – величайшая редкость и цена уже другая – гораздо выше! Вечная классика!
DE LA BARTHE D’APRÈS. Vues de Moscou. Douze gravures d’après les dessins de De La Barthe qui a vécu en Russie pendant plus de 20 ans. Les gravures étaient publiées avec le privilège de l’Empereur Paul I et aux frais de Jean Watser, négociant de la 1ère classe, en 1799.
1) Vue de la Place Staraya à Moscou; gr. Guttenberg ; 48,3x69,8 cm
2) Vue de la Mokhavaya et de la Maison Pachkov à Moscou ; gr. Lorieux ; 49,8x69,8 cm
3) Vue du bain de Serebrenechesky et de ses environs à Moscou ; gr. Eichler ; 51,6x72,6 cm
4) Vue du Pont Kamenny et de ses environs à Moscou prise du petit pont de bois près de la Tour du Coin ; gr. Eichler ; 47,8x70,7 cm
5) Vue de la ville de Moscou prise de la gauche du balcon du Palais Impérial ; gr. Eichler ; 48,6x70,3 cm
6) Vue du Kremlin et de ses environs à Moscou ; gr. Lorieux ; 47,3x70 cm
7) Vue de la ville de Moscou prise de la droite du balcon du Palais Impérial ; gr. Eichler ; 47,2x69 cm
8) Vue du Kremlin à Moscou prise du pont Kamenny ; gr. Eichler ; 47,9x70 cm
9) Vue de la Place de Podnovinsky à Moscou , où l’on voit les balançoires pendant les fêtes de Pâques ; gr. Guttenberg ; 47x69,5 cm
10) Vue des montagnes de glace pendant le Carnaval à Moscou ; gr. Oberkogler ; 47,8x70 cm
11) Vue de la porte Spassky et des environs à Moscou ; gr. Laminit ; 49x74 cm
12) Vue du pont Yaouzsky et de la maison de Chapkin à Moscou ; gr. Lorieux ; 54x73 cm
(Taches, salissures, bordures usées, petites déchirures sur certaines bordures)
1. Вид Старой Площади 48,3x69,8 см., рисовано в 1795 году, гравировано Гуттенбергом, а позднее Д. Лафондом:
2. Вид Моховой и дома Пашкова 49,8x69,8 см, рисовано в 1795 году, гравировано Ф.Б. Лорье (F.B. Lorieux):
3. Вид Серебрянических бань и их окрестностей на реке Яузе 51,6x72,6 см., гравировано М.Г. Эйхлером:
4. Вид Каменного моста и его окружностей в Москве с деревянного мостика, что у наугольной (Водовзводной) башни 47,8x70,7 см., гравировано в 1796 году М.Г. Эйхлером:
5. Вид Москвы с балкона Императорского дворца, снятый по левую сторону 48,6x70,3 см., гравировано М.Г. Эйхлером :
6. Вид Кремлёвского строения и его окрестностей 47,3x70 см., рисовано в 1795 году, гравировано Ф.Б. Лорье (F.B. Lorieux) и Д. Лафонда:
7. Вид Москвы с балкона Императорского дворца, снятый по правую сторону 47,2x69 см., гравировано М.Г. Эйхлером, 1797:
8. Вид Кремля в Москве с Каменного моста 47,9x70 см., гравировано М.Г. Эйхлером:
9. Вид Подновинского предместья и качелей, во время Святой недели 47x69,5 см. Рисовано в 1795 году, гравировано Гуттенбергом, а позднее Лори:
10. Вид Ледяных гор в Москве во время сырной недели (карнавал) 47,8x70 см., рисовано в 1794 году, гравировано Оберкоглер:
11. Вид Спасских ворот и окрестностей их от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского 49x74 см., рисовано в 1795 году, гравировано Ламинит:
12. Вид Яузского моста и дома Шапкина 54x73 см., рисовано в 1797 году, гравировано Ф.Б. Лорье (F.B. Lorieux):
Делабарт, Жерар [Guerard de la Barthe] (2-я половина XVIII — начало XIX вв.), французский живописец, рисовальщик. Учился у Joseph-Marie Vien. Работал в жанре архитектурного пейзажа. Провёл в России более 20 лет (1787—1810). Писал маслом и акварелью многочисленные виды Москвы и её окрестностей. С большой точностью и художественным мастерством запечатлел характерный для конца XVIII в. облик архитектурного ансамбля Кремля и его древние памятники, в том числе ныне утраченные («Вид от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского»). Среди картин Делабарта — панорамы, закрепившие основные, наиболее впечатляющие и эффектные виды города, в том числе виды в разные стороны с одной точки зрения, создающие