Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 751 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Ферсман, Александр Евгеньевич, академик. Сокровищница бриллиантов и драгоценных камней России. Каталог выставки.

[Russia’s Treasure of Diamondsand Precious Stones]. Чч. 1-4. М.: Народный Комиссариат по Финансам, 1925-1926. 32 с., 25 л. ил., 32 с., 25 л. ил., 32 с., 25 л. ил., 40 с., 25 л. ил. 40 х 32 см. Каждая часть в отдельной картонной папке; все части вложены в одну издательскую папку с клапанами и завязками. Редчайшее издание 1920-х годов по собранию Алмазного фонда Кремля, выпущенное «Гознаком» тиражом 350 экземпляров. Экслибрис Умберто, принца Пьемонтского, будущего короля Италии Умберто II. Fersman A.E. Russia's Treasure of Diamonds and Precious Stones, Moscow, The People's Commissariat of Finances, 1925. Parts I-IV. Original portfolio. Ex-Libris Umberto, Prince of Piedmont, later King Umberto II of Italy. Апогеем работы экспертов Гохрана во главе с Ферсманом стало появление в 1925–1926 годах четырех выпусков иллюстрированного каталога "Алмазный фонд СССР". Т.т. 1—4, М., 1924 — 25, который сопровождал выставку в Москве. Издание было переведено на английский, французский и немецкий языки, с целью привлечения покупателей и распространялось в Европе. Большая часть драгоценностей была распродана в Европе и Америке. Издание несомненно является культурным достоянием России. Это часть нашей истории, пусть и негативной.

В 1922 году во всех музеях страны начали работать, так называемые, научно-художественные экспертные комиссии. Их главной задачей было выявление предметов высокой материальной ценности для продажи за рубеж, чтобы вырученные от их продаж деньги направить на нужды государства. В том же 1922 году Ленин подписывает декрет о «Создании Гохрана», учреждения для учета и хранения всех запасов драгоценных камней и благородных металлов страны. В него поступают наиболее значительные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусств. Попали туда и ценности бриллиантовой комнаты Зимнего дворца, обнаруженные в подвалах Оружейной палаты в апреле 1922 года. Для их изучения была создана специальная комиссия под руководством академика Александра Евгеньевича Ферсмана (1883-1945). Члены комиссии прилагали все силы к тому, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода. По результатам работы комиссии был составлен четырехтомный труд «Алмазный Фонд СССР», включивший подробное описание всех драгоценностей династии Романовых, вывезенных из бриллиантового кабинета Эрмитажа. В начале 20-х годов вопреки «Декларации о сохранении историко-культурного наследия» началась тотальная распродажа исторических реликвий России. У законных владельцев изымаются ценности, из церквей вывозятся золотые и серебреные вещи, дорогие предметы культа и даже иконы, а сами церкви превращаются в клубы или складские помещения. В специальных мастерских Гохрана из уникальных ювелирных изделий выламываются драгоценные камни, чтобы отдельно продавать бриллианты, жемчуг и благородные металлы. Для этого в Гохране были установлены плавильные печи и кислотные лаборатории. Каждая вещь XVIII-XIX веков, дожившая до наших дней и оставшаяся в России, событие невероятное.

Выставочные залы антиквариата - все это приготовлено для продажи за рубеж:

