9. Бестиарий герцога Нортумберлендского.The Northumberland Bestiary.
Price Realized: $5 850 000
Рукописный бестиарий герцога Нортумберлендского — это первый популярный иллюстрированный справочник прикладной и мистической зоологии, своего рода средневековая энциклопедия животного мира, содержащая 112 цветных изображений реальных и вымышленных существ и их описания на 148 страницах. Автор рукописной книги не известен, экземпляр датирован примерно 1250-1260 годами. Подобных английских бестиариев во всем мире сохранилось не более 40-50, и они крайне редко попадают на рынок. Самым преклонным возрастом может похвастаться бестиарий из шотландского города Абердин (предположительно 12 век, возможно, даже старше), впервые упомянутый в книжной описи 1542 года. Первый из бестиариев, содержащий аллегорические описания самых, что ни на есть странных животных, был создан в Александрии в IV веке неизвестным греческим автором и назывался "Physiologus", то есть "Натуралист" (широко известен в узких кругах как "Александрийский Физиолог"). Этот "Physiologus", размноженный в неисчислимых латинских, итальянских, немецких и французских копиях, стал основным источником всех последующих бестиариев, выходивших с той поры на протяжении всего средневековья. Парадная разукрашенность бестиариев и изысканные посвящения, сохранившиеся на первых страницах, свидетельствуют о том, что это чтиво предназначалось для высших слоев знати и духовенства. Лишь они были образованы в достаточной степени, чтобы оценить предлагаемые им «звериные» аллегории.
Как поясняли эксперты дома Sotheby’s в 1990 году, до этого бестиарий в последний раз выставлялся на аукцион в 1889 году. Кроме того, экземпляр герцога Нортумберлендского — последний остававшийся в частных руках, а не в музейной коллекции. Нортумберленд (англ. Northumberland) — очень древний английский графский и герцогский титул, сначала был соединён с древним родом де Перси, родоначальник которого, Вильям де Перси (ок. 1030–1096), нормандский барон, прибыл в Англию с Вильгельмом I Завоевателем в 1066 (умер в 1096 году). Придя с Вильгельмом Завоевателем в Англию, получил большие владения в графствах Йорк и Линкольн. С его внуком Вильямом вымерла мужская линия этого дома; имения её и имя Перси принял супруг её дочери, Жоселен де Лувен. Сын его Ричард де Перси — один из 25 баронов, поставленных хранителями данных великой хартией привилегий. Его племянник Генри в 1299 году, как первый лорд Перси, был приглашен в палату лордов. Сейчас живы и здравствуют прямые потомки знаменитого рода. Сохранился и родовой замок на севере Англии. Что касается самого бестиария, на торгах в 1990 году его новым владельцем стал частный коллекционер из США, имя которого не разглашалось.
Классические бестиарии назывались Bestiarum vocabulum, что буквально означает «Слово о животных». Однако их реальное содержание было самым разным, зачастую даже не связанным с животными. В одной и той же книге встречались описания как вымышленных, так и реальных тварей. Там же попадались тексты о птицах, камнях и даже рецепты целительных зелий. Трактаты по естественной истории обычно сопровождались какой-либо поучительной христианской притчей. Все имена и названия обязательно имели некий священный смысл. Таким образом, бестиарии были еще и словарями символического "языка животных". Еще одной интересной особенностью бестиариев было то, что иллюстрации рисовались художниками, большинство из которых ни разу в жизни не видело таких животных. Кто-то, конечно, мог заявить, что однажды встретил ночью у своего дома василиска, однако смертельный взгляд монстра не подействовал из-за темноты. Но это сильное преувеличение — в большинстве случаев облик представителей волшебной фауны воссоздавался по их смутному текстовому описанию. Следовательно, у художников имелась прекрасная возможность пофантазировать. С течением времени у иллюстраторов выработался определенный канон. Изображения