Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 138 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Волшебный фонарь,или Зрелище

С.Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верною кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год. №№ 1-12. Санкт-Петербург, в типографии В. Плавильщикова, 1817. [ №№ 11 и 12 вышли в 1818]. 187 с., 1 л. цветной фронтиспис, 40 л. цветных иллюстраций, 1 л. - не крашенный. Всего 42 иллюстрации. В одном шагреневом переплёте. Переплёт в стиле подносных экземпляров середины XIX века. Фронтиспис - литография, иллюстрации - гравюры - офорты на меди, крашенные акварелью тогда же. 25,9x20 см. Издание выходило тетрадками с текстом П.П.Вяземского и с приложением на отдельных листах картинок, изображающих народные типы. Первый номер «Фонаря» вышел в январе 1817 года, а последний номер цензурован 11 января 1818 года. Подписная цена без пересылки была назначена на веленевой бумаге 45 рублей, на Любской – 30 рублей! Так что экземпляры разнятся и по качеству бумаги. Заглавие и текст на русском, французском и немецком языках. Издание украшено 42 картинками, из которых 41 гравированы офортом на меди, почти без теней, а одна «Масленица – народный праздник на Невском» литографирована. Были также экземпляры с чёрно-белыми рисунками. Как пишет Н.В. Соловьёв в своём знаменитом 105 каталоге: «Чрезвычайно редкое издание, особенно, в комплектном (42 илл.) и хорошем виде. Содержит в себе кроме 40 раскрашенных гравюр еще добавочную гравюру «Горы» и знаменитую «Масленицу», первую русскую литографию, как об этом упоминается в Предисловии к изданию. Лист этот почти всегда отсутствует и представляет собой большую редкость». На самом деле первая русская литография «Всадники» А. Орловского появилась в марте 1816 года. Цель издания изложена в Предисловии: «Мы ограничиваемся характеристическим описанием Рускаго простаго народа, во всей его оригинальной простоте нравов и самаго наречия. В сем издании - как бы в волшебном фонаре - увидят почтенные читатели искусно выгравированныя и раскрашенныя фигуры разных лиц, занимающихся в городе разными промыслами, представленныя в настоящем их наряде, разговаривающими друг с другом, сходно с естественным их положением. Разговор их займет с приятностию досужные часы утружденнаго делами общественными; а изображение лиц остановит взор любопытнаго, и доставит ему удовольствие видеть хорошую картинку». Величайшая антикварная книжная редкость, особенно, крашенный экземпляр!

Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №363 … 300 рублей!

2. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, №31

3. Геннади Гр. «Русские книжные редкости». Библиографический список русских редких книг. СПБ., 1872, №239

4. Н.Б. «Русские книжные редкости». Опыт библиографического описания. Части I-II. Москва, 1902-03, №121

5. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, №409

6. В.А. Верещагин «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, №119

7. Венгеровы А.А. и С.А. «Библиохроника», т. I, Москва, 2004, №29

8. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг». Том I, СПБ., 1901, №187

9. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. Выпуски  первый-четвертый. СПБ., 1908. №642

«Волшебный фонарь» (лат. Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — аппарат для проекции изображений, изобретённый, вероятно, в середине XVII века профессором математики Афанасием Кирхером и очень распространённый в XVII—XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. До сих пор точно неизвестно, кто, именно, изобрел "Волшебный фонарь". Является значимым этапом в истории развития кинематографа. Изобретение «волшебного фонаря» приписывается и голландскому учёному Христиану Гюйгенсу; датский математик Thomas Walgensten впервые ввёл в обиход термин Laterna magica и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Изначально волшебный фонарь служил для развлечения принцев и дворян. Однако вскоре он стал очень популярен среди простого населения. В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны и имели небольшой формат, из-за слабых источников света. Часто демонстраторы использовали так называемые «оптические ящики» на колесах.

