Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 317 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Мартынов А.Е. Живописное путешествие от Москвы до китайской границы.

Живописное путешествие от Москвы до китайской границы. Андрея Мартынова, Советника Академии Художеств. Спб., типография Александра Плюшара, 1819. [6], 7-67 стр., 30 h/c plts. Текст на русском языке. Иллюстрации — раскрашенные вручную офорты, без всяких подписей и номеров. Все гравюры переложены защитной бумагой. В темно-зеленом «великокняжеском» марокеновом переплете 1847 года с тиснением золотом и блинтом на крышках и корешке. Тройной золотой обрез. Форзацы — белая мелованная муаровая бумага, украшенные дублюрами, тисненными золотом. На передней крышке — суперэкслибрис с герцогской короной. Oblong. Формат: 21х32 см. Очень редкое и дорогое издание!

 


Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, Редкие книги, Livres Rares, №219, 150 р. («Большая редкость!»).

2. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №105, Спб., 1910, Редкие книги, Livres Rares, №220, 250 рублей — один из немногих подносных экземпляров в лист с раскрашенными гравюрами на толстой бумаге!

3. Смирнов-Сокольский Н.П. Моя библиотека, Москва, 1969, Т.2, №4217 — особый подносной экземпляр в лист, отпечатанный на толстой бумаге и раскрашенный от руки!

4. Тевяшов Е.Н. Описание нескольких гравюр и литографий, Спб., 1903, стр. 135-139.

5. Обольянинов Н. Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860. Спб., 1914, №1578.

6. Из сокровищ Российской Государственной Библиотеки. Книжная культура России XVI- начала XX века. Москва, 1998, №41.

7. Дар Губара. Каталог собрания Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России.Москва, 2006, №2591.

8. Н.Б. Русские книжные редкости. Москва, 1902, №340.

9. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий, Спб., 1908, №510.

10. Бурцев А.Е. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг. Спб., 1901. т. II, №399. «Чистые и хорошо сохранившиеся экземпляры со всеми рисунками составляют в настоящее время библиографическую редкость»!

11. Ровинский Д.А. Граверы, Спб., 1895, стр. 628-631.

12. Бокачев Н. История русских земель и городов. Каталог сочинений, составляющих русскую историческую и археологическую библиотеку Н. Бокачева. Спб., 1896, №1741.

13. Наумов В.А. Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1626. Каталог выставки. Ленинград, 1977.

14. Березин-Ширяев Я.Ф. Дополнительные материалы. Спб., 1876, стр. 65-66, особый подносной экземпляр в лист, отпечатанный на толстой бумаге и раскрашенный от руки, но всего 17 листов!

Появление на свет альбома "Живописное путешествие от Москвы до китайской границы" связано с дипломатической экспедицией сенатора графа Ю.А. Головкина (1762-1846), направленного Императором Александром I в Пекин в 1804 году. Головкину вменялось в обязанность обсудить новые торговые зоны в пограничных районах, упрочить статусное положение Российской духовной миссии в Китае, а также, при благоприятном течении переговоров, осторожно коснуться территориальных интересов России. Кроме этого экспедиция имела ещё и познавательную цель-собрать разного рода сведения о природных условиях Дальнего Востока и его народонаселении. Для снятия видов и изображения всех заслуживающих любопытства предметов были приглашены художники А.Е. Мартынов, И.П. Александров и П.А. Васильев. Предлогом посольства были поздравление цинского богдыхана (императора Цзяцина) с восшествием на престол и извещение о воцарении Александра I. К этому моменту император Цзяцин царствовал уже девять лет (после отречения отца в 1796 г.), а Александр — уже четыре года. Фактической целью посольства стало установление прочных торговых сношений между Россией и Китаем и уступка России Амура. Посольство было очень многочисленно, более 300 человек: в него входили военные и чиновники, учёные и духовные лица. Для светских членов его установлена была особенная форма: мундир ведомства иностранных дел с прибавлением богатого серебряного шитья, военная сабля вместо шпаги и головной убор, представлявший нечто среднее между кивером и каской. О посольстве в Китай граф М. С. Воронцов писал другу Д. В. Арсеньеву в июле 1805 года: «Целая шайка готовится ехать в Китай с Головкиным и с кучей разного народа. Первый в посольстве у Головкина есть Байков, что был в Париже. Он уже и здесь берет над прочими тон и ломается удивительно. Они уже все в ссоре, прежде нежели выехали из Петербурга, что же будет после? За Кяхтой они, наверное, передерутся; и надо знать, что и сам Головкин человек умный, но впрочем, морального характера в нем не ищи, и я думаю, что некоторые из молодых будут жертвой гордости Байкова и Голландских правил самого посла. Я бы хотел, чтобы Китайский император все это решил за них и, рассердясь на то, что с ними посланы инженеры, которые будут снимать планы и профили тамошних крепостей, приказал бы всех высечь от первого до последнего и потом выпроводить из его владений». Посольство Головкина не увенчалось успехом. Ещё в пределах России он получил протест Китайского правительства против многочисленности посольской свиты и должен был её сократить. Посольство добралось только до Урги, где Головкину были предъявлены такие требования относительно церемониала его приема (ритуал земного поклона — коутоу), что он счёл их неприемлемыми и возвратился в Сибирь. Неудача возбудила неудовольствие императора Алексадра I, и Головкину долго пришлось прожить в Иркутске, пока ему не было разрешено явиться в Петербург, куда он возвратился в декабре 1806 года.

