Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 313 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Библиографический кабинет Rarus's Gallery. Топ 20 крупнейших официальных русских продаж антикварных книг и рукописей за 2007 год:

1. Price Realized: $ 622,336

Возглавляет рейтинг т.н. Коронация Александра II. Аукцион Кристис. 29 ноября 2007 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 55. Description du Sacre et du Couronnement de leurs Majestés Impériales l'Empereur Alexandre II et l'Impératrice Marie Alexandrovna. Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны всея России. Спб.-Paris (Lemercier), 1856. С 52 рисунками в тексте и вне текста, при этом 19 full-page хромолитографий и 33 рисунка в тексте, исполненными на дереве и стали, и представляющими отдельные моменты происходящих коронационных торжеств и пейзажи, на фоне которых это происходило, а также великолепными гравированными композициями, открывающими текст каждой части. Одна из литографий представляет панорамный круговой вид Москвы, снятый с колокольни Ивана Великого (общая длина 170 см). Оригинальные рисунки для этого издания были сделаны под наблюдением и общим руководством вице-президента Императорской Академии Художеств князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893). Выполнены рисунки известными русскими и иностранными художниками того времени: Зичи М.А. (1829-1906), Тиммом В.Ф. (1820-1895), Сверчковым Н.Е. (1817-1898), Ноэль, Бойе, Гельдро, Монигетти и др. Все рисунки в тексте отпечатаны на китайской шелковистой бумаге и наклеены. В издательском ц/к переплёте эпохи с тиснением золотом на крышках и корешке. Издание напечатано в количестве 200 экземпляров, по 100 экз. на русском и французском языках, специально для этого отлитыми крупными шрифтами, которые больше не использовались; и было роздано высшим сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в церемонии. Монументальное издание — одно из почти самых тяжелых когда-либо изданных в России: почти 30 кг чистого веса, да и размеры не подкачали: 94х70 см. Титульный лист отпечатан крупной славянской вязью киноварью, золотом и серебром. Подписи под цветными хромолитографиями сделаны на русском и французском языках, что говорит о том, что они были абсолютно одинаковыми для всего тиража вне зависимости от языка. Одно из самых роскошных русских изданий, представляющее громадный интерес в историческом и художественном отношениях! Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

2. Price Realized: $ 538,824

На втором месте - легендарный Апостол (Деяния и Послания Апостольские) Ивана Федорова. Сотбис. 11 июня 2007 года. Russian Books, maps and photographs. Сессия 1. Лондон. Лот № 29. Напечатан во Львове, Иоанном Феодоровичем, начат 1573 года февраля 25, окончен 1574 года февраля 15, в лист, 16 ненумерованных  и 264 листов, имеющих внизу справа кирилловскую нумерацию + 2 ненумерованных листа. Всего 282 листа. В проданном экземпляре было 266 листов, не хватало 16. 3 иллюстрации: св. евангелист Лука, герб Ходкевича и декоративная геральдическая композиция с типографской маркой великого друкаря. Художественное убранство Апостола 1574 года дополняют 51 прекрасная заставка, 47 концовок и 23 великолепные буквицы. Полный набор страницы составляют 25 строк. Шрифт: 85 мм. Формат: 26,4 х 15.2 см. В печатании употреблена и киноварь. По окончании Деяний и каждого из Посланий Апостольских, а также и в концах оглавлений и сказаний, отпечатано по узловатой, черной заставке, которых в московском Апостоле 1564 года не было. Издание это напечатано один к одному, как московское. В начале книги, на особом листе, находится герб гетмана Григория Александровича Ходкевича. Перед  Деяниями ( во втором счете, на 2-м листе) помещено изображение евангелиста Луки с надписью вверху: оагiw лука, внизу, в правой стороне, монограмма: ws (Wendel  Scharffenberger). Та же монограмма стоит на типографской марке Ивана Фёдорова. Декоративная рамка вокруг Евангелиста Луки такая же, что и в Апостоле 1564 года, но внутри её, как в изображении святого, так и в мелких деталях заметна разница. На обороте 264-го листа, во всю страницу, изображен герб города Львова, и личный знак типографа, с четырьмя заглавными буквами-инициалами по сторонам его. Под самой же фигурой читаются слова: Iоанн федорович друкарь москвитин. Все изображения в книге, естественно, резаны на дереве. Язык церковнославянский. Напечатан Апостол значительным по тем временам тиражом – не менее 3000 экземпляров. Об этом свидетельствует большое количество – около 100 – экземпляров дошедших до нас. Самый известный экземпляр находится в Кембридже, в библиотеке Королевского колледжа. Это экземпляр английского торгового агента Джерома Горсея с записью 1575 года о приобретении книги в Москве. Книга-легенда, первая печатная книга незалежной республики! Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Церковнославянские редкости".

3. Price Realized: $ 447,744

На третьем призовом месте - Эль Лисицкий. Так называемая "папка фигурок"или "литографированных фигуринов" (Figurinenmappe): цветная автолитографическая серия "Пластическое оформление электромеханического шоу-спектакля "Победа над Солнцем". Ганновер, 1923. Lissitzky El. Die plastische Gestaltung der elektro-mechanischen schau "SIEG ÜBER DIE SONNE", Hannover, Rob. Leunis and Chapman GMBH, 1923.Тираж всего 75 нумерованных копий. Экземпляр № 5. Все 10 листов (wove paper) 55х47 см. подписаны карандашом самим Эль Лисицким. Уход: £216.500. И в этот день был зафиксирован рекордный кросс-курс к американскому доллару: 2.0681. Аукцион Сотбис. 26 ноября 2007 года. Russian Art evening. Лондон. Лот № 46. «Победа над Солнцем» (1913) — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа. В 1920–1921 годах Лазарь Лисицкий вернулся к данной теме и разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем», как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена.

4. Price Realized: $ 319,417

На четвертом почетном месте - Пушкин А.С.  Автограф окончания (один из вариантов) стихотворения “Жуковскому “ (1818) из коллекции Сары Софии, графини Джерси. 1 страница. 6 строк.  На бумаге филигрань: “А.Г. “  21,0х13,5 см.

Блажен, кто знает наслаждение
Глубоких мыслей и стихов.
Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел,
Певца восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным.

Внизу стоит подпись: "АПушкинъ". Это вариант известного стихотворного послания В. А. Жуковскому 1818 года. Сотбис. 28 ноября 2007 года. Russian and Continental Books and manuscripts including science and medicine. Лондон. Лот № 106.В окончательной редакции это выглядело так:

Блажен, кто знает сладострастье

Высоких мыслей и стихов!

Кто наслаждение прекрасным

В прекрасный получил удел

И твой восторг уразумел

Восторгом пламенным и ясным!

