Живописные виды императорских дворцов и садов в окрестностях Санкт-Петербурга. По рисункам И.Я. Мейера, гравировал К.К. Шульц.
Meyer J., Schultz C. Vues pittoresques des palais et jardins imperiaux aux environs de St. Petersbourg. Dessinees d’apres nature par J.Meyer et lithographiees par Schultz. St. Petersbourg, Velten, Impr. Par Lemercier a Paris, [около 1845]. Живописные виды императорских дворцов и садов в окрестностях Санкт-Петербурга. По рисункам знаменитого швейцарского акварелиста Иоганна Якоба Мейера, гравировал Карл Карлович Шульц (1823 - 1859). 25 литографий, 11 из которых раскрашены от руки. Oblong in-folio. В красном марокеновом переплете с тиснением золотом на корешке и конгревным тиснением на крышках. Переплет середины XIX века. Экземпляр из библиотеки Принца Уэльского! Встречаются экземпляры с 22 или 23 литографиями, причем, как правило, полностью раскрашенные изначально в знаменитом издательстве Фельтен. Очень красивые виды окрестностей Санкт-Петербурга. Наш экземпляр, к сожалению, раскрашен частично, зато комплектный.
Библиографические источники:
2. Дар Губара. Каталог Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Москва, 2006, № 2361.
Титульный лист с виньетой. Печать 5-ю красками, в центре виньета с видом коттеджа в Александрии. Под виньетой: «Hancke script, et del. Imp. Lemercier a Paris».Перечень листов:
1. «Придворная церковь». 2. «Дворец в Павловске». 3. «Вид Монплезира». 4. «Императорский дворец на Елагином острову». 5. «Ораниенбаумский дворец со стороны сада». 6. «Английский дворец в Петергофе». 7. «Императорский дворец в Ораниенбауме». 8. «Дворец великой княгини Марии Николаевны». 9. «Большой Фонтан в Петергофе». 10. «Кофейня в Летнем саду в С.Петербурге». 11. «Дворец в Стрельне». 12. «Александровский дворец в Царском Селе». 13. «Придворная церковь в Царском Селе». 14. «Колоннада дворца в Царском Селе». 15. «Дворец в Царском Селе с Китайскаго моста». 16. «Дворец Е.И.В. Великаго Князя Михаи-ла Павловича». 17. «Царицын Остров в Петергофе». 18. «Знаменский дворец близ Петергофа». 19. «Александрия Дворец близ Петергофа». 20. «Дворец в Гатчине со стороны двора». 21. «Дворец в Гатчине со стороны сада». 22. «Воксал в Павловске».
Тема загородных дач, сёл и дворцов первых лиц императорской России была очень распространена среди художников того времени. Не последнее место в их ряду занимает Иоганн Якоб Мейер.
Швейцарец по происхождению, знаменитый акварелист Иоганн Якоб Мейер (1787–1858) прибыл в Россию в 1842 году и пробыл здесь около трех лет. Он являлся дальним родственником жены писателя Н.Греча, что помогло ему быстро организовать в столице выставку своих работ. Вскоре волею судеб Якоб Мейер стал известен Императорской фамилии и исполнил для семьи русского царя акварели нескольких петергофских видов. А затем в 1843–1845 гг. по протекции неизвестного высокопоставленного лица он попал в качестве наблюдателя на театр военных действий Кавказа. Рисунки и акварели Мейера говорят о том, что, бывая в гуще военных событий, он запечатлевал не только их, но успевал при этом еще и подчеркнуть красоты горного края. Здесь он познакомился с Ниной Чавчавадзе, вдовой А. Грибоедова, со многими декабристами, сосланными на Кавказ, с людьми, знавшими М. Лермонтова. Хорошо узнал Я.Мейер и великолепные достопримечательности пригородов Санкт-Петербурга, и в том числе, конечно же, Павловск. Его акварели «Музыкальный Павловск» стали хрестоматийными, хотя долгое время их авторство не было известным. Они дают реальное воспроизведение тех праздничных вечеров, что проходили в Павловском музыкальном вокзале в 1840-е годы. Это, пожалуй, первое достоверное воспроизведение в цвете Павловского вокзала, расположенного в самом центре парка. Нам же больше известны поздние цветные литографии по этим акварелям. Ну, а ныне работы этого замечательного художника, которые с полным правом можно считать художественно-историческими документами, хранятся в запасниках Русского музея, в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Российском государственном историческом архиве.