Мартынов, Андрей Ефимович (1768-1826) — живописец-пейзажист, рисовальщик, акварелист, литограф, ученик Академии художеств с 1773 г., образовался в ней под руководством Сем. Щедрина и Гамберга. По окончании курса в 1788 г., со званием художника XIV класса и с золотой медалью, был отправлен за границу. Довольно долго жил в Риме, работая под влиянием Ф. Гаккерта, и возвратился в отечество в 1794 г. В следующем году Академия признала его сначала назначенным в академики, а потом в 1795 году академиком. В 1802 г. он получил звание советника Академии. Вместе с рисовальщиками Александровым и Васильевым путешествовал с российским посольством в Пекин в 1804 году и написал много видов сибирских и китайских местностей; посетил, кроме того, Крым и берега Волги, откуда также заимствовал сюжеты для своих пейзажей. Впоследствии награвировал и издал это путешествие (одну 1-ю часть) в 29 картинках. В 1821-1822 г.г. на собственном литографском станке печатал виды Петербурга и его окрестностей (около 60 л.л.). Часть из них сам раскрашивал акварелью. Можно говорить, что своеобразный культ Петербурга был продолжен в литографии одним из популярнейших видописцев начала XIX века А.Е. Мартыновым. Творчество этого пейзажиста отмечено близостью классицистическим принципам Сем. Ф. Щедрина. Петербург был одной из самых любимых его тем. Опыт в разных техниках: живописи, акварели и в офорте — позволил мастеру с легкостью овладеть искусством литографирования и создать в этой технике около 60 видов Петербурга, Царского Села, Павловска, Петергофа, Гатчины, Ораниенбаума. В объявлении, помещенном в «Русском инвалиде» от 20 апреля 1822 года, сообщалось: «Известный художник и советник Императорской Академии г. Мартынов извещает любителей, что у него находится собрание достопримечательнейших видов и прекраснейших зданий столицы. Оно состоит из 36 листов, тщательно литографированных и как черных, так и раскрашенных. Подобное собрание составил он так же из рисунков Императорских дворцов и живописных видов Павловска, Гатчины, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума и других местностей столицы. Оные литографированы с таким же тщанием и продаются как вместе, так и каждое в особенности». Объявление очень важно для истории литографии, в нем содержатся указания на то, что это бесспорно автолитографии А.Е. Мартынова. Он сам рисовал их на камне, пользовался, видимо, собственным печатным станком и сам раскрашивал некоторые эстампы акварелью. Этим искусством художник владел с большим мастерством, о чем свидетельствуют многие его акварельные работы. Интересна и объявленная автором стоимость литографий: за простой оттиск — 1 рубль 10 копеек, за раскрашенный — 5 рублей. Оценка литографий большого размера, как, например, с видами Ораниенбаума, повышалась соответственно до 2 и 10 рублей.

