Библиографический кабинет Rarus's Gallery. Топ 10 крупнейших официальных русских продаж антикварных книг и рукописей за 2005 год:
1. Price Realized: $ 202,915
Возглавляют рейтинг - Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. Отделения 1-6. Москва, тип. Августа Семена, 1849-1853 в лист + дополнительный том в 4-ю долю листа к III-му отделению: Яковлев, Лукиан П. "Русские старинные знамена". Москва, Синодальная типография, 1865 + текстовые тетради в 4-ю долю листа к каждому из шести отделений, переплетенные в один п/к переплёт эпохи с сильными потёртостями. Уход: £110,400. Сотбис. 19 мая 2005 года. Сессия 1. The Russian Sale. Лондон. Лот № 196. 510 хромолитографий по рис. академика Ф. Солнцева в немного повреждённом клеёнчатом BOX-е. Отд. 1: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. 1849. 229 с. [Альбом иллюстраций.] Рисован академиком Ф. Солнцевым. 112л. иллюстраций. Отд. 2: Древний чин царский, царская утварь и одежды. 1851. III, XIV, 119с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 3: Броня, оружие, кареты и конская сбруя. 1853. XXIII, 151 с. [Альбом иллюстраций.] 147 л. иллюстраций. Отд. 4: Древние великокняжеские, царские, боярские и народные одежды, изображения и портреты. 1851. II, 88 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 5: Древняя столовая и домашняя утварь. 1853. IV, XX, 108 с. [Альбом иллюстраций.] 72 л. иллюстраций. Отд. 6: Памятники древнего русского зодчества. 1853. 110, II с. [Альбом иллюстраций.] 39 л. иллюстраций. Всего в атласе должно быть 508 нумерованных хромолитографий. Названия на русском и французском языках. 511 x 362 мм. У истоков этого удивительного издания стоял президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки А.Н. Оленин. В 1841 году, готовя проект свода гравированных изображений памятников культуры и быта Древней Руси, Алексей Николаевич писал: "Цель сего сочинения состоит в том, чтоб старинные наши русские нравы, обычаи, обряды, одежды духовные, военные, светские, простонародные, а также жилища и здания, степень познания и просвещения, промышленности, искусства, ремесла и разные предметы в общежитии сделались известными -посредством ваяния или рисования - во всей их точности и с сохранением их характера или вида".
Для реализации этого замысла Оленин предложил кандидатуру своего давнего воспитанника по Академии художеств, бывшего крепостного, в 32 года ставшего академиком живописи, - Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892). Оленин поручил Солнцеву зарисовку "рязанских древностей" — золотых и серебряных украшений, случайно обнаруженных в 1822 году двумя крестьянами близ Старой Рязани. Полученный результат превзошёл все ожидания, и в 1830 году рекомендованного Олениным Солнцева по высочайшему повелению направили в специальную экспедицию по древним русским городам и монастырям "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяния, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих истории". Оружейная палата и соборы Московского Кремля, Владимир, Юрьев-Польский, новгородский Софийский собор, Ярославль, Торжок, Псков, Печоры, Киев, Рязань, Суздаль, Новый Иерусалим — таков далеко не полный перечень мест, где работал художник. "Только благодаря ему сохранились многие важные исторические предметы если не в подлинниках, теперь уже утраченных, то, по крайней мере, в верных копиях". Эта оценка деятельности Солнцева была дана ещё в конце XIX века.
Как известно, 17 апреля 1843 года Оленин умирает. Однако уже через год, 27 апреля 1844 года, по распоряжению Николая I был создан специальный комитет для издания "Древностей Российского государства". Его председателем стал археолог, историк и меценат, глава Московского общества истории и древностей российских граф С.Г. Строганов. В комитет вошли также историк И.М. Снегирёв, писатель, драматург, директор московских театров и Оружейного палаты М.Н. Загоскин, литератор А.Ф. Вельтман, с 1842 года занимавший пост помощника директора Оружейной палаты. Строгановский Комитет взял на себя подготовку научного и справочного аппарата. Солнцев готовил главное - рисунки для воспроизведения. Император Николай I, покровительствовавший проекту, выделил 100 тысяч рублей золотом. Первый том "Древностей" увидел свет в 1849 году. Последний - шестой - в 1853-м. На каждый том рисунков в большой лист приходится дополнительный том с пояснениями в 4-ю долю листа. Объектами описания стали памятники мирового, преимущественно прикладного искусства с VI по XVIII века. Включено 500 произведений, хранившихся главным образом в Оружейной палате и соборах Кремля. Произведения классифицированы по виду и назначению. Даны их подробные описания, история описываемого памятника. Указаны время и место создания, материал, техника, надписи, место находки, местонахождение. В каждом из шести отделов сделаны объяснения специальных терминов.
