Агнивцев Н.Я. Рикша из Шанхая. Рисунки Самуила Адливанкина.
Москва, Молодая гвардия, 1927. 16 с. с ил. Тираж 10000 экз. Цена 55 коп. В цв. издательской литографированной обложке. В хорошем виде достаточно редка!
Адливанкин, Самуил Яковлевич (1897–1966)- живописец, график, сценограф, входил в «левое» крыло советского искусства 1920—30 годов. Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Стилистика работ близка лубку, примитиву, работал в духе А.М. Родченко, Л.С. Поповой, делал станковые работы в гротесковом стиле. Художественную ценность представляют в основном работы до 1930 года. Из семьи служащего. Учился в Одесском художественном училище (1912–1917) на живописном отделении у К.К. Костанди, в Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918–1919) у В.Е. Татлина. В 1919–1921 командирован Отделом ИЗО Наркомпроса в Самару в качестве уполномоченного по организации Самарских ГСХМ. С 1919 — руководитель художественной секции губернского комитета по культуре. В Бузулуке под Самарой организовал артель художников, занимавшуюся агитационно-оформительским искусством. Исполнял плакаты, росписи клубов.
Адливанкин Самуил Яковлевич. Натюрморт. 1920
В 1921 жил в Москве. Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины. В конце 1910 — начале 1920-х прошел через увлечение кубизмом и конструктивизмом, создавал работы в духе примитивизма. Автор живописных произведений: «Натюрморт» (1920), «Трамвай Б», «Перед отъездом на фронт», «Портрет моих родителей» (все — 1922), «Русаковский трампарк» (1928), «Ликвидируем прорыв», «Герои у них», «Герои у нас (Ударник)» (все — 1930), «Голосуют за исключение кулака из колхоза», «Состязание юных авиамоделистов» (обе — 1931) и других.
Состязание юных моделистов.1931.
Эскиз к картине. Холст, масло. 121х95. ГРМ
В 1923–1928 сотрудничал с издательством «Молодая гвардия»; делал рисунки для журналов и газет: «Военный крокодил», «Лапоть», «Красная газета», «Безбожник у станка», «30 дней», «Рабочая газета», «Искусство». В середине 1920-х сблизился с кругом журнала «ЛЕФ»; выполнял плакаты и политические карикатуры. Создал иллюстрации к книгам: «Рикша из Шанхая» Н. Я. Агнивцева, «Ледяной дом» И. И. Лажечникова (1928), «Тупик-Шлюпик» Л. Веприцкой (1928), «Первый топор» М. Башенева «(1929), «Гектор Сервадак» Ж. Верна (1929) и другим. Участвовал в оформлении кинофильмов «Чашка чая» (1927) и «Трое с одной улицы» (1936) Н. Г. Шпиковского на киностудиях «Межрабпом-Русь» и «Союздетфильм». Занимался монументальным искусством. По заказу Моснарпита работал над декоративными панно для фабрик-кухонь в Филях и на Можайском шоссе (начало 1930-х). Выполнил панно «Встреча героев Хасана с колхозниками Дальнего Востока» и «Приезд переселенцев в Приамурский край» для павильона «Дальневосточный край» на ВСХВ (1938–1939). В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Свердловске (1942–1943), в конце 1943 возвратился в Москву. Член-учредитель общества НОЖ (1921–1924), член ОСТ (1930–1931, в выставках участия не принимал), «Изобригада» (1931–1932). После 1932 года, когда было покончено с различными художественными течениями, образовался один общий Союз художников. В него вошли те, кто, по мнению властей, не освоил метод социалистического реализма. И вот таким художником, который являлся одним из организаторов Общества ОСТ, был Самуил Адливанкин. Адливанкин жил на Масловке. Это городок художников, где были их мастерские и квартиры. Тогда в 30-е годы было очень много доносов, репрессий. Художники, опасаясь за свою жизнь, ранние работы либо уничтожали, либо их подписи закрашивали, замазывали, записывали.
Адливанкин Самуил Яковлевич.
Перед отъездом на фронт. 1922
С 1917 — участник выставок (Общества независимых художников в Одессе). Экспонент выставок: «Антиимпериалистическая выставка, посвященная международному Красному дню», «Искусство третьего, решающего года пятилетки» (обе — 1931), «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота» (1938), Всесоюзных художественных выставок (1939 — «Индустрия социализма», 1942 — «Великая Отечественная война», 1946, 1950) в Москве; «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1933); «XV лет РККА» в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове (1933–1935); «Урало-Кузбасс» в Уфе (1935) и других. Участник ряда выставок советского искусства за рубежом, в том числе в Амстердаме (1923) и Лондоне (1934). Член МОССХ (МССХ — МОСХ; с 1932). Провел персональные выставки в Москве (1932, 1961). Преподавал в средних школах, в детской колонии в поселке Ильинское Московской области (1921–1922). Похоронен на Донском кладбище в Москве. Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.
Трамвай Б. 1922. Фанера, масло. 47х60. ГРМ