Автограф принадлежал Саре Софии Фейн, жене Джорджа Вильерса, графа Джерси. Салон леди Сары Джерси в 1810-1840 годах считался одним из самых модных в столице Великобритании. По словам Байрона, очаровательная хозяйка салона, законодательница мод, была "самым настоящим тираном, который когда-либо правил модными шутами и заставлял их трясти своими шутовскими колпаками с колокольчиками". Портреты леди Джерси писали известнейшие художники Великобритании - Лоуренс, Ромни, Хоппнер; она послужила прототипом героинь двух романов популярного писателя и не менее известного политического деятеля Бенджамина Дизраеэли - "Сивилла, или Две нации" и "Конингсби, или Новое поколение". Леди Джерси была близка к литературному миру и дружила с Байроном, который посещал ее дом, посвятил ей стихотворение, встречался у нее со многими литераторами. В числе немногих она поддерживала Байрона во время великосветского скандала, разразившегося после того, как его жена порвала с ним всякие отношения. Байрон часто встречался с леди Джерси и после своего отъезда из Англии. Множество известных представителей высшего света, политического и литературного мира часто посещали великолепный дом - Остерли-парк, доставшийся леди Саре Джерси от деда - банкира Роберта Чайлдса. Он сохранился и бережно поддерживается "Национальным трастом", добровольной организацией по охране исторических и архитектурных памятников Англии. Загородный дом, построенный в XVI столетии, приобрела семья банкиров Чайлдс и в конце XVIII века пригласила самого модного архитектора Англии Роберта Адама, который переделал его. Это один из самых последних сохранившихся выдающихся зданий неоклассического стиля в Англии. Если принять во внимание интерес леди Сары Джерси к литературе и, в частности, ее дружбу с Байроном, то появление автографа Пушкина в ее коллекции выглядело вполне естественным (в Англии Пушкина называли "русским Байроном"), а то, что сборник её автографов оказался в муниципальном архиве Лондона, то таково было желание нынешнего графа Джерси. Остальная часть богатого архива будет также передана в Лондон, и не исключено, что там могут находиться любопытные документы, освещающие историю нахождения пушкинского автографа в Лондоне.Тем не менее, автограф всё-таки оказался на аукционе Сотбис …

5. Price Realized: $ 314,652

На пятом месте - Малевич, Казимир Северинович (1878-1933). Автограф - программная статья с 46 рисунками и чертежами на 3-х страницах. Название: ” Супрематизм. Моменты его развития”. Статья не датирована. Приблизительно после 1919 года. Folio. Рисунки в виде “иконок”, как ч/б, так и в цвете. Аукцион Кристис. 03 июля 2007 года. The Albin Schram Collection of Autograph Letters . Лондон. Лот № 247. Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, - супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога). Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда.

Price Realized: $ 312,000


Нельзя не отметить великолепную фотографию Александра Родченко. Парк Сокольники. Зима. Хоккей. 1929. Желатино-серебряная печать. 29,2х23,5 см. Аукцион PhillipsDePury. 24 апреля 2007. Нью-Йорк. Лот № 8. Эстимейт: 90–120 тысяч долларов. Уход: 312 тысяч долларов. Не удивительно, что самой дорогой фотографией Александра Родченко (1891–1956) стал снимок в его «фирменном» стиле — «снизу вверх, сверху вниз и по диагонали». Родченко снял этот кадр в 1929-м во время подготовки серии фотографий для книги «Две Москвы» по заказу издательства ИЗОГИЗ; фотографу было предложено запечатлеть «новую Москву» (книга не была опубликована). Фотографию «Парк Сокольники. Зима. Хоккей» купили за 312 тысяч долларов, втрое выше эстимейта.

6. Price Realized: $ 290,448

На шестом месте-Автограф-записка А.С. Пушкина, подписанная “P” и адресованная барону Е.Ф. Розену, издателю альманаха “Альциона”, без указания даты и места [Царское Село или Санкт-Петербург, середина октября –середина ноября 1831 года]. 1 страница. 63х210 мм. Автограф двусторонний. Аукцион Кристис. 03 июля 2007 года. The Albin Schram Collection of Autograph Letters . Лондон. Лот № 142. О существовании этого письма Пушкина было известно еще с 1888 г., после опубликования в «Русской Старине» 1888 г., № 11 дневника О. М. Бодянского, в котором последний сообщал, что в альбоме Елизаветы Алексеевны Драшусовой он нашел «множество знаменитостей, русских: Пушкина – записка к барону Розену на лоскутке, о Борисе Годунове что-то и Альционе Розена»; но напечатано оно было впервые М. А. Цявловским с подробным комментарием в журнале «Культура театра» 1921 г., № 5, стр. 30–31, по неисправной копии П. И. Бартенева, а затем перепечатано с оригинала альбома Драшусовой в книге М. А. Цявловского: «Письма Пушкина и к Пушкину», М. 1925, стр. 16. Оригинал письма теперь неизвестно где находится. Бумаги Розена после его смерти были уничтожены, как ненужный хлам, его братом Павлом Федоровичем и таким образом, письмо Пушкина, случайно сохранившееся, является единственным известным до сего времени. Из воспоминаний современников Розена и собственных его отзывов видно, что он считал себя не только знатоком драматического искусства, но и выдающимся драматургом. Такая высокая самооценка объясняется болезненно развитым самолюбием автора, поощряемого дружески-одобрительными отзывами о нем Жуковского, князя Вяземского и Пушкина, хотя отзывы их и отличались вообще сдержанностью, даже уклончивостью, чего, конечно, не замечал самоочарованный драматург. Замечательно верную оценку ему дал Булгарин в своем "Панорамическом взгляде на современное состояние театров в С.-Петербурге", напечатанном в "Репертуаре Русского театра" на 1840 г. (т. I, кн. 3): "Розен до сих пор не создал ничего истинно драматического, то есть такого, что бы имело жизнь и движение на сцене... В драмах его есть создание, то есть, завязка, потому что он поэт, то есть, человек с воображением, но в частностях нет вовсе драмы. Это просто романы или повести в драматической оболочке — и эти романы или повести также не выдержаны. Барон Розен начал поздно изучать русский язык, и он до сих пор принимает весьма многие слова и обороты в ином, неверном значении, обманываясь созвучием или не замечая в фразе оттенков. Кажется, что он преимущественно любит слог русских летописей, потому что выбирает из них беспрестанно устарелые, неупотребительные слова и перемешивает их с словами новыми или самодельными. Из этого выходит ужасная путаница в слоге". Кроме "Альционы" (СПб. 1831, 1832, 1833 гг.), издававшейся им самим, и "Царского Села" (СПб. 1830 г.), изданного сообща с Н. М. Коншиным, пьесы Розена встречаются еще в следующих альманахах: "Подснежнике" (1829), "Северных Цветах" 1829, 1830, 1832 гг., "Эвтерпе" 1831 г., "Венере" 1831 г., "Розе Граций" 1831 г,, "Невском Альманахе" 1832 г., "Новоселье" 1833 г., "Комете Белы" 1833 г., "Сборнике на 1838 г.". Приведенный перечень журналов и альманахов, в которых сотрудничал Розен, указывает на то, что он вращался в самых разнообразных литературных сферах обеих столиц. В это время Глинка, задумавший создать национальную оперу, объявил о своем намерении Жуковскому, который вполне одобрил его мысль и предложил писать на тему об Иване Сусанине, в либреттисты же рекомендовал Розена, как писателя-патриота, известного уже с этой стороны и Императору. Глинка, свысока относившийся к либреттисту, предъявлял ему тяжелые, деспотические требования относительно количества стихов, размера их и в конце концов остался недоволен действительно неуклюжим произведением барона Розена, как и многие из современников автора, который был, однако, высокого мнения о своем детище и даже гордился им. Первое представление "Жизни за царя" состоялось 27 ноября 1836 г. и тогда же было напечатано либретто барона Розена. К наиболее существенным критическим статьям Розена  принадлежат следующие: 1) рецензия на "Бориса Годунова" Пушкина ("Литературная Газета" 1831 г., №№ 1, 2); 2) рецензия на "Стихотворения" Пушкина ("Северная Пчела" 1832 г., № 81); 3) Мнение о драме Пушкина "Борис Годунов". Из "Dorpater Jahrbücher für Litteratur, Statistik und Kunst" 1833 г., № 1. Пер. с нем. А. Савицкий ("Литературные Прибавлений к Русскому Инвалиду" 1834 г., №№ 2, 3); 4) рецензия на "Историю Пугачевского бунта" ("Северная Пчела" 1834 г., № 295; 1835 г., № 38).