Советские распродажи ценностей за рубежом стали нормой. Подробности и масштабы этих распродаж и по сей день остаются тайной. Безудержный сбыт большевиками антиквариата и драгоценностей не обошелся без скандала. В начале 1925 года на аукционах Амстердама, Антверпена, Берлина, Лондона были узнаны коронные драгоценности династии Романовых. Разразился политический скандал. Стране срочно требовались деньги, но получать кредиты не удавалось. Политические и деловые круги Запада были уверены в том, что ценностей в России не осталось, все разграблено и распродано, а кредиты даются под солидное обеспечение. Москва, декабрь 1925 года. Чтобы замять скандал и оповестить мир о своей платежеспособности, советское правительство открывает 18 декабря в Колонном зале Дома Союзов выставку Алмазного Фонда, куда были собраны, оставшиеся в Советском Союзе и спешно возвращенные из за рубежа, непроданные сокровище династии Романовых. Как писали тогда в газетах, выставка открыта в связи с проходящим 2% крестьянским займом. Граждане, предъявившие при входе облигации крестьянского займа, проходят на выставку бесплатно. На выставку старались пригласить как можно больше иностранных гостей, а некоторым знатным особам разрешалось даже примерить царские регалии. Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты. Все без исключения изделия были украшены уникальными драгоценными камнями, как самоцветами, так и бриллиантами. Эти драгоценности уже никогда не вернутся в Россию и останутся лишь на фотографиях. Несмотря на многолетние распродажи собрание коронных драгоценностей России и сегодня одно из богатейших в мире.

Иностранцы, посещавшие Россию в XVI и XVII вв., поражались неслыханным богатствам, которые они видели на приемах у великих князей и царей, и привозили на родину рассказы о сказочных уборах из золота. Осыпанных жемчугами, о нарядах, блиставших драгоценными камнями, о царских коронах и посохах с огромными сверкавшими карбункулами, яхонтами и аметистами. Они дивились при виде груд лучшего жемчуга, накопленного в монастырях, и редких камней, украшавших иконы, оклады книг и церковную утварь. Русскому царскому двору была свойственна сказочная пышность Востока: иноземные послы и купцы, изумленные ею, рассказывали на родине о драгоценных камнях, которыми Россию наделила ее природа. Однако в те времена Россия еще не знала своих минеральных богатств, и все самоцветы, которыми восторгались иностранцы, попадали в страну через посредство греческих и бухарских торговцев, из Византии, от кочующих народов Средней Азии или с Запада, через ганзейских купцов. Только гений Петра I создал в России горное дело; страсть к роскоши и пышному строительству, охватившая придворное общество во второй половине XVIII в., побуждала к поискам и к открытию собственных месторождений камня. Постараемся по возможности воскресить историю наиболее замечательных камней.

1. Лучшим изумрудом сокровищницы бывшего русского двора является пластина чистейшей воды и глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. С ее редкой чистотой при весе в 136 каратов не может соперничать ни один камень мира; скромным кажется талисман Великих Моголов в 78 каратов, и перед этим камнем бледнеет по своей чистоте и тону огромный (1350 каратов) изумруд герцога Девонширского. К сожалению, ни одна строчка архива не раскрывает прошлого нашего изумруда, и только косвенными путями можно восстановить его наиболее вероятную историю. По всей видимости, он был найден в период открытия Нового Света, где хранился в одном их храмов Колумбии, а затем привезен португальцами в Индию. Здесь он слился с другими самоцветами этой страны, пока не попал на европейский рынок тем сложным путем, по которому столь часто гранильщики Востока переправляли ценности в лавки западных купцов…

2. Другим уникальным камнем является голубовато-синий цейлонский сапфир в 260 каратов исключительной чистоты и яркости тона. Когда-то давно в песках Цейлона найден этот прекрасный, удивительный камень, и бесхитростной рукой гранильщик-туземец без точных приборов, а только при помощи своего острого точного глаза покрыл поверхность камня узором из свыше ста мельчайших шестисторонних граней. Перед этим камнем бледнеет и знаменитый сапфир Парижского собрания, известный под названием Росполи, и сапфир герцога Девонширского, весящий 100 каратов. Есть основание считать, что сапфир приобрел Александр II на выставке в Лондоне для своей жены, любившей синий цвет. Этот сапфир считается лучшим представителем цейлонских самоцветов по исключительной нежности его окраски, чистоте и изяществу огранки.

