Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 721 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Виды дворца, храмов, садов и парков Надеждино Его Высокопревосходительства князя Александра Борисовича Куракина.

Усадьба Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии. Великолепный дворцово-парковый ансамбль на берегу реки Сердобы, созданный в 1792-95 годах, возможно, самим Дж. Кваренги:

1. Виды дворца, храмов, садов и парков Надеждино Его Высокопревосходительства князя Александра Борисовича Куракина. Vues des Chateaux, temples, jardins et parcs de Son Altesse le Prince Alexandre Borissovitch Kourakine, a Nadejdino. 1790-е. Гравюры резцом. Заглавный лист, гравированный план сада и 13 plts. Oblong, 17,5х28,5 см. (25х31 см.). На каждом листе внизу: слева имя художника, справа имя гравера, ниже название места на русском и французском языках в стильной рамке с гербом князя А.Б. Куракина в центре с девизом «За Веру и Верность». Художники: Причетников, Василий Петрович (1767-1809) и Малютин. Гравировали: Березников Андрей Филиппович (1771-ок.1830), Иванов Василий Иванович(1773-ок.1809) и Ческий Иван Васильевич (1777-1848). Величайшая редкость!

2. Моссмер, Иосиф, гравер. Виды села Надеждино. Mossmer J. Vue du chateau de Nadejdino  de S.A. le Prince A.B. Kourakine. Ок. 1800. 4 plts. Акватинта, мягкий лак, акварель. Oblong. 37,5х54 см. (51,5х69 см.). На каждом листе внизу слева: Mossmez del, а справа: S.D.M или S.D.L. Ниже название места на французском языке и герб князя А.Б. Куракина с девизом «За Веру и Верность». По предположению Н.Н. Скорняковой, гравюры были выполнены Моссмером с оригиналов художника В.П. Причетникова, привезенных князем Куракиным в Вену в 1806 году. Величайшая редкость!

Перечень гравированных листов:

1. «Храм Истины в Саду Его Сиятельства Кня­зя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Грав. В. Ивановъ. Пис. В. Причетниковъ».

2. «Летний дом В Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Гравир. И. Ческий. Писал В. Причетниковъ».

3. «Дом Молчанова в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Грав. В. Ивановъ. Пис. В. Причетниковъ».

4. «Храм Терпения в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Грав. А. Ф. Березниковъ. Пис. В. Причетниковъ».

5. «Обелиск в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Грав. А. Ф. Березниковъ. Пис. В. Причетниковъ»

6. «Храм Дружбы В Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Гр. И. Ческий. Писал В. Причетниковъ».

7. «Галерея, нареченная Вместилище чувст­вий вечных. В Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Грав. И. Ческий. Пис. В. Причетниковъ».

8. «Храм Истины в Саду Его Сиятельства Кня­зя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Грав. И. Ческий. Писал В. Причетниковъ».

9. «Храм Славы в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине». «Грав. А. Ф. Березниковъ. Пис. В. Причетниковъ».

10. «Китайская беседка в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина въ Се­ле Его Надеждине». «Грав. В. Ивановъ. Пис. В. Причетниковъ».

11. «Вид Господского дома в селе Надеждине Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина с другой стороны Сердобы». «Грав. В. Ивановъ. Рисов. Малютин».

12. «Храм Лады в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина въ Се­ле Его Надеждине».  «Грав. А. Ф. Березниковъ. Пис. В. Причетниковъ».

13. «Храм Верности в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина въ Се­ле Его Надеждине». «Грав. И. Ческий. Писал В. Причетниковъ».

Перечень листов 2-й сюиты:

1. Вид дворца князя А.Б. Куракина в Надеждино. «Vue du château de Nadejedino de S. A. le Prince A.B. Kourakine» 37,5x54; л. 51,5x69. Лист впервые воспроизведен в журнале «Старые годы», 1910, июль - сентябрь, с. 46 - 47.

