Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 344 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Жития святых в ц/с рукописной литературе.

Житие (греч. βιος, лат. vita) — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография. Наиболее распространенными и продаваемыми на нашей территории были два жития: Житие Николая Мирликийского и Житие Василия Нового (кстати, третье место в этом списке прочно занимают Страсти Христовы, что немного не из этой темы).

 







Житие Николая Чудотворца с отрывком из Хронографической части Лицевого

Летописного свода. Москва. 70-е годы XVI века. Бумага. 255 лл. Полуустав.

Поступило в РГБ в 1863 году из собрания Т.Ф. Большакова. В рукописи 447 миниатюр.

На л. 1 - средник с миниатюрой XVI века с архитектурным обрамлением;

на лл. 2-28 запись о продаже в Москве Сретенской сотни Максимом Филипповым

именитому человеку Даниилу Ивановичу Строганову с указанием цены рукописи -

25 рублей. Д.И. Строганов умер в 1668 году, следовательно, рукопись была продана ему

не позже этого времени.

Западноевропейские жития. Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности её подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических Евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени жития святых были сказания о мучениках. Ещё св. Климент, епископ Римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, Фабиан (236 — 251), поручил это дело семи иподиаконам. Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертной казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство. При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий († 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашёл достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинсках мучениках». От первых трёх веков дошло до нас ещё несколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, епископ Тагритский (ок. 410 года), автор «Истории персидских мучеников». Монах бенедиктинского монастыря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 года), составил древнейший на Западе мартиролог («Usuardi martyrologium», издано в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Париж 1689). Более обширна литература житий святых второго рода — преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний — Дорофея Тирского — сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: «Жития честных монахов» патриарха александрийского Тимофея; затем следуют сборники Палладия, Лавсаик («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum», «Historia christiana veterum Patrum» 1582, а также в «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII). На Западе главными писателями этого рода в патриотический период были Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»); Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»); Григорий Турский, написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»), Григорий Двоеслов («Dialogi») и др. С IX века в житийской литературе появилась новая черта — тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст, сановник Византийского двора, живший, по одним, в IX , по другим в X веке или XII веке. Он издал в 681 году «Жития святых», составляющие самый распространенный первоисточник для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе. Много житий святых находится в сборниках смешанного содержания, каковы прологи, синаксари, минеи, патерики. Прологом называется книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники называются синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи епископа Порфирия Успенского 1249 год), затем следует синаксарь императора Василия — относящийся к X веку. Другие древнейшие прологи: Петров — в рукописи епископа Порфирия — содержит в себе памяти святых на все дни года, кроме 2-7 и 24-27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов), почти сходный с Петровым, содержит в себе памяти святых за целый год. Наши русские прологи — переделки синаксаря императора Василия с некоторыми дополнениями. Минеи суть сборники пространных сказаний о святых и праздниках, расположенных, по месяцам. Они бывают служебные и Минеи-Четьи: в первых имеют значение для жизнеописаний святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные.

Житие Зосимы и Савватия Соловецких. 70-80-е годы XVII века. Бумага.

1° (25,3 х 19,0), 432 л. Полуустав. Поступило в 1912 году из коллекции П. И. Щукина.

ГИМ. Житие Зосимы и Савватия, основателей Соловецкого монастыря, было

составлено в конце XV века игуменом Досифеем, который стал монахом этой обители

еще при жизни игумена Зосимы и был его учеником. В 1503 году первоначальная

редакция была переработана бывшим митрополитом Спиридоном-Саввой в

Ферапонтовом монастыре. Во второй четверти XVI века к „Житию" было

составлено „Предисловие" Максимом Греком, в 1542 году была присоединена

„Похвала" Льва Филолога. При игумене Филиппе (Колычеве) (с 1548 по 1566 год)

были продолжены записи о чудесах, которые пополнялись и в XVII веке.

Последний рассказ в Щукинском списке относится к 1675 году.

В рукописи 5 миниатюр; изображения преподобных окружены пышным обрамлением

барочного орнамента, подражающим книжной гравюре; так же оформлен и заглавный лист.

Отечественные жития. Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (например о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть жития.

Житие Евфросинии Суздальской. 80-е годы XVII века. Бумага.

1° (30,2 х 19,4), 92 л. Полуустав. Поступила в 1919 году. ГИМ.

„Житие Евфросинии Суздальской" — инокини Суздальского Ризположенского

монастыря (канонизирована между 1572-1581 годами), было написано монахом

Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале Ериго-рием. Его литературная

деятельность относится ко второй четверти — 50-м годам XVI века.

По „Житию" Евфросиния (в миру Феодулия) была дочерью великого князя

черниговского Михаила Всеволодовича. Среди событий, описанных в „Житии",

— рассказ об ордынском нашествии на Русь в 1237-1240 годах.

Описаны разорение Батыем городов Владимира и Суздаля, битва на реке Сити

в марте 1238 года, гибель в Орде Михаила Черниговского и боярина Феодора.

Все эти исторические сюжеты отражены в миниатюрах многочисленных списков

„Жития", очень популярных в XVII-XVIII столетиях. В данном списке — 62 листовых миниатюр,

орнамент — старопечатного стиля с элементами барокко.

В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV века составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени жития — «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», составленные преподобным Нестором, житие Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до 1174 года) и жития, появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв., представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние жития Смоленской области («Житие св. Авраамия» и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV веке ряд составителей житий начинает митроп. Киприан, написавший житие митроп. Петра (в новой редакции) и несколько житий русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).

