21. Эрже, Жорж Рени. Комикс о Тинтине.
PAGES DE GARDE BLEU FONCÉ. Encre de Chine pour les pages de garde des albums des aventures de Tintin publiés de 1937 à 1958. Retouches à la gouache blanche. Très légères traces de pliures à certains endroits. 35x53 cm. Уход € 2 654 400. Аукцион Artcurial. Universe of the Creator of TinTin. 24 мая 2014 года. Париж. Лот № 1.
Короткая справка: «Приключения Тинтина» (фр. Les Aventures de Tintin) — один из популярнейших европейских комиксов XX века. Оригиналы-макеты комикса часто фигурируют в сводках аукционов - настолько он популярен у коллекционеров. Его автор — бельгийский художник-самоучка Жорж Рени Эрже (1907 – 1983). «Приключения Тинтина» состоят из 24 альбомов, ставших делом всей жизни Эрже и публиковавшихся между 1929-1976 годами. Тинтин (Tintin) - главный герой - репортер, обожающий приключения. Эдакий "черный плащ" - борец за справедливость, гроза международной преступности и извечный спаситель своих друзей из опасных для жизни ситуаций. Британский писатель-модернист Том Маккарти в 2006 г. издал книгу «Тинтин и секрет литературы», в которой настаивает на психоаналитической подоплёке приключений Тинтина. Он приводит данные биографов Эрже о том, что его бабушка работала прислугой в загородном имени Шомон-Жисту — излюбленном месте отдыха бельгийской королевской фамилии. В 1882 г. она забеременела от неизвестного высокопоставленного гостя и родила двойню. Это были отец и дядя Эрже, внешне напоминавшие Дюпона и Дюпонна. В официальных документах отцом был назван садовник, однако в семье укоренилась легенда, что реальным отцом близнецов был любвеобильный бельгийский монарх. Совмещая психоанализ с конспирологией, Маккарти пытается нащупать второе дно «Приключений Тинтина» в виде тайной истории семейства Эрже. Например, соблазнение служанки бесчестным аристократом — предмет той арии из «Фауста» Гуно, которая несколько раз упомянута в комиксах. Каждый раз, когда Бьянка Кастафиоре пытается исполнить её, капитан Хэддок зажимает уши, ведь семейная история самого капитана таит много «скелетов». Родовое поместье Муленсар было подарено в XVII веке его предку «королём-солнцем». Обычно такие дары Людовик делал своим незаконнорожденным детям в знак неформального признания своего отцовства. «Приключения Тинтина» переведены с французского на 50 языков. В разных странах Европы имеются магазины, где продают книги, игрушки и другую связанную с Тинтином продукцию. В 2011 г. Стивен Спилберг снял по мотивам комиксов фильм «Приключения Тинтина: Тайна единорога». В России про Эрже (настоящее имя Жорж Рени) и его героев знают немногие, зато за рубежом их любит и стар, и млад. С момента выхода первой книги в 1929 году "тинтиномания" не утихает. Приключения репортера Тинтина и его верного друга Сноуи продавались в 33 странах мира (включая Иран) на протяжении полувека по 4 миллиона копий в год. Стиль чистой линии, выработанный Эрже в комиксах про Тинтина, стал одной из основных техник поп-арта. По мнению философа Мишеля Серра, альбомы о приключениях Тинтина представляют собой «шедевр», с которым «не может сравниться творчество ни одного французского романиста». Первая публикация — 10 января 1929 года на страницах еженедельника «Двадцатый век для детей» (приложение к газете «Двадцатый век»). Первый альбом, «Тинтин в стране Советов» (фр. Tintin au pays des Soviets) был опубликован в 1929 году. С 1930 по 1976 год Эрже создал 24 альбома о приключениях репортёра и его друзей (последний остался незавершённым). Во время Второй мировой войны издание «Двадцатого века» было прекращено, и Эрже стал сотрудничать с газетой Le Soir, занимавшей профашистские позиции. После войны художнику удалось очистить своё имя от обвинений в коллаборационизме, поскольку в период оккупации он сознательно избегал любых политических мотивов в своей работе. Впоследствии его старый знакомый, издатель и участник Сопротивления Раймон Леблан открыл журнал «Тэнтэн», главным редактором и автором которого и стал Эрже. Послевоенные альбомы были им выполнены в цвете, а довоенные альбомы (за исключением самого первого) — пересмотрены и раскрашены. Несмотря на всемирную популярность, «Приключения Тинтина» становились объектом критики. Обычно критике подвергается стереотипный (и даже, по мнению критиков, почти расистский) образ жителей неевропейского мира. Прежде всего сказанное относится к ранним альбомам, особенно «Тинтину в стране Советов» и «Тинтину в Конго», которые сам Эрже в поздний период признавал «ошибками молодости». В последующих переизданиях альбомов Эрже систематически убирал острые моменты, серьёзно переделал «Тинтина в Конго». Альбом же «Тинтин в стране Советов», который был написан под сильным влиянием его начальника, аббата Норбера Валле, ярого антикоммуниста, поклонявшегося Муссолини, и на материале единственного источника — книги бывшего бельгийского консула в Ростове-на-Дону Жозефа Дуалле «Москва без покровов», Эрже и вовсе запретил переиздавать, считая его слабым и не отвечающим строгим стандартам достоверности, характерным для позднего его творчества. Альбом, тем не менее, получил широкую популярность в пиратских изданиях и был в конце концов переиздан в 1973-м году с комментариями автора. В середине 30-х, в процессе работы над очередным приключением Тинтина («Голубой лотос», 1936) Эрже познакомился с начинающим китайским скульптором Чжан Чунжэнем, учившимся в то время в Бельгии, и два молодых художника быстро подружились. Рассказы Чжана оказали больше влияние на Эрже, и с этого момента он начинает отходить от своего раннего наивного расизма и стремиться к максимальной достоверности своих работ. Политические взгляды художника также меняются — от право-консервативных, католических традиций, в которых он был воспитан, Эрже начинает мигрировать в сторону универсализма и умеренно социал-демократических воззрений. В своих поздних альбомах он уже сам регулярно критикует колониализм, засилие крупных корпораций и гонку вооружений. Его работы времён войны и позднее отражают скорее левый, чем правый спектр политических воззрений.