Житие князя Всеволода-Гавриила.
Монаха Псково-Печерского монастыря Григория считают автором редакции "Жития князя Всеволода-Гавриила". Всеволод, в крещении Гавриил, был сыном новгородского князя Мстислава, внуком Владимира Мономаха. Почти вся жизнь Всеволода Мстиславича прошла в Новгороде, здесь он провел детство, учился у отца мудрому правлению, совершил первые походы. После того, как его отец стал великим киевским князем, Всеволод княжил в Новгороде около двадцати лет, он многое сделал для Новгорода, с его именем связано строительство нескольких церквей. Но отношения Всеволода с новгородцами складывались не всегда гладко. После неудачного похода на Суздаль и Ростов в 1135 г. новгородцы изгоняют князя, Всеволод уходит из Новгорода. Псковичи, напротив, решают пригласить Всеволода к себе на княжение. В 1136 г. Всеволод был торжественно встречен псковичами и оставался в Пскове до своей кончины - 11 февраля 1137 г. Только год княжил Всеволод в Пскове, но оставил благую память о себе, а в городе - заложенный им каменный храм во имя Святой Троицы. Всеволод был первым псковским князем, принятым вопреки воле Новгорода, и первым псковским святым. В 1192 г. были обретены и перенесены в Троицкий храм (Всеволод был погребен в церкви Дмитрия Солунского) мощи князя, здесь они покоятся и доныне. С этого времени начинается почитание Всеволода-гавриила как псковского святого, общерусское празднование ему было установлено на соборе 1547 г. Первой полное "Житие Всеволода-гавриила" было написано в середине XVI в. Василием-Варлаамом, им же написано и "Слово на обретение мощей", оба произведения получили официальное признание, вошли в состав Великих Четьих Миней, сохранились в большом количестве списков. "Житие Весволода-гавриила" в редакции Василия отличается отвлеченностью, оно составлено на основе традиционных мотивов по правилам житийного этикета. Василий не предпринимал особых исторических разысканий и не затруднял себя анализом сложных взаимоотношений между князьями, между князем и Новгородом. Григорий пытается восполнить информационную скудость "Жития Всеволода-Гавриила" в редакции Василия, погружается в новгородские летописи. Убедившись в том, что сведений о Всеволоде не очень много, Григорий извлекает из летописей все, что имеет хотя бы отдаленное отношение к князю, насыщает повествование новыми биографическими и историческими фактами, дает иную трактовку событий. Биография Всеволода Григорий начинает издалека, перечисляя всех предков Всеволода, начиная с княгини Ольги, Игоря, Святослава Храброго, Владимира, крестителя Руси, Ярослава Мудрого, более обстоятельно повествуя о деде Владимире Мономахе и отце мстиславе, подробно излагая легенду о дарах Мономаха. На первый взгляд, это кажется лишним. Но следует вспомнить, что "Житие" Григорий писал в конце XVI-начале XVII в., когда вопросы родословия и престолонаследия переживались необычайно остро. И тот факт, что Всеволод - внук знаменитого Владимира Мономаха, которому были переданы царские регалии ("дары Мономаха") от византийского императора, сын справедливого и храброго Мстислава, унаследовавшего киевский престол от своего отца, был для Григория чрезвычайно важен. Происхождение Всеволода многое объсняло в его поведении и образе его правления. По мнению Григория, Всеволод - достойный продолжатель заветов своих предков - Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Другая причина углубления в историческое прошлое состоит в стремлении показать, что псковский святой - один из первых русских святых в княжеском роде, что вызывает особую гордость Григория, как псковича, святыми "прародителями" Всеволода Григорий называет Ольгу, Владимира Святославича, крестителя Руси, Бориса и Глеба. Много внимания Григорий уделяет строительной деятельности Всеволода и изложению двух юридических произведений, составление которых атрибутируют Всеволоду, - церковного Устава, определяющего место владыки и владычных органов в новгородской жизни, и Рукописания, посвященного организации купеческой корпорации при церкви Иоанна на Опоках в Новгороде. И это тоже неслучайно. Всеволод представет в "Житии" не как князь-воин, а как мудрый устроитель добрых, основанных на законе отношений между разными институтами власти, церковными и светскими. И сам князь являет пример того, как нужно поступать по совести и править по закону, отказываясь от власти и славы. Произведения Григория характеризуют его как мыслящего писателя, знатока летописей и устных псковских преданий, умело сочетающего в своих агиографических произведениях документальность в описании событий и высокую риторику в авторских комментариях к ним. В Псковском музее хранится двуручный меч западной работы XV века с девизом на серебряном перекрестье: "Чести моей никому не отдам", написанном на латыни. Вероятно, в XV в. им заменили подлинный клинок. Из летописей известно, что царь Иван Грозный в 1570 году "удивлялся" мечу князя.