Их стены были сделаны из прозрачной материи на которой и показывали картинки. Маленькая машина, которая показывает в темноте на белой стене различные призраки и страшные чудовища; таким образом, тот, кто не знает секрета, думает, что это делается с помощью магического искусства. Скрывая фонарь и проецируя образы на клубы дыма, демонстраторы добивались эффекта присутствия в затемнёном зале светящихся фантасмагорий (от греч. φάντασμα — призрак и ἀγορεύω — публично выступаю), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса». Этому способствовало использование волшебных фонарей иезуитами в религиозных целях, показывая верующим ужасы преисподней. На этом фоне в январе 1817 года в Санкт-Петербурге появился журнал «Волшебный фонарь». Гравированные картинки, «спроецированные» на его страницы, изображали уличные сценки, в которых участвовали разносчики, дворники, маляры, водовозы, трубочисты...

Так называемые «крики». Иллюминированные акварелью офорты сопровождали подписи на русском, французском и немецком языках. Как анонсировалось в предисловии к первому выпуску, издатели ставили перед собой задачу дать «характеристическое описание русского простого народа во всей его оригинальной простоте нравов и самого наречия». Если для Англии, Франции или Германии жанровые альбомы в ту пору уже не были редкостью, то в России «Волшебный фонарь» стал первым в своём роде, а потому традиционно воспринимается как своеобразная веха в истории российского книгопечатания. Несмотря на обильную литературу, посвящённую изданию, с абсолютной достоверностью можно назвать лишь имена его типографа - В А Плавильщикова и цензора - И.О. Тимковского. Известен также автор литографированного фронтисписа первой тетради «Русский народный праздник под Невским» - урождённый москвич, выпускник Венской академии, известный художник-портретист, гравёр и литограф К. К. Гампельн. Будучи глухонемым от рождения, что обычно указывал в подписи («Sourd-muet»), он как раз с 1817 года начал преподавать рисование и гравирование в Петербургском училище глухонемых. И хотя его литография, помещённая в «Волшебном фонаре», вовсе не «первая в России», как указывается в предисловии, это не снижает ценности «Народного праздника под Невским» - одной из ранних жанровых многофигурных русских литографий. Что касается авторства других изображений и текстов к ним, то этот вопрос до сих пор вызывает споры специалистов. Авторами офортов чаще всего называют А.Г. Венецианова и гораздо менее именитого, но всё же ставшего впоследствии академиком живописи Капитана Алексеевича Зеленцова, известного своим подражательством Венецианову.

Венецианов, Алексей Гаврилович (1780 - 1847). Живописец, гравер и литограф, мастер жанровых сцен, карикатурист, преподаватель. Живописью и рисованием занимался самостоятельно. С 1807 г. жил в Петербурге, учился у В.Л. Боровиковского. Почетный вольный общник ИАХ (1810 Г.), с 1811 г. - академик. Член ОПХ, при содействии кн. П.П. Вяземского завел художественную школу. С 1830 т. - придворный живописец Императора Николая I. Искусствоведы не исключают, что в этом случае мастер и его последователь оказались в положении соавторов.

Если же говорить о тексте, то в разное время он приписывался П.А. Вяземскому, Н.И. Гречу, Ф.Н. Глинке, а также скромному переводчику при Императорском вольном экономическом обществе Павлу Ильичу Петрову. Об этом пишет И.М. Остроглазов в своих «Книжных редкостях». Так что «связка» Венецианов – Вяземский, всё-таки предпочтительнее. «Волшебный фонарь» выходил ежемесячно по три изображения с текстами в каждой тетради. Номера 11 и 12 немного задержались и появились только в январе 1818 года. На этом издание своё существование закончило. Его полный комплект редок сам по себе, а раскрашенные экземпляры, как отмечает в своей монографии В.А. Верещагин, попадаются значительно реже и ценятся значительно дороже.


Великолепны скульптуры «Кучер» и «Блинник» из серии «Волшебный фонарь» завода Гарднера Вербилки Московской губ., 1820-е гг. Фарфор, надглазурная роспись, золочение:




Книжные сокровища России

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?