животных слегка «стандартизировались», однако от разнообразия их внешнего вида избавиться уже не удалось. Произнося слово «бестиарий», мы представляем себе солидный средневековый фолиант в потрескавшемся кожаном переплете. Бестиарии такого вида появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным статьям. Однако по своей сути они являлись компиляцией древних текстов. Бестиарии базировались как на научных (либо псевдонаучных) трудах — Аристотель, Геродот, "Естественная история" Плиния, или "Фарсалии" Лукана, так и на чистом вымысле, например, "Истинная история" Лукиана Самосатского. Сочинители охотно пользовались индусскими, древнееврейскими и египетскими источниками, обстоятельно эксплуатировали легенды и художественную литературу. Со временем бестиарии обогащались идеями, почерпнутыми из сочинений Оригена и отцов Церкви, таких, как "Magna Moralia" св.Григория Великого, "Hexaemeron" св.Амвросия Медиоланского или энциклопедическая "Книга происхождений" св.Исидора Севильского, а также из таких произведений, как "Liber Memorabilium" Солинуса, "De Universe" Рабана Мавра из Фульды, "Megacosmos" Бернара Сольвестрия, "Aviariun" ("Книга птиц") Гуго Фульонского, "De proprietatibus reram" Варфоломея Английского, произведения Готье де Меца, Филиппа де Фаона, "Bestiaire Li amour" Ришара де Фурневиля или "Li Tresors" Брунетта Латини. Общим для всех — либо большинства — бестиариев было объяснение природных явлений путем толкования Писания. Каждое животное, безразлично насекомое ли, птица или рыба, существующее в природе или мифическое, должно было сочетаться с одним из четырех архетипов: Христом, Сатаной, Церковью или Человеком. В Англии элементы этого жанра появляются очень рано – так, в Эксетерском кодексе, древнеанглийской рукописной книге 11 в., имеются рассказы Кит, Пантера и Куропатка. Однако в полном виде сохранился только один бестиарий на среднеанглийском языке, датируемый 13 в. Он представляет собой перевод (с изменением порядка глав) с латинского Физиолога Теобальда (11 в.). Отдельные рассказы, написанные в традиции бестиариев, встречаются во многих среднеанглийских рукописях. Роль животных в религиозных верованиях была весьма велика. Животное считалось спутником или помощником бога — лань Артемиды, Кербер Плутона, обезьяна Хануман Рамы. Уже в древнем Египте интерес к животным, как реальным, так и фантастическим, весьма велик. На рельефах настенных росписях, иногда в иллюстрациях к папирусам и , конечно, в знаках иероглифического письма мы видим множество изображений животных. Явно фантастическими по своим функциям являются священная птица Бенну (позднее переосмысленная античными авторами как феникс) и до сих пор не отождествленный зверь, являющийся символом убийцы Озириса, злого бога Сетха. Что это за животное, пока определить не удалось. Поэтому египтологи относят его к числу фантастических. Трудно сказать, правомочно ли его отождествление с окапи — родственником жирафа. Поскольку Сетх — олицетворение губительных сил пустыни, более вероятно, что его священным животным является небольшое существо, живущее в песках, нечто вроде капского трубкозуба, на которого оно похоже вытянутой мордой и большими стоячими ушами. До нас, однако, не дошло ни одного египетского сочинения, посвященного специально животным, хотя, учитывая высокое развитие египетской научной и религиозной литературы, можно полагать, что такие были. Античная литература уделяла животным значительное место. Если животные в баснях Эзопа (середина VI в. до н. э.) воспринимаются как типичные герои животного эпоса, то труды Ктесия (VI в. до н. э.), Аристотеля (348 — 322 гг. до н. э.), Мегасфена (IV в. до н. э.; известен в выдержках у Страбона, Арриана и Плиния), Эратосфена (267 — 194 гг. до н.