"Детский" конструктивизм.
Величайшим достижением советских художников-конструктивистов можно назвать оформленные ими детские книги 1920-х-начала 1930-х годов со стихами и словами Николая Агнивцева, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Даниила Хармса, Александра Введенского, Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Веры Инбер, Николая Заболоцкого, Николая Смирнова, Елены Данько, Агнии Барто, Николая Асеева, Льва Кассиля, Льва Зилова, Елизаветы Полонской, Бориса Житкова, Евгения Шварца, Николая Шестакова, Якова Мексина, Михаила Андреева, Сергея Вазы, Софьи Федорченко, Геннадия Фиша, Валерия Алфеевского, Ольги Гурьян, Михаила Гальперина и др.
Советские художники детской книги сестры Ольга и Галина Чичаговы, Натан Альтман, Ольга Дайнеко, Густав Клуцис, Соломон Телингатер, Сергей Сенькин, Кирилл Зданевич, Владимир Татлин, Вера Ермолаева, Владимир Лебедев, Мария Синякова, Давид Штеренберг, Николай Синезубов, Самуил Адливанкин, Кузьма Петров-Водкин, Ниссон Шифрин, Борис Эндер, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Георгий Ечеистов, Владимир Тамби, Дмитрий Буланов, Валентин Курдов, Петр Суворов, Александр Самохвалов, Александр Дейнека, Лев Юдин, Николай Трошин, Алексей Лаптев, Николай Денисовский, Владислав Твардовский, Михаил Цехановский, Николай Лапшин, Вера Иванова, Татьяна Маврина, Виталий Вермель, Алексей Пахомов, Николай Ушин, Ирэн Сундерланд, Борис Покровский, Лидия Попова, Эдуард Криммер, Николай Купреянов, Пётр Алякринский, Семён Мальт, Владимир Изенберг, Константин Рудаков, Евгения Эвенбах, Владимир Добровольский, Иван Малютин, Константин Елисеев, Ольга Бонч-Осмоловская, Павел Пастухов, Соломон Боим, Борис Суханов, Исаак Эбериль, Вера Ланцетти, Михаил Серёгин, Татьяна Звонарева, Лидия Жолткевич, Владимир Орлов, Федор Кондратов, Андрей Брей создали новый, революционный, конструктивистский стиль в оформлении детской книги. Что нового привнес этот стиль:
- немного «крикливый» дизайн;
- необычный яркий акцентированный шрифт (трафаретный, палочный, наборный, с изменяемым внутришрифтовым пространством, с заполненным внутришрифтовым пространством, например, как у С. Чехонина, декоративный и др.);
- элементы кубизма и плоского супрематизма;
- монтаж и фотомонтаж, как у А. Родченко, Эль Лисицкого и Г. Клуциса;
- фотография, как основной элемент оформления детской книги;
- функциональная составляющая (чуть позже ее назовут производственная, например, техническая, архитектурная, сельскохозяйственная, театральная, кино-фото, милитари-непобедимая Красная Армия и др.);
- сложившаяся практика графических условностей (рука или голова на всю обложку, круг-композиционный центр, клин-молния, рамка или двойная рамка и др.);
- соответствие и единство (гармония) двух составляющих: картинки и шрифта (а это и есть ахиллесова пята многих и многих художников-оформителей);
- и как верх профессионального мастерства: полностью наборная обложка.
Это может быть и как самая простая шрифтовая обложка с особым построением букв, так и сильно "накрученная" с всевозможными "изысками" и графическими ухищрениями. Что самое интересное, иногда на практике, рядом с конструктивизмом мы наблюдаем проявление и кубизма, и супрематизма, и фотомонтажа, и концептуализма, и так называемого сталинского ампира. Это соседство подчеркивает динамику устремленных исканий советских художников, фотографов, архитекторов и режиссеров театра и кино в 20-30-е годы прошлого века.
Герман, Александр. Слушали – постановили.
Рассказ для детей. Рисунки Н. Гассилевского.
Орел, изд-во "Красная книга", 1925. 12 с. с ил.
В Советской России в конце 20-х годов XX века давно назревала полиграфическая революция в лагере конструктивистов-новаторов. Крепкую основу чисто полиграфического решения дизайна книги заложили ее корифеи Эль Лисицкий, Александр Родченко, Густав Клуцис и Соломон Телингатер. Новым поколением художников-модернистов особенности фотографической техники начинают рассматриваться как фундамент новой поэтики, позволяющей показать такие аспекты физической реальности, которые ускользали от глаза, воспитанного традиционными, «ремесленными» технологиями живописи и графики. В 1920-е годы происходит «второе открытие» фотографии. Один за другим представители радикального авангарда декларируют свой отказ от живописи ради более точной, более достоверной, более экономичной — словом, более современной — технологии. Типографский набор многих элементов печати уже не был в новинку. В 1925 году Николай Тарабукин уповал на здравый смысл производственников и, по существу, развёл между собой два разных конструктивизма:
«Современная книга так называемого “конструктивного стиля” такая же эстетная, как и многие её предшественницы, одевавшиеся в иные “стили” в зависимости от “духа времени”. Не в такого рода работе новые пути книжного мастерства. Современной книжной эстетике, хоть и конструктивной, “тон” даёт художник-живописец. Реформа книжного дела в недрах полиграфической индустрии произойдёт тогда, когда революционерами типографского производства будут сами типографы, а не “пришлые со стороны”, какими являются художники».