Литографии А.Е. Мартынова, изданные в виде входящего в это время в моду увража, относятся к одной из самых замечательных коллекций в богатейшей иконографии Петербурга. Художник, покоренный красотой петербургских улиц, утверждал свое понимание города. Он предпочитал бегло и обобщенно зарисовывать его отдельные уголки, избегая широких панорамных изображений. При этом величественная строгость архитектуры даже в изображениях таких монументальных ансамблей, как Адмиралтейство, Новая Голландия, Михайловский замок и окружающие его сады, классическая красота зданий на Английской набережной нередко приобретали заметный камерный оттенок. Не всегда графически точный в передаче контуров зданий, Мартынов умел сообщить своим литографиям удивительную мягкость и живую непосредственность исполнения. Сплошная сероватая тональность наполняет изображения ощущением рассеянного света, влажного воздуха, глубокого пространства и сообщает им красоту своеобразной стильности. Особо чарующе «пейзажное» настроение Мартынов сумел передать в литографированных видах петербургских окрестностей. С целью акцентирования живописной красоты запечатленных мест художник некоторые экземпляры оттисков подкрашивал сепией. Легкий коричневатый оттенок рисунка вполне заменял акварельную раскраску. Намеченные лаконичными штрихами многочисленные фигурки горожан придают этим тонким лирическим работам бытовую повествовательность, подчеркивают их реалистический характер. Интерес к городскому типажу, меткость в его характеристике А.Е. Мартынов сумел выразить и в специальном литографированном издании «Собрание русских костюмов», поступившем в продажу в том же 1822 году. Предприняв вторичную поездку в Италию, умер 1 ноября 1826 года в Риме. Был художником очень плодовитым, и его произведения пользовались в свое время уважением. Из них можно указать на два крымских вида, находящиеся в Императорском Эрмитаже, на вид в окрестностях Рима, в музее Академии Художеств, и на саксонский вид, в Московском публичном музее. Сверх картин, писаных масляными красками, Мартынов произвел немало рисунков акварелью и гуашью. Вигель говорит, что Мартынов был о себе чрезвычайно высокого мнения и ставил себя гораздо выше Рубенса (Русский Архив, 1891. 115).