своеобразную живописную топографию города («Вид на Кремль от Каменного моста», «Вид на Москворецкий мост и Кремль», «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни», «Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Москворецкого моста», 1797, «Вид на Москву с балкона Кремлёвского дворца в сторону Каменного моста»). Светлые, яркие и нарядные по цветовому строю городские пейзажи Делабарта с большой живостью и разнообразием передают жизнь на московских улицах, протекающую в обрамлении величественных или неповторимо-своеобразных зданий («Вид Красной площади в Москве», 1795, «Вид Серебрянических бань»), с множеством остро схваченных занимательных подробностей воссоздают наиболее колоритные народные увеселения; на них запечатлены представители различных сословий, своеобразие их облика и костюмов («Лубяные горы на Неглинной улице», 1795, все перечисленные картины — в Русском музее). Произведения Делабарта приобрели большую популярность и распространялись в виде гравюр, иногда подцвеченных акварелью («Моховая улица и дом Пашкова», Литературный музей А.С. Пушкина в Москве). Сведения о нём крайне незначительны. Москва глазами Делабарта конца XVIII столетия эпохи Императора Павла I. Москва тогда была шумным и пестрым городом, где причудливые боярские хоромы соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались совершенно деревенские огороды. Именно, в год издания сюиты родился наш великий поэт А.С. Пушкин. Первые "впечатления бытия" связаны у Пушкина с Москвой, и прежде всего с Кремлем и Красной площадью, этими памятниками старины, овеянными историческими легендами и сказаниями. Московский быт, яркое, запоминающееся просторечие московской толпы, картины народной жизни, диковинные чудачества богачей, то ездивших в санях по летней мостовой, то строивших себе китайские дома с драконами, питали живое воображение мальчика. Москва пушкинского детства дошла до нас в творениях многих художников, среди них – гравюры, выполненные по акварелям Ж.Делабарта в год рождения поэта. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей: "...краса Москвы стоглавой, родимой прелесть старины". Возьмём, например, Серебрянический переулок рядом с Яузой. Он сохранился и поныне. Там внизу, сначала параллельно реке Яузе, а потом под прямым углом поворачивая к ней, проходит Серебрянический переулок, где селились мастера денежного Серебряного двора. Он назывался и Троицким по церкви Живоначальной Троицы, здание которой находится в начале переулка (№ 1). Оно было перестроено в 1781 г. на средства купчихи Т. И. Суровщиковой с использованием части стен и подклета старой церкви, которая упоминалась еще в 1657 г. Колокольня вынесена ближе к линии Яузской улицы, где она хорошо видна при движении от Солянки к Таганскому холму. Ее в 1768 г. с церковью Иоанна Предтечи "для всегдашнего поминовения родителей" строил Афанасий Гончаров, прапрадед Н. Н. Пушкиной, чья усадьба с каменными палатами граничила с севера с церковным участком. Сохранились многие строения усадьбы - первый этаж главного дома (второй, деревянный, не дошел до нас) и флигеля (Яузская ул., 1). В глубине двора, возможно, находилась его полотняная фабрика, основанная еще в 1718 г. Есть мнение, что проект колокольни Троицкой церкви принадлежит архитектору Карлу Бланку. Барочные формы ее выглядели несколько устаревшими в это время, через десять лет после появления классического здания Воспитательного дома, иногда приписываемого также ему. Интересно отметить композиционное сходство этой колокольни с одним из самых совершенных произведений в русской архитектуре - колокольней Никольского собора в Петербурге (1750 - 1760-е гг., архитектор С. И. Чевакинский). Однако московская колокольня значительно тяжеловеснее