Дополнительный том составил Лукиан Яковлев, помощник директора Московской Оружейной палаты. Начало деятельности Л.П. Яковлева в музее относится к 1860 году. Сохранился приказ от 12 июля 1860 года по Московской дворцовой конторе о зачислении штабс-капитана лейб-гвардии Финляндского полка Л.П. Яковлева на должность помощника директора Оружейной палаты в чине майора. Он начал свою деятельность с изучения и разбора предметов вооружения и относящихся к ним документальных данных из архива Оружейной палаты, который находился в то время в здании музея6. К концу 1862 года Яковлевым уже была проделана большая работа по составлению новой Описи экспонатов палаты. Сохранился черновой вариант отчетной ведомости палаты за 1861 —1862 годы, в котором указано, что по отделу оружия помощником директора майором Яковлевым составлен новый полный предварительный каталог, приведено к совершенному окончанию и представляется на утверждение подробное историческое описание старинных знамен и брони, составляющее I книгу III части (имеется в виду III часть Описи Московской Оружейной палаты) и обнимающее собой 1139 предметов; составлено вчерне описание белого (т. е. холодного) оружия; подготовлено к описи все огнестрельное оружие и из того числа совершенно описано: все фитильное оружие — 20 штук, 43 колесных пистолета, 139 старинных русских пищалей, 31 карабин и 165 пистолетов; все оружие разобрано и частью размещено согласно с новым каталогом... Отчет дает представление об удивительной работоспособности Л.П. Яковлева, который примерно за два года сделал не только свыше двух тысяч новых описаний, но одновременно занимался и систематизацией оружия, экспонированием и наблюдением за реставрацией музейных предметов. В конце 1862 года Опись брони и знамен Московской Оружейной палаты, оконченная Яковлевым, была представлена Александру II, который приказал "издать описание старинных русских знамен в виде дополнения к III отделению Древностей Российского государства". 15 января 1863 года Яковлев награжден производством в чин подполковника за составление подробной Описи знамен и брони. Продолжая работать над Описью, Яковлев к 1866 году закончил описание холодного, метательного и огнестрельного оружия. Переписанные и переплетенные тома этих Описей соответственно датированы 1862, 1863 и 1866 годами. Таким образом, к началу 1867 года основная часть уникальной коллекции оружия была описана. К сожалению, из всего этого огромного материала при жизни Яковлева была издана лишь одна книга "Русские старинные знамена", о которой мы уже упоминали. В 1867 году Л.П. Яковлев тяжело заболел и был уволен в отставку. Самое богатое и роскошное русское издание. Более полную информацию об этом издании вы найдёте у нас на сайте в разделе "Русские книжные сокровища".
2. Price Realized: $ 192,000
На втором месте - Кандинский, Василий Васильевич (1866–1944). Kleine Welten. Маленькие миры. 12 оригинальных гравюр в издательской картонажной папке с титульным и вступительным листами ( 6 цветных литографии, 2 гравюры на дереве, 4 офорта в технике сухой иглы). Сотбис. 29 апреля 2005 года. Сессия 1. Prints. Нью-Йорк. Лот № 147. Под каждой гравюрой подпись автора карандашом и печатная подпись-монограмма: К. Propylaen Verlag. Издательство "Пропилеи". Берлин, 1922. Гравюры отпечатаны автором в Баухаузе, в Веймаре. Общий тираж 230 нумерованных экземпляров, из коих первые 30 отпечатаны на японской бумаге. Комплектный экземпляр № 34. Формат папки: 46,0х35,5 см. Размеры листов и изображений на них разнятся. В продаже чаще всего встречаются отдельные листы из этой папки. Уход каждого листа до $25,000. Этим и объясняется мизерное наличие комплектных экземпляров. Видимо на каком-то временном отрезке выгоднее было продавать листами. Чрезвычайная редкость. Гравюры пронумерованы Кандинским римскими цифрами:
Маленькие миры I (Kleine Welten I): цветная литография, 36х28 см. (24,7х21,8 см.-изо)
Маленькие миры II (Kleine Welten II): цветная литография, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры III (Kleine Welten III): цветная литография, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры IV (Kleine Welten IV): цветная литография, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры V (Kleine Welten V): цветная литография, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры VI (Kleine Welten VI): гравюра на дереве, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры VII (Kleine Welten VII): цветная литография, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры VIII (Kleine Welten VIII): гравюра на дереве, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры IX (Kleine Welten IX): сухая игла, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры X (Kleine Welten X): сухая игла, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры XI (Kleine Welten XI): сухая игла, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
Маленькие миры XII (Kleine Welten XII): сухая игла, 36х28 см. (24,7х21,8 см.)
