Книга Устав морской о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море. Спб, 1720.
Напечатася повелишем царскаго величества в санктъпитербургскои Типографии лета Господня 1720 Апреля в 13 день. Загл. л., 1 нн., 9, 6 нн., 162 стр., 163—402 лл., 403—432, 14 стр. (реестр.); 2 л. табл., гравированный фронтиспис и 2 л. флагов, деревянная гравированная концовка, Инициалы: Е, К, У, Ф (два), Х, Я. Предисловие стр. 9, 90, 432 и реестр стр. 14 (табл. IV, 7). Размер набора: 243х145/152. В цельнокожаном переплете петровской эпохи. С золотым тиснением герба Российской Империи на переплете и изображением Андреевского флага. 4°: 33x21.5 см. Морской устав 1720 года, составленный под руководством Петра I, излагает правила порядка корабельной службы и определяет общую структуру и организацию русского флота. Он включает кодекс морских уголовных законов и описании военных сигналов. Во вступительной части, написанной Петром I при деятельном участии Феофана Прокоповича, излагается мысль о необходимости морских сил для укрепления военной мощи государства. Началом развития военного флота России следует считать 1696 год, когда решением Боярской Думы и русского царя Петра I было решено строить в Воронеже флот. Эта дата закреплена в самом Уставе. Первым полноценным регламентирующим документом, определяющим все функционирование флота стал Устав Морской, изданный в 1720 году. Этот Устав приобрел силу Закона 13 января 1720 года. Однако, издан был только 13 апреля 1720 года в Санкт-Петербургской типографии. С этого дня и следует отсчитывать его историю. Многие положения Устава большей частью заимствованы из голландских законов. Этим Уставом руководствовался Русский Флот, как военный, так и гражданский на протяжении всего XVIII века. В XVIII веке книга была издана 6 раз.
Библиографические источники:
1. Книжные сокровища ГБЛ. Выпуск 2. Отечественные издания XVIII века. Каталог. Москва, 1979, № 8
2. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, № 150
3. Быкова Т.А., Гуревич М.М. Описание изданий гражданской печати 1708-январь 1725. Москва-Ленинград, 1955, № 444
4. Пекарский П. «Наука и литература в России при Петре Великом», II, Спб., 1862, № 437б.
5. Бычков А.Ф. Каталог хранящимся в Императорской Публичной библиотеке изданиям, напечатанных гражданским шрифтом при Петре Великом. Спб, 1867, № 112
6. Библиотека А.В. Петрова. Собрание книг, изданных в царствование Петра Великого. Изд. 2-е, доп. с 34 снимками. Спб, 1913. № 55
7. Битовт Ю. «Редкие русские книги и летучие издания 18-го века». Москва, 1905, №№ 257-261
8. Бурцев А. "Описание редких российских книг в пяти частях" Спб, 1878, № 365.
9. Березин-Ширяев "Материалы для библиографии..." Спб, 1868, кн.1, с. 18
10. Сопиков "Опыт российской библиографии" Спб, 1904, № 12226.
Содержание: 1.) „Предисловие к доброхотному читателю"; 2) „Указ" о введении морского устава; 3) „Устав морской, часть первая, разделение первое. О всем что касается доброму управлению в бытности флота на море"; 4) „Присяга"; 5) „О флоте"; 6) „Книга первая" (о должностях во флоте); 7) „Книга вторая о ранге и о команде офицеров и о почтении им, о флагах и вымпелях, о фонарях, о салютах и о флагах торговых и о обвесах карабелных"; 8) „Книга третья" (об обязанностях должностных лиц); 9) „Книга четвертая" (о дисциплине, взысканиях и награждениях); 10) „Книга пятая о штрафах"; 11) „Форма табели для записи приему и расходу и остатку помесячно, секретарских, констапельских, комиссарских, священнических, лекарских, шхипорских, штюрменских и протчих припасов на карабле, настоящих и запасных"; 12) „Форма табели, которые надлежит держать капитанам или кто караблем командовать будет, такоже и секретарям и комиссарам"; 13) „Сигналы карабелные"; в тексте две таблицы — „Регламент учиненный по рангам караблеи сколко каких чинов людей надлежит быть на карабле какого ранга" и „Пример как жюрнал держать".
„Устав" излагает основные положения об организации флота и основные обязанности чинов флота, содержит правила порядка корабельной службы, собрание морских уголовных узаконений и морские сигналы. Содержание распространяется как на корабельный, так и на галерный флот. Порядок следования указа, присяги и статьи „О флоте" различен в разных экземплярах.