Его работы:
1. Портрет Витгенштейна, с оригинала Фациуса; гравирован грубой черной манерой: «Грав. А. Мартынов — 1812 г.».
2. «Вид дачи Графа П.А. Строганова со стороны сада. Рисовал с натуры и Гравир. А. Мартынов 1813 года». В большой лист; гравирован офортом, очень слабо травлен, так что имеет вид литографии.
3. «Вид Каменного Острова с дачи Графа П.А. Строганова. С Натуры Рисовал и Гравир. А. Мартынов 1814 года». Большой лист. Бойкий офорт; внизу герб Строгановых и Голицыных.
4. «Вид Черной речки из сада Гр. Строганова. — рисов. и грав. А. Мартынов». Черной манерой, в большой лист.
5. Вид в том же саду; через реку виден мост; на первом плане трое гуляющих. Неудавшийся офорт; в моем собрании без всякой подписи; 7,5 х 11,2.
6-34. 29 досок для издания: «Voyage pittoresque de Moscou aux frontières de la Chine. A. Martinoff. St. Pétersb. 1819; avec 30 Gravures à Pawua tinta, en couleurs (Muller 1876. 20 flor. relié en maroquin)», — в лист, в длину; гравированы карандашной манерой (раскрашены). Под каждой картинкой, за исключением №№ 4, 6 и 22, подпись мастера: «dessiné et gravé par A. Martinoff 1808» (или Martinow) и подписи на русском и французском языках: 1) «Странствующие Монголы». Mongols en Voyage; 2) Монгольского офицера лошадь... 3) Монгольской офицер; 4) Без подписи: шестеро монгольских носильщиков несут чиновника; 5) Крестьянки...
6) Без подписей: сбитенщик; три фигуры;
7) Собиратель подаяния... 8) Екатеринбургская купчиха... (сзади); 9) Молошница... (идет влево); 10) Молошница... (вправо);
11) Екатеринбурская купчиха... (спереди);
12) Путешествующий двенадцатилетний мальчик Каргас... 13) Женщина Казанских Татар... 15) Киргизец... (лицом к зрителю); 16) Киргизец... (лицом вправо, почти в профиль); 17) Монгол... 18) Киргизец с Соколом... 19) Киргизская Женщина... 20) Вооруженный Киргизец... 21) Монгольской офицер... 22) без подписи: Киргизска, путешествующая в Арбе на воле; 23) Китайская почта... 24) Путешествие Монголов, едущих на верблюдах... 25) Трое Китайцев на телеге с кожами... 26) Ван и Амбани... 27) Монгол пьет чай... 28) Пляска Монголок... 29) Цыганки (две).
35-64. 30 досок к книге: «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы. Андрея Мартынова, Советника Академии Художеств. СПб. 1819». В лист, в длину. В этом сочинении заключаются одни виды городов и местностей, начиная от Кремля и до китайской границы. Картинки сделаны в контурах, во всех экземплярах отлично раскрашены и без всяких подписей и номеров. При каждой картинке листы текста. Мартынов собирался издать то же Путешествие в литографиях; в моем собрании есть 19 таких литографий, частью заимствованных из гравированного издания 1819 года; под всеми рисунками одни французские подписи и только под двумя подписи мастера: «par A. Martinow», a именно: «Ambassade Russe au Camp près d'Ourga en 1805»; и: «Camp de l'Ambassade Russe en Chine en 1805».
65-93. У E.H. Тевяшева есть переплетенный альбом типов без заглавия, на 29 листах; на одном из них имеется монограмма Мартынова А.М. Типы гравированы крепкою водкою в очерках и раскрашены от руки, a именно:
1. Баба-разносчица.
2. Продавец цветов (горшки с цветами стоят на лотке).
3. Продавец цветов (цветы лежат).
4. Баба в нарядной одежде.
5. Она же с тылу.
6. Крестьянин с кнутом в правой руке.
7. Сборщик на построение храма: «А.М. 1816».
8. Продавец дичи.
9. Две крестьянки и крестьянин.
10. Две крестьянки.
11. Сбитенщик, крестьянин и крестьянка.
12. Крестьянин в дороге.
13. Сбитенщик, крестьянин и молочница.
14. Два извозчика дерутся, двое крестьян смотрят на них.
15. Продавец пирогов, два мужика и баба.
16. Мужик качает ребенка на ноге; рядом стоит баба.
17. Качели: две женщины качаются; два мужика и баба смотрят на них.
18. Баба держит корзину с яблоками, другая сидит.
19. Две крестьянки.
20. Крестьянка везет санки, другая указывает ей дорогу.
21. Две цыганки.
22. Барин на линейке, парою.
23. Извозчик в санях.
24. Извозчик в роспусках.
25. Пляска мужика с бабою; еще баба сидит y дерева; налево мужик играет на волынке; рядом стоит ребенок.
26. Мужик и баба пляшут; две бабы и ребенок смотрят; налево мужик играет на дудке.
27. Ряженые, мужик с барабаном, мужик-поводырь, медведь и коза.
28. Мужик с медведем и мужик-зритель.
29. Крестьянин в санях на паре оленей. 100—102. Вид набережной реки Невы на
трех длинных досках.
103. «Екатеринбургская Девица — Fille d'Ekatherinbourg. Desinné et gravé par A. Martinoff 1808».
Мартыновым было исполнено очень много литографий; между прочим им издана серия видов Петербурга и его окрестностей — около 60 листов. Некоторые листы этой серии с монограммою Мартынова; a именно: «1) Vue de la Rouste, 2) Vue du jet d'eau de Samson à Pétergoff, 3) Temple d'apollon à Pavlowsky, 4) Vue du Chateau de Pavlowsky».
Другая серия тоже литографий, но в большем формате, видов Ораниенбаума, с его подписью: «Vue prise du balcon du Château d'Oranienbaum. A. Martinow».
Мартынов в предисловии к «Живописному путешествию» пишет:
«Оставляю господам ученым и литераторам, сопутствовавшим Российское посольство в Китай, сделать подробное оному описание. Намерение мое есть единственно пояснить снятые мною виды различных примечательных городов и урочищ, встречающихся на пути сем; быв убежден мыслей, что живопись действует сильнее и приятнее на воображение и зрение, когда знаешь Историю и отличный интерес представленного кистью предмета». В книге помещено краткое описание городов и местностей и рисунки с них. Виды русской провинции, особенно поволжских и сибирских городов, достаточно редки в книге XVII- начала XIX века, что придает иллюстрациям особую ценность. Некоторые из зарисовок ныне хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Андрей Ефимович дает описания следующих мест:
1. Кремль, стр. 7-16 ( на двойном складном листе и использован в виде фронтисписа).
2. Владимир на Клязьме, стр. 17-20 (2 живописных вида).
3. Нижний Новгород, стр. 21-22 (2 живописных вида).
4. Макарьев, стр. 23-26 + 1 живописный вид.
5. Казань, стр. 27-28 + 1 живописный вид.
6. Пермь, стр. 29-30 + 1 живописный вид.
7. Екатеринбург, стр. 31-34 + 1 живописный вид.
8. Обь, стр. 35-36 + 1 живописный вид.
9. Томск, стр. 37-38 + 1 живописный вид.
10. Красноярск, стр. 39-40 (4 живописных вида).
11. Иркутск, стр. 41-45 (3 живописных вида, у Тевяшова — 4).
12. Байкал, стр. 47-49 (4 живописных вида, у Тевяшова — 5).
13. Река Селенга, стр. 51-52 (живописных 3 вида).
14. Троицко-Савская крепость, с. 53+1 живописный вид.
15. Кяхта, стр. 55-57 + 1 живописный вид.
16. Май-Май-Чен, стр. 59-64 + 1 живописный вид.
17. Границы с Китаем, стр. 65-66 (2 живописных вида ближних гор).
18. Оглавление: Описание тридцати живописных видов, стр. 67.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?