Бантыш-Каменский Д.Н. Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию.
Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию. Д.Б.К. Москва, в Губернской типогрфии А. Решетникова, 1810. 192 стр., 7 грав. илл. Портреты Гассан-паши и М. Стойковича выполнены по рисункам автора, портрет Г.П. Черного (Карагеоргия) — по рис. художника Роберта, чертеж гробницы князя Ярослава Мудрого сделан учителем рисования в Киеве Иваном Петрусевичем. Все рисунки гравированы А.А. Осиповым в технике офорта и пунктира. В п/к переплете эпохи с тиснёной наклейкой на корешке. Оригинальные под «морамор» форзацы. Формат: 22х13 см.
Библиографическое описание:
1. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860 г.г.», Спб., 1914, №129.
2. Венгеровы А.А. и С.А. «Библиохроника», т. II, Москва, 2006, №28
3. Сводный каталог русской книги. 1801-1825, Москва, 2000, №423.
4. Сопиков В., №9163.
5. Смирдин А.Ф., №3734.
6. Плавильщиков, №3549.
7. Геннади Гр. Н. «Словарь», т.1, стр. 62.
8. Русские книги, пол ред. С.А. Венгерова, том II, Спб., 1898, №4023/2.
9. Бокачев Н. «История русских земель и городов». Спб., 1896, №1732.
10. Петров С.О. «Книги первой четверти XIX века». Киев, 1961, №117.
Жанр "путешествий" в конце XVIII - начале XIX века пользовался в европейской и русской литературах необычайной популярностью. Прсвещённые россияне охотно отправлялись в странствия, чтобы потом поделиться с читателями своими путевыми впечатлениями, рассказать об истории, достопримечательностях того или иного края, нравах и обычаях их жителей. "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина, "Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году" П.И. Сумарокова, "Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году" М.И. Невзорова, "Письма из Лондона" П.И. Макарова, "Путешествие в Малороссию" П.И. Шаликова, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - в таком контексте воспринималось тогда "Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию" Д.Н. Бантыш-Каменского, изданное в Москве в 1810 году.
Бантыш-Каменский, Дмитрий Николаевич (1788-1850) - принадлежал к аристократическому роду выходцев из Молдавии и Валахии. Внук дипломата-сатирика князя Антиоха Кантемира и архиепископа Амвросия Зертиса-Каменского, сын знаменитого русского историка Н.Н. Бантыш-Каменского. С 1800 по 1813 г. служил в московском архиве Коллегии иностранных дел. В 1803 г. опубликовал свой перевод комедии Пена и Вилара «Случайный отец», а в 1804 г. — первую биографическую работу «Россиянин при гробе патриарха Гермогена». В 1808 г. он был отправлен с дипломатической миссией в Белград; связанной с политическими событиями в Сербии. В 1807 году восставшие сербы во главе с Карагеоргием при участии русских отрядов под командованием генерал-майора И.И. Исаева разбили шестнадцатитысячную турецкую армию и завладели Белградом. Спустя некоторое время митрополит Сербский Леонтий обратился через главнокомандующего южной армией генерал-фельдмаршала князя А.А. Прозоровского в Священный Синод РПЦ с просьбой прислать из России святое миро для сербских церквей. По постановлению Синода и государственного канцлера графа Н.П. Румянцева обязанность командировать нарочного чиновника со святым миро в Яссы, где находилась штаб-квартира русской армии, была возложена на управляющего Московским архивом Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыша-Каменского. Тот не долго думая, для выполнения задания отрядил своего сына Дмитрия, служившего в чине коллежского асессора переводчиком в том же архиве. Согласно предписанию, в Яссах миссия нарочного завершалась, но Бантыш-Каменский сам попросил князя Прозоровского отправить его в сопровождении двух переводчиков дальше, в Сербию. Под впечатлением этой поездки тридцатилетним путешественником была написана книга очерков «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию» (вышла в 1810 г. за подписью Д.Б.К.). Составленное в традиционной форме писем «к любезному другу», на английский манер, «Путешествие» соединяло черты сентиментальной повести, нравоописательного очерка, географического справочника и исторического документа. Упоминания достопримечательностей городов, особенностей их бытового уклада чередовались с жалобами на плохие дороги, нечистоту почтовых станций, с меланхолическими размышлениями о преимуществах домашней жизни. Подольск, Серпухов, Тула. Мценск, Орёл, Курск, Белгород, Харьков, Полтава, Кременчуг, Елизаветград, Дубассары, Яссы, Бухарест, Белград, Каменец-Подольский, Киев, Нежин - описывая тот или иной город, ту или иную страну, автор не отказывался от сравнений. Например: «В Молдавии мужики гораздо богаче, нежели в Валахии, где они живут по большей части в землянках. Молдаванки пригожее волошенок, которые весьма смугловаты собою, и в проезд мой через Валахию я в деревнях ни одной там не видал не только хорошей, но и посредственной женщины. Зато в Валахии вино лучше, нежели в Молдавии, отчего там и пьяниц больше». Особое значение Бантыш-Каменский придавал «сербским» страницам своего сочинения: «Нет ещё ни на иностранном, ни на отечественном нашем языке Путешествия в Сербию, хотя страна сия и сделалась ныне любопытною по делам политическим». Посещение сербского Сената, располагавшегося в комнате, «похожей на погреб по сырости, нечистоте и каменным сводам», общение с сенаторами, «коих было пять, с суровыми лицами и неопрятной одеждой»; визит к коменданту Белграда Младену Миловановичу. который «поминутно зевал, протирал кулаком глаза свои, искал в голове вшей, поглаживая длинные чёрные усы» - такой представала Сербия московскому архивариусу. Упоминался в «Путешествии» и митрополит Сербский: «Вечером приходил пешком... здешний митрополит Леонтий. Ему около сорока лет; одевается весьма просто - в полукафтанье, в камилавке, без панагии и в башмаках». Центральное место в описании Сербии заняла биография Карагеоргия - «Чёрного Георга», «сего удивительного человека, без всякого просвещения, посредством одной храбрости своей освободившего от тягостного ига отечество своё и сделавшегося начальником всего сербского народа». Издание иллюстрировано восьмью рисунками. Пять из них («Мценские купчихи», «Шведская- хмогила», «Памятник Потёмкину», портреты сераскира Гассана и пожеровецкого коменданта Миленко Стойковича) подписаны, как и сама книга, буквами «Д.Б.К.» - Дмитрий Бантыш-Каменский. Возможно, им выполнен и рисунок на титульном листе - «Дом боярcкий в Краиове». Представленные изображения не просто украшают и дополняют текст - они составляют с ним одно целое. Так, в «письме» из Полтавы автор заканчивает описание поля, «знаменитого победою Петра Великого», комментарием к приводимому рисунку: «Прилагаю тебе при сём, любезный друг, изображение так называемой «могилы Шведской», в которой и русские и шведы погребены вместе. Она, как говорят, ещё выше была, но уменьшилась со временем 1) от нетления великого множества тел, находящихся в земле, а 2) от частых гуляний, бывающих здесь». Лёгкость языка, свидетельствовавшая о литературном даровании автора, любопытные этнографические наблюдения, политическая актуальность обеспечили сочинению Бантыша-Каменского прочный читательский успех. Приведённый им рассказ об убийстве Карагеоргием своего отца, решившего выдать туркам «ослушного» сына и раскрыть убежище мятежных сербов, использовал в «Песнях западных славян» А.С. Пушкин. Сразу же по выходу опуса, к автору пришла литературная известность. За успешное выполнение ответственной миссии Дмитрий Николаевич получил чин надворного советника. Вместе с отцом через два года, в лихую годину нашествия Наполеона на Москву, они вывезли в Нижний Новгород наиболее ценные документы Московского Архива Коллегии иностранных дел. По возвращении в Москву Бантыш-Каменский слушал лекции в университете, но вскоре за тем, по смерти отца (1814), перешёл на службу в Петербург в Коллегию иностранных дел. Прекрасное знание языков открывало перед ним широкое поле дипломатической деятельности, но этим он не воспользовался, а поступил сначала чиновником особых поручений, а потом правителем канцелярии к князю H. Г. Репнину, назначенному в 1816 году военным губернатором Украины. Пятилетнее пребывание здесь дало ему возможность вновь предаться любимым архивным занятиям, плодом которых является его «История Украины от присоединения её к Российскому государству до отмены гетманства, с общим введением, приложением материалов и портретами» (4 тома, 1822; 2-е издание, 3 тома, Москва, 1830; 3-е издание, 1842) — труд, предпринятый по поручению князя Репнина, который принимал даже непосредственное участие в составлении первого тома. Источниками для автора послужили рукописный труд его отца по тому же предмету, многочисленные документы московского архива, материалы архива Малороссийской коллегии (при губернском правлении в Чернигове), архив князя Репнина и многие местные материалы. Труд этот, не лишённый недостатков, долгое время оставался единственной цельною историей Украины. В марте 1825 года Бантыш-Каменский назначен был губернатором в Тобольск. В этой должности он много заботился о благоустройстве города, улучшении быта ссыльных и местных инородцев (способствовал отмене калыма среди диких вогулов), о промышленности края и т. п. Несмотря, однако, на столь полезную деятельность, Бантыш-Каменский в 1828 году стал жертвою сенаторской ревизии, за которую потянулись следствие и суд в Петербурге (по 1834 год). По поводу этих преследований он составил подробную записку под заглавием «Шемякин суд в XIX столетии»; часть её была напечатана в Русской старине 1873 года. Пользуясь своим невольным досугом, Бантыш-Каменский вновь отдался любимым литературным занятиям. К этому времени относится его «Словарь достопамятных людей русской земли» (5 томов, Москва, 1836, дополнения в 3 томах, Спб., 1847), основанный на множестве архивных источников, фамильных документов и устных сообщениях. В мае 1836 года Бантыш-Каменский назначен был губернатором Виленской губернии; здесь он обратил внимание на улучшение богоугодных заведений и госпиталей, на устройство городов, но в 1838 году был отозван и причислен к Министерству внутренних дел. Затем он состоял членом совета этого министерства (1839) и членом департамента уделов (1810), а в 1841 году пожалован в тайные советники. К последнему периоду жизни Бантыш-Каменского принадлежат его «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» (4 части, СПб., 1840—1841), на издание которых император Николай I пожаловал 2000 рублей. Бантыш-Каменский умер в Петербурге 26 января 1850 года, а погребён в Москве, в Донском монастыре. Он был женат три раза и оставил значительное семейство, но ни служба, ни литературные труды его не обогатили, так что на погашение его долгов император Николай Павлович пожаловал 10 000 рублей. Благодарная Россия не забудет своих героев.