Требник. (Euhologion). Типография монастыря Милешева в Сербии близ города Приеполя: иждивением игумена Даниила, типографы Дамиан и Милан, 20 сентября 1546.
4°. [1]—[364] = 364 лл. Фолиации нет. В тетрадях 1—8 сигнатура прописными кирилловскими цифрами на лицевой стороне первого листа и оборотной стороне восьмого листа каждой тетради, а также кирилловскими и римскими цифрами на лицевой стороне 2—4-го листа каждой тетради(типа в҃ в҃II в҃ III в҃IIII в҃). В тетрадях 9—45 сигнатура проставлена прописными кирилловскими цифрами на лицевой стороне 1-го и оборотной стороне 8-го листа каждой тетради, а также кирилловскими цифрами с дополнением римской цифры «I» на лицевой стороне 3-го листа каждой тетради (типа ). Строк 19. Шрифт: 10 строк = 80 мм. Иллюстраций нет. Заставки: 5 оттисков с 4 досок. Инициалы: 52 оттиска с 21 доски. Двухкрасочная печать. В РГБ – 1 экземпляр. Введен в научный оборот только в 1892 году на страницах печатного отчета Московского Публичного и Румянцевского музея. Требник этот есть перепечатка с известного гораждского издания 1531 года иеромонаха Феодора Любавича и дьякона Радоя с некоторыми лишь прибавлениями. В РГБ-1 экземпляр, да и тот некомплектный. Скромно оформленное издание, но чрезвычайно редкое! Славянский палеотип кирилловского шрифта, изданный в типографии монастыря Милешева (Сербия) в первой половине XVI века!
Библиографические источники:
1. Немировский Е.Л. Книги кирилловской печати 1491-1550. Москва, 2009, № 45
2. Каратаев И. «Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами». Том первый. С 1491 по 1652 г.г., Спб., 1883, № 35
3. Сахаров И.П. Обозрение славяно-русской библиографии. Выпуск четвёртый. Хронологическая роспись славяно-русской библиографии. Издания, напечатанные кирилловскими и русскими буквами, с 1491до 1731 года. СПб, 1849,№ 25
4. Ундольский В.М. «Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864-й год». Выпуск I-й. Москва, 1871, № 32
5. Каратаев И. «Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730». Спб., 1861, № 28
Монастырь Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом (память 24 сентября / 7 октября), в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236г. В 1237г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая).
Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме. После смерти в 1355г. сербского царя Душана Сильного, при его наследнике св. мученике Уроше V, начался процесс распада единого сербского государства. В конце 1350-х гг. земли, на которых находится Милешево, перешли под власть холмского князя Воислава Войновича, а после его смерти в 1363г. – к его племяннику жупану Николе Алтомановичу. Осенью 1373г. Алтоманович был разбит сербским князем Св. Лазарем и боснийским баном Твртко I Котроманичем, а Милешево при разделе отошло к последнему. Будучи правнуком сербского короля Св. Драгутина, Твртко считал себя наследником сербского престола. В день Св. Димитрия 26 октября 1377г. в Милешево он короновался как король Сербии и Боснии. В 1377-1390г. Твртко превратил свою страну в сильнейшее государство на Балканах. Даже поражение сербов на Косовом поле, где сражались и войска Твртко, не сказалось на его положении. Впрочем, вскоре после смерти Твртко в 1391г. Босния, разлагаемая изнутри еретиками-богумилами, утратила многие земли. В 1446г. в Милешево воевода Степан Вукчич Косача, бывший противником боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, принял на себя титул Светосавского герцога. От этого титула земли, которыми он владел, стали называться Герцеговиной.
При окончательном захвате османами сербских земель во второй половинне XVI в. монастырь был ими сильно разорен. Тогда были разрушены монастырские стены, но обитель была вскоре восстановлена. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV -XVIII вв. В начале XVI века в школе при монастыре учились Баица Соколович, будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, и его родной брат – будущий сербский патриарх Макарий (1557-1572гг.). Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. К 1544-57 гг., с перерывами, относится деятельность и типографии сербского монастыря Милешева, где работали при игумене Данииле типографы Мардарий, Феодор, Дамиан, Милан. Здесь напечатаны "Псалтырь с Восследованием" 1544, "Требник" 1546, "Псалтырь с Восследованием" 1557. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В монастыре работает и мастерская по переписыванию церковных книг. Около 700 шедевров вышло из неё за это время. В 1594 году Синан-паша взял величайшую святыню сербского народа – мощи св. Саввы, увёз их в Белград и там сжёг на холме Врачар. Мощи основателя обители Св. Владислава были спрятаны монахами монастыря, но так до сих пор и не найдены. Повреждённая при разорениях роспись храма была обновлена в XVI веке известным печским мастером Лонгином и его артелью. Поновление фресок проводилось и в XVII в. В XVIII в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863г. на средства сербского князя Михаила Обреновича. Богатая ризница монастыря была разграблена турками, а часть сохранившихся предметов были перенесены в другие монастыри. Сейчас в Милешево хранятся несколько редких книг: Цетиньский Октоих 1494г., Триодь 1563г., Белградское Четвероевангелие 1552г.; а также несколько ценнейших икон. В 1950-х гг. была проведена консервация фресок. Археологические и реставрационные работы продолжались до 1996 г.