Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 578 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Русский Художественный Листок, издаваемый с Высочайшего соизволения В. Тиммом.

Спб, 1851-1862. Типография Н. Греча (1851-1858) и типография Губ. Правления (1859-1862). Ежегодно в течение 12 лет выходило по 36 №№ текста и рисунков, т.е. рисунки публиковались по одному листу три раза в месяц (всего за 12 лет - 432 листа). Рисунки (литографии), с небольшим объяснительным текстом, печатались в два тона, красками. В «Русском Художественном Листке» В.Ф. Тимм помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Текст - в 4-ю долю листа, рисунки – в лист, при этом они разные по размеру. Текстовая часть к каждому году открывается заглавным листом и 92-160 страницами текста. Иногда в текст вставлены рисунки-портреты исторических лиц. Иллюстративная часть издания - это 12 альбомов с 36-ю переномерованными листами литографированных рисунков к каждому году. Начиная с 1858 года к каждому альбому прилагался литографированный печатными красками заглавный лист. Литографии к изданию готовились в мастерской А.Э. Мюнстера. В.Ф. Тиммом был издан также  «Систематический указатель русского художественного листка». Спб., 1860. В "Русском Художественном Листке" Тимм подымает большой исторический пласт, связанный с двумя значительными войнами в истории России: Кавказской и Восточно-Крымской.  Имеет как художественное, так и историческое значение. В комплекте – чрезвычайная редкость!

Библиографические источники:
1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №492
2. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №100,  «Редкие книги». Искусство, археология, архитектура, художественные издания, rossica, книги о Петербурге и Москве и т. д.  Livres Rares, Спб., 1910, №267
3. Н.Б. «Русские книжные редкости». Опыт библиографического описания. Части I-II. Москва, 1902-03, №615
4. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. Выпуски  первый-четвертый. СПБ., 1908. №400 – подробно расписан каждый лист!

Характер бытовой летописи или простого и бесхитростного жанра, не задающегося никакими другими целями, кроме добросовестной и верной передачи воспринимаемых им впечатлений вне всякого критического их анализа. Целью этого издания, как говорил Тимм, было "передавать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного, как в минувшей, так в особенности в современной жизни русского народа, и притом передавать в рисунках верных, не вымышленных, снятых с натуры — словом быть художественною летописью России". Сборник представлял собой лицевую летопись современных событий и важнейших явлений общественной жизни России. Главная задача В. Ф. Тимма заключалась в добросовестной и верной передаче воспринимаемых им впечатлений без критического анализа. В течение ряда лет В. Ф. Тимм жил в Париже, Алжире, на Кавказе, в Севастополе, в Москве.

Пребывание на Кавказе вдохновило его на создание «Русского художественного листка», который он начал издавать в Петербурге с 1851 года. К сборнику был составлен в 1860 году систематический указатель рисунков за первое десятилетие. Основное содержание листка составляли литографированные рисунки на актуальные темы (репортажи с мест событий, в том числе из Севастополя в разгар Крымской войны 1853—1856, сценки из петербургской жизни, портреты популярных личностей, репродукции с картин, шаржи и т. п.) в сопровождении кратких пояснительных текстов. Уникальная портретная галерея современников (более 400 портретов), в том числе писателей (Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, В. А. Соллогуб и др.), художников, скульпторов, архитекторов (А. А. Иванов, А. А. Монферан, П. А. Федотов и др.), музыкантов (А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка и др.), членов царской фамилии, видных военачальников, была создана В. Ф. Тиммом на страницах «Русского художественного листка».

Помещались также рисунки на камне, исполненные другими художниками. К сотрудничеству в журнале были привлечены И. К. Айвазовский, П. П. Соколов, К. А. Трутовский, М. О. Микешин и другие художники. Автором прилагаемых текстов был русский публицист и издатель Н. И. Греч. Сборник, представлявший собой лицевую летопись современных военных событий и важнейших явлений общественной жизни в России, имел большой успех в публике, особенно интересовавшейся им в эпоху Крымской войны. По рисункам В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка» совершенствовали своё мастерство великий гравёр Пожалостин И. П. и художник Н. С. Ефимов, которые проживали в Солотче и готовились к поступлению в Академию художеств.


Тимм, Георг Вильгельм (1820-1895)— сын рижского бургомистра, перекрещенный у нас в «Василия Федоровича» и часто подписывавший свои произведения известной всем собирателям монограммой или подписью «Вася Тимм», родился в местечке Зоргенфрей, близ Риги, 9 июня 1820 года. — Получив первоначальное образование в Биркенруской гимназии, он в 1835 году поступил вольноприходящим в Академию Художеств, где учился у Зауервейда и уже два года спустя, за картину, изображающую группу уланов, удостоен был серебряной медали второй степени. В 1838 году Зауервейд взял Тимма и другого своего ученика Коцебу на лето в Теплиц, куда сам был командирован, как значится в его прошении в Академию, «чтобы от короля Прусского личное объяснение получить обо всём, что на поле Кульмской битвы случилось и как храбрость российской гвардии французов остановила». При этом король, по удостоверению художника, сам обязался выбрать место и точку, «с которой вид снять надлежало, чтобы всё-то показать, что для объяснения великого дня торжественного боя нужно».

Исполнена ли была эта картина в действительности и какое, в таком случае, принимал в ней участиe Тимм, в делах Академии сведений не имеется.  В 1839 году Тимм окончил Академию со званием художника 14-го класса и за успехи в батальной живописи награждён серебряной медалью первой степени. С этих пор начинается его разнообразная и кипучая деятельность, закончившаяся только в начале 60-х годов. Деятельность Тимма, как иллюстратора, началась в 1840-м году и сразу же шедевром «Сенсациями Курдюковой». В 1841 – «Наши списанные с натуры», издание, наиболее интересное по композиции из всех , может быть, книг 40-х годов. В том же году редчайшая и знаменитейшая у библиофилов «Райская птичка», самое маленькое по 32 (64)-дольному формату издание того времени, с пятью маленькими рисунками. Затем книги множатся.