Художники-конструктивисты ушли от мировых канонов в детской иллюстрации — от слащавых кукольных героев в цветочном оформлении. В новую иллюстрацию пришли заводы, колхозы, машины, тракторы, самолеты, танки, артиллеристы, строгие пионеры с барабанами и в красных галстуках с рабочими инструментами в руках. Художники взяли на вооружение яркий акцентированный шрифт, а иллюстрации в книжках порой перепархивали с одной страницы на другую или зависали в воздухе чуть ли не вверх ногами. Все это по задумке иллюстраторов должно было заставить ребенка не просто читать, но и играть с книгой, развивать творческую мысль. Детские художники-оформители Советского Союза применили и трафарет, и модный фотомонтаж и фото-иллюстрацию, оформляя книги для детей школьного возраста.
Шервинский, Сергей. История апельсина.
Рисунки Лидии Жолткевич.
Москва, Госиздат, [б.г.].
16 с. с ил. Тираж 7000 экз.
По технике печати детские книги 20-х-30-х годов сильно отличаются от современных. Большинство из них исполнены в технике литографии или хромолитографии. Встречаются автотипия и ксилография. Поэтому тиражи этих книг малы и незначительны. В хорошем состоянии они теперь попадаются крайне редко, и это накладывает свой отпечаток на их коллекционирование.
Советские конструктивистские детские книги можно условно разделить на следующие категории:
- полностью рисованные детские книги (возможны элементы типографского набора);
- только конструктивистская обложка, а внутри – любой другой стиль;
- с элементами фотомонтажа;
- детские фотобуки (фотомонтаж, как правило, также присутствует).
Так получилось в истории советского детского книгопечатания, что гонимые и расстрелянные ГПУ - НКВД поэты, писатели и художники, создали наиболее значимые шедевры детской полиграфии. Это и Хармс, и Пастернак, и Мандельштам, и Клуцис, и Ермолаева и др. В. Маяковский прошел свой путь отношений с ГПУ до трагического конца …
Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки,
или Как делаются книжки.
Рисунки В. Васильева. (Новая детская б-ка).
Москва, Госиздат, 1925.
24 с. с ил. Тираж 15000 экз.
Конечно, советская детская книга так или иначе отражала свое время, стиснутая со всех сторон жесткими идейными и педагогическими установками, которые утверждали, что воспитание нового социального человека надо начинать с чистого листа. „Никаких Арлекинов, никаких Пьеро!” — внушали издатели художникам. Как писал Владимир Набоков в конце 30-х годов:
„Внутри России действует внешний заказ... Правительственная воля, беспрекословно требующая ласково-литературного отношения к трактору или парашюту, к красноармейцу или полярнику...”
Гальперин, Михаил. Аршин и метр. Рисунки Виталия Вермель.
Москва, издание Госметр,
Центр управления печати ВСНХ СССР,
«Мосполиграф», 4-я типография, 1925.
29 с. с ил. Тираж 2000 экз. Цена 15 коп.
В цв. издательской литографированной
конструктивистской обложке.
„Багаж” С. Маршака и В. Лебедева 1929 года и тот же „Багаж” тремя годами ранее, в издании 1926 года, — это не одно и то же. Нэпманская дама сбежала с обложки, ее место заняла „собака”, та самая, которая „за время пути... могла подрасти” и которая оставалась на обложке вплоть до 10-го издания „Багажа” (1936). Точно также „Три толстяка” с плакатными гравюрами В. Козлинского 1935 года имеют мало общего с теми же толстяками, нарисованными в 1928 году М. Добужинским в духе андерсеновских сказок. И таких перемен в истории детской книги великое множество. Вот образец такого прямого социального заказа:
„Скоро год как Вы обещали написать нам книгу о выборе профессий для девочек („Кем быть”). Художник Давид Штеренберг каждые три дня спрашивает, написал Маяковский или нет. Неужели Вы хотите, чтобы мы обратились с письмом к девочкам-пионеркам всего Союза и рассказали им, как надувает их Маяковский. Вас совесть замучит”.