7. Price Realized: $ 249,556

На седьмом месте - Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III-го и Государыни Императрицы Марии Феодоровны Всея России. Санкт-Петербург, 1883. 65 с. Цв. лит. титул. 26 хромолитографий на отдельных вклейках и рисунки в тексте, которые иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. На русском языке. В издательском переплете с богатым тиснением каратным золотом на верхней крышке. Тройной золотой обрез. Форзацы из белого матового муара. 65х49 см. Иллюстрации выполнили лучшие художники своего времени: И. Репин, В. Серов, В. Суриков, В. Васнецов, Н. Самокиш, В. Верещагин, Н. Каразин, И. Крамской, К. Маковский и В. Поленов. Тираж 200 экземпляров. Аукцион Кристис. 29 ноября 2007 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 60. Супер престижный церемониальный альбом-шедевр из золотого фонда истории российской полиграфии, подробно повествующий о коронации императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

8. Price Realized: $ 235,870

На восьмом месте - Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. Отделения 1-6. Москва, тип. Августа Семена, 1849-1853. Сотбис. 28 ноября 2007 года. Russian and Continental Books and manuscripts including science and medicine. Лондон. Лот № 94. Отд. 1: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. 1849. 229 с. [Альбом иллюстраций.] Рисован академиком Ф. Солнцевым. 112л. иллюстраций. Отд. 2: Древний чин царский, царская утварь и одежды. 1851. III, XIV, 119с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 3: Броня, оружие, кареты и конская сбруя. 1853. XXIII, 151 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 4: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. 1851. II, 88 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 5: Древняя столовая и домашняя утварь. 1853. IV, XX, 108 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 6: Памятники древнего русского зодчества. 1853. 110, II с. [Альбом иллюстраций.] 39 л. иллюстраций. Всего 508 нумерованных хромолитографий. Названия на русском и французском языках. 511 x 362 мм. У истоков этого удивительного издания стоял президент Академии художеств, ди­ректор Публичной библиотеки А.Н. Оленин. В 1841 году, готовя проект свода гравирован­ных изображений памятников культуры и бы­та Древней Руси, Алексей Николаевич писал: «Цель сего сочинения состоит в том, чтоб старинные наши русские нравы, обычаи, об­ряды, одежды духовные, военные, светские, простонародные, а также жилища и здания, степень познания и просвещения, промыш­ленности, искусства, ремесла и разные пред­меты в общежитии сделались известными -посредством ваяния или рисования - во всей их точности и с сохранением их характера или вида». Для реализации этого замысла Оленин пред­ложил кандидатуру своего давнего воспитан­ника по Академии художеств, бывшего крепо­стного, в 32 года ставшего академиком жи­вописи, - Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892). Оленин поручил Солнцеву зарисовку «рязан­ских древностей» — золотых и серебряных ук­рашений, случайно обнаруженных в 1822 году двумя крестьянами близ Старой Рязани. Полу­ченный результат превзошёл все ожидания, и в 1830 году рекомендованного Олениным Солнцева по высочайшему повелению напра­вили в специальную экспедицию по древним русским городам и монастырям «для срисовы­вания старинных наших обычаев, одеяния, ору­жия, церковной и царской утвари, скарба, кон­ской сбруи и прочих предметов, принадлежа­щих истории». Оружейная палата и соборы Московского Кремля, Владимир, Юрьев-Польский, новго­родский Софийский собор, Ярославль, Тор­жок, Псков, Печоры, Киев, Рязань, Суздаль, Новый Иерусалим — таков далеко не полный перечень мест, где работал художник. «Только благодаря ему сохранились многие важные исторические предметы если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то, по крайней мере, в верных копиях». Эта оценка деятельности Солнцева была дана ещё в конце XIX века. Как известно, 17 апреля 1843 года Оленин умерает. Однако уже через год, 27 апреля 1844 года, по распоряжению Николая I был создан спе­циальный комитет для издания «Древностей Российского государства». Его председате­лем стал археолог, историк и меценат, глава Московского общества истории и древностей российских граф С.Г. Строганов. В комитет во­шли также историк И.М. Снегирёв, писатель, драматург, директор московских театров и Ору­жейного палаты М.Н. Загоскин, литератор А.Ф. Вельтман, с 1842 года занимавший пост по­мощника директора Оружейной палаты. Строгановский Комитет взял на себя подготовку научного и справочного аппарата. Солнцев готовил глав­ное - рисунки для воспроизведения. Импера­тор Николай I, покровительствовавший проекту, выде­лил 100 тысяч рублей золотом. Первый том «Древностей» увидел свет в 1849 году. Последний - шестой - в 1853-м. На каж­дый том рисунков приходился дополнитель­ный том с пояснениями. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русские книжные сокровища".

9. Price Realized: $ 222,206

На девятом месте - Ростопчина, Софья Фёдоровна (графиня де Сегюр). Полная рукопись романа “Генерал Дуракин “.  На французском языке. Segur, Comtesse de (Sophie Rostopchine).  “Le General Dourakine”. 294 страницы в 4-ю долю листа. 1863-1866. Сотбис . 22 марта 2007 года. Books and Manuscripts. Париж. Лот № 51. В полушагреневом переплете с рукописной наклейкой на передней крышке. Имя Софьи де Сегюр, урожденной Ростопчиной, мало знакомо русскому читателю. Она считается французской писательницей, творчество которой причислено на ее второй родине к «памятникам национальной культуры». Её произведения изучают французские школьники (она входит в обязательное чтение), во Франции Мадам де Сегюр считается родоначальницей жанра детской литературы, её называют детским Бальзаком. Мадам де Сегюр (она же Софья Федоровна Ростопчина) принадлежит по рождению к именитому роду Ростопчиных, который внес заметный вклад в историю русской культуры. Кстати, она родилась в один год с А.С. Пушкиным. Её отец был губернатором Москвы во время войны 1812 года и стал организатором большого московского пожара в 1812 г., вынудившего Наполеона быстро покинуть Москву. Но это стоило губернатору места и добровольной ссылки сначала в Польшу, затем в Германию, Италию и во Францию. В конце 1816 года  семья Ростопчиных переселяется во Францию. Здесь в 1819 году Софья Федоровна выходит замуж за графа Эдмона де Сегюра, который в юности служил пажом у Наполеона, и становится Мадам де Сегюр. Софья де Сегюр прожила долгую нелёгкую жизнь. Впервые писать она начала в 58 лет, уже будучи бабушкой, сочиняя сказки для своих внуков. Все её романы (а их более 20) написаны по-французски, но она никогда  не забывала о своем русском происхождении и подписывала их  Графиня де Сегюр, урожденная Ростопчина. Впервые романы Мадам де Сегюр, урождённой Ростопчиной, были опубликованы в период с 1857 по 1872 гг. в серии «Розовая библиотека» с иллюстрациями молодого и талантливого художника Гюстава Дорэ. Книги графини де Сегюр выходили во Франции общим тиражом свыше 20 миллионов экземпляров. В России ее произведения неоднократно издавались до 1917 г. Графиня де Сегюр стала одной из самых притягательных и загадочных детских писательниц Франции. Французские критики находили в сказках графини «тяжелую ноту загадочной славянской души», а русского читателя удивляли французские легкость и изящество, которые привнесла в свои творения писательница Софья Ростопчина - графиня де Сегюр. (1799-1874)