В цикле гравюр Kleine Welten ярко просматривается тенденция к обособлению отдельных частей очень сложной, в её цветовом решении, абстрактной композиции.
3. Price Realized: $ 141,168
На третьем призовом месте - Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III-го и Государыни Императрицы Марии Феодоровны Всея России. Санкт-Петербург, 1883. 65 с. Цв. лит. титул. 26 хромолитографий на отдельных вклейках и рисунки в тексте, которые иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. На русском языке. В издательском переплете с богатым тиснением каратным золотом на верхней крышке. Тройной золотой обрез. Форзацы из белого матового муара. 66х49 см. Иллюстрации выполнили лучшие художники своего времени: И. Репин, В. Серов, В. Суриков, В. Васнецов, Н. Самокиш, В. Верещагин, Н. Каразин, И. Крамской, К. Маковский и В. Поленов. Тираж 200 экземпляров. Уход: £81,600. Аукцион Сотбис. 01 декабря 2005 года. Сессия 2. The Russian Sale. Лондон. Лот № 230. Супер престижный церемониальный альбом-шедевр из золотого фонда истории российской полиграфии, подробно повествующий о коронации императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля.
4. Price Realized: $ 132,250
На четвертом месте - Хорис, Логгин (Людвиг-Луис) Андреевич (1795-1828). Восхитительный экземпляр из первых 50 копий на особой бумаге в коричневом марокене эпохи с тиснёной золотом на русском языке наклейкой и краповыми обрезами: Живописное путешествие вокруг света. "Voyage pittoresque autour du monde", Paris, Imprimerie de Firmin Didot, 1821—1823; 22 тетради в лист с крашенными от руки литографиями, изображающих дикарей четырех частей света, их жилищ, оружия, домашней утвари, музыкальных инструментов и т. п., а также животных, птиц и растений; портрет – ч/б фронтиспис Н.П. Румянцева, 102 крашенные литографии, 2 крашенные гравюры на меди, одна складная карта и две таблицы наблюдений поменьше; текст этого издания написан великим немецким поэтом и натуралистом Альбертом де Шамиссо, французом по происхождению, участвовавшим в экспедиции Отто Коцебу и присоединившемуся к ним в Копенгагене. Уход $132,250. Аукцион Dorothy Sloan–Rare Books, Inc. 16 февраля 2005 года. A Selection of Distinguished Rare Books, Maps, Broadsides, Letter Sheets & Ephemera formed by Daniel G. Volkman JR. Сан-Франциско. Лот № 40. Архива продаж на сайте аукциона из Калифорнии, к сожалению, нет. Участвовали и столь известные ученые, как Барон Кювье и Галль, художник Хорис, немец по происхождению, и многие другие. Экземпляр принадлежал матери хозяина распродаваемой сказочной коллекции книг по путешествиям мистера Волкманна, Беатрис Симпсон Волкманн. Сам Волкманн приобрёл его для неё в 1969 году.
Отто Евстафьевич Коцебу (1787-1846) уже обогнул один раз земной шар на шлюпе “Надежда” под командой Крузенштерна, когда граф Н.П. Румянцев в 1815 году предложил ему стать командиром брига “Рюрик” и начальником научно-исследовательской кругосветной экспедиции, организованной на личные средства графа. Основной её задачей было отыскать северо-восточный проход из Тихого океана в Атлантический. Бриг был очень небольшим судном всего 180 тонн, теснота была чрезвычайная, условий для научной работы – никаких. Но экспедиция была очень плодотворна: открыто и подробно описано множество новых островов и земель. Собраны огромные коллекции. Досконально изучена так называемая Русская Америка. Изданы два прекрасных альбома.