2. Вид села Надеждино. «Vue du village de Nadejedino de S. A. le Prince A.B. Kourakine». 37,5x54; л. 51,5x69. В «Старых годах» (1911 г. январь, с. 18) упоминается изображение церк­ви Св. Александра Невского в Надеждино «на одной старой гравюре».

3. Вид Надеждино с восточной стороны. «Vue de Nadejedino du coté du levant de S. A. le Prince A.B. Kourakine». 37,5x54; л. 51,5x68,5.

4. Вид Надеждино с западной стороны. «Vue de Nadejedino du coté du couchant de S. A. le Prince A.B. Kourakine». 37,3x53,2; л. 51,5x69.

 

Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №№ 78-79

2. Шибанов П.П. «Ищем купить. Our desiderata». Москва, «Международная книга», 1927, № 210

3. Дар Губара. Каталог Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Москва, 2006, №№2650-2660, 2661-2664

4. В.А. Верещагин «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, № 105

5. Научная и справочная литература, искусство. Каталог-прейскурант на покупку и продажу букинистических и антикварных книг. Издание второе, переработанное. Москва, 1989, №№1927-28 Именно здесь, самое точное описание издания!

«Лучезарный» князь Александр Борисович Куракин (1752— 1818) — российский государственный деятель и дипломат, член Государственного Совета (с 1810 года), действительный тайный советник, член Российской академии (1798 год). В 1700 году обширные земли, расположенные по рекам Хопер и Сердоба — почти двадцать тысяч гектаров земли, — были пожалованы Пет­ром I свояку и первому российскому дипломату князю Б. И. Куракину. Центром вотчины стало небольшое сельцо Борисоглебское. Первый владелец вотчины царский родственник стольник Борис Иванович Куракин, скорее всего, так никогда и не попал в эти места. Правнуки петровского сподвижника, три брата Куракина — Алек­сандр, Алексей и Степан — в екатерининское время были близки ко дво­ру наследника Павла Петровича, и при вступлении его на престол сразу получили высокие государственные должности. А. Б. Куракин стал канц­лером. Впоследствии, в 1808—1812 годах, он был послом России в Пари­же, при дворе Наполеона. Самый богатый из трех братьев, Александр Куракин был известен сво­им тщеславием и напыщенностью, а за стремление к показной роскоши он получил у современников прозвища — «бриллиантовый князь» и «павлин». Кичась своим богатством, Куракин носил бриллианты даже на пряж­ках туфель. Но, сверкая бриллиантами, А. Б. Куракин отнюдь не блистал умом. «Он должен быть германским принцем, лишенным состояния, или божком у дикарей», — отозвался о нем московский генерал-губернатор Ф. В. Ростопчин, хозяин подмосковного Воронова. «Смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы креп­кое, даже атлетическое сложение. Но роскошь, которую он так любил и среди коей всегда жил, и сладострастие, к коему имел всегдашнюю на­клонность, размягчали телесную и душевную его энергию, и эпикуреизм был виден во всех его движениях... Никто более князя Куракина не увле­кался удовольствиями наружного тщеславия, никто более его не умел на­ряжаться.

