23. Жизнь Христа.Vita Christi. Иллюминированная рукопись на латыни и пергаменте XII-XV в.в. Северная и Восточная Англия.
Price Realized: $3 470 721
Богато иллюминированная рукопись на пергаменте “Жизнь Христа”. Vita Christi, AN ILLUSTRATED LIFE OF CHRIST AND OF THE VIRGIN, IN LATIN. Текст на латыни. Многочисленные декоративные украшения и миниатюры, иллюстрирующие жизнь Иисуса, выполнены темперой с позолотой. Fifty-one late romanesque full-page miniatures + fifty-seven fifteenth-century large or full-page miniatures. Всего получается 108 листов миниатюр. Комплектный экземпляр, собранный из 2-х частей, написанных в разные века. 51 лист - 1190-1200. Северная Англия (возможно Йорк). 55 листов - 1480-90. Восточная Англия (возможно Норфолк). Всего получается 106 листов. 17х12 см. Переплетены в один дорогой коричневый марокеновый переплет мастерской W. H. Smith. На аукционе Сотбис, лот № 45, 4 декабря 2007 года в Лондоне была зафиксирована цена: $3 млн. 470 тыс. 721 (1,700,500 GBP)!
В славянской традиции: "Страсти Христовы".
Короткая справка: Иллюминирование — процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) и орнаментации в средневековых рукописных книгах - манускриптах. Иллюминированные рукописи возникли еще в античное время, но особое распространение получили в эпоху раннего Средневековья.
Материалом для создания средневековых книг — кодексов служил пергамент (или пергамен). Пергамент появился примерно во II в. до н. э. в городе Пергаме. По свидетельству римского историка Плиния, впервые этот материал стали использовать при создании пергамской царской библиотеки. Крышки переплета делались из дерева, обтягивались кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, серебра, драгоценных камней или слоновой кости. Кодексы могли быть различного формата. Самые распространенные: большой — in folio (в лист) и in quarto (в четверть большого листа). Писали на пергаменте специальными заостренными палочками, с востока в Европу пришла манера использовать для этих целей камышовые тростинки — “калам” (сalamius). Чернила изготовлялись из дубовых чернильных “орешков” и камеди (густой смолы). Чернила были черного и красного цвета. Использовалось также золото и серебро. Красным цветом обычно писались заглавные буквы новой главы — отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Особо важные фрагменты текста открывались богато орнаментированными заглавными буквами — инициалами, которые могли занимать собой целую страницу. Часто рукописи иллюстировались — такие книги называются иллюминированными, а изображения носят название миниатюры. Слово “миниатюра” связано с латинским названием красной минеральной краски — киновари (minium). Миниатюра выполнялась клеевыми красками, гуашью, золотом или серебром. Иллюминированная рукопись была настоящей драгоценностью. Но созданием книги занимался не один мастер, а несколько различных специалистов. Прежде всего писарь-каллиграф переписывал текст специальным книжным шрифтом (в отличие от повседневного, скорописного), далее за работу принимался рубрикатор — этот мастер специализировался исключительно на инициалах. Если книга иллюминировалась, то этим уже занимался следующий мастер — миниатюрист. Переплет и оклад создавался в других мастерских. С подобным разделением труда процесс создания книги значительно ускорялся, но тем не менее для создания кодекса требовалось очень много времени (учитывая, что работали в основном в светлое время суток). Одно из ранних упоминаний этого ремесла встречается у Данте: "Искусство, которое в Париже называется иллюминированием (alluminar)" (Чистилище XI 80). От названия красной краски, миниум (лат. minium "киноварь", "сурик"), происходят обозначения создающего такие рисунки художника (миниатюрист) и его произведения (миниатюра). Со временем эти названия стали применяться к любым живописным произведениям небольшого размера. Египтяне использовали для рукописей папирус и лен, средневековые писцы предпочитали тщательно обработанные шкуры животных, из которых делали пергамен. Хотя у Платона упоминается о книжных лавках в Афинах, систематическое книгопроизводство, вероятно, впервые возникло в Александрии, которая занимала ведущее место в этой области в течение двух столетий при Птолемеях. В Риме при Августе существовали хорошо организованные издательства, рассылавшие списки новейших од и сатир римской элите с помощью имперской почты. Древнейшие известные нам иллюстрации сопровождают древнеегипетские свитки. Иллюстрации встречаются также в книгах римской эпохи, но поскольку подлинно античных рукописей уцелело очень мало, об искусстве книжной иллюстрации того времени судить трудно. Большинство рисунков сопровождают работы научного или математического характера, но известен один рисунок к поэме, посвященной подвигам Геракла, и несколько рисунков к прозаическим текстам (два — в цвете). Основная же масса рукописей, в том числе и с текстами античных авторов, возникла уже в Средневековье, в монастырских стенах. В скрипториях первых ирландских монастырей особое значение придавалось инициалам, и то, чего удалось здесь добиться в 7-8 вв., так никогда и не было превзойдено — ни по затейливости рисунка, ни по разработанности орнамента. В 13 в. оживился интерес к украшению инициалов в монастыре Вейнгартен в Баварии. Элементы, исходящие из букв, проникали на поля, создавая обрамление из побегов винограда, усиков, цветочных мотивов; в 14 в. эти украшения стали пышным дополнением миниатюр, иногда они включали небольшие, иногда шуточные сценки, продолжающие действие на центральной миниатюре. Подчеркнутое внимание к украшению полей достигло максимума в 16 в., когда их стали буквально переполнять фрукты, цветы, птицы, насекомые, нарисованные с предельным реализмом и с полным пренебрежением к первоначальному