Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 789 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Жиль Ф.А. Музей редких, старинных и восточных оружейных предметов Его Императорского Величества Царя и Самодержца Всея России.

В 30 выпусках. Gille, F. Musеe des armes rares, anciennes et orientales, de sa Majestе l’Empereur de toutes les Russies. St. Petersburg et Carlsruche, J. Velten, 1835-1853. Гравированный заглавный лист, [87] с. - текст, 181 лл. ил.;  Иллюстрации выполнены в технике литографии по рисункам А.П. Рокштуля, гравёр – Asselineau. В составном индивидуальном переплёте эпохи. Крышки оклеены бордовым коленкором. На передней крышке тиснением золотом: название издания. Корешок и углы из коричневой кожи. На корешке тиснением золотом: геометрический орнамент. Составные форзацы. "Мраморный" обрез. 58х42,5 см. Составитель иллюстрированного каталога Флориан Антонович Жиль (1801-1864) - заведующий I Отделением Императорского Эрмитажа, придворный библиотекарь и заведующий Царскосельским Арсеналом. Роскошное издание собрания оружия и амуниции из коллекции Царского Села, состоящей более чем из пяти тысяч предметов.

Царскосельский арсенал— музей, основанный в 1811 г. в Царском Селе, императорской загородной резиденции близ Петербурга. Там хранились образцы западноевропейского и восточного оружия, поступившие в качестве дипломатических даров российскому Императорскому Дому. В 1845 г. в это собрание влилась коллекция графа Д. Татищева, русского посланника в Неаполе, Мадриде и Вене, завещанная императору Николаю I. Эта коллекция кроме оружия включала средневековые витражи, изделия из бронзы: акваманилы, реликварии. Коллекцию разместили в специально построенном здании в стиле английской готики по проекту А. Менеласа, на месте прежнего павильона Монбижу, в самом центре Александровского парка. Строительство было завершено А. А. Тоном в 1834 г. Там же находились библиотека и рабочий кабинет Николая I. В 1840—1863 гг. хранителем Арсенала был Ф. Жиль, литератор из Женевы. Он составил и опубликовал каталог с литографированными иллюстрациями по рисункам А. Рокштуля и других художников. В 1885 г. коллекция Царскосельского Арсенала переведена в Императорский Эрмитаж в Петербурге. Итак, в XIX веке едва ли не центральное место в парковом ансамбле Царского Села занимал Царскосельский Арсенал. Еще во времена императрицы Елизаветы в царскосельской роще был построен охотничий павильон, который при императоре Александре I был превращен в небольшой четырехбашенный замок полуготического стиля. Английский архитектор Адам Менелас первоначально задумал его как один из павильонов паркового ансамбля, и новый замок сначала вошел в число жилых покоев царской семьи. В нижнем этаже замка разместились две приемные комнаты, прихожая, зал, кабинет, библиотека и спальня; в верхнем — большой зал и несколько боковых кабинетов, а в подвальных помещениях — хозяйственные помещения и комнаты для прислуги. В царствование императора Николая I, известного своим пристрастием к хорошему оружию и рыцарской старине, этот небольшой замок был превращен в своего рода оружейную палату. Свою коллекцию Николай I стал составлять еще в 1811 году, и члены царской семьи старались дарить государю-императору что-нибудь особенное. Впоследствии традицией стало дарить царю трофейное оружие, добытое в бою. Родоначальницей царской коллекции стала турецкая сабля, взятая у одного паши во время Дунайской кампании и подаренная императору генералом графом А.Ф. Ланжероном. Потом к этой сабле присоединились трофеи персидские и турецкие кампаний 1820-х годов и войны на Кавказе, а также удачно приобретенное оружие в Дели и Калькутте.

В 1834 году Царскосельский Арсенал торжественно распахнул свои двери, и внешний вид старинного рыцарского замка пришел в полное соответствие с его внутренним наполнением. Анфилада прекрасных комнат начиналась с «Прихожей», которую украшали одетые в броню рыцари, создававшие иллюзию караульной стражи. Первой в череде была так называемая «Албанская комната», в которой была собрана ценнейшая и необыкновенно разнообразная коллекция восточного вооружения с роскошной отделкой — персидского, турецкого, кавказского, китайского, японского... В обширном зале «Огнестрельного оружия» по сторонам стояли две фигуры черногорцев, одетых в национальные костюмы. На стенах зала висели портреты исторических лиц: например, славный полководец XVI века герцог Фарнезский был изображен в вороненых латах с серебряными и золочеными украшениями. Сверху лат на нем «надет» кожаный кафтан и красный шарф, к которому с правой стороны привешен кинжал для левой руки. Французский «король-Солнце» Людовик XIV представлен в полуброне, золоченной гербовыми изображениями, а шведский король Карл XII «одет» в свой обычный синий мундир с супервестом из желтой кожи. Посреди зала «Огнестрельного оружия» стояли винтовки и пирамида снарядов, изготовленных на Тульском оружейном заводе. Здесь же были выставлены охотничьи ружья и роскошные пистолеты, сделанные самыми известными мастерами-оружейниками XVIII века: Зенгера из Вены, парижского мастера Лепажа, Буте — оружейника Версальского завода.