Легкомысленно и раболепно он не хотел, однако же, подчинять­ся моде: он хотел казаться не модником, а великим господином, и всегда в бархате или парче, всегда с алмазными пряжками, и пуговицами, перстня­ми и табакерками», — писал о Куракине Ф. Ф. Вигель. «Лучшую характе­ристику ему дал Боровиковский в парадном портрете, где «бриллианто­вый князь» в нарядных одеждах, при всех орденах и регалиях изображен на фоне нарисованного в глубине Михайловского замка», — добавляет А. Н. Греч. Впрочем, А. Б. Куракину нельзя было отказать и в положительных чертах, в частности — в личном мужестве. В 1811 году, во время большо­го пожара в доме австрийского посла в Париже, Куракин, по свидетель­ству очевидцев, «оставался почти последним в огромной, объятой пламе­нем зале, выпроваживая особ прекрасного пола и отнюдь не позволяя себе ни на один шаг их опереживать». В этом пожаре погибли жена А. Б. Ку­ракина и еще около двадцати человек, а сам он, оставаясь в горящем доме почти до конца, получил сильные ожоги — в результате возникшей пани­ки его «сбили с ног, повалили на пол, чрез него и по нем ходили». С таким же размахом, с каким он жил, «бриллиантовый князь» вы­строил в своей саратовской вотчине, которую он переименовал из Бори­соглебского в Надеждино («сие прозвание изображает мысли, в то время утешительно его занимавшие», — писал его брат Алексей Борисович Куракин), огромный дворец, став­ший столицей «Куракинского княжества», раскинувшегося на берегах реч­ки Сердобы. За неимением других дел Александр Борисович возвел роскошный дворец по типу виденных им в юности Дармштадтского и Веймарского дворцов. «Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили...» — писал Александр Борисович на девятом году своей ссылки. Строительство ансамбля в Надеждине началось в 1792 году, когда А. Б. Куракин был удален из Петербурга за дружбу с наследником пре­стола — Екатерина весьма подозрительно относилась к друзьям Павла.