и грубее своего изящного прообраза. Троицкая церковь называлась "что в Старых Серебряниках" или "что в Денежных мастерах". Неподалеку от нее жили мастера монетного дела, и на плане еще 1817 г. был отмечен монетный двор, находившийся на правой стороне переулка. На другой стороне - ряд ординарных жилых строений, из которых к одному (№ 1а) на рубеже XIX - XX вв. были добавлены модные декоративные мотивы - эркеры, башни по бокам и цветные изразцы. В самом высоком здесь пятиэтажном здании (№ 9) в середине 1920-х гг. жил известный график Д. С. Орлов (Моор), автор широко известных плакатов - "Ты записался добровольцем?", "Помоги!" и др. По воспоминаниям, "в его доме по Серебряническому переулку всегда было оживленно и людно. Сюда вечно прибегали сотрудники из редакций (множество их помещалось неподалеку - в здании бывшего Воспитательного дома на набережной Москвы-реки), знакомые и малознакомые художники, заворачивали на "огонек" артисты... Здесь было просто, дружелюбно и весело". Д. С. Моор с женой жили "очень скромно", в трех комнатах на самом верху дома, одна из которых была занята его любимцами - голубями. В угловом с Николоворобинским переулком доме (№ 11/12) в 1881 - 1882 гг. на квартире народовольцев Д. Я. Суровцева и Г. Ф. Чернявской-Боханович находилась подпольная типография "Народной воли", где были отпечатаны листовки, несколько номеров газет и переиздана программа "Народной воли". Этот дом снесен в 1986 г. Серебрянический переулок был известен банями, которые так и назывались - Серебрянические торговые бани. Бани занимали большое место в быту москвичей. Многие иностранные путешественники, бывшие в Москве в XVII в., отмечали любовь русских к бане и купанью. Англичанин Д. Флетчер, побывавший в Москве в 1588 - 1589 годах, отмечал, что русские посещают два или три раза в неделю баню, "которая служит им вместо всяких лекарств". Особенно изумляла иностранцев привычка русских к купанью после бани в холодной воде или снегу. Тот же Флетчер писал: "Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бани в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку, или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз". Такое купание изображено на картине Ж. Делабарта "Вид Серебрянических бань". Подобные картины были перед глазами А. Н. Островского, домик которого стоял рядом. Этнограф, народник С. В. Максимов рассказывал, как "из окон второго этажа, который занимал Александр Николаевич в пятидесятых годах, и мы видали виды, которые также ушли в предание: выскакивали из банной двери такие же откровенные фигуры, которые изображены на павловских гравюрах. Срывались они, очевидно, прямо с банного полка, потому что в зимнее время валил с них пар. Оторопело выскочив, они начинали валяться с боку на бок в глубоких сугробах снега, который, конечно, не сгребался... Имелся тут же и перед окнами кабак: в банные дни, не переставая, взвизгивала его входная дверь на блоке с кирпичиком". Деревянное здание казенного питейного заведения, показанное на планах XVIII в., находилось на самом углу Серебрянического и Тессинского переулком (№ 13/2). На месте Серебрянических бань, почти на углу с Серебрянической набережной Яузы, в 1900 г. было построено каменное здание богадельни Яузского попечительства о бедных (№ 15, архитектор Д. В. Шапошников). Жерар Делабарт оставил нам бесценные изображения города, многие здания, сооружения и детали которого давно утрачены, и отобразил особенности внешнего облика и быта москвичей. Гравюры с картин Делабарта, вошедшие во многие полиграфические издания, всегда были очень популярны. Как и ко всем старинным произведениям искусства, со временем интерес к ним только возрастает. "Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось" ...