10. Price Realized: $ 211,600

На десятом месте - Гончарова,  Наталья Сергеевна (1881 — 1962). Альбом пошуаров “14 театральных портретов 1915-1916”. Paris,  La Cible - "Мишень", 1916. Очень яркие иллюстрации выполнены в графической технике трафаретной печати (шелкографии) и все подписаны латиницей автором. Тираж папки с 14-ю графическими листами и титулом составлял 35 экземпляров. Формат листов: 37х27,3 см.(13) и 28,5х23,2 см. (1). Формат папки: 40х29,8 см. Комплектный экземпляр! Оригиналы портретов, писанные гуашью, были исполнены автором в 1915-1916 г.г. в Лозанне и Сан-Себастьяне. Уход: £102500.  Сотбис. 27 ноября 2007 года. Сессия 1. Russian Art and Painting.  Лондон. Лот № 224. Это первое по счёту полиграфическое предприятие Якова Евгеньевича Поволоцкого (1881-1945), которое он осуществил в Париже. Книги на французском языке печатались у Поволоцкого под маркой "La Cible", русские - "Мишень". Затем последовал пушуарный альбом с текстом Валентина Парнаха "Гончарова, Ларионов. Современное театральное декоративное искусство". (Gontcharova, Larionow. L'art decoratif theatral moderne. Paris,  La Cible - "Мишень", 1919) во 2-ю долю листа (500х325 мм) с 8-ю пушуарами, 8-ю илл., 5 из которых - цветные литографии, и 11 репродукциями в тексте (тираж 100 экз.)  и два издания Александра Блока поэм "Двенадцать"(1920) с иллюстрациями М. Ларионова и "Двенадцать. Скифы"(1920) с иллюстрациями М. Ларионова и Н. Гончаровой. В этом же, 1920 году, тиражом 150 экземпляров вышло редчайшее издание русскоязычной "Мишени" - сборник стихов Валентина Парнаха "Словодвиг"с иллюстрациями Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.

Гончарова Н.С. - живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.  Происходила из знатного дворянского рода, двоюродная правнучка жены А. С. Пушкина Н. Н. Гончаровой. В 1892 вместе с отцом — архитектором и математиком — переехала в Москву. Окончила гимназию, некоторое время посещала Исторические курсы. В 1901 поступила в МУЖВЗ, занималась сначала в скульптурном классе у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого, затем — в живописной мастерской у К. А. Коровина. В 1904 получила малую серебряную медаль за анималистические этюды из глины, в том же году из-за слабого здоровья оставила учебу. В МУЖВЗ познакомилась с М. Ф. Ларионовым, за которого вскоре вышла замуж. В 1903 вместе с Ларионовым совершила поездку в Крым, которая дала начало импрессионистическому периоду творчества художницы. Выполненные в Крыму акварели экспонировала на выставках МУЖВЗ, Московского литературного кружка (1904), Московского товарищества художников (1905), в русском отделе парижского Осеннего салона (1906). В 1906 отошла от импрессионизма и, пройдя через увлечение кубизмом и фовизмом, обратилась к примитиву. В своем творчестве второй половины 1900-х — начале 1910-х стремилась органично соединить традиции лубка, вывески, иконы с новейшими авангардными веяниями. В 1911 на смену примитиву пришел футуризм. Иллюстрировала сборники футуристов («Садок судей — 2»; 1913), произведения А. Е. Крученых и В. В. Хлебникова («Старинная любовь», «Мирсконца», «Игра в аду», «Взорваль»; 1912–1913), К. А. Большакова (Le Futur, «Сердце в перчатке»; оба — 1913), С. П. Боброва («Вертоградари над лозами»; 1913). Издала литографированный альбом «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым занималась разработкой программы лучизма. Была одним из организаторов эпатажных выставок «Бубновый валет» (1910/1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы. Лучисты. Примитив» (1914). Принимала участие в групповых авангардных выставках: «Стефанос» в Москве (1907–1908), «Звено» в Киеве (1908), «Салон В. А. Издебского» (1909/1910, 1911), «Союз молодежи» (1910) в Петербурге, «Голубой всадник» в Мюнхене (1912), «Буря» в Берлине (1912). Экспонировала свои произведения на выставках «Мира искусства» (1911–1913), с 1916 — член объединения. Провела персональные выставки в Москве (1911, 1913), Петербурге (1914). С 1909 работала как художник театра (спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя в частной студии К. Крафта в Москве). Оформила балет «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова для антрепризы С. П. Дягилева в Париже (1913), спектакль «Веер» К. Гольдони для Камерного театра в Москве (1915). В 1911–1915 активно занималась также прикладным искусством — создавала панно, скульптуры, декоративные фризы для частных московских особняков. В 1915 была приглашена Дягилевым работать в качестве художника «Русских сезонов» и покинула Россию. В 1915–1918 жила в Швейцарии, Италии, Испании, Франции, с 1918 поселилась в Париже. Для дягилевской антрепризы создала оформление балетов «Русские сказки» А. К. Лядова, «Испания» М. Равеля, «Триана» Д`Альбени, «Шарф Коломбины» Г. Гофмансталя, «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, «Свадебка», «Жар-птица» И. Ф. Стравинского. За рубежом продолжала активно заниматься станковой живописью и графикой. Издала альбом пошуаров «Театральный портреты» (1915–1916). Экспонировала свои работы в Осеннем салоне, салоне Независимых и Тюильри. Принимала участие в выставках русского искусства за рубежом, международных выставках в Риме (1923), Дрездене (1926), Бордо (1927). Основным сосредоточием сил в эмиграции оставался театр. В 1930-х — 1940-х исполнила эскизы декораций и костюмов для многих театров Европы и Америки: «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (Буэнос-Айрес, 1932), «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (Ковно, 1932), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (Нью-Йорк, 1933), «Мефисто-вальс» Ф. Листа (Париж, 1935), «Золушка» П. Эрлангера (Лондон, 1938), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Лондон, 1948) и другие. Провела персональные выставки в Риме (1918), Париже (1918–1920, 1926, 1931, 1939, 1948, 1952, 1956, 1958), Нью-Йорке (1923), Лондоне (1926), Милане и Бале (1961). В 1961 в Лондоне и 1963 в Париже состоялись большие ретроспективные выставки творчества Гончаровой и Ларионова. Мемориальные выставки произведений Гончаровой прошли во многих городах Европы. В 1968 выставка пастелей художницы состоялась в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Гончарова — выдающаяся художница первой половины ХХ столетия, одна из наиболее значительных фигур русского авангарда. В ее творчестве традиционно выделяют несколько периодов: импрессионистический (1903–1906), примитивистский (1906–1911), футуристический (1911–1912), лучистский (1912–1913). В дальнейшем развивала различные направления, отдавая предпочтение примитивистской эстетике. Обращалась к темам раннего творчества. В сценографии часто обращалась к различным формам народного искусства (костюма, орнамента). Ее театральные работы отмечены стремлением к стилизации, контрастным цветовым сочетаниям, наивной перспективе и пропорциям. Произведения Гончаровой находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Центре Жоржа Помпиду в Париже и других.