Оказавщись в опале, князь прожил 14 лет в саратовской глуши.  Стремясь переломить судьбу, своё имение, село Борисоглебское, он переименовывает в Надеждино и перепланировывает, перестраивает усадьбу для себя «подобие посещенных им Дворов. В имении был разбит английский парк площадью свыше 100 гектаров с храмами Славы, Истины, Терпения и Вместилища чувствий вечных. В названиях аллей и просек европейская мода также переплетается с чувствами и затаенными надеждами хозяина: дорожки Уединения, Преодолеваемых трудностей, просеки Милой тени, Ожидаемого благоденствия, Истинного разумения. Проект дворца в Надеждине Куракин заказал кому-то из известных сто­личных архитекторов, имя которого остается пока неизвестным. Может быть, это был Дж. Кваренги, М. Ф. Казаков или И. Ф. Еготов. Однако брату в Петербург Александр Борисович сообщал, что внутреннее расположение начертил он сам и все три фасада сделаны по его мыслям. Огромный каменный дом с торжественным портиком включал в себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета алебастровыми массами, и домовую церковь. В саратовской усадьбе опальный князь создал целый двор, строительство которого вел свой, «домашний» куракинский зодчий, не отличавшийся, по-видимому, большим мастерством. Кроме того, свои добавления, как мы уже говорили, в проект внес сам А. Б. Куракин. В результате облик дворца оказался огрубленным и упрощенным. Это было большое здание в два этажа, увенчанное куполом, с двумя флигелями по сторонам, с которыми главный дом соединяли крытые пе­реходы. Интерьеры надеждинского дворца блистали великолепием. Стены украшали более двухсот полотен европейских мастеров. Среди вывезенной из Парижа мебели име­лись даже предметы, принадлежавшие казненной королеве Марии-Анту­анетте — в свое время А. Б. Куракин был лично ей представлен. В память о Марии-Антуанетте хозяин Надеждина, по обычаю той романтической эпохи, соорудил в своей усадьбе павильон-памятник казненной королеве, в котором стоял ее мраморный бюст. Помимо этого, в большом пейзаж­ном парке стояли павильон-галерея «Вместилище чувствий вечных», хра­мы Дружбы, Истины, Терпения, Благодарности. Тропинки и дорожки в парке носили имена Цесаревича - наследника Павла Петровича, Нелидовой (фаворитки Павла), брата Алексея, «Катишина», «Софьина», «Аленина»... «Из своего окна я вижу речку, за ней озеро в две версты, село Алек­сандровское, деревни, вспаханные поля, равнины, пастбище, огромный лес. По этому наброску картины, которая ежедневно предстает перед моими глазами, Вы можете представить себе, что происходит во мне, и как я дол­жен быть сейчас покоен и счастлив», — писал Куракин в Гатчину своему другу, наследнику Павлу. Александр Борисович посещал своих родственников Голицыных в расположенной неподалеку Зубриловке, нередко бывал у соседей — А.Е.Столыпина, барона Ф.М.Колокольцева. Приезжал в Надеждино и даже был запечатлен художником на фоне дворца и села с сохранившейся до сих пор церковью Александра Невского младший брат Степан Куракин, владелец огромного имения в Тверской губернии. Винокуренный завод в Александровке и суконная фабрика «бриллиантового князя» год от года приумножали его несметные богатства. Александр Борисович даже вознамерился дать вольную крестьянам села Надеждина, но этот проект так и остался лишь в его мыслях... После долгожданного вступления на престол Павла I князь был вызван в Петербург и осыпан милостями. Видимо, в ту пору картинную галерею Надеждинского дворца, насчитывавшую более двухсот полотен, пополнила огромная трехметровой высоты картина кисти М.-Ф. Квадаля — «Коронация Павла I и Марии Федоровны». Под сводами Успенского собора в Московском Кремле вокруг Павла собрались его друзья и приближенные, явные и тайные недоброжелатели, будущие убийцы. Император держит большую корону над коленопреклоненной Марией Федоровной, тут же — наследник престола, сын Александр. Рядом с герольдами — сам князь А.Б.Куракин, канцлер, кавалер всех российских орденов. Блестят парчой одеяния митрополитов, пестрят обер-церемониймейстерские мундиры, жезлы и треуголки на фоне темно-зеленых гвардейских мундиров. Художник, несомненно присутствовавший на коронации, изобразил на групповом портрете более ста персонажей. Эта уникальная картина была подарена Радищевскому музею в 1886 году правнучатым племянником Александра Борисовича — князем Ф.А.Куракиным. Кроме живописи художественное богатство надеждинской усадьбы составляла дорогая, редкой красоты и изящества мебель, стекла и фарфор. Здесь хранился и огромный семейный архив Куракиных. Бедные дворяне за большую плату принимали у него должности дворецких, управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров. По его первому зову являлись секретарь, медик, капельмейстер и библиотекарь. Множество любезников без должностей составляли свиту князя и оживляли его «пустыню». Всякий день, даже в будни, за столом гремела у него музыка... Небольшая акварель, оказавшаяся много позже в собрании Саратовского музея краеведения, изображает один из торжественных приемов в Желтой гостиной Надеждинского дворца. Потеряв в пламени пожара жену, князь А. Б. Куракин вторично же­ниться не стал. Он умер без законных наследников (хотя у него был незаконнорожденный сын, для которого он добился титула и фамилии баро­на Сердобина). Дружба князя Александра Борисовича с неуравновешенным и подозрительным Павлом I неожиданно оборвалась. Возможно, из-за слишком уж непринужденных отношений с императрицей Марией Федоровной и фавориткой императрицы Е. Нелидовой. Куракин не по своей воле отправляется в Надеждино и живет здесь около двух лет. С обстоятельствами тех далеких лет связан замечательный «Портрет неизвестной с ребенком» работы В.Л.Боровиковского. Картина поступила в Саратовский музей после революции из Государственного музейного фонда, а ранее она находилась в частном собрании М.П.Фабрициуса. На портрете изображен мальчик в военном мундирчике с Большим и Малым Мальтийскими крестами. Исследователи убеждены в том, что это не кто иной, как побочный сын «бриллиантового князя», его любимый воспитанник Александр Николаевич Сердобин, получивший фамилию по названию речки Сердобы, а в придачу к ней и титул барона. Родившись в Надеждине, опекаемый князем и его бесчисленной дворней, мальчик получил впоследствии самое изысканное воспитание. Александр Борисович Куракин был прощен и призван ко двору незадолго до смерти Павла I. Князь вернулся к дипломатической службе и во время царствования Александра I находился в Вене и Париже. В своем великолепном имении он больше не бывал. При наследниках усадьба пустовала и постепенно стала приходить в упадок. Значительная часть имущества была вывезена в столицы, в тверские и орловские имения Куракиных.

