Инбер В. Кресло, стул и табурет. Рисунки Бориса Ермоленко.
Киев, Культура, 1930. 12 с. с ил. Тираж 40000 экз. Цена 23 коп. В цв. издательской литографированной обложке. 23х17 см. Большая редкость!
Страшно примечательная работа украинского художника Бориса Ермоленко—оформление книги В. Инбер «Кресло, стул и табурет» (1930). Юный герой этой книги сравнивает разные виды мебели и отдает явное предпочтение незатейливому демократичному табурету, поскольку он представляет максимум возможностей для игр. Составив две табуретки, ребенок воображает себя отважным летчиком, а стул вызывает у него ассоциации с железной дорогой. Многообещающие эксперименты киевских художников могли бы иметь интересное продолжение, если бы общая судьба отечественной книжной графики сложилась иначе.
Ужасная конструктивистки-ударная серия изображений пришла к нам из книги под названием «Спецодежда» авторства Бориса Ермоленко (1930). Она предвосхитила знаменитую английскую работу 1938 года «High Street» с литографиями Эрика Равилиуса (Eric Ravilious), но у нас нет точной информации о том, был ли Эрик знаком с работой русского художника или нет; однако во многих отношениях две эти книги очень похожи, причем не только в плане использования мягких охристых, пыльно-розовых и зеленых цветов. «Спецодежда» состоит из ряда изображений рабочих в одежде, используемой по роду их деятельности: ныряльщик, пекарь, шахтер, химик и т.д. Как и многие другие иллюстрации в этом собрании, работы Ермоленко изображают своих персонажей в жестких, формальных позах, и можно сказать, что главная роль отведена не индивидуальности, а той роли, которую играет персонаж в обществе. Внутри этой подборки особое внимание множество раз уделено именно тому, как все работает, чем занимаются люди в сельском хозяйстве и на транспорте, при работе с машинами и электричеством. Одно из прекраснейших изображений Александра Дейнеки из книги «Электромонтер» 1932 г. авторства Б. Уральского показывает нам рабочего со спины с вытянутыми руками, широко расставленными ногами, в точности похожего на фигуры из «Спецодежды», однако этот человек работает на высоте, на опоре линии электропередач, в центре практически абстрактного узора белых проводов и изоляторов, ярко контрастирующих с фоном черного неба. Он силен, уверен, он улыбается, и будущее принадлежит ему — опровергая своим существованием известные тезисы песни «Wichita Lineman».