В 1842 году  начинают выходить зачитанные и потому редчайшие «Картинки русских нравов», издание, придуманное Васей Тиммом, сборник более или менее весёлых повестей Булгарина, Мятлева, Греча, Даля и Кукольника. Это – маленькие шесть тетрадок в сероватых обложках, заключающие в себе более 300 рисунков Тимма, гравированных Клодтом, Неттельгорстом, учеником Клодта Г. Линком, Масловым и Дерикером. А сверхизящная «Теория волокитства», вышедшая в 1844 году с 16-ю литографиями В. Тимма. Текст по всей видимости написан графом Соллогубом. В этом же году выходят мятлевские «Коммеражи» для слабого пола в 12-ю долю листа с 12-ю рисунками художника.

Завершают этот ряд «Русские народные типы», напечатанные Дациаро в лист в конце 40-х годов с 24 рисунками Тимма. За эти 20 с лишним лет он успел разновременно прожить три года в Париже и Алжире (вместе с Орасом Берне), год на Кавказе и по несколько месяцев в Севастополе и в Москве. Первая поездка Тимма в Париж состоялась в феврале 1844 года. Отправился он туда для завершения художественного образования под руководством Берне и, вероятно, по его личному настоянию, так как, по отзывам критиков, французский художник, гостивший в 1843 году в Петербурге и познакомившийся с Тиммом, относился к его таланту чрезвычайно одобрительно.

В 1846 году Тимм переехал из Парижа на короткое время в Петербург, с исключительною, по-видимому, целью исхлопотать себе пoco6иe, которое, по Высочайшему повелению и было ему выдано, на три года, в размере 300 червонцев в год, с тем, чтобы он доставлял каждый год «произведения своей работы, по которым Его Величество мог бы судить о его успехах». Таких произведений Тим¬мом было представлено всего шесть: один акварельный рисунок — «Арабка с козой», поднесенный им Великой Княгине Mapии Николаевне, за что он получил булавку с жемчужиной, и пять таких же рисунков, изображающих сцены из Африканской войны и женщин Алжира: "Русский фельдъегерь", "Взятие Смалы" и "Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни" и др. Эти последние рисунки Государь оставил за собой, повелев уплатить художнику 180 рублей серебром.

Февральская революция 1848 года заставила Тимма, как и многих других русских подданных, проживавших в то время в Париже, вернуться в Poccию. Всеподаннейшее прошение, с которым художник обратился к Государю с ходатайством о разрешении ему оставаться во Франции, до истечения трехлетнего срока пенсии, было признано не заслуживающим удовлетворения. При этом Тимму, в виду его бедности, было послано из Кабинета 100 червонцев на обратный путь. Вернувшись из Парижа и не найдя определенных занятий, Тимм попросил о командировании его, для художественных работ, на Кавказ, где, по его словам, «русское оружие венчается славой, а правительство сеет семена благоденствия», и ходатайствовал о продлении дарованной ему пенсии.

На это прошение последовало Высочайшее соизволение, с тем, чтобы пёнсия была ему продолжена на один год. Пребывание Тимма на Кавказе, где он, как впоследствии в Севастополе, высказал изумительную храбрость, часто рисуя с натуры, под неприятельскими выстрелами, вдохновило его знаменитый «Русский Художественный Листок», который он начал издавать в 1851 году, по возвращению в Петербург. Этим великолепным изданием мы обязаны, таким образом, разыгравшимся во Франции политическим событиям.

Более чем вероятно, что если бы в февральские дни не последовало Высочайшего повеления о возвращении из Франции русских подданных в Poccию, Тимм, успевший уже к тому времени жениться на дочери рижского купца Эмилии Пфаб, и найти себе постоянные занятия в «Illustration»—окончательно обосновался бы в Париже. — С 1851 года, художникъ отлучался из Петербурга два раза: в 1854 году в Севастополь, куда он был послан самим Государем сопровождать Великих Князей, и в 1856 году в Москву, где ему было поручено выполнение нескольких акварелей и рисунков для коронационных торжеств.

Итак, Тимм побывал в Севастополе и там, как непосредственный очевидец боев и сражений Крымской войны он сделал зарисовки, которые вошли в "Русский художественный листок". За серию рисунков и акварелей, посвященных обороне Севастополя, получил в 1855 году звание академика (профессора) батальной живописи. Этот замечательный сборник, имевший значительный успех у современников, представляет собой, так сказать, лицевую летопись военных событий и важнейших явлений общественной жизни в России XIX века.

Выходил он в свет в течение 11 лет, с 1851 по 1862 г., с Высочайшего Соизволения. В "Русском Художественном Листке" Василий Федорович Тимм помещал, как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Тимм много путешествовал по России, посетил Кавказ, где происходила еще борьба с горцами, и во время крымской кампании находился при участвовавших в ней Великих Князьях. Большое количество его акварельных и карандашных рисунков, находится в альбомах особ императорской фамилии.  В конце 1862 г. издание «Русского Художественного листка» прекратилось, так как у Тимма резко ухудшилось зрение. Впрочем, через два-три года ему стало лучше, он вернулся к работе, но вскоре в 1867 году уехал за границу в Берлин лечиться, и более в Россию не вернулся. Василий Федорович Тимм умер в Берлине 7 апреля 1895 года...






Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?