Надеждино досталось его брату Алексею Борисовичу, а от него перешло к его наследникам. Некоторое оживление наблюдалось в Надеждине в семидесятых годах позапрошлого века при А.Б. и Ю.Ф. Куракиных. Была восстановлена домовая церковь. С 1882 года в усадьбе постоянно жил упомянутый выше Ф.А.Куракин (1842-1914). Огромный запущенный парк Надеждина начал чахнуть еще в 1880-е го­ды. Он медленно умирал... Последний владелец Надеждина из рода Куракиных принимал участие в работе Саратовской ученой архивной комиссии. На его средства на рубеже Х1Х-ХХ веков был частично издан семейный архив... В конце XIX века разорившиеся вла­дельцы усадьбы распродали всю роскошную обстановку надеждинского дворца, вплоть до фамильных портретов. А в 1910 году последний владе­лец Надеждина из рода Куракиных — князь Ф. А. Куракин (1842—1914) — продал опустевшую усадьбу купцу Асееву. В 1921 году свободный художник и архитектор из Сердобска М.М.Черемисинов произвел обмеры и вычертил планы дворца Куракиных в Надеждине. А в следующем 1922 году пожар уничтожил и надеждинский дворец. Огромный и ослепительно-ве­ликолепный ансамбль погиб, подобно тысячам других русских усадеб. И как среди этих тысяч можно выделить и назвать самые знаменитые усадь­бы России? Ведь мы порой даже не знаем, какие культурные сокровища и семейные реликвии они хранили, с именами каких архитекторов, обществен­ных и государственных деятелей они были связаны, каковы их роль и мес­то в русской культуре... «...Утонченная культура бар XVIII века вырыла глубокую пропасть между ними и отсталой, неосмысленной Россией, — писал в 1912 году Юрий Шамурин, — вся личная инициатива оставалась оторванной, не имела подпоры в окружающем и умирала вместе со своими носителя­ми...Так должно было случиться и с этим можно примириться, но встает вопрос: где же настоящая Россия, русская культура — у этих одиночек, выскочек, или там, в темной слепой толпе; или там, или здесь, потому что, как показывает судьба усадеб, между ними нет мостов, нет прими­рения, нет связи...» 

P.S. Не сбылись слова устроителя Надеждина А.Б.Куракина: «Если не удастся мне сим домом пользоваться и в нем жить, пусть же останется он здешнему месту прочным украшением и памятником обо мне». 1922 году пожар уничтожил здание, оставив только стены. После революции Надеждино передали Пензенской области и  княжеская усадьба  была национализирована, в 1931 г. в сохранившихся от пожара корпусах (флигельный комплекс) открылся краевой дом партийной учебы - Дом просвещения Пензенского облисполкома («кузница советских кадров»), в 1939 г. – землемерный техникум (до 1958), а в 1959 г. усадебные постройки передали под  дом инвалидов, затем - психоневрологический интернат, который до недавнего времени в нём и размещался . Его расформировали, и теперь здесь нет даже сторожа. Княжеский дворец с красивейшей дубовой рощей оказался полностью заброшенным, хотя ещё в 1948 году он взят под охрану государства. После этого реставрационные работы не проводили ни разу. Однако, следы былого великолепия видны до сих пор. В 1955 году – это была центральная усадьба колхоза имени Ленина. В 1970-х в состав села включены пос. Надеждинский (Спиртозавод) (239 жителей) и Куракинский дом инвалидов (447 жителей). Спиртовой завод был основан в 1752 году, памятник производственной архитектуры. В 1926 году это был винзавод №27, вырабатывавший 75 тыс. ведер 40-процентного спирта в год. В 2004 году Надеждинский спиртзавод – филиал ОАО «Пензаспиртпром», производительность – 1100 декалитров этилового ректифицированного спирта в сутки. В 1790-92 г.г. домашний архитектор князя Н.А. Телегин выстроил в самом центре села церковь-ротонду в византийском стиле во имя святого Александра Невского, тёзки хозяина. Великий и могучий русский народ в лице местного населения, конечно, неплохо сохранил эту достопримечательность в виде кошмарных руин - и на том спасибо ..!