В окнах «Комнаты Императрицы» светились швейцарские и немецкие витражи XVI—XVII веков, стояла кровать под балдахином с занавесками и стеганым одеялом из китайского атласа, расшитого цветами и фигурами. Кровать с обеих сторон «охраняли» два максимилиановских доспеха. Такие желобчатые доспехи из полированной стали были введены в употребление императором Максимилианом I в конце XV века; они и составляли боевое вооружение немецких рыцарей до половины XVI века. Эти доспехи надевали император Николай I и его сын, будущий император Александр II, во время торжественной карусели, устроенной в Царском Селе в 1842 году. В этом празднике участвовали 16 кавалеров и их дамы. Дамы были одеты в средневековые костюмы, а кавалеры выступали в доспехах; младшие великие князья одеты были пажами того времени. Рыцарский кортеж, предшествуемый музыкантами и герольдами, выступил из Арсенала и, проехав через парк, выстроился на площадке перед Александровским дворцом, где начинались кадрили. На втором этаже замка главным помещением был «Рыцарский зал», представлявший собой правильный восьмиугольник с высокими стрельчатыми потолками и высокими полукружиями окон. В полном вооружении кругом зала стояли на пьедесталах семь конных рыцарей в полном вооружении. При входе в зал, справа и слева, расположились бронзовая мортира и бронзовая пушка, особенно замечательная своими прекрасными украшениями. Здесь представлен Геракл, поражающий Цербера; вдоль наружной части орудия изображены «Суд Париса», свергнутый с небес Меркурий, Юпитер со своим орлом и громоносными стрелами, занятые уборкой винограда амуры, будто скопированные со знаменитой картины П. Веронезе «Похищение Европы». В 1870 году Арсенал пополнился отдельными частями парадного рыцарского вооружения, которое (по предположению Е.А. Кеммерера — хранителя всех царскосельских сокровищ) было заказано в Германии для Лжедмитрия. Это были двое наручей и два длинных набедренника, состоящих из 14 пластин. Доспехи были сделаны из вороненого железа и украшены травленными крепкой водкой и вызолоченными полосками. Богатый рисунок этих полосок представляет самые разнообразные узоры, воинские атрибуты и овальные медальоны, в которых был расположен двуглавый царский орел, увенчанный открытой короной с пятью концами, над которой возвышается крест. Наколенники и налокотники также были украшены изображениями царских орлов. Большие оплечья доспехов были сделаны в виде опахала, продолжающегося и на спинном прикрытии; с обеих сторон они украшены большими кружками с двуглавым царским орлом, окруженными тринадцатью маленькими кружками. Верхний из маленьких кружков вмещал в себя длинный греческий крест, по сторонам которого были изображены орудия страдания Иисуса Христа. Двенадцать других маленьких кружков украшались гербами царств и государств, упоминавшихся в титуле российского императора. Точно такие же геральдические эмблемы были изображены и на лицевой стороне печати Ивана Грозного, которая была приложена к двум договорным грамотам 1583 и 1584 годов. Царь Федор Иоаннович, Борис Годунов, Федор Борисович Годунов и Лжедмитрий для официальных документов употребляли лицевую сторону большой царской печати. Поэтому геральдические эмблемы на доспехах и позволили Е.А. Кеммереру предположить, что часть брони была изготовлена для Лжедмитрия — скорее всего в последние годы XVI или в самом начале XVII веков (не позднее 1613 года). Об этом говорит и рисунок царского орла, который увенчан всего лишь одной короной и не держит в своих лапах ни скипетра, ни державы. С избранием на всероссийский престол державного дома Романовых царский двуглавый орел иногда изображался увенчанным уже тремя коронами и всегда держащим в лапах скипетр и державу. А данные рыцарские доспехи скорее всего относятся ко времени «непродолжительного царствования Лжедмитрия».