3. Прекрасный оливково-зеленый хризолит весит 192 карата, благодаря чему и становится на одно место с кёльнскими хризолитами, которым приписывают вес в 200–300 каратов. Это один из камней, хранившихся в Кёльнском соборе, к алтарю которого уставшие рыцари, возвратившиеся из крестовых походов, приносили драгоценности.

 

4. В верхней части большой короны, сделанной для Екатерины II в 1762 г., сверкает замечательный алый камень, обычно называемый рубином (весом: по старым записям — 389 каратов, по новым — около 400). Исторические сведения об этом редчайшем темно-красном камне, исключительной чистоты и прозрачности, своеобразной восточной огранки (он отшлифован лишь слегка, чтобы сохранить неправильные внешние очертания) неясны. В России к началу XVIII в. были две крупные шпинели, из которых одна — знатнейшей величины и превосходной доброты лал — была вставлена в корону Екатерины II. А у Екатерины I был рубин, который ей преподнес князь Александр Меньшиков, получив его от князя Гагарина. Этот огромный рубин был чудом минерального царства, бывший в 1724 г. главным украшением ее короны.

Но самыми замечательными сокровищами являются, конечно же, алмазы, среди которых выделяются три камня: алмазная таблица, алмаз «Орлов» и алмаз «Шах», хранившиеся в Русском алмазном фонде. О некоторых крупных алмазах, найденных в Индии, идет дурная слава. Особенно известен в этом отношении алмаз «Кои-нор» Из 18 государей Индостана, владевших этим алмазом, часть была предательски умерщвлена, другие пали в сражениях или были изгнаны и умерли в нищете. Этот алмаз был найден на территории нынешнего индийского штата Андхра–Прадеш. Среди других алмазов первой величины «Кои-нор» выделяется неповторимой игрой света и огромным размером — 191 карат (карат — мера веса ювелирных камней; метрический карат, принятый сейчас почти во всем мире, равен 0,200 г.) после первой огранки. Недаром в переводе с санскрита его имя означает «Гора света». Первым владельцем этого алмаза был раджа княжества Гвалиора, правивший в ХVI в. Он преподнес камень падишаху Хамаюну из династии Великих Моголов. Позднее бриллиант был увезен в Афганистан, затем вновь оказался на территории Индии, в Пенджабе. Когда этот район был захвачен Великобританией (1849 г.), принц Далин Сингх был вынужден «подарить» «Кои-нор» английскому генерал-губернатору, который, в свою очередь, подарил его королеве Виктории.

5. История «Щаха» записана на самом камне. Этот алмаз весом 88,7 карат найден в Индии в конце XVI в. Первым владельцем камня был в 1591 г. был Бурхан-Низам-шах, правивший в Ахмеднагаре, однако уже в 1595 г. он был захвачен Великими Моголами. В 1665 г. путешественник Тавернье видел этот камень во дворце Могола Ауренг-зеба. При падении государства Моголов алмаз перешел к персидскому шаху Надиру. В 1824 г., как выгравировано на камне, им владел персидский Фатах-Али-шах. Но уже в 1829 г. принц Хорсов-Мирза привез этот алмаз русскому царю в знак мира и в компенсацию за убийство в Тегеране русского посла А.С. Грибоедова.

6. Название «Дериа-Нор», то есть «Море света» носил алмаз, известный также под именем «Орлов». Вокруг этого камня сплеталось много преданий. Он был найден в начале ХVIII в. в Голконде, в копях Коллура, и огранен в виде высокой розы. Его первоначальный вес был около 300 каратов, причем он составлял один из двух природных осколков большого камня Великих Моголов. Шах Джехан остался недоволен этой огранкой и приказал камень перегранить, после чего камень принял форму современного «Орлова» с его весом в 200 каратов. Именно в этом виде камень во дворце Ауренг-Зеба обратил на себя внимание путешественника Тавернье. После смерти шаха Джехана, в 1661 г., в руки его сына Ауренг-Зеба попал и другой крупный алмаз, ограненный в виде прекрасной индийской розы и названный позднее, при шахе Надире, «Кои-нором». Этот камень оказался прекрасной парой нашему «Орлову», который носил тогда название «Великого Могола». Оба эти алмаза были вставлены в трон шаха Надира, завладевшего индийской столицей Дели в 1737 г. Однако дальнейшая судьба этих камней была различной. Так, «Орлов» попал на амстердамский рынок, где его и купил в 1772 г. граф Орлов. Алмаз был вставлен в екатерининский скипетр — в серебре, в затертой оправе, окруженный кольцом бриллиантов с внутренней стороны. Сейчас не будет ошибкой считать его самым большим известным индийским алмазом — большую розу белого, немного голубоватого и зеленого тона…

