Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 127 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Пантеон российских государей Ефрема Филипповского.

Краткое историческое и хронологическое описание жизни и деяний Великих Князей Российских, Царей, Императоров и их пресвятейших супруг и детей, их правления, силы и славы, различных войн и междоусобных раздоров до введения монархического самодержавия, бунтов и проч. от Рождества Христова 862 года до ныне благополучно царствующего Великого Государя Императора Александра I, Самодержца Всероссийского, с достопамятными примечаниями о высоком их родословии, союзах, потомстве и времени жизни, царствования, кончине и месте погребения. С изображением гравированных их портретов. Иждивением и трудами, из разных достоверных бытописателей и манускриптов собранное и в свет изданное для пользы Российского благородного юношества Коллежским Советником Ефремом Фили[п]повским. В 3-х частях. Москва, в типографии Платона Бекетова, 1805-1810. Ч. I: 1805.1 л. гравированный титул, XXVIII, 170 с., 41 л. гравюры. Ч. II: 1807. 2 гравированных титульных л., 198 с., 31 л. гравюры. Ч. III: 1810. 1л. гравированный фронтиспис, 1 л. гравированный титул, VIII, 134, [2] с., 32 л. гравюры. В трёх полукожаных переплётах середины XIX века с золототиснёным заглавием на корешке. В 4°: 30,5x22,5 см. Пантеон посвящен Императору Александру I. Посвящение также гравированное.  Величайшая редкость!

Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №506 … 150 р.

2. Остроглазов И.М. «Книжные редкости». Москва, «Русский Архив», 1891-92, №157

3. Геннади Гр. «Русские книжные редкости». Библиографический список русских редких книг. СПБ., 1872, №100

4. Н.Б. «Русские книжные редкости». Опыт библиографического описания. Части I-II. Москва, 1902-03, №639

5. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, №2806

6. В.А. Верещагин «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, №916

7. Венгеровы А.А. и С.А. «Библиохроника», т. I, Москва, 2004, №24



Первая часть выходила тетрадями, которых было выпущено 5. Всего в первой части 38 гравюр, из которых на семи изображены фронтиспис с бюстом Александра I, стан Александра Великого, завещание Гостомысла, приход Рюрика, г. Изборск, могильный курган, поднесение короны Рюрику, а на остальных — 31 портрет, начиная от Рюрика и кончая Константином I Всеволодовичем: 1) Рюрик, 2) Олег, 3) Игорь I, 4) Ольга, 5) Святослав I, 6) Ярополк I, 7) Владимир I, 8) Святополк I, 9) Ярослав I, 10) Анна Ярославовна, 11) Изяслав I, 12) Святополк II, 13) Всеволод I, 14) Святополк II, 15) Владимир II, 16) Мстислав I, 17) Ярополк II, 18) Вячеслав I, 19) Всеволод II, 20) Игорь II, 21) Изяслав II, 22) Юрий I, 23) Изяслав III, 24) Ростислав I, 25) Мстислав II, 26) Андрей I, 27) Михаил I, 28) Всеволод III, 29) Рюрик II, 30) Юрий II, 31) Константин I.

Во второй части — 30 портретов, начиная с Ярослава II и кончая царем Василием Шуйским: 1) Ярослав II, 2) Святослав III, 3) Изяслав IV, 4) Андрей II, 5) Александр I, 6) Ярослав III, 7) Василий I, 8) Дмитрий I, 9) Андрей III, 10) Даниил I, 11) Михаил II, 12) Юрий III, 13) Дмитрий II, 14) Александр II, 15) Иоанн I, 16) Симеон I, 17) Иоанн II, 18) Дмитрий III, 19) Дмитрий IV, 20) Василий И, 21) Василий III, 22) Юрий IV, 23) Иоанн III, 24) Василий IV, 25) Иоанн IV, 26) Федор Иоаннович, 27) Борис Годунов, 28) Федор Борисович, 29) Дмитрий Самозванец, 30) Василий Шуйский.


В третьей части — 32 гравюры, из которых на шести изображены фронтиспис с вензелем Александра I, Коломенский дворец, памятник Петру I, другой памятник ему же с изображением перевозки камня Грома, памятник Екатерине II, родословное дерево с портретами, а на остальных — 26 портретов, начиная с царя Михаила Федоровича и кончая императрицей Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I: 1) Михаил Федорович, 2) Филарет, 3) Марфа Иоанновна, 4) Алексей Михайлович, 5) Наталия Кирилловна, 6) Федор Алексеевич, 7) Иоанн Алексеевич, 8) София Алексеевна, 9) Петр I, 10) Евдокия Федоровна, 11) Екатерина Алексеевна, 12) Алексей Петрович, 13) Петр II, 14) Анна Иоанновна, 15) Анна Леопольдовна, 16) Иоанн VI, 17) Елизавета I, 18) Анна Петровна, 19) Петр III, 20) Петр III, 21) Екатерина II, 22) Екатерине II, 23) Павел I, 24) Мария Федоровна, 25) Александр I, 26) Елизавета Алексеевна. Кроме портретов царственных особ в 3-й части помещены портреты родителей Михаила Феодоровича.