Рокштуль, Алоизий Петрович фон (наст. имя Алоиз Густав; 1798–1877) – профессор живописи, миниатюрист и портретист. Aloys-Gustav Rockstuhl родился в Гольдингене, 26 октября 1798 г., умер в Петербурге 8 февраля 1877 г. и погребен на Волковом лютеранском кладбище, вместе с отцом, также известным живописцем-портретистом (миниатюристом) Эрнестом Петром фон Рокштуль (умер 4 мая 1824 г., 61 года); учился живописи в Императорской Академии Художеств, куда поступил 1 марта 1832 г. учеником, а 21 сентября 1835 г., "за известные успехи по живописи в миниатюре", возведен был Академией в звание неклассного художника, в 1840 г. — "по известным дарованиям и трудам в живописи миниатюрной", — в академики (28 сентября), а в 1864 г. признан и профессором. С 4 июля 1842 г. он был причислен к Кабинету Его Величества и имел звание живописца Его Императорского Величества; он управлял также музеем Царскосельского арсенала в Mon Bijou. Вся деятельность Рокштуля прошла почти исключительно в исполнении всевозможных миниатюр для Высочайших особ — русских и иностранных. Из работ его мы можем указать на следующие портреты: для Императрицы Марии Александровны им исполнены портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, в рост (1865 г.) и Великой Княгини Марии Павловны, по грудь (1865 г.); для Императрицы Марии Федоровны — портрет жениха ее, Наследника Цесаревича Николая Александровича, для браслета; для Великого Князя Михаила Николаевича— портрет Императора Николая І (1875 г.); для Великой Княгини Александры Петровны — портреты Императора Павла І, Императрицы Екатерины II, Великого Князя Николая Павловича и Великой Княжны Анны Павловны, во весь рост (1865 г.); для Королевы Вюртембергской Ольги Николаевны — большой миниатюрный портрет Императора Николая I, в казачьем мундире, на слоновой кости (1851 г.), Императрицы Марии Александровны (1875 г.); для Принца Петра Георгиевича Ольденбургского—портрет Императора Николая I (1851 г.); для Королевы Нидерландской Анны Павловны—портрет Императора Александра II (для браслета). У князя А. А. Голицына-Прозоровского, в имении "Зубриловка" Саратовской губ., хранился портрет Великого Князя Константина Павловича (1817 г.); у г. Козлова—портрет Императора Александра II, в стрелковом мундире (1865 г.); у В. Ф. Козлянинова — портрет Императора Александра І (1819 г.); у графини Мордвиновой — Императора Александра II, по грудь (1865 г.); у графа Строганова—Императора Александра II, Императрицы Марии Александровны и Великой Княгини Елены Павловны (1865 г.); у графини А. М. Толстой—Императора Александра II, в рост (1865 г.). В 1865 г. им были исполнены еще портреты графини Ностиц и генерала Захаржевского. Кроме того, он написал еще множество портретов Императорских, Великих Князей и Великих Княгинь— для Кабинета Его Величества, в том числе многократные копии с известного портрета Императора Николая І работы Крюгера. Наконец, им устроены трофеи во дворце Великого Князя Владимира Александровича: в кабинете — из восточного оружия, а в Венецианской комнате — из древнего европейского оружия (1874 г.) и составлен альбом акварельных рисунков внутренних видов комнат Царскосельского Арсенала — для Государя Императора (1850—1863 гг.). Подобного же характера рисунки, представляющие серебряные вазу и блюдо, работы Вагнера, находящиеся в том же Арсенале, исполнены им в 1851 г. для Наследного Принца Саксен-Веймарского.

Жиль, Флориан Антонович (1801-1865) - заведующий I отделением Императорского Эрмитажа; на протяжении более двадцати лет был фактически первым директором императорского музея. Книга о нём ждала слишком долго своего воплощения. 146 лет прошло со времени написания им подлинной "Исповеди", адресованной императору Александру II с описанием того, что произошло в Эрмитаже в середине XIX века. Все эти годы никто не видел эту рукопись. Сейчас его выстраданные строки может прочесть каждый. Монография основана на впервые вводящихся в научный оборот архивных материалах Санкт - Петербурга, Москвы, Цюриха, Любека и Женевы. Теперь истина, которой он добивался так страстно и безнадёжно, увидела свет. Автор этой книги - Павлова Жермена Константиновна - кандидат исторических наук, бывший старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, главный хранитель Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Многие годы автор посвятил поиску архивных документов по истории эрмитажной библиотеки, судьбе императорских книжных собраний и личности сотрудника Императорского Эрмитажа XIX века Флориана Антоновича Жиля Павлова - автор ряда статей, изданных в России, Америке, Германии, Швейцарии и книги "Императорская Библиотека Эрмитажа. 1762-1917 г.", вышедшей в Америке в 1988 г. С 1977 г. живёт в США. Ф.А. Жиль преподавал наследнику - будущему императору Александру II - французский язык, затем стал придворным библиотекарем и заведующим Царскосельским Арсеналом. Несомненные административные способности и близость к царю выдвинули этого деятельного человека на первое место в Эрмитаже. Жиль написал историческое введение об археологических исследованиях на юге России к монументальному труду "Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитаж", вышедшему в 1854 г. Входивший в это издание каталог был составлен историком и археологом Л. Стефани, хранителем античных коллекций. С большим увлечением Жиль занимался в Эрмитаже "Музеем книги", главное место в котором занимали рукописи с миниатюрами. В 1861 г. Ф.А. Жиль опубликовал книгу "Музей Императорского Эрмитажа. Описание различных собраний, с историческим введением об Эрмитаже императрицы Екатерины II и об образовании музея Нового Эрмитажа". Автор дал подробное описание выставок I Отделения, в числе которых экспозиции рисунков и рукописей, библиотеки, выставки древностей Босфора Киммерийского, коллекции керамики и скульптуры, а также Минцкабинета, в котором располагалось собрание медалей и монет.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?