На фронтисписе вид моря в архитектурной рамке. Наверху двуглавый орел с андреевским крестом на груди, под ним в медальоне четыре, сплетенные концами, якоря. Женская фигура поднимает над морем занавес. На море парусное судно, которым управляет мальчик, к нему подлетает „Время". Внизу слева Нептун, справа Марс. Справа внизу подпись: „Грыдировал Петр Пикарт. Ст Питербурхе 1720". Гравирован фронтиспис, вероятно, по рисунку Растрелли-отца. В „Прошении", поданном в 1732 г. имп. Анне Иоанновне, Растрелли перечисляет сделанные им работы и в пункте 9 пишет: „В том же 1723 году в октябре делал я по указу его величества фронтиспис на книге морской регламент, который ныне видим есть". Эксперты в канцелярии от строения, устанавливавшие правильность списка, подтверждают наличие рисунка фронтисписа для „Книги морского регламента" (Материалы для биографии Растрелли-отца, с.с. 446 и 453). По всей вероятности, с рисунка Растрелли гравировали фронтиспис Пикарт и Алексей Зубов. Ошибка, допущенная Растрелли в указании года, вполне возможна, так как список составлялся через несколько лет, он мог забыть дату и в это время большее распространение имел „Устав", изданный в 1724 г. с тем же фронтисписом. Внизу фронтисписа выгравированы стихи: „Предведение божие [нам] открывает | еже время по воле его исполняет | никим чаенное бывает | еже промысел божий содевает. | Понеже мысли и пути его так от нас отдаленны | яко расстоянием от земли до небес суть сравненны". Возможно, что стихи сочинены Петром I, в Каб. Петра I (отд. I, кн. 54, л. 128) имеется листок с этими стихами, написанный рукой Петра I (Пек., II, стр. 483). Во всех виденных нами экземплярах раннего варианта „Устава", с полным числом таблиц, фронтиспис отсутствует. Все эти экземпляры в переплетах петровского времени, что заставляет предполагать, что фронтиспис не был первоначально присоединен к изданию.
На развернутых листах гравированы: 1) „Карабелныя и прочих судов флаги и вимпели"; 2) „Сигналные флаги и вимпели карабелные", справа внизу подпись „П. Пикарт"; 3) на обороте листа „Галерные флаги и вимпели и флюгели"; 4) „Сигналныя флаги и галерныя флюгели". Есть экземпляры устава, где таблица перегравирована без подписи Пикарта.
Работа над составлением „Устава морского" началась в 1715 г. под руководством Петра I. В указе о введении „Устава" говорится: „. . . того ради сей Морской устав учинили, да бы всякий знал свою должность и неведением никто не отговаривался. . . Еже все чрез собственный наш труд учинено и совершено в Санктъ Питербурхе, 1720 году Генваря в 13 день". Сохранились бумаги, относящиеся к выработке „Устава", написанные рукой Петра, например статья „О флоте". „Предисловие" написано Петром I, исправлено Феофаном Прокоповичем. Текст, написанный Петром I, приведен у Н. Устрялова (История. . ., II, стр. 397—400). В „Предисловии" дается история русского флота. „Устав" был составлен на основе опыта Северной войны и просуществовал без изменений до 1853 г., за исключением 1797—1804 гг., когда действовал „Устав морской" Павла I (Военная энциклопедия, XVI, стр. 438). В ПСЗ „Устав" помещен под 13 января 1720 г., но приведен текст издания 1724 г. с включением всех дополнений и изменений, внесенных в текст издания 1720 г. Сохранена „форма табели для записи приему и расходу . . . припасов" и „форма табели . . . капитанам". По экземпляру ГПБ (Бычк., № 112 и Пек., II, № 437в) можно отчасти проследить последующую работу над „Уставом". После заглавного листа помещены „Пункты в морской регламент, вместо положенных во оном, переправленыя и вновь прибавленыя, по которым надлежит поступать до нового выхода сего регламента как следует". Указанные исправления, кроме пунктов, касающихся книги третьей (гл. 1 и 7), вошли в последующие издания „Устава морского". Содержание гл. 1 и 7 также видоизменено, но не в соответствии с приложенными „Пунктами". Отсутствие изменений в изданиях „Устава" 28 июня 1720 г. (см. № 465) и 12 октября 1720 г. (см. № 500), по сравнению с настоящим изданием (13 апреля), показывает, что „Пункты" присоединены к „Уставу" после октября 1720 г.
