Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 957 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Валуев П.С. Исторические сведения о селе Коломенском.

Исторические сведения, из летописей отечественных и преданий изустных извлеченные о селе Коломенском, с присоединением видов и чертежа внутреннему расположению старинного царского дворца с теремами, до 1767 года там находившегося, и двум дворцовым церквям, за несколько веков сооруженным и доныне существующим. Издано в восьмое лето царствования Государя Императора Александра Первого. Москва, печатано в типографии Императорского Московского университета, 1809. [6], 16 стр., 7 видовых и 4 plts. планов гравюр на меди. В ц/к переплете своего времени, оригинальные форзацы. Формат: 46х30 см. Величайшая редкость!

 


Библиографические источники:

1. Шибанов П.П. «Ищем купить. Our Desiderata». Москва, «Международная книга», 19, №232 (хотел купить за 50 рублей!).

2. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №167, 125 р. («Очень редкая книга!»).

3. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий», №1133.

4. Н.Б. «Русские книжные редкости», т. 2, №41.

5. Сопиков В., №10166.

6. Верещагин В.А. «Русские иллюстрированные издания. 1720-1870», № 785 («Издание весьма редкое!»).

7. Геннади Г.Н. «Русские книжные редкости», №109.

8. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг», Спб., 1901, т. III, №630 («Чрезвычайно редкое издание!») — книга приведена полностью!

9. Готье В.Г. «Каталог большей частью редких и замечательных русских книг», № 3612, 75 р. («Чрезвычайная редкость!»).

10. Чертков А.Д. «Всеобщая библиотека России», Москва, 1838, стр. 166.

Села, усадьбы и загородные дворцы — одно из интереснейших и значительных явлений отечественной истории, нашедшее свое отражение почти во всех областях русской жизни, оставившее глубокий след в памяти современников. С ними тесно связано творчество лучших литераторов, художников и граверов, произведения которых стали неотъемлемой частью русской национальной культуры. Удивительный, овеянный романтизмом мир русской старинной загородной жизни до сих пор не утратил своей необычайной привлекательности, вызывая желание каким-то образом в него проникнуть, его «приоткрыть», узнать о нем как можно больше. Прекрасные загородные ансамбли, запечатленные художниками и граверами XVIII-XX в.в., позволят одновременно оценить и высокие достижения русского усадебного зодчества, и сами произведения изобразительного искусства. Среди них-графические работы, исполненные И.Ф. Зубовым, С.Ф. Щедриным, М.И. Махаевым, С.П. Лукиным, Андре Дюраном, И.В. и К.В. Ческими, С.Ф. Галактионовым, А.Ф. Березниковым, В.П. Лангером, А.А. Тоном, В.П. Причетниковым, А.Н. Бенуа, К. Сомовым, Лустано, Богдановичем, И. Павловым, И.Я. Мейером, К.К. Шульцом, А.Е. Мартыновым, Жуковскими В.А. и Р.К., А.Г. Ухтомским, Д.И. Телегиным, Мишелем -Франсуа Дамам-Демартре, К.П. Беггровым, Ф.О. Шехтелем и т.д. Ощущение поэтичности дворцово-усадебного и сельского мира, его тонкой взаимосвязи с природой проникается всякий кто хотя бы иногда посещает Кусково, Останкино, Архангельское, Абрамцево, Мураново, Поленово, Кузьминки-Влахернское, Царицыно, Царское Село, Павловск, Гатчину и Петергоф. Многочисленные храмы, построенные как в древние времена, так и в XVII-XIX в.в., непосредственно в деревнях и селах — тоже результат заботы помещиков не только о своих семьях, но и о крестьянах, об удовлетворении их духовных потребностей. Значение памятников усадебной культуры не исчерпывается их исторической или художественной ценностью. Оно определяется также сложившимся в них на протяжении нескольких веков образом жизни человека, чьи помыслы трудно отделить от наполнявших его душу возвышенных религиозных представлений; и одновременно от стремления облагородить, украсить средствами искусства окружающую среду-чувство, свойственное всем-от крепостного крестьянина до императора и его вельмож. Вот почему в России коллекционирование графических работ по этой достаточно объемной теме имело, несомненно, национальный характер. Да и ценообразование этих работ во все времена имело привлекательный характер для дилеров всех мастей. В наше время это приняло гипертрофический характер! Не последнюю роль в этом сыграла и величайшая редкость вожделенных предметов коллекционирования, что подтверждается многочисленными библиографическими ссылками.