А вот так выглядит сейчас сам княжеский дворец:

Последние новости из Надеждино: Внебрачного сына князя Куракина нашли 200 лет спустя! (газета "Пензенская правда"):

В селе Куракино Сердобского района местные жители, расчищавшие заброшенную кладбищенскую церковь, обнаружили склеп. Вскрыли его на следующий день, когда приехали специалисты из Пензы. А до этого участковый и несколько жителей села всю ночь охраняли находку от вандалов, которые могли прийти в церковь в поисках сокровищ князя Куракина. Но в склепе оказался гроб с мумифицированными останками. Зачем охраняли склеп? Началось все с того, что в Куракине решили восстановить церковь. В селе сейчас два храма, оба — в руинах. «Село наше безбожное», — вздыхают местные жители. В начале июля куракинцы на сходе поддержали идею возродить Никольскую церковь, и, получив благословение владыки Вениамина, принялись за дело. К храму на субботник пришел весь честной народ. Убирали мусор, скопившийся за последние 90 лет, снимали землю — хотели расчистить пол. Но наткнулись совсем на другое.«В одном месте ударил ломом — звенит. Обрадовался: нашли полы! — рассказывает пенсионер Николай Лазарев. — Второй раз ударяю — звенит! Пошел в другой угол. Вогнал лом на полметра — а там ничего. Стали копать, где звенело, и увидели склеп». На следующий день в присутствии священнослужителей из стены склепа аккуратно вынули два кирпича и посветили в проем фонариком. Внутри стоял гроб. Кирпичи вернули на место, а о находке известили полицию. Для охраны общественного порядка в Никольскую церковь прислали участкового. За компанию дежурили и добровольцы из числа местных жителей. — Нас человек десять было, — вспоминает Николай Федорович. — Всю ночь костер жгли. На вопрос, от кого охраняли, Лазарев машет рукой: «От вандалов. Тут любителей знаешь сколько?».Требуется подкрепление! Искателей сокровищ в здешних краях хватает. Александр Борисович Куракин, давший имя селу, по легенде, был выслан из Петербурга за невиданную любовь к роскоши — его называли «бриллиантовым» князем. Вот и ищут в Куракине, кому не лень: может, закопал где-то князь свои ценности. Но никто не знал, что в Никольской церкви кто-то похоронен, иначе бы искатели приключений могли добраться до храма гораздо раньше. Весть о находке разлетелась в миг. «Я еще проснуться не успела, а мне звонят, спрашивают: вы и вправду нашли гроб с золотом?» — вспоминает Галина Иванова. Бывший завуч сельской школы тоже была в ночном дозоре на кладбище.  Наутро возле храма собралась внушительная толпа — приходили из Куракина, приезжали из Сердобска. Для охраны порядка из райцентра прибыли шесть сотрудников полиции — их выставили в оцепление. Пока копали яму, чтобы разобрать стену склепа, люди все подходили и подходили — собралось почти сто пятьдесят человек. Сдерживать натиск любопытствующих прислали еще шесть полицейских.— Охрана была необходима для безопасности самих граждан, чтобы давки не было. Ведь каждый из присутствующих хотел посмотреть, что в гробу, — поясняет заместитель начальника полиции отдела МВД по Сердобскому району Алексей Омаров. Когда достали гроб, атмосфера накалилась до предела. Пока приехавшие из Пензы специалисты измеряли размеры ящика, в толпе  пошли разговоры о сокровищах. «Говорили и такое: если внутри клад, он должен принадлежать жителям села Куракина», — вспоминает Алексей Омаров. Полицейские плотным кольцом окружили гроб — и они одним из первых увидели, что скрывалось внутри. Где бриллианты?! Когда с обитого бархатом, прекрасно сохранившегося гроба сняли крышку, под ней обнаружились останки человека — невысокого роста, в мундире. Пензенские специалисты пояснили: скорее всего, это внебрачный сын князя Куракина. Версию подтвердила и единственная драгоценная вещь, найденная в гробу — позолоченный медальон с надписью: «1813 г. 7 мая. Киев. Александр Сердобин».  