Первое издание „Устава морского" имеется в двух вариантах. В первом варианте лл. 163—402 были заняты формами табелей, в которых перечисляются последовательно все нужные для разных должностей на корабле припасы (Пек., № 437а). Во втором варианте издания для каждой должности дается один образец таблицы, затем идет простой перечень всех остальных необходимых припасов (Пек., № 437в). В этом варианте форма озаглавлена: „Табели образцовые, каким маниром оные чинить, для записки приему и расходу и остатка. . .". Сокращение таблиц значительно уменьшило объем издания, получился большой пропуск страниц (от стр. 216 до 402), так как колонцифры не менялись; в ряде экземпляров он так и остался. В других старая пагинация замазана и проставлена новая, последовательная. Так как опечатки, мелочи набора совпадают, то несомненно, что оба варианта, за исключением таблиц, печатались с одного и того же набора. „Реестр" оставлен без изменения, указание в нем страниц в форме табелей соответствует первому варианту. В описи продаваемых книг под 1 августа 1720 г. (Гавр., Прилож., стр. XXIX) „Устав морской" указан в двух вариантах: „Уставов морских з болшими и малыми табелями 500". В книге третьей (гл. 9 „О священниках") встречаются разночтения. В некоторых экземплярах в гл. 9—4 пункта (пункт 1 о „на-чалном священнике", который „имеет управление над всеми священниками во флоте", и три последующих пункта „о священниках на каждом карабле"). В некоторых экземплярах глава состоит из трех пунктов, без указания на „началного" священника. Это более ранний вариант, так как, начиная с издания от 12 октября 1720 г. (см. № 500), в гл. 9 всегда 4 пункта. В связи с этим расхождением текста стр. 71-74 в разных экземплярах разнятся по набору.
Устав создавался на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов. В уставе были помещены указ Петра I от 13.1 о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении устава, "Предисловие к доброхотному читателю", присяга, "регламент", разъясняющий понятия "флот" и "боевые построения флота". Текст устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота - права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, организация повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в бою, дисциплинарные наказания за нарушения устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота.
Устав был проникнут идеями патриотизма, верности присяге, бдительности, строгого хранения военной тайны. Подчеркивалось, что русские военные корабли ни при каких обстоятельствах не должны сдаваться врагу. Доработанный устав был переиздан в 1724 и с незначительными изменениями действовал до 1797. По Морскому уставу учились искусству побеждать врага многие поколения русских военных моряков. Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий впервые были прописаны Петром I в морском уставе 1720 года, который разрабатывался на опыте зарубежных стран. 13 апреля 1720 года документ был обнародован под названием «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море».
Первый в России Морской устав начинался манифестом императора, которым Петр I так определил причины его издания: «...сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Затем следовало «Предисловие к доброхотному читателю», за которым шел текст присяги для поступающих на военно-морскую службу, а также перечень всех кораблей и подразделений флота, табель комплектации судов различных классов.
Морской устав Петра I состоял из пяти книг. Книга первая содержала положения «О генерал-адмирале и всяком аншеф-командующем», о чинах его штаба. В документе были помещены статьи, определяющие тактику эскадры. Эти указания носили явный отпечаток воззрений голландских адмиралов той эпохи и отличались не очень жестким регламентированием правил и норм, которые вытекали из свойств и возможностей флотского оружия той поры в различных условиях морского боя. Подобная осторожность была предусмотрена, чтобы не стеснять инициативы командующих — это проходит через весь устав характерной чертой. Книга вторая содержала постановления о старшинстве чинов, о почестях и внешних отличиях кораблей, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых...». Книга третья раскрывала организацию боевого корабля и обязанности должностных лиц на нем. Статьи о капитане (командире корабля) определяли его права и обязанности, а также содержали указания о тактике корабля в бою. Последние имели ту особенность, что почти не касались тактики ведения одиночного боя, предусматривая главным образом действия корабля в линии с другими судами. Книга четвертая состояла из шести глав: глава I — «О благом поведении на корабле»; глава II — «О слугах офицерских, сколько кому иметь надлежит»; глава III — «О раздаче провианта на корабле»; глава IV — «О награждении»: «...дабы всякий служащий во флоте ведал и был благонадежен, чем за какую службу награжден будет». Эта глава определяла награды за взятие неприятельских судов, вознаграждение раненных в бою и состарившихся на службе; главы V и VI — о разделении добычи при захвате неприятельских судов. Книга пятая — «О штрафах» — состояла из 20 глав и представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы. Наказания отличались жестокостью, характерной для нравов того времени. За разные провинности предусматривались такие наказания, как «розстреляние», килевание (протаскивание провинившегося под днищем корабля), которое, как правило, заканчивалось для наказуемого мучительной смертью, «биение кошками» и так далее. «Ежели кто, стоя, на своей вахте, — говорилось в уставе, — найдется спящ на пути, едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет кошками у шпиля.. А ежели оное случится не под неприятелем, то офицеру служить в рядовых один месяц, а рядовой спускай будет трижды с раины. Кто придет на вахту пьян, ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалованья, за другой на два, за третий лишением чина на время, или вовсе по разсмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у мачты». К Морскому уставу были приложены формы ведомостей судовой отчетности, Книга сигналов и Правила дозорной службы. Морской устав Петра I с незначительными изменениями и дополнениями просуществовал до 1797 года и выдержал восемь изданий. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел новый устав 1853 года.