При нашествии в 1237 году на Коломну хана Батыя, несколько семейств, спасая жизнь свою и свободу, приплыли вверх по реке на лодках к месту, где и поныне располагается село Коломенское: в семи верстах от Москвы. Безопасность пребывания и известие, вскоре полченное ими о совершенном опустошении татаро-монголами их родных мест, заставили этих пришельцев остаться тут и поселиться на берегу той самой реки, которая и прежние жилища их орашала. Вероятность сия подтверждается как самим названием села, так и тем, что водворившиеся Коломенцы, исстари в садоводстве искусные, не принялись за хлебопашество, а по привычке своей завели около жилищ своих плодовые деревья, а на доброй приусадебной почве -огороды. От этого промысла они с давних времен приобретали себе пропитание, снабжая Москву, будучи с избытком за свои труды награждаемы. Первое упоминание о селе Коломенском относится к 30-м годам XIV-го века: Великий Князь Iоанн Данилович Калита, по духовному завещанию, около 1335 года писанному, пожаловал селом Коломенским младшего сына своего, княжича Андрея Iоанновича Боровского. Сын его, князь Владимир Андреевич, прославившийся храбростью в сражении на Куликовом поле с Мамаем, отказал перед кончиной в 1410 году село Коломенское супруге своей княгине Елене, в иночестве Евпраксией переименованной. Инокиня княгиня Евпраксия, через духовную свою, в 1453 году завещала Коломенское с деревнями, что к нему потягло, Великому Князю Василию Васильевичу Темному, а он после смерти своей предоставил то село во владение своей супруге Великой княгине Марии Ярославне, которая перед пострижением отдала оное сыну своему, Великому Князю Iоанну III Васильевичу , Самодержцу Всероссийскому. Краткая Церковная История Преосвященного Митрополита Московского Платона свидетельствует, что в 1531 году, в царствование Великого Князя Василия Iоанновича