11. Price Realized: $ 205,734

На одиннадцатом месте - Достоевский Ф.М. (1821-1881). “Многоуважаемый Николай Петрович, я не ответил Вам сию минуту…”. Фёдор Михайлович объяснял свою нерасторопность сильной болезнью своего сына. Рукописное письмо, подписанное Ф. Достоевский, к детскому писателю и учёному - зоологу, профессору Николаю Петровичу Вагнеру (псевд. Кот Мурлыка, 1829—1907). Санкт-Петербург, датировано 07 января 1876 года. 1½ страницы, 8vo. Помимо чисто научных трудов Вагнер написал много повестей, рассказов под псевдонимом "Кота Мурлыки". Печатался в "Северном вестнике", "Вестнике Европы", в иллюстрированных журналах ("Нива" и др.); издавал и редактировал (в 1877—79) научно-художественный журнал "Свет", а в годы увлечения Вагнера спиритизмом статьи его и заметки появлялись в "Ребусе". Наибольший успех имели "Сказки Кота Мурлыки", в которых можно встретить яркие образы и увлекательную фабулу. Следует отметить еще большой, забытый ныне роман "Темный путь" (СПб, 1890) и рассказ "Мирра". В 60-х гг. в произведениях Вагнера звучат либеральные тенденции, в 70-х гг. они приобретают мистическую окраску, а в 80-х порой — чисто реакционную. Как натуралисту Вагнеру исключительно хорошо удались популярные очерки "Картины из жизни животных". Первая страница выставленного на продажу письма была опубликована в академическом псс Ф.М. Достоевского в 30-ти т.т. Vol.XXIX, part 2, (Leningrad: 1986), no.603, pp.71, 231-232. Аукцион Кристис. 03 июля 2007 года. The Albin Schram Collection of Autograph Letters . Лондон. Лот № 55.

12. Price Realized: $ 179,396

На  двенадцатом месте - Гончарова,  Наталья Сергеевна (1881 — 1962). 13 листов из альбома пошуаров театральных эскизов к балету Л. Мясина  “Литургия” (1915, Лозанна; проект в рамках дягилевской антрепризы из “Русских сезонов”, не осуществлен).  Датировка папки оспаривается: кто-то пишет 1915, а кто-то - 1927. Очень яркие иллюстрации выполнены в графической технике трафаретной печати (шелкографии) и все подписаны карандашом латиницей автором. Тираж папки составлял 35 экземпляров. Folio. Почти все листы имеют разные размеры. Некомплектный экземпляр! Искусствоведы говорят о 14-16 листах. В каталоге “Художники русского театра” Никиты Лобанова - Ростовского описано  14 листов.Там же приведены и их изображения.  Оригиналы рисунков на библейские темы, писанные гуашью, были исполнены автором в 1915 году. Уход: £86900.  Сотбис. 27 ноября 2007 года. Сессия 1. Russian Art and Painting.  Лондон. Лот № 209. Гончаровская сюита пошуаров “Литургия” – лучшая из её работ по оформлению дягилевских балетов, основанных на русских фольклорных образах. Особенное значение имели примитивные формы искусства: детский рисунок, лубок, крестьянская игрушка и иконы, которые своими красными, голубыми, оранжевыми и желтыми цветами  придали театру живость и радостность, вновь напомнив зрителям о балагане, ярмарке и цирке.  В эскизах к “Литургии” — балету-мистерии, в основу которого были положены эпизоды из жизни Христа, наряду с декорациями, воспроизводившими экстатичные русские иконы, костюмы апостолов являли сходство с раскрашенной скульптурой испанских соборов. Как бы вспоминая свои навыки скульптора, Гончарова замышляла костюмы апостолов в качестве движущихся вдоль сцены уплощенных скульптур, сделанных из жестких материалов. При этом плоскостно- трактованные фигуры святых, апостолов, волхвов и херувимов органично соединяют в себе приёмы иконописи и кубизма. Экземпляр из Славянской коллекции профессора – эмигранта Окунева. В 1932 году русский эмигрант, член Славянского института, профессор Карлова университета Николай Львович Окунев (1885—1949) начал создавать Архив и галерею славянского искусства. Русские мастера искусств с радостью поддержали инициативу искусствоведа. Они передавали новой организации свои работы, а также посылали в Прагу анкеты с развёрнутыми данными о себе и коллегах. Так формировалась информационная база, которую Окунев в будущем надеялся использовать для составления Словаря русских художников. Первыми произведениями, прибывшими в столицу Чехии, стали картины Александра Бенуа и В. Н. Ландшевской, цикл гуашей Натальи Гончаровой под названием «Литургия», насчитывавший по одним данным 14, по другим 16 листов, а также большое полотно живописца, реставратора, бывшего хранителя голландского искусства Эрмитажа Осипа Браза (1873—1936) «Мост в Новгороде». Последний в 1926 году был отправлен в ссылку в Новгород и провёл там персональную выставку, где представил пейзажи древнего города. Покинув Россию и перебравшись в 1928 году сначала в Германию, а затем во Францию, Браз не оставил новгородской темы. Ориентируясь на свои эскизы, в 1930-м он устроил в парижской галерее Хиршмана экспозицию, посвящённую Новгороду. Мотивом изображения стал зимний вид с торговой стороны на Кремль и Софийский собор, в картину вошла и металлическая конструкция моста, разрушенного во время Второй мировой войны. Бразу удалось передать эпический характер златоглавого храма, возвышающегося над кремлёвской стеной и отражающегося в холодной воде Волхова, уловил мастер и особенный колорит новгородского влажного воздуха. В конце 1933 года в коллекции Окунева насчитывалось около 30 произведений. Переломным этапом в формировании пражского собрания стала Большая историческая выставка русского искусства XVIII—XX столетий — одна из самых значительных в истории эмиграции в период между Первой и Второй мировыми войнами вообще. Она состоялась весной 1935 года во дворце Клам-Галласов в Праге. Учёному удалось собрать в столице Чехословацкой Республики свыше 450 произведений из чешских и европейских коллекций, принадлежавших как известным художникам XVIII—XX веков, так и малоизвестным молодым мастерам. На открытии выставки присутствовали свыше 300 человек. Из Парижа приехали и выступили с публичными лекциями Александр Бенуа, Константин Терешкович и Осип Цадкин. Плакат безвозмездно выполнила Наталья Гончарова, выставившая четыре полотна, в том числе две картины из знаменитой серии: «Испанки. Весна» (1920) и «Испанки с собакой» (1922). Выставка проработала три месяца и приняла свыше шести тысяч посетителей. После закрытия выставки коллекция галереи существенно пополнилась. Так, к крупным поступлениям принадлежали две работы Константина Терешковича (1902—1978), купленные Славянским институтом. «Я получил сегодня перевод из Праги от Славянского института за мои две картины. Я очень благодарен и надеюсь, что Музей славянского искусства понемногу расширяется и… займёт то видное положение, которое ему, конечно, полагается. Моя супруга и я, мы всегда вспоминаем тёплый приём, который Вы нам оказали во время нашего приезда в Прагу. Желаю Вам здоровья и бодрости и ещё раз благодарю Вас», — писал 7 января 1937 года Терешкович, эмигрировавший сначала в Константинополь, в 1920-м попавший в Марсель, а затем в Париж. Друг Марка Шагала, М. Кислинга и П. Кременя Терешкович сумел добиться признания за рубежом, был награждён орденом Почётного легиона. Пражские картины, пейзаж и натюрморт, выполнены в стиле лирического импрессионизма.