7. Алмазная таблица — удивительный солитер, поставленный в виде зеркальца в золотой эмалевый браслет готического стиля, работы 20-хгодов XIX в. Это настоящий «портретный» камень, площадь которого (с боковыми фацетами) больше 7,5 см2, а вес около 23–25 каратов. Камень редкой красоты и чистоты, прекрасной старой индийской огранки, с двумя выбоинками, покрытыми мягким золотом. Этот камень — осколок по спайности неведомого огромного кристалла алмаза из песков Голконды в Индии. Полированная плоскость, сверкающая как лучшее зеркало; это совершенно исключительный портретный алмаз. Судьба его неизвестна, и только из переписки министра двора от 1893 г. узнаем официальное название камня — алмаз «столовый».

Алмазная таблица - форма огранки алмаза. Чтобы самоцвет раскрыл свои природные свойства, приобрел блеск, сочный цвет, его нужно умело обработать. Бриллиант стал лидером среди драгоценных камней благодаря своей четкой форме и строгой огранке. «Алмазный наконечник» и «алмазная таблица» только эти две правильные формы огранки алмазов были известны до 17 века. Специалисты предпологают, что именно «таблица» к XIX веку так усовершенствовалась, что приблизилась к стандарту, который позволил называть алмаз бриллиантом. В природных условиях любой кристалл, любое минеральное тело имеет свои индивидуальные особенности, а потому они более или менее далеки от идеальной формы. Обычно грани кристаллов испещрены штришками, бороздками, выемками, различными неровностями. Они отражают непростую историю камня, информативны и интересны для специалистов, но мешают раскрыться красоте самоцвета. В древние времена природную форму драгоценных камней обычно не меняли, ограничиваясь шлифовкой и полировкой естественных граней. Тогда же стали придавать самоцветам округлую форму, получившую название кабошон (от лат. «кабо» — голова). Прозрачные минералы, обработанные в виде полного кабошона, представляют собой вогнутые линзы. В древности они использовались страдающими близорукостью в качестве монокля. Так, по свидетельству Плиния Старшего, Нерон смотрел бои гладиаторов через кристалл смарагда. Судя по всему, близорукий император пользовался именно кабошоном. Выпукло-вогнутую форму придают темным, густо окрашенным самоцветам. В выемку часто помещают кусочек оловянной фольги, для того чтобы усилить отражение света. Наиболее ценные и прозрачные обрабатывают фасетной огранкой. Самая простая форма — алмазный наконечник, который представляет собой отшлифованные природные грани октаэдра, выступающие в виде пирамиды. Грани алмаза шлифуют с помощью алмазного порошка. Обычно алмазный наконечник применяется для небольших камней. Алмазная таблица— более сложная и трудоемкая форма, потому что образуется из правильного октаэдра при стачивании одного из внешних углов до образования грани. Расположенный напротив внешний угол стачивается незначительно; образуется маленькая грань (колета), параллельная табличке. Она дополнительно рассеивает лучи, усиливая игру бриллианта.

Мы описали историю семи замечательных камней. Семи прекрасных, редчайших произведений природы, в блеске и судьбах которых рисуются страницы прошлого. Сколько связано с ними фантастических рассказов и легенд! Но и сколько, однако, крови пролито…

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?