назначению обрамления. В это же время фигуры на миниатюрах увеличились в размере. Иллюминированные рукописи (иллюминированные Евангелия) — рукописные книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами, создававшиеся, в частности, кельтскими монахами в Средние века. Книги, созданные в конце первого тысячелетия нашей эры на британских островах считаются одним из наиболее ярких памятников в общем наследии кельтской культуры, являясь заметным вкладом в мировую художественную культуру в целом. В российской традиции помимо термина иллюминированные для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи. Для создания книг использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зелёные, жёлтые и прочие цвета. Помимо этого для создания миниатюр использовалось серебро и золото. Три наиболее ярких примера таких Евангелий — Келлская книга, а также Линдисфарнское и Дарроуское Евангелия. Термин «Евангелие» в старину относился не только к собственно четырём каноническим Евангелиям (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), но и, исходя из расширительного толкования этого понятия («Евангелие» по-гречески означает «Благая весть»), ко всему корпусу Нового Завета, сборникам молитв, поучений, проповедей и т. п., то есть к церковным книгам, нёсшим Благую весть о Христе. В российской традиции помимо термина иллюминированные для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи. Наиболее яркими и иизвестными примерами таких рукописей являются манускрипты, написанные кельтскими монахами в 7-10 вв. Также известно много более поздних манускриптов, созданных в Италии, Франции и Византии в 11-15 вв. Термин "иллюминированный" относится исключительно к манускриптам, созданным в Европе или на Ближнем Востоке не позднее Ренессанса и богато декорированных буквицами, рамками, орнаментами, различными иллюстрациями (в виде животных, птиц, людей и т.д.) Доля иллюминированных манускриптов от общего числа манускриптов очень небольшая, т.к. во все времена большинство рукописей создавалось без иллюстраций. Большинство наиболее ранних рукописей были религиозными (чаще всего илююминировались Евангелия), но с 12-13 вв. начали часто иллюстрироваться и секулярные книги. Средние века знали два основных сорта пергамента, на которых писались рукописи: собственно пергамент (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамента употреблялись шкуры овец, баранов, телят, иногда других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворожденных ягнят и телят. Пергамент был толще и грубее веллума, однако веллум начали широко применять в производстве книг только с конца XII в. Пергаментные листы манускриптов называют фолиями. Большая часть листов является частью двойных листов, так называемых бифолий, но некоторые листы являются одинарными. Для иллюстраций книг использовались краски из натуральных пигментов, в результате получались удивительные по насыщенности и глубине красные, синие, зеленые, желтые и прочие цвета. Помимо этого для создания миниатюр использовалось серебро и золото. Древнейшие иллюминированные рукописи XI — первой половины XII в. не сохранились, поэтому памятники киевской школы художественной миниатюры этого времени заслуживают особого внимания. Конечно, византийские и, вероятно, болгарские (более близкие, как славянские по духу и форме) образцы сыграли немалую роль в художественных достижениях киевлян, но у них всегда был свой взгляд на поставленную задачу и свое видение мира, радостное и взволнованное. Это можно почувствовать уже в одной из древнейших древнерусских иллюминированных рукописей — «Мстиславовом евангелии» (1103-1117). Евангелист Лука не представлен, как обычно, пишущим: он приподнялся с седалища и в волнении обращается к Небу. В «Изборнике Святослава» 1073 г., в целом выполненном по болгарскому образцу, вшит лист с изображением князя и его семьи. «Юрьевское евангелие» 1120-1128 гг. наполняют фигурки людей и животных. Расцвет иллюминированных манускриптов западноевропейского стиля приходится на готический период, с середины 12 до конца 14 веков. Готический стиль в Западной Европе пришёл на смену романскому, но параллельно существует Византийский стиль, основывавшийся на искусстве Византийской Империи, перенявшей многие традиции античного искусства. Византийское искусство оказывало заметное влияние на европейское, в том числе и на искусство книжных миниатюр. Именно в Византии начали употреблять золото для отделки миниатюр. Перенимали опыт европейцы по разному, например, крестоносцы, захватившие в 1204 г. Константинополь, вывозили в Западную Европу византийские кодексы целыми транспортами. После падения Византии и разгрома турками Константинополя в 1453 г. византийское влияние падает на Западе. Но византийскую традицию перенимают славянские народы и часть народов Кавказа. Другим заметным направлением являлся Островной стиль, существовавший в Британии и Ирландии. Он разительно отличается от континентальной Европы, в которой продолжали доминировать римские традиции. В кельтском искусстве не была широко развита традиция изображения людей, зато декорирование и орнаменты были уникальны. Островной стиль сильно влиял на орнаментальную составляющую европейских манускриптов как в романский, так и готический период. В отличие от остальной Европы золото и серебро при оформлении кельтских книг не использовалось. После массовых набегов викингов на Англию в конце X века и последовавшим нормандским завоеванием кельтская традиция постепенно угасает. Таким образом, иллюминированный манускрипт готической эпохи является сплавом различных культурных традиций, принявшихся на западноевропейской почве. Иллюминация была очень трудоёмким и дорогим процессом. Даже мельчайшие детали миниатюр и орнаментов требовали высокого мастерства и величайшего внимания.