13. Price Realized: $ 171,284

На тринадцатом месте - [Пушкин, Александр Сергеевич]. «Борис Годунов». Санкт-Петербург, в типографии департамента народного просвещения, 1831. Шмуцтитул, титул, лист посвящения+ 142 с. Дата выхода в свет-22-23 декабря- определяется на основании объявления в «Северной пчеле»  № 153 23 декабря 1830 года: «Поступила в продажу в книжном магазине А.Ф. Смирдина трагедия Борис Годунов…». Цена 10 рублей, с пересылкой 11 рублей. Во французском коричневом ц/к переплете эпохи с тиснением золотом и черной краской на крышках и корешке. Оригинальные «marble» форзацы. Тираж 2000 экземпляров. Формат: 19,7х12,5 см. Уход: 120,250 EUR. Сотбис. 29 ноября 2007 года. Париж. Лот № 76.


"Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить... но

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых".

«Борис Годунов» написан Пушкиным в селе Ми­хайловском и окончен 7 ноября 1825 года. Первоначальное заглавие было: «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе  Борисе и Гришке Отрепьеве — летопись о многих мятежах и прочее— Пи­сано бысть Алексашкою Пушкиным в лето 7333 в го­родище Вороничи». В день окончания трагедии Пушкин написал Вяземскому письмо с таким извещением об этом событии: «Поздрав­ляю тебя, моя радость, с романтической трагедией, в ней же первая персона — Борис Годунов! Трагедия моя кон­чена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!». Богатый фактический материал для своей трагедии Пушкин почерпнул в «Истории государства Российского» Карамзина. Ознакомление с использованными Карамзиным первоисточниками — русскими летописями — дало Пуш­кину возможность, как писал он в набросках предисловия к трагедии, угадать «образ мыслей и язык тогдашнего вре­мени». Опираясь на драматургический опыт Шекспира, Пушкин создал глубоко самостоятельное произведение — первую подлинно национальную русскую трагедию. Отбро­сив монархическое освещение событий «смутного вре­мени», присущее Карамзину, Пушкин дал им свое социаль­но-историческое толкование. Главный двигатель историче­ских событий в его трагедии — народ.

14. Price Realized: $ 156,000

На четырнадцатом месте - Хорис, Логгин (Людвиг-Луис) Андреевич (1795-1828). Аллигат 2-х изданий в красном марокене эпохи: 1.Живописное путешествие вокруг света. "Voyage pittoresque autour du monde", Paris, Imprimerie de Firmin Didot, 1821—1823; 22 тетради в лист с крашенными от руки литографиями, изображающих дикарей четырех частей света, их жилищ, оружия, домашней утвари, музыкальных инструментов и т. п., а также животных, птиц и растений;  портрет – фронтиспис Н.П. Румянцева, 104 крашенные литографии, одна складная карта и две карты поменьше; текст этого издания написан великим немецким поэтом и натуралистом Альбертом де Шамиссо, французом по происхождению, участвовавшим в экспедиции Отто Коцебу и присоединившемуся к ним в Копенгагене. Участвовали и столь известные ученые, как Барон Кювье и Галль, художник Хорис, немец по происхождению,  и многие другие. 2. “Виды и пейзажи равноденственных областей”. "Vues et paysages des régions équinoxiales, recueillis dans un voyage autour du monde", Paris, 1826; 24 рисунка в малый лист; это издание является дополнением к первому. Экземпляр имеет редко встречающийся лист с посвящением Императору Николаю I, датированный 1827 годом. Видимо в 1826 году по каким-то причинам его забыли напечатать, а в следующем году решили исправить положение, но большая часть тиража была уже продана. Кристис. 16-17 апреля 2007 года. The Frank S. Streeter Library: Important Navigation, Pacific Voyages, Cartography, Science. Нью-Йорк. Rockefeller Plaza, Лот № 109. Экземпляр редкого издания из библиотеки Питера Декера.

Отто Евстафьевич Коцебу (1787-1846) уже обогнул один раз земной шар на шлюпе “Надежда” под командой Крузенштерна, когда граф Н.П. Румянцев в 1815 году предложил ему стать командиром брига “Рюрик” и начальником научно-исследовательской кругосветной экспедиции, организованной на личные средства графа. Основной её задачей было отыскать северо-восточный проход из Тихого океана в Атлантический. Бриг был очень небольшим судном всего 180 тонн, теснота была чрезвычайная, условий для научной работы – никаких. Но экспедиция была очень плодотворна: открыто и подробно описано множество новых островов и земель. Собраны огромные коллекции. Досконально изучена так называемая Русская Америка. Изданы два прекрасных альбома.

Хорис, Логгин (Людвиг) Андреевич — путешественник и живописец, род. в Екатеринославле в 1795 г., убит разбойниками 22 марта 1828 г. во время путешествия по Мексике в г. Веракруз. Немец по происхождению, он воспитывался в Харьковской гимназии и уже с раннего детства проявлял большие способности к рисованию и особенный интерес к естественным наукам, с большим талантом рисуя всевозможные предметы, преимущественно из естественной истории. Благодаря этим способностям Хорису в 1813 г. представился случай участвовать в качестве рисовальщика в экспедиции известного ботаника барона Боберштейна на Кавказские горы. Вернувшись из путешествия, Х. в 1814 г. поступил в Императорскую Академию художеств, но пробыл там только один год, получив в 1815 г. приглашение к участию в кругосветном плавании под начальством О. Е. Коцебу на корабле "Рюрике", снаряженном государственным канцлером гр. Румянцевым. Путешествие продолжалось с 1815 по 1818 г. В течение этих трех лет Хорису удалось изготовить массу рисунков, изображавших жизнь дикарей Америки, Азии, Африки и Полинезии и предметы из естественной истории. По возвращении из плавания он в 1819 г. прибыл в Париж, где обратил на себя внимание известных естествоиспытателей и был избран членом Парижского географического общества. Там же он занялся изучением литографии, намереваясь издать в свет собранные во время путешествий материалы. Рисунки Хориса носили отпечаток оригинальности и большого реализма, шедшего вразрез с принятым художниками того времени обычаем прибегать в изображении дикарей и их жизни к идеализации. Эти рисунки вошли в состав следующих двух изданий: 1) "Voyage pittoresque autour du monde", Paris, 1821—1823; 22 тетради в лист с изображениями дикарей четырех частей света, их жилищ, оружия, домашней утвари, музыкальных инструментов и т. п., а также животных, птиц и растений; текст этого издания написан немецким поэтом Шамиссо, участвовавшим в экспедиции Коцебу, и столь известными учеными, как Кювье и Галль, и многими другими. 2) "Vues et paysages des régions équinoxiales, recueillis dans un voyage autour du monde", Paris, 1826; 24 рисунка в малый лист; это издание является дополнением к первому. В 1828 г. Х. объявил о предстоящем выходе в свет еще одной книги под заглавием: "Recueil de têtes et costumes des habitans de la Russie avec des vues du mont Caucase et des ses environs", но это издание не состоялось, так как автор в том же году предпринял путешествие в Америку. Объехав Антильский архипелаг, Хорис 19 марта 1828 г. прибыл в мексиканский город Веракруз и, снабженный рекомендательными письмами, отправился в сопровождении англичанина Гендерсона вглубь страны; но уже 22 марта путешественники подверглись нападению разбойников, при чем Хорис был убит; Гендерсону удалось спастись, и по его указаниям в лесу был найден труп Хориса и погребен в План-дель-Рио. В заседании Парижского географического общества 3 июня 1828 г. одним из членов его было сделано сообщение о преждевременной смерти Хориса. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Russian travel guide".