Воздвигнута в селе Коломенском каменная церковь Вознесения Господня, а в следующем году она была освящена Даниилом, Митрополитом всея России, архиепископом Ростовским Кириллом и епископами Вассияном Коломенским и Досифеем Крутицким. Сие историческое сказание ученейшего Архипастыря подтверждается сохранившейся от древности доныне в этой церкви запискою, с таким примечанием: что в то время не было во всей России церкви подобной высоты, красоты и светлости, и что Государь возлюбил ее, украсил многоцветными сосудами и Святыми Образами с златом, серебром и дорогими камнями; был сам на освящении с супругой, Великою Княгиней Еленой, с сыном своим, князем Iоанном Васильевичем, и братьями, князьями Георгием и Андреем. И происходило при сем празднество и пирование великое для духовных властей и бояр три дня. Царь Iоанн IV Васильевич Грозный первое известие о завоевании Царства Астраханского получил 29 августа 1554 года во Дворце Коломенском. Летописатели добавляют к этому, что Государь ежегодно праздновал там свой день рождения и день тезоименитства, и пировал во всем великолепии с Российскими Иерархами и боярами. Все эти повествования доказывают, что Государи Российские около пяти столетий беспрерывно имели для летнего своего пребывания загородные Дворцы в селе Коломенском, оличающимся приятнейшими видами, где Москва река игривыми извивами окружает необозримые зеленые луга цветами испещренные. Неоспоримо это и потому, что там исстари заведены были весьма обширные Дворцовые сады, изобилующие превосходными плодовыми деревьями и величающиеся несколько веков рослыми осокорями, матерыми кедрами и старыми пихтами, которые будучи произведением другого климата, перевезены были из далеких стран с великим иждивением для Российских Государей токмо удобовозможным. При этом оставшиеся еще тогда живые старцы свидетельствовали, что в последнем Царском Дворце, который изображен на чертежах в книге П.С. Валуева, был терем, называемый по преданию Любимым царя Iоанна IV Васильевича. Из этого заключить можно, что тот Царский Дворец в Коломенском до 1767 года существовавший, не весь был построен, как некоторые думают, царем Алексеем Михайловичем, а токмо возобновлен им с прибавлением больших размеров и некоторых теремов в красивом древнем вкусе. Близость этого села от Столицы подавала не редко случаи к местным происшествиям, что и в Летописях многократно отображено. В 1591 году при Царе Федоре Iоанновиче крымский хан Казы Гирей пришел с многочисленным ополчением к Москве и остановился в Коломенском, проведя там полтора дня, откуда посылал он разорять окрестные села и деревни, но устрашась пустой тревоги в Российском Стане, находившемся у Донского монастыря и ложного известия о прибытии на помощь Новгородского войска, побежал из Коломенского ночью в крайнем беспорядке. В следующем году царь Феодор Iоаннович отреставрировал опустошенное крымскими татарами село Коломенское, приказал между прочим поставить перед Дворцом ворота из самых толстых дубов с выпуклой резьбой отличного мастерства. В смутные времена, по низложении в 1610 году Царя Василия Шуйского, Тушинский Вор и Самозванец с польским воеводой Сапегой имели свой Стан в селе Коломенском, и когда боярин Михайло Солтыков с единомышленниками своими впустил в Москву поляков, то оставленный ими Самозванец удалился из Коломенского в Калугу. По воцарении Государя Михаила Феодоровича, все опустошенные поляками и самозванцами Дворцовые Села получили на несколько лет льготы от государственных повинностей., в числе каковых находилось и село Коломенское. На память избавления Москвы от поляков, заложена, по Его велению, в Коломенском каменная пятиглавая Церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы, и доныне там существующая. Она освящена была уже в царствование Царя Алексея Михайловича, что явствует из следующей надписи на храмовом кресте: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, и водружен бысть крест сей в церкви Пресвятые Богородицы Казанския 7174 года в 8 день Маiя. При Благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца». Царь Алексей Михайлович по чрезвычайной склонности к соколиной охоте часто ездил в Коломенское забавляться пусканием птиц. Эта царская забава была при нем в наилучшем состоянии, а принятие в Сокольники совершалось тогда по особому обряду в Коломенском. Пребывая там чаще своих предков, Алексей Михайлович угощал в этом загородном Дворце с царской пышностью Патриарха и знатных бояр своих. Пиры кончались глубоко заполночь. Как свидетельствует следующая выписка из дворцовых записок: «Iюля в 25 день 1653 года в селе Коломенском на имянины Государыни Царевны и Великия Княжны Анны Михайловны ел у Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича Всея Руссии Святейший Патриарх Московский, а стол был в передней избе, а у стола велел Государь быть боярам и окольничим всем без мест. У стола стояли стольники: Петр Васильев сын Шереметев, да князь Лаврентий княж Михайлов сын Мещерский. В столы смотрели стольники: в большой стол князь Иван княж Семенов сын Прозоровский, в кривой стол князь Михайло княж Семенов сын Прозоровский, вина наряжал князь Петр Ельмурзин сын Черкасский». Коломенский Дворец в то время содержан был с таким отличным по тогдашнему вкусу великолепием и роскошью, что все приезжавшие в Москву иностранцы обыкновенно из любопытства посещали это летнее жилище Российских Царей. Польские полномочные послы Ян Глинский и Киприан Бростовский сами испросили у Государя дозволения видеть Коломенское, и в донесениях своих от 27 февраля 1672 года к королю Михаилу описали оное. Упомянув прежде всего о Церкви и о спокойных переходах в оную из чертогов царских, послы обратили внимание на искусную резьбу дубовых ворот. Они удивлены были высотой и прочностью башни о шести теремах, которая весьма искусно в углах замками одного дерева с другим была скреплена. Внутреннее убрамство теремов и великого множества комнат поражало воображение. Резные наличники превосходной работы и раскраски, великолепные печи в изразцах, деревянные лавки, разноцветными шелковыми тканями обитые, столы живописные под лаком они весьма похваляли. В передних сенях на потолке изображен был Зодиак, а перед сенями из окон выставлены были две доски, изображающие в выпуклостях все Гербы Российского государства. Над входами купол украшен был 9 живописными картинами, а на верху тех комнат, которые занимал сам Государь, стояли снаружи круглые щиты с означением четырех частей Света. При Алексее Михайловиче «Русский Версаль» достиг пика своего расцвета...

Валуев, Петр Степанович (1743 — 1814) – Действительный Тайный Советник и Кавалер, археолог, Действительный Член Общества Истории и Древносте Российских.. Служил при дворе Екатерины II; был главноначальствующим над Кремлевской Экспедицией и Оружейной Палатой (в Москве), которая и построена при нем. Содействовал сохранению некоторых старых памятников, но многие из них уничтожил. Он основал Московскую коммерческую практическую Академию и дал новое образование Архитектурному Дворцовому училищу. Принимал деятельное участие в составлении и издании двух крупных археологических трудов: "Историческое описание древнего Российского музея" (часть 1, Москва, 1807) и "Исторические сведения, из летописей отечественных и преданий изустных извлеченные о селе Коломенском" (Москва, 1809). В словаре Брокгауза и Ефрона сказано, что Валуевы принадлежали к старинному дворянскому роду, их предок — Окатья-Вал (Вала) — литовский уроженец, выехавший в Россию и принявший православие. Свой род Валуевы ведут от Тимофея Васильевича, боярина, погибшего на Куликовом поле.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?