э.), Никандра (I в. до н. э.) можно уже рассматривать как книги по естественной истории. При этом следует учесть, что разница между понятиями «реальное» и «фантастическое животное» в древности, как, впрочем, и в средние века, была весьма условной. Фантастические существа наряду с реальными встречаются у Аристотеля, Плиния (24 — 79 гг. н. э.), Арриана (I — II половина II в. н. э.), Павсания (II в. н. э.). У Фалеса Милетского (624 — 547 гг. до н. э.) есть высказывание: «Вид заключен в роде, как человек в животном» (15, с. 42). Это — одно из первых в истории науки мнений о человеке, как о животном. Как мы писали выше, еще во II в. до н. э. появилось сочинение «Физиолог». Постепенно обогащаясь новыми сведениями, эта книга в редакции XII в. н. э. насчитывала более двухсот названий зверей, птиц, рептилий и рыб, с прибавлениями в некоторых списках растений и камней. Если книги Аристотеля, Плиния и Солина (III в. н. э.) воспринимаются в наше время как книги по естественной истории, то труды Исидора Севильского (570 — 696 гг. н. э.), Гексамерон Амвросия (IV в. н. э.) и книги Рабануса (780 — 856 гг. н. э.) можно рассматривать как переходную форму от книги по естествознанию к полу-фантастическому, полу-реальному жанру — бестиарию, берущему начало в том же «Физиологе». Хотя эти книги были объявлены еретическими папским декретом от 500 г. н. э., к XII — XIV вв. они получили широчайшее распространение. Христианские морализаторы, опираясь на многочисленные данные древних авторов изоологические метафоры из Библии («Лев из колена Иудина», «Левиафан» и др.), не только не препятствовали, но способствовали развитию такого жанра литературы. Особенностью бестиариев было придание определенному животному сакрального, этического и дидактического значения. Одновременно образ животного имел и чисто познавательную, естественно - научную ценность. Это сочетание двух различных аспектов в изображении животного отличает бестиарии с одной стороны от творений Аристотеля и Плиния, с другой — от басен Эзопа. Наиболее известные авторы бестиариев в средневековой Европе — Филипп де Тан (XII в.), Гильон и Ричард Фурниваль (конец XII в.). Путешественники — Жак де Витри (1170 — 1240 гг.), Марко Поло (1254 — 1324 гг.) — внесли в бестиарии многочисленные чудеса Востока. Впрочем, более чем вероятно, что они попали туда до них. Обычно бестиарии были богато иллюстрированы. Достаточно беглого взгляда, чтобы обнаружить в этих иллюстрациях сходные черты — вероятно, результат взаимовлияния. От бестиариев как таковых надо отличать такой жанр, как книги о чудесах вообще. К последнему жанру относятся книги Исидора Севильского «De natura rerum» и «Etimologiarum». Диковинные животные и люди, часто взятые из восточных источников, занимают в этих книгах значительное место. К тому же жанру на Востоке относится книга Закарии аль Казвини «Чудеса сотворенного». Геральдика взяла из этих источников своих единорогов, леопардов, огнедышащих пантер, драконов и многих других существ. Многие персонажи бестиариев попали в книги средневековых естествоиспытателей. Ряд таких существ есть в сочинении Виллара д'Оннекур «Книга рисунков» (1235 г.). В надписях и рисунках на карте, составленной в Люнебурге в 1248 г., также есть образы диковинных животных и людей. Такие крупные авторитеты, как Олаус Магнус (1490 — 1558 гг.), аббат Теве (1503 —1592 гг.), Альдрованди (1522 — 1605 гг.), Конрад Геснер(1516 — 1565 гг.), Афанасий Кирхер (1601 — 1680 гг.), очень многое взяли из бестиариев. В России были известны «Дамаскина и Феодора Студита собрание от древних философов о неких собствах естества животных», «Сказание по буквам о птицах изверях». В книге «Мерило праведное» (13, с. 45), относящейся к XIV в., особенно подчеркнута дидактическая и моральная сторона образа животного: «Бог, прехитрый Творец всея твари и великий Промысленник человеческому животу и спасению, во всей своей твари, и в скотех, и в зверех и в птицах, и в гадах... вложил всем естественные норовы, человеком научения, како которые подражати добрые норовы, а лукавые и нечистые норовы отменяти и гнусные имети всегда».