15. Price Realized: $ 141,984

На пятнадцатом месте - академик Ферсман, Александр Евгеньевич (1883-1945). Сокровищница бриллиантов и драгоценных камней России. Москва, наркомат финансов, 1925. Части 1-4. В оригинальной папке. Экслибрис Умберто, принца Пьемонтского, будущего короля Италии Умберто II. Fersman A.E. Russia's Treasure of Diamonds and Precious Stones, Moscow, The People's Commissariat of Finances, 1925. Parts I-IV. Original portfolio. Ex-Libris Umberto, Prince of Piedmont, later King Umberto II of Italy. Уход: £72.000. Апогеем работы экспертов Гохрана во главе с Ферсманом стало появление в 1925–1926 годах четырех выпусков иллюстрированного каталога "Алмазный фонд СССР". Т.т. 1—4, М., 1924 — 25, который сопровождал выставку в Москве; Издание было переведено на английский, французский и немецкий языки, с целью привлечения покупателей и распространялось в Европе. Большая часть драгоценностей была распродана в Европе и Америке. Издание несомненно является культурным достоянием России. Это часть нашей истории, пусть и негативной. Кристис. 13 июня 2007 года. Important Jewellery. Лондон. Лот № 12.

16. Price Realized: $ 101,657

На шестнадцатом месте - Лермонтов, Михаил Юрьевич (1814-1841). Письмо, адресованное близкому другу Алексею Александровичу Лопухину (Алёше) в Москву о походе и о команде охотников, полученной "в наследство от Дорохова". Было написано в крепости Грозной в конце октября 1840 года после двадцатидневной экспедиции в Чечне. Почтовый штемпель: Кавказская Линия, 4 ноября 1840 года.  2 страницы в 4-ю долю листа. Уход: £50,400. Аукцион Кристис. 03 июля 2007 года. The Albin Schram Collection of Autograph Letters . Лондон. Лот № 110.

"Милый Алёша. Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, т. е. отряд, возвратился после 20-дневной экспедиции в Чечне. Не знаю, что будет дальше, а пока судьба меня не очень обижает: я получил в наследство от Дорохова, которого ранили, отборную команду охотников, состоящую изо ста казаков — разный сброд, волонтеры, татары и проч., это нечто вроде партизанского отряда, и если мне случится с ним удачно действовать, то, авось, что-нибудь дадут; я ими только четыре дня в деле командовал и не знаю еще хорошенько, до какой степени они надежны; но так как, вероятно, мы будем еще воевать целую зиму, то я успею их раскусить. Вот тебе обо мне самое интересное". Алёша был братом Варвары Лопухиной, которую Мишель беззаветно любил.

17. Price Realized: $ 100,444

На семнадцатом месте - Сарычев, Гавриил Андреевич (1763-1831). "Путешествие флота капитана Сарычева по Северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану, в продолжение осьми лет при Географической и Астрономической морской Экспедиции, бывшей под начальством флота Капитана Биллингса, с 1785 по 1793 год". Санкт-Петербург, тип. Шнора, 1802. 2 ч.ч. текста в одном переплете в 4-ю долю листа: 24,8х19,5 см., атлас из 49 листов (должно быть 51-52), большей частью double-page гравюр на меди, во 2-ю долю листа: 45,5х30 см. Атлас содержит материалы знаменитой северо-восточной правительственной географической и астрономической экспедиции 1785-1794 гг. Включает не только карты, но и виды посещенных мест, зарисовки этнографического характера. Великолепные гравюры выполнены артелью русских граверов под руководством И.С Клаубера (К. Ческий, И.Ческий,, И. Телегин, Г.Худяков, А. Екимов, А. Ухтомский) по рисункам Г.А. Сарычева и художника экспедиции Л.А. Воронина. Уход: £48,500. Атлас несомненно является культурным достоянием России. Аукцион Кристис. 29 ноября 2007 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 139.Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Russian travel guide".

18. Price Realized: $ 97,968

На восемнадцатом месте - Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837). “Евгений Онегин”, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. Санкт-Петербург, в типографии Департамента народного просвещения, 1825-1832. [В 8-ми главах.] Гл. 1. 1825. XXII (с. V- посвящение Л.С. Пушкину, с. УН-У1П - предисловие, с. 1Х-ХХН –“Разговор книгопродавца с поэтом”), [2], 60 с. Гл. 2. (второе издание). Москва, в типографии департамента народного просвещения, 7-8 мая 1830. 42 с. Гл. 3. 1827. 51 с. Гл. 4-5. 1828. 92, [1] с. Гл. 6. 1828. 48 с. Гл. 7.1830. 57, [2] с. Гл. 8: Последняя глава Евгения Онегина. 1832. [8], 51 с. В одном п/к переплете эпохи в 12-ю долю листа. 14.2х9 см. Утеряны все титулы, кроме 8-й главки. Утеряны также обложки и шмуцы. Экземпляр из морской библиотеки Кронштадта. Уход: £48.000. Сотбис. 11 июня 2007 года. Russian Books, maps and photographs. Сессия 1. Лондон. Лот № 40.

Пушкин приехал в Михайловское 9 августа 1824 года. Два года и один месяц деревенской ссылки. Пушкин начал писать “Евгения Онегина”, не надеясь увидеть это произведение в печати. Первой главе пушкинского романа, вышедшей в Петербурге в 1825 году, было предпослано во многих отношениях программное стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Настоятельный совет книгопродавца - не медлить с продажей поэтических творений, столь необходимых читателям, мог служить не только материальным, но и моральным оправданием необычного коммерческого предприятия Пушкина, решившего издавать “Онегина” по мере написания. В итоге печатание романа растянулось на восемь лет: вторая глава появилась в 1826 году, третья - в 1827-м, четвёртая, пятая (две главы в одной книжке) и шестая - в 1828-м, седьмая - в 1830-м, восьмая - в 1832-м. Первая глава была выпущена большим по тому времени тиражом 2400 экземпляров, все остальные главы - обычным тиражом 1200 экземпляров. За исключением второй главы, увидевшей свет в Москве, “Онегин” печатался в Петербурге, в типографии Департамента народного просвещения. Издание романа Пушкин поручил одному из самых преданных друзей - поэту и критику Петру Александровичу Плетнёву. “Я был для него всем, - писал впоследствии Плетнёв, - и родственником, и другом, и издателем, и кассиром. Пушкин, находившись по большей части вне Петербурга, то в Новороссийском краю, то в своей деревне, беспрестанно должен был писать ко мне, потому что у него не было других доходов, кроме тех денег, которые собирал я от издания и продажи его сочинений”. В своих письмах Плетнёв извещал Пушкина о полиграфических затратах на издание, о переговорах с книготорговцами, о проданных экземплярах, о рассылке книг друзьям и знакомым поэта. Так, мы узнаём, что расходы на бумагу, набор, печатание и переплётные работы для тиража первой главы составили 740 рублей, что комиссионные книгопродавца И.В. Оленина ограничились десятью процентами от продажной стоимости книги, а отправка “Онегина” по четырём адресам обошлась Плетнёву в пять рублей. Просто, но изящно оформленные книжки “Евгения Онегина” охотно раскупались, несмотря на то, что стоили довольно дорого: пять рублей в книжном магазине и шесть рублей с пересылкой. Нетерпеливые читатели, вынужденные по целому году ждать продолжения романа, гадали, что станет с его героями. Характерно свидетельство писателя-самоучки А.Я. Бакулина, записанное его внуком, поэтом В.Я. Брюсовым: “Ярко помню его рассказы о том, как нетерпеливо ожидалось в своё время появление новой главы "Евгения Онегина". Нам, привыкшим видеть в «Онегине» законченное целое, трудно представить, как где-то в провинции на вечеринке юношей, увлечённых литературой, подымались споры, что будет с Онегиным: женится ли он на Татьяне? доведёт ли автор своего героя до кончины? и от чего умрёт Евгений?” В мае 1828 года П.А. Вяземский, сообщая жене о визите к светской знакомой - П.А. Голицыной, отметил схожую ситуацию: “Она очень забавно говорила Пушкину о его Онегине и заклинала его не выдавать замуж Татьяны за другого, а разве за Евгения, и входила в эти семейные дела со всем жаром и нежною заботливостью доброй родственницы”. Полный комплект поглавного “Онегина”, даже без многих титулов, состоящий из семи книжек, всегда являлся чрезвычайной редкостью. В хорошем, комплектном виде с обложками - одно из самых дорогих российских библиофильских раритетов!