Житие князя Владимира. Выго-Лексинский Данилов монастырь. Первая треть XIX века.

Бумага. 8° (17,3х10,0), 195 л. Искусственный полуустав. Поступило в 1907 году. ГИМ.

Древнейшее житие великого князя киевского Владимира Святославича (умер в 1015 году),

крестителя Руси, „апостола во князех", основанное на древнейшем летописном рассказе,

как полагают, было составлено во второй половине XI века монахом Иаковом.

Пространный вариант „Жития" складывался в 40-50-е годы XVI века и был включен

в „Степенную книгу царского родословия" ее составителем митрополитом всея Руси

Афанасием (умер после 1568 года). В данной рукописи текст является списком

„Жития Владимира", помещенного в первой грани „Степенной книги".

Рукопись выполнена в старообрядческом Выго-Лексинском Данилове монастыре;

по особенностям письма и орнаментики относится к поморской школе.

С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского «Древнерусские Жития святых, как исторический источник», М., 1871). Он составил житие и службу св. Сергию, житие и службу преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат житие св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей житий. Не менее знаменит как составитель житий Епифаний Премудрый, живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, — написавший жития обоих этих святых.

Житие Василия Блаженного. Конец XVIII века. Бумага. 4° (21,2 х 16,2), 187 л.

Полуустав искусственный. Поступило в 1914 году из собрания Е. В. Барсова. ГИМ.

Житие московского святого Василия Блаженного было составлено около

1588 года — времени его официальной канонизации. Василий, „нагоходец юродивый",

упоминается в Степенной книге в известиях о нашествии Магмет-Гирея в 1521 году

и о московском пожаре 1547 года. В барсовском списке содержится описание

32-х чудес святого, прижизненных и посмертных, иллюстрированных 37 миниатюрами;

на некоторых — чудеса, совершенные Василием Блаженным во дворце Ивана Грозного.

Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы, палею, летвицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI веке в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI веке. Авторы этих житий не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Жития этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.

("Нет повести прекраснее на свете",

чем повесть о Петре и Февронии,

русском варианте

самой "печальной повести" о "Ромео и Джульетте" )

Повесть о Петре и Февронии. Писец и художник И. Г. Блинов. 1902 год.

Бумага. 1° (35,0 х 22,0); 87 л. (Представлены лл. 21-24, 25-28, 75-78).

Искусственный полуустав. Приобретена у частного лица в 1902 году. ГИМ.

„Повесть о Петре и Февронии" — сочинение писателя и публициста XVI века

Ермолая-Еразма. Основой „Повести" послужил, очевидно, составленный еще

в XV веке житийный рассказ; сохранилась и служба Петру и Февронии, также XV века.

Официальная канонизация князя Петра и княгини Февронии (в иночестве Давида и Евфросинии)

Муромских последовала в 1547 году. Как писал В. О. Ключевский, под Петром в легенде,

видимо, разумеется умерший в 1228 году в иночестве муромский князь Давид Юрьевич.

Основным сюжетом „Повести" — одного из лучших памятников литературы

Древней Руси — является история женитьбы князя Петра на крестьянской дочери Февронии;

ряд эпизодов „Повести" — победа Петра над крылатым змеем, исцеление

Петра Февронией, ее мудрые загадки — перекликаются с произведениями

русского и мирового фольклора.

Иван Гаврилович Блинов (1872-1944) — художник-миниатюрист,

иллюстратор и каллиграф, живший в Городце на Волге и тесно связанный

с крестьянской старообрядческой средой, владел практически всеми видами

старинных русских почерков и многими художественными стилями орнамента

и украшения рукописей. Особое предпочтение он отдавал полууставу XVI века,

которым, в частности, написана „Повесть о Петре и Февронии".

Его знали и ценили в Историческом музее, для которого он специально создал

ряд иллюстрированных списков знаменитых древнерусских литературных памятников.

Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить по тенденции от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую эпоху в истории русских житий составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется, с одной стороны, усиленной деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четьими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские жития, известны в двух редакциях: Софийской (рукопись СПб. дух. акд.) и более полной — Московского собора 1552 г. Изданием этого грандиозного труда занята Археографическая комиссия, успевшая пока, трудами И. И. Савваитова и М. О. Кояловича, издать лишь несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь. Столетием позже Макария, в 1627—1632 гг., появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646—1654 гг. — Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.  Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно жития и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник всё, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал и переделывал имевшиеся у него под руками жития, опуская из них предисловия, а также похвальные слова. Чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты — Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский — для Руси южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлёк к этому делу св. Димитрия, впоследствии митрополита Ростовского, который, трудясь в течение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четьих-Миней Макария и других пособий, составил Четьи-Минеи, содержащие в себе жития не южно-русских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнёсся к труду Димитрия, заметив в нём следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены, и труд Димитрия был окончен. В первый раз изданы Четьи-Минеи св. Димитрия в 1711—1718 гг. В 1745 г. Синод поручил киево-печёрскому архим. Тимофею Щербацкому пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после смерти Тимофея докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четьи-Минеи были изданы в 1759 г. Жития святых в Четьях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания — о первенстве марта месяца в году, об индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка «учителей, писателей, историков», приложенного перед первой и второй частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого жития или повторение с исправлением языка жития древнерусского.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?