Все портреты гравированы пунктиром и отпечатаны, кроме портрета Дмитрия Самозванца, в рамках с резными украшениями. На некоторых из них имеются подписи граверов: Осипова, Цынтерова и Н. Иванова. Описание этого издания взято с экземпляра Остроглазова; описываемый Ровинским экземпляр несколько от него разнится. Это роскошное издание выходило выпусками под заглавием «Пантеонъ Российских Государей с изображениями их портретов». Часть помещенных в «Пантеон...» портретов были копированы еще в двух изданиях, а именно в «Исторических картах для детей» и в издании Трегубова «Слава России».


В 1805-1810 гг. в Москве вышел в свет трехтомник, составленный коллежским советником Ефремом Филипповским "Пантеон российских государей". Это издание представляет собой собрание портретов русских князей, царей, императоров, их жен и детей, начиная со времен образования Российского государства и заканчивая эпохой правления Императора Александра I.. Каждое изображение в книге сопровождается биографическим рассказом. Е.Филипповский опирался в своем повествовании на различные древнерусские летописи, что украсило книгу многими малоизвестными подробностями жизнеописаний русских правителей. Издание было отпечатано в типографии Платона Бекетова, которая в то время считалась лучшей в Москве.


Портретная галерея открывается изображением первого князя Рюрика и заканчивается портретом императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Портреты гравированы пунктиром и отпечатаны в рамках с резными украшениями. Большинство портретов без подписей граверов, под некоторыми подписи А.Осипова, Цынтерова, Н.Иванова. Д.А.Ровинский, собравший в течение долгих лет самую значительную в России коллекцию русских гравюр, с трудом достал полный экземпляр этого редкого сборника. Книга имеет большую ценность для коллекционеров, искусствоведов и всех интересующихся российской историей.


Трёхтомный «Пантеон Российских Государей» - одно из самых известных русских иллюстрированных изданий начала XIX века. Его составил коллежский советник Ефрем Филипповский. Филиповскому и раньше доводилось выступать на писательском поприще: в 1804 году он уже имел удовольствие видеть своё имя на титульном листе «Собрания эстампов, изображающих различные степени и достоинства обитателей на шару земном в собственном их наряде, в четырёх частях света, по описаниям новейших путешественников». Обозрев аборигенов, учёный чиновник VI класса решил вернуться в пределы отечества. В предисловии к первому тому «Пантеона» он объяснил причины, вновь заставившие его взяться за перо: «Кому не лестно знать деяния своих государей? Кому не любезно видеть их изображения? Сколько прошло веков от Рюрика, но никто не дерзнул предпринять столь многотрудного дела, чтоб описать образ правления и показать характеристические черты всех владевших с той поры монархов. Несколько лет я трудился в собирании древних монет, медалей, портретов и, наконец, сколько можно было достиг до желаемой цели. Эта книга будет Пантеоном, в коем живописцы, каменотёсы и стихотворцы найдут для трудов своих изобильное, приятное и полезное упражнение». Издание содержит свыше ста изображений российских великих князей, царей и императоров - от Рюрика до Александра I. Гравюры сопровождают тексты с перечнем заслуг того или иного правителя. Так, об Александре I сказано: «Он личною храбростью одержал многие победы, присоединил к России многие провинции, расширил пределы государства, утвердил во всём новый порядок, издал многие полезные законы, строго соблюдает правосудие, содержит подданных своих в равной степени любви и страха; все его единодушно обожают». Когда писались эти строки, за спиной у молодого российского монарха были позор Аустерлица и бесславный Тильзитский мир, «гроза двенадцатого года» ещё только приближалась, но патриотическая лира автора уже «бряцала» хвалебными гимнами. Иллюстрированное издание требовало значительных затрат, и Филиповский прибёг к сбору средств по подписке. Среди жертвователей оказались Е.Р. Дашкова, Г.Р. Державин, А.А. Аракчеев, А.К. Разумовский, М.Н. Муравьёв. Однако если «Пантеон Российских Государей» и вошёл в историю русской книги, то главная заслуга в этом принадлежит не автору или подписчикам, а издателю - П. П. Бекетову. Располагавший немалым состоянием, Бекетов мог позволить себе заниматься книгопечатанием, не преследуя коммерческих целей.

Он владел большим домом на Кузнецком мосту, в одном из флигелей которого размещались типография и словолитня, а в другом - принадлежавшая ему книжная лавка. Издания Бекетова отличались красивыми чёткими шрифтами, тщательным типографским набором, изящными виньетками и заставками. У просвещённого типографа был свой план издания русской исторической иконографии. Для его реализации им была создана школа, в которой известный гравёр И. Розанов и академик Н.И. Соколов обучили гравированию пунктиром А. Осипова, Ф. Алексеева, К. Анисимова, А. Афанасьева, М. Воробьёва и ещё двенадцать художников. Имея в распоряжении два десятка мастеров и обладая уникальной коллекцией русского портрета, Бекетов был способен осуществить самые дерзкие издательские проекты. Можно смело утверждать, что значительная часть использованного Филипповским иконографического материала происходит из личного собрания Платона Петровича. Последний том «Пантеона» увидел свет в 1810 году. Три альбома гравюр стоили дорого, плохо раскупались, а потому в момент вступления наполеоновской армии в Москву большая часть нераспроданного тиража всё ещё находилась на складе. Эти книги сгорели вместе с домом и типографией Бекетова во время пожара 1812 года. С той поры комплект «Пантеона Российских Государей» в хорошей сохранности считается необычайно редким, на что указывал ещё Д.А. Ровинский.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?