19. Price Realized: $ 88,864

На предпоследнем девятнадцатом месте уже второй раз в нашем рейтинге т.н. Коронация Александра II. Уход: €60,250. Аукцион Кристис. 20 ноября 2007 года. Livres Anciens, Livres Modernes et Manuscrits. Париж. Лот № 222. Description du Sacre et du Couronnement de leurs Majestés Impériales l'Empereur Alexandre II et l'Impératrice Marie Alexandrovna. Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра II и Государыни Императрицы Марии Александровны всея России. Спб.-Paris (Lemercier), 1856. С 52 рисунками в тексте и вне текста, при этом 19 full-page хромолитографий и 33 рисунка в тексте, исполненными на дереве и стали, и представляющими отдельные моменты происходящих коронационных торжеств и пейзажи, на фоне которых это происходило, а также великолепными гравированными композициями, открывающими текст каждой части. Одна из литографий представляет панорамный круговой вид Москвы, снятый с колокольни Ивана Великого (общая длина 170 см). Оригинальные рисунки для этого издания были сделаны под наблюдением и общим руководством вице-президента Императорской Академии Художеств князя Григория Григорьевича Гагарина (1810-1893). Выполнены рисунки известными русскими и иностранными художниками того времени: Зичи М.А. (1829-1906), Тиммом В.Ф. (1820-1895), Сверчковым Н.Е. (1817-1898), Ноэль, Бойе, Гельдро, Монигетти и др. Все рисунки в тексте отпечатаны на китайской шелковистой бумаге и наклеены. В издательском ц/к переплёте эпохи с тиснением золотом на крышках и корешке. Издание напечатано в количестве 200 экземпляров, по 100 экз. на русском и французском языках, специально для этого отлитыми крупными шрифтами, которые больше не использовались; и было роздано высшим сановникам и иностранным гостям, участвовавшим в церемонии. Монументальное издание — одно из почти самых тяжелых когда-либо изданных в России: почти 30 кг чистого веса, да и размеры не подкачали: 94х70 см. Титульный лист отпечатан крупной славянской вязью киноварью, золотом и серебром. Подписи под цветными хромолитографиями сделаны на русском и французском языках, что говорит о том, что они были абсолютно одинаковыми для всего тиража вне зависимости от языка. Одно из самых роскошных русских изданий, представляющее громадный интерес в историческом и художественном отношениях! Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

20. Price Realized: $ 88,018

На последнем двадцатом месте т. н. Коронация Елизаветы Петровны.  Уход: £42500. Аукцион Кристис. 29 ноября 2007 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 14. Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования Ея Августейшего Императорского Величества Елисавет Петровны, Самодержицы Всероссийской, еже бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года. Санкт-Петербург, печатана при Императорской Академии наук, 1744. [2], 168 стр., 1 л. гравированный фронтиспис (портрет Елизаветы Петровны, гравированный черной манерой Иоганном Штенглиным по оригиналу Луи Каравака), гравированный титульный лист, где использован изящный декоративный шрифт «русское рококо», 49 л. гравированных иллюстраций и планов (гравюры резцом Г.А. Качалова, И.А. Соколова, Х.-А. Вортмана) и 3 виньетками в тексте, выполненными художником И.А. Соколовым. Все рисунки сделаны рисовальщиком И.Э. Гриммелем на сюжеты коронационного обряда, изображением императорских нарядов и регалий и непременным портретным изображением Императрицы. В данном экземпляре гравюра № 45 ксерокопирована. В более позднем ц/к переплете. Оригинальные с декоративными ветвями-узорами, ручной раскраски «marble» форзацы. Формат: 37.5x26 см. (экземпляр сильно зарезан). Общий тираж с допечатками 1550 экземпляров. Коронационный альбом Елизаветы Петровны является высоким образцом художественного оформления русской книги XVIII века, а также шедевром отечественного гравировального и типографского искусства. Данный альбом представляет собой редкий книжный памятник национального значения и по праву считается одним из самых роскошных за всю историю отечественного книгопечатания. Некомплектный экземпляр, во владельческом переплете. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Romanov's ceremonies".

Price Realized: $65,651

Хотелось бы упомянуть ещё один интересный лот из раздела miltaria - Пиратский К.А. Коллекция из 483 цветных хромолитографий для капитального труда Перемены в обмундировании и вооружении войск российской императорской армии с восшествия на престол Государя Императора Александра Николаевича.  Тт. 1-3. СПБ, 1857-1868. Уход: £31,700. Аукцион Кристис. 29 ноября 2007 года. Valuable Russian Books and Manuscripts. Лондон. Лот № 127. Формат первых двух томов: 45,5х33 см., третьего тома-40х32 см. Нумерация рисунков: 1-498, отсутствуют номера-143, 230, 349-354, 435, 442, 447, 472, 475, 494 и 496. Гравировали Конрад, Декамп, Паршиков и др. по рис. Пиратского. Экземпляр из библиотеки Лейб-гвардии 2-й Артиллерийской бригады. Всего должно быть 661 полихромных рисунков. Получается, что отсутствует целый том. Последние хромолитографии для этого капитального издания были напечатаны в 1881 году. Был еще и текст, но здесь он отсутствует: Тетради 1—111. (С рис. № 1—661). Сост. по Высоч. повелению. Спб., Воен. тип., 1857— 1881. Изд. 3—4 раза в год. Дополнения ... (с рис. 1—10). Спб., 1862. 39 с ; 10 л. ил. То же ... (с рис. 11). 1864. 10 с; 1 л. ил. То же ... (с рис. 12). 1865. 9 с ; 1 л. ил. То же ... (с рис. 13—15). 1866. И с; 3 л. ил. То же ... (с рис. 16). 1869. 15 с ; 1 л. ил. То же ... (с рис. 17—38). 1871. 37 с; 22 л. ил. То же ... 1872. 42 с. То же ... (с рис. 39—41). 1875. 18 с ; 3 л. ил. То же ... 1879. 38 с. То же ... (с рис. 42—44). 1880. 72 с; 3 л. ил. Хронологический свод «высочайших» приказов, циркуляров и приказов военного министра, постановлений из Свода военных постановлений с описанием всех изменений в формах одежды и вооружения за 1855—1881 гг. К каждой тетради приложены хромолитографированные цветные рисунки обмундирования, оружия и всевозможных воинских принадлежностей. 661 многокрасочный рисунок. В «Дополнениях» — описания и цветные рисунки войсковых регалий, знамен, знаков отличия, орденов за те же годы. Текст Перемен ... и Дополнений.., а также рисунки (в монохромном варианте) полностью перепечатаны в т. 28—34 2-го издания Висковатова.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?