Кошкин дом. Сказка Алексея Михайловского.
Картинки Василия Логинова.
Москва, издание И. Кнебель, 1924.
16 с. с ил. Тираж 4000 экз. Цена 1 руб.
В цв. издательской литографированной обложке.
Одна из последних книг издателя Иосифа Кнебеля.
Обычное издательское напоминание запоздавшему автору звучит как угроза публичного осуждения поэта, который должен сконструировать детский портрет нового человека. („Пусть меня научат...”) Все это так. Но вряд ли следует предавать анафеме всю детскую книгу 20—30-х годов. Много и доброго она сделала в эпоху, не слишком благоприятную для „счастливого детства”. Работа в детской книге была совсем не тихой пристанью, как это представляется многим теперь. Нельзя не вспомнить, что были репрессированы и погибли в заключении Д. Хармс и А. Введенский, В. Ермолаева и Г. Клуцис, О. Мандельштам и П. Соколов. Что оказались в эмиграции И. Билибин, А. Бенуа, М. Добужинский, С. Чехонин, Ю. Анненков, А. Экстер, М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Челищев, С. Судейкин, А. Яковлев и др. Их связь с Россией была прервана. Лучшая детская книга, выпущенная в эмиграции в 1921 году — „Детский остров” Саши Черного с рисунками Бориса Григорьева, книга, исполненная ностальгии о прошлом, о детстве и детской. При Хрущеве с детской книги, особенно 20-х годов, было, наконец, снято табу, отведены упреки в формализме, нашедшие свое место в печально знаменитой статье 1936 года „Художники-пачкуны”, которая, по существу, захлопнула дверь за самой яркой эпохой этого искусства. Коснулось это и тех художников, которые прожили еще целую жизнь. Даже оттепель середины 50-х годов была не в силах реанимировать это искусство, но она разбудила нашу историческую память. Наступила пора изучения, собирания, переиздания лучших детских книг.
Ильина, Вера. Шоколад. Повесть для детей.
Рис. Г. Ечеистова.
Москва, Красная новь, 1923. 44 с. с ил. Тираж 10000 экз.
Книга оформлена в стиле
ярко выраженного конструктивизма!
Несомненно лучшей советской детской книгой по авангардному оформлению был, есть и будет "Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти построениях" Эль Лисицкого. Берлин, Skythen Verlag - монтировано автором для книгоиздательства «Скифы», печатано в Лейпциге в типографии Габерланда, 1922. 12 листов, включая переднюю и заднюю часть обложки. В издательской литографированной обложке. 28х22,4 см. Первое издание. Пятьдесят экземпляров этого издания именные и нумерованные. 12-ти листовая книга состоит всего из шести литографированных «построек» плюс четырех полос тестовых композиций и является единственным примером супрематических иллюстраций в детской книге. Ее содержание — зарождение нового мира и борьба со старым. Черный квадрат олицетворяет пластическую систему Малевича, красный — Лисицкого. Между учителем и учеником также происходила теоретическая борьба, она выражена в иллюстрациях — в конфликте между Черным и Красным квадратами. Книга заканчивается утверждением Красного квадрата. Как известно, было еще второе факсимильное издание журнала “De Stijl”, напечатанное в Hague в этом же 1922 году и полностью идентичное вышеописанному.
Хотелось бы также отметить несравненные супрематические литографированные обложки: Фортунатова Е.Я , Шлегер Л.К. Счетная тетрадь №№ 1-4. Москва - Ленинград, Госиздат, 1930. № 1. 32 с.: ил., черт.; № 2. 32 с.: ил., черт.; № 3. 32 с.: ил., черт.; № 4. 32 с.: ил., черт. Тираж 35000 экз. 22,4х17 см. Например, во второй тетради среди прочих иллюстраций силуэты трактора на пашне и покупатель в кооперативе. Необычная счетная тетрадь для первоклассников. Редчайший вариант использования супрематизма в печати для оформления детских учебных принадлежностей!
Просит особого внимания и обложка Петра Митурича к детской книге Пунин Н.Н. "Сказ грамотным детям". Пг., издание Отдела изобразительных искусств Комиссариата Народного Просвещения, 15-я гос. тип., 1919. 10 с. с цв. лит. ил. В издательской литографированной обложке. 23,4х22 см. Тираж 3000 экз.
Полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. 1922 год. Учебное заведение было открыто двумя годами ранее. В нем сочетались классические и новаторские методы подготовки художников. Среди преподавателей в мастерских были видные представители русского авангарда. В разное время во Вхутемасе преподавали А.Е. Архипов, В.В. Кандинский, Д.Н. Кардовский, Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, Л.М. Лисицкий, К.С. Мельников, П.В. Митурич, Н.И. Нисс-Гольдман, А.М. Нюренберг, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, В.Е. Татлин, В.А. Фаворский, П.А. Флоренский, Ф.О. Шехтель, П.И. Келин, А.Ф. Лолейт, И.С. Ефимов, Н.В. Докучаев и другие. Наставником полиграфического факультета стал В.А. Фаворский. Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество будущих молодых и талантливых художников, которые будут испытывать заметное влияние авангардных течений. В это время начинает формироваться собственный стиль каждого мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, четкости композиционных построений. Складывается круг основных тем, к которым они будут обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности. Факультет выпускает знаменитую "крыловскую" серию детских книг. Конструктивизм в Советской России только зарождается. Студенты еще не знают "с чем его едят" и что это такое, но, как говорится, "очень хочется" ...
Работа Николая Цицковского в книге "Демьянова уха". Басня Крылова. Серия первая. Издательство ВХУТЕМАС. Москва, 1922. 12 с. с ил. В издательской литографированной обложке. 17х17 см. Тираж 1500 экз.
Книжка Исаака Рабичева из той же серии: Тришкин кафтан. Басня Крылова. Автолитографии И. Рабичева. Серия первая. Издательство ВХУТЕМАС. Москва, 1922. 12 с. с ил. В издательской литографированной обложке. 17х17 см. Тираж 1500 экз.
Его же: Пустынник и медведь. Басня Крылова. Автолитографии И. Рабичева. Серия первая. Издательство ВХУТЕМАС. Москва, 1922. 12 с. с ил. В издательской литографированной обложке. 17х17 см. Тираж 1500 экз.
Автолитографии молодого Александра Дейнеки удивляют гротескной заостренностью, эксцентрикой, тонким изяществом линий — эти качества не свойственны его более поздним графическим циклам. Пластическое решение «Кота и повара» строится на контрастном сопоставлении образов неуклюжего человека и грациозного, самоуверенного животного. Заглавные герои басни «Крестьянин и смерть» в дейнековской интерпретации обнаруживают неожиданное сходство: фигура согбенного, изможденного труженика и импозантный скелет в цилиндре в равной степени хрупки и неустойчивы.
Кот и повар. Басня Крылова. Автолитографии А. Дейнека. Издательство ВХУТЕМАС. Серия первая. Москва, 1922. 12 с. с ил. В издательской литографированной обложке. 17х17 см. Тираж 1500 экз.
Крестьянин и смерть. Басня Крылова. Автолитографии А. Дейнека. Издательство ВХУТЕМАС. Серия первая. Москва, 1922. 12 с. с ил. В издательской литографированной обложке. 17х17 см. Тираж 1500 экз.
Андрей Дмитриевич Гончаров родился 9 (22 июня) 1903 года в Москве. Брал первые уроки по рисунку в частной студии К. Ф. Юона. В 1917—1919 годах учился в 59-й трудовой школе. В 1918 году поступил во вторые Государственные свободные художественные мастерские (бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества), где сначала занимался в мастерской И.И. Машкова, а затем перешел в мастерскую А.В. Шевченко. В 1921 году поступил на графический факультет ВХУТЕМАСа, где учился по отделению гравюры на дереве у В.А. Фаворского.
Мартышка и очки. Басня Крылова. Автолитографии А. Гончарова. Серия I. Издательство ВХУТЕМАС. Москва, 1922. 12 с. с ил. В издательской литографированной обложке. 17х17 см. Тираж 1500 экз.
Глан-Глобус, Вениамин Борисович (1898-1938) - советский художник-график. Родился в г. Вильно (ныне г. Вильнюс, Литва). По национальности еврей. Учился на графическом факультете в Московском ВХУТЕМАСе (1921-1923). В 1920-1930-е гг. занимался оформлением и иллюстрированием книг, в том числе детских. Например, Багрицкий, Эдуард. Дума про Опанаса. Илл. В. Глан-Глобус. М.: Мол. гвардия, 1932. 32 с. Репрессирован. Заключенный Ухтпечлага НКВД. Арестован 11.11.1937г. Осужден 27.12.1937г. тройкой при УНКВД Архангельской обл. по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Расстрелян 01.03.1938г. Место расстрела: Рудник Воркута.
Если Андрей Гончаров относится к безобидной крыловской героине с явной симпатией и легкой иронией, то Вениамин Глобус не жалеет для обезьяны сатирических красок и карикатурных деталей, перед нами — дикое и грубое существо, в любой момент готовое проявить агрессию. Ну, очень страшная басня!
Зеркало и обезьяна. Басня Крылова. Автолитографии В.Б. Глобуса. Серия первая. Издательство ВХУТЕМАС. Москва, 1922. 12 с. с ил. В издательской литографированной обложке. 17х17 см. Тираж 1500 экз.