Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 118 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

До сих пор еще можно встретить много первоклассных антикварных книг в великолепных переплетах с большим голубого цвета изображением стрекозы-экслибрисом Е.Н. Тевяшова (1846-1914), действительного статского советника, члена совета М-ва финансов, собирателя материалов по истории театра, гравюр и литографий русских мастеров, коллекционера экслибрисов, библиофила, художника-любителя, знаменитого «товарища председателя» (1903-194), второго человека в Кружке любителей русских изящных изданий. Евгений Николаевич собирал русские иллюстрированные издания. В его собрании насчитывалось более 10.000 листов гравюр и литографий. Один из первых русских коллекционеров книжных знаков. Также собирал русские иллюстрированные издания преимущественно нач. XIX в. в их лучших и редчайших образцах и альманахи 1820-1830 гг. Он собрал громадную коллекцию русских иллюстраций, гравированных и литографированных, уничтожил и испортил бесконечное количество книг, вырезая нужный материал, но коллекция его гравюр и виньеток была первоклассной. Тевяшов и сам был отличным офортистом, он гравировал сухой иглой и сделал много копий с Рембрандта. Помимо книги «Описание нескольких гравюр и литографий» (Спб., 1903), он составил третий выпуск «Материалов для описания русских иллюстрированных изданий» (Спб., 1910) — 200 описаний русских иллюстрированных изданий, взятых исключительно из библиотеки составителя. Вдова Тевяшова после его смерти продала отдельные листы из собрания антиквару Фельтену. Уже во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну лучшие книги из библиотеки Тевяшова попали в Книжную лавку писателей и в Публичную библиотеку.

В июне 1871 года Александр Викторович Звенигородский (1837-1903) подал прошение об увольнении его с должности и одновременно просил ходатайства наследника цесаревича Александра Александровича о причислении его к Государственной Канцелярии. Принять такое решение (добившись огромного доверия и дружеского расположения цесаревича) Звенигородского побудили достаточно веские причины. Одна из таковых — сильно расстроенное здоровье, требующее длительного пребывания на курортах, другая — отсутствие возможности «по своим домашним делам посвящать всё время на служебную деятельность при Дворе». Под «домашними делами» Звенигородский подразумевал своё собирательство. С молодых лет он чувствовал страсть к художественным предметам. А с 1864 года, находясь в Испании, стал заниматься коллекционированием редкостей. Много путешествовал по России и Европе, в 1865 г. был избран «в действительные члены Императорского Русского Географического Общества». Просьба Звенигородского была удовлетворена, он был определен помощником статс-секретаря Государственного Совета сверх штата. Служба его в Государственной канцелярии была такой же безупречной: чин действительного статского советника (1873} к имеющимся ордену Св. Станислава III степени и медали на Андреевской ленте в память о войне 1853-1856 годов добавились ордена Св. Владимира III степени (1879) и Св. Станислава I степени (1882). При всем том, ухудшающееся здоровье вынуждало прерывать служебную деятельность длительными поездками на курорты по рекомендации врачей. Одна за другой следовали просьбы об отпуске — Германия, Австрия, Франция, Англия, опять Германия, а в марте 1883 года последовало его прошение об увольнении. Звенигородский вышел в отставку с правом ношения мундира и знаком отличия безупречной службы. Жил в Петербурге, имел собственный дом (на улице Карованной. № 24). На протяжении двадцати лет был дружен с В.В. Стасовым, близко знаком с И.Е. Репиным, И.Я. Гинцбургом, А.П. Боголюбовым. В начале 1880-х годов коллекция Звенигородского была уже весьма значительной по числу и качеству предметов: рейнские эмали, майолика, древняя терракота, изделия из слоновой кости, небольшие мраморные и деревянные скульптуры, золотые и серебряные предметы. Увлечение древними византийскими эмалями заставило собирателя расстаться со своей коллекцией . чтобы иметь возможность приобрести дорогостоящие памятники византийской эмали. В апреле 1885 года А.В. Звенигородский продал свою коллекцию (за 130 тысяч рублей) музею Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Известный политический и общественный деятель А.А. Половцов, являющийся бессменным председателем Совета училища, оценил приобретение как «замечательную коллекцию превосходных вещей». 20 апреля того же года она была выставлена в училище для всеобщего обозрения. Чтобы увидеть, а по возможности, и приобрести интереснейшие образцы византийской эмали, Александр Викторович предпринимал ряд путешествий — в Европу, на Кавказ, в Константинополь. Через несколько лет коллекция византийских эмалей А.В. Звенигородского — одна из самых замечательных в мире. О том, каким образом складывалась коллекция, делались самые невероятные предположения. С.Г. Савина, например, о некоторых приобретениях коллекционера писала следующее: «Богатейшие собрания ризниц монастырей Грузии подвергались разграблению со стороны коллекционеров. Так, например, эмалевые медальоны с икон оказались потом в коллекции А.В. Звенигородского». Более подробно на этом эпизоде останавливается В.Н. Лазарев. По его словам, в 80-х годах прошлого столетия совершенно случайно были обнаружены крупные хищения в старинных монастырях Кавказа. Выяснилось, что «местный фотограф добился в Грузино-Имеретинской Синодальной конторе разрешения заменять старинные иконы и утварь новыми, серебряными же. Так он открыл хищнический поход на монастырские ризницы Грузии». В основном его интересовали эмалевые медальоны, украшавшие иконы и утварь. Сделав замены, фотограф привез добытое в Петербург, где и распродал. «Таким именно путем попали знаменитые византийские эмали в собрание А.В. Звенигородского. — заключал В.Н. Лазарев. Сам А.В. Звенигородский в предисловии к книге о своей коллекции подробно остановился на покупке лучших образцов грузинской и византийской эмали, указывая даты покупок и имена лиц, у которых они были сделаны.  Коллекция А.В. Звенигородского, как первая по красоте и значительности, привлекала внимание многих ученых Европы, особенно после того, как была выставлена в Германии, в Аахене, в 1884 году. Уступив настояниям ученых и уговорам друзей, понимая ценность имеющихся у него редкостей. А.В. Звенигородский решил издать книгу, в которой было бы воспроизведено его уникальное собрание. В 1885 году Звенигородским через А.П. Боголюбова в библиотеку Радищевского музея был передан экземпляр книги «Коллекция византийских эмалей Звенигородского», изданной в Аахене в 1884 году Текст в этой книге был написан известным своими исследованиями в области византийской эмали католическим священником Иоанном Шульцем (Die byzantinischen Zeilen-Emails der Sammlung Dr. Alex von Swenigorodckoi. By J. Schulz. Aachen, 1884, Franktfurt/M., 1890). Для более полного знакомства с византийскими эмалями, находящимися в различных европейских собраниях, Звенигородский предложил Шульцу путешествие по Германии, Италии, Бельгии и Франции, предоставив для этого средства, что и было осуществлено. Но несмотря на все мероприятия, текст, написанный немецким ученым, не удовлетворил заказчика. Эта книга была, своего рода, — предварительным этюдом…

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?