Хорис, Логгин (Людвиг) Андреевич — путешественник и живописец, род. в Екатеринославле в 1795 г., убит разбойниками 22 марта 1828 г. во время путешествия по Мексике в г. Веракруз. Немец по происхождению, он воспитывался в Харьковской гимназии и уже с раннего детства проявлял большие способности к рисованию и особенный интерес к естественным наукам, с большим талантом рисуя всевозможные предметы, преимущественно из естественной истории. Благодаря этим способностям Хорису в 1813 г. представился случай участвовать в качестве рисовальщика в экспедиции известного ботаника барона Боберштейна на Кавказские горы. Вернувшись из путешествия, Х. в 1814 г. поступил в Императорскую Академию художеств, но пробыл там только один год, получив в 1815 г. приглашение к участию в кругосветном плавании под начальством О. Е. Коцебу на корабле "Рюрике", снаряженном государственным канцлером гр. Румянцевым. Путешествие продолжалось с 1815 по 1818 г. В течение этих трех лет Хорису удалось изготовить массу рисунков, изображавших жизнь дикарей Америки, Азии, Африки и Полинезии и предметы из естественной истории. По возвращении из плавания он в 1819 г. прибыл в Париж, где обратил на себя внимание известных естествоиспытателей и был избран членом Парижского географического общества. Там же он занялся изучением литографии, намереваясь издать в свет собранные во время путешествий материалы. Рисунки Хориса носили отпечаток оригинальности и большого реализма, шедшего вразрез с принятым художниками того времени обычаем прибегать в изображении дикарей и их жизни к идеализации. Эти рисунки вошли в состав следующих двух изданий: 1) "Voyage pittoresque autour du monde", Paris, 1821—1823; 22 тетради в лист с изображениями дикарей четырех частей света, их жилищ, оружия, домашней утвари, музыкальных инструментов и т. п., а также животных, птиц и растений; текст этого издания написан немецким поэтом Шамиссо, участвовавшим в экспедиции Коцебу, и столь известными учеными, как Кювье и Галль, и многими другими. 2) "Vues et paysages des régions équinoxiales, recueillis dans un voyage autour du monde", Paris, 1826; 24 рисунка в малый лист; это издание является дополнением к первому. В 1828 г. Х. объявил о предстоящем выходе в свет еще одной книги под заглавием: "Recueil de têtes et costumes des habitans de la Russie avec des vues du mont Caucase et des ses environs", но это издание не состоялось, так как автор в том же году предпринял путешествие в Америку. Объехав Антильский архипелаг, Хорис 19 марта 1828 г. прибыл в мексиканский город Веракруз и, снабженный рекомендательными письмами, отправился в сопровождении англичанина Гендерсона вглубь страны; но уже 22 марта путешественники подверглись нападению разбойников, при чем Хорис был убит; Гендерсону удалось спастись, и по его указаниям в лесу был найден труп Хориса и погребен в План-дель-Рио. В заседании Парижского географического общества 3 июня 1828 г. одним из членов его было сделано сообщение о преждевременной смерти Хориса.
5. Price Realized: $ 123,696
На пятом месте - Стравинский, Игорь Фёдорович (1882-1971). Полная рукописная версия Священного песнопения во имя святого Марка “Canticum Sacrum ad Honorem Sancti Marci Nominis” для тенора и баритона соло, хора и оркестра на латинский текст из Ветхого и Нового Завета, подписанная “I. Str.” и датированная 24 ноября 1955 г. Карандаш, каллиграфический почерк. 52 стр. 4to (36 x 28 см.), пронумерованные 1-52. Уход: £72,000. Аукцион Кристис. 30 ноября 2005 года. The music sale. Лондон. Лот № 75. Провенанс: Игорь Стравинский, acquired directly from the composer, июнь 1959. Первое исполнение “Священного песнопения” состоялось в Венеции 13 сентября 1956 года в соборе св. Марка на 19-м международном фестивале современной музыки под управлением самого маэстро. Музыкальный манускрипт вселенского масштаба!
6. Price Realized: $ 105,408
На шестом месте - Крученых, Алексей "Замауль IV". [Баку], 41°, [1920]. Уход £57600. Аукцион Сотбис. 09 июня 2005 года. Continental Books, Manuscripts and Science including the food and drink collection of Hroar Dege. Лондон. Лот № 130. 9 л.л. отпечатаны гектографией. Текст для них написан от руки. 2 листа розово-голубых рисунков Ольги Розановой - исполнены в обычной для неё технике. Обложка отпечатана типографским способом, римская цифра IV - гектографическим способом. 4°. 16,5х15,5 см. Большинство текста и рисунков отпечатаны также гектографическим способом. Присутствует текст, отпечатанный наборными штампами. Листы имеют разные размеры и разную текстуру. В книге присутствует знаменитый манифест "Фактура слова". Из всех 4-х "Замаулей" номер IV - самый редкий!
7. Price Realized: $ 98,820
На седьмом месте - Каменский, Василий и Кравцов, Андрей "Нагой среди одетых". Москва, издание российских футуристов, 1914. 18 л.л. 5 рис. В обложках - спереди: полоса бумаги с названием наклеена на лист обоев. Сзади: портрет Андрюши Кравцова. Тираж 300 экземпляров! Уход £54000. Аукцион Сотбис. 09 июня 2005 года. Continental Books, Manuscripts and Science including the food and drink collection of Hroar Dege. Лондон. Лот № 86. В этой немного мистической книге, вышедшей в свет в феврале 1914 года, впервые появились в печати "Железобетонные поэмы" В. Каменского. В марте 1914-го года 11 поэм экспонировались на выставке "№4", и тогда же часть из них была опубликована в "Первом журнале русских футуристов" и во второй пятиугольной книге - "Танго с коровами".
Идея издания книги возникла у Каменского после знакомства с молодым харьковским врачом и начинающим поэтом А. