Живописное путешествие по России, украшенное 30 гравюрами, собранными графом Карлом Рехбергом. Париж, 1832.
Rechberg C. Ch. de, comte.Voyage picturesque throughout Russia, decorated with 30 engravings collected by Count Carl Rechberg, and engraved by the best artists, with a historical text compiled by G.P. Depping. Paris, 1832. More ...
Живописное путешествие по России, украшенное 30 гравюрами, собранными графом Карлом Рехбергом, гравированными лучшими художниками, с историческим текстом, составленным Г.-Б. Деппингом. Париж, 1832. Voyage pittoresque en Russie orne de 30 gravures representant les vues des principales villes, sites, monumens de l’Empire Russe, recueillies par le Comte Charles de Rechberg. Gravees par les meilleurs artistes, avec un texte descriptif et historique par M. Depping. Paris, chez Bance Aine, 1832. 56 + 2[н.н.] стр. текста + 30 резцовых гравюр и акватинт. Grand in Folio, 52х35 см. В великолепном зелёном марокеновом переплете с тиснением золотом на крышках и корешке. Экземпляр из библиотеки герцога Георгия Георгиевича Мекленбургского (1859-1909), сына Великой Княгини Екатерины Михайловны (1827-1898), с двойной сюитой: 30 гравюр черно-белые и 30 гравюр раскрашены от руки в то время: акварель, гуашь и темпера. Гравюры проложены листочками из рисовой бумаги. Все тексты на гравюрах на французском языке. На большинстве листов в качестве художников указаны Л. Кленце или Манц, которые на самом деле выступали как рисовальщики, готовившие чужие оригиналы для гравирования. Автором рисунков являются Корнеев Емельян Михайлович (22 рисунка), Ж. Делабарт (1), Алексеев (1), Дамам-Демантре (1), Патерсен (1)…не худший состав, и т.д.
Корнеев, Емельян Михайлович-академик исторической живописи, родился 8 ноября 1780 г., умер в 1839 году. В 1795 г., будучи ещё юношей, получил в Академии 1-ю серебряную медаль, в 1799—2-ю золотую; в 1800 — первую золотую, за картину "Изгнание из храма"; вместе с тем Корнеев был оставлен при Академии, и в 1803—1805 гг. ездил за границу. Еще в бытность учеником Академии исполнил для строившейся тогда в Царском Селе церкви образ Воскресения, за который ему было выдано 150 руб. В 1807 г. признан академиком за картину "Похищение Деяниры Центавром". Как известно, Емельян Михайлович был прикомандирован к генералу Спренгпортену, который по повелению императора Александра I совершил обширное путешествие по России в 1802-1805 г.г. Корнеев нарисовал за это время большое количество рисунков, которые привлекли внимание баварского посланника при русском дворе графа Карла Рехберга, страстного собирателя акварелей и рисунков на русские темы. Рехберг предложил Корнееву издать альбомы гравюр по его рисункам. Это было как раз то, о чем мечтал художник: показать широкому зрителю свои работы-виды отдаленных уголков России, облик народов ее населяющих. И Корнеев уехал с Рехбергом за границу. Там он напряженно трудился над созданием двухтомного альбома “Les peuples de la Russie”, состоящего из 96 гравюр. “Все рисунки, составляющие этот труд, были самым превосходным образом выполнены заслуженным мастером г-м Корнеевым в течение его трехлетнего пребывания в Мюнхене”- сообщал издатель альбома.
Мюнхен, столица Баварского королевства, был родным городом Карла Рехберга. Здесь же жил и его знаменитый брат Алоизий фон Рехберг известный дипломат, министр иностранных дел, участник Венского конгресса и Карлсбадской конференции. Здесь, в Мюнхене, Е. Корнеев делал рисунки по своим путевым эскизам, а затем наблюдал за созданием гравировальных досок. Печатался альбом в Париже в 1812-13 г.г. уже без присмотра автора. Два роскошных тома не исчерпывали запаса рисунков, а также замыслов издателя и художника. Однако в Европе грянули наполеоновские войны. Корнеев вернулся домой, а Граф Рехберг стал главным интендантом баварской армии на долгие годы. В 1826 г. Корнееву назначена была пенсия в 720 руб. ежегодно за большие заслуги перед Академией; и в этом же году Адмиралтейский департамент посылал в Академию художеств требование о доставлении в оный 100 рисунков, сделанных Корнеевым к путешествию вокруг света капитана Васильева. К изданию своего главного труда Рехберг вернулся лишь в начале тридцатых годов. Появление на рынке такого экземпляра “Живописного путешествия” целое событие. Величайшая редкость!