Других драгоценностей внутри не было. «Все были разочарованы: барон — и такая беднота, — улыбается Галина Иванова. — Правда, гроб был дорогой. А сохранился барон очень хорошо: каштановые волосы, даже усы — все уцелело». После того, как специалисты закончили осмотр останков, все желающие смогли подойти к гробу и отдать барону последние почести. Почти никто не прошел мимо. «Когда люди убедились, что бриллиантов нет, всех как ветром сдуло, — смеется Николай Лазарев. — Осталось нас человек десять, тех, кто всю ночь караулил». Медальон специалисты забрали на экспертизу, а останки Александра Сердобина оставили нетронутыми. Крышку гроба закрыли, ящик опустили обратно в склеп, стену замуровали — и засыпали сверху землей. В надежде, что больше барона, упокоившегося в склепе в 1816 году, никто не потревожит. Сокровище создают своими руками. Примечателен в этой истории не столько ажиотаж, вызванный легендами о сокровищах, сколько решительность жителей Куракина, с которой они взялись за восстановление церкви. Некогда процветающее село, в котором были крепкий совхоз, спиртзавод, хорошая школа, дом ветеранов — то, на чем Куракино держалось в советское время, — сейчас постепенно уходит в забытье. «Единственное место, куда сельчане могут прийти, чтобы почувствовать себя людьми — это церковь», — объясняет Галина Иванова. Храм в Куракине собирались восстанавливать дважды — не маленький, кладбищенский, а большой, Александро-Невский, построенный в одно время с усадьбой Куракина. Но не получилось...Однако потребность изменить что-то к лучшему, создать в селе точку опоры, духовный маяк, — осталась. Поэтому на работу по восстановлению Никольской церкви местные жители пришли охотно — и пенсионеры, и школьники работают на совесть и денег не просят.Но никуда от трат не денешься. Галина Иванова с иронией признается: если бы нашли клад — было бы на что церковь восстановить. Есть и такие жители Куракина, кто предлагал, когда найдут драгоценности «бриллиантового» князя, организовать как прежде совхоз. К теме сокровищ у здешних обитателей отношение особое: князю Александру Борисовичу приписывают не то семьдесят, не то восемьдесят внебрачных детей, рожденных от простолюдинок (Куракин был убежденным холостяком), так что многие сельские жители могут считать себя потомками князя и его, шутка сказать, наследниками. Все это остается разговорами: клад в Куракине начали искать еще до революции, но сокровищ никто не обнаружил. Анатолий Устинов — он живет по соседству с усадьбой, — вспоминает единственный случай: кто-то нашел в  парке старинную монету, скорее всего, случайно оброненную. Куракинцы, участвующие в восстановлении церкви, признаются: даже если они обнаружат еще что-то, шума поднимать не станут. Сразу сообщат кому надо. Снова уходить в ночной дозор и охранять исторические находки от охотников за наживой  — удовольствие не из приятных. А семиклассник Лешка, который показывал мне дорогу в Куракино, на вопрос: ищете с друзьями княжеские богатства? — совершенно серьезно ответил: «Чепуха все это. Мы с друзьями церковь помогаем восстанавливать. В Куракине многие верят: если удастся вернуть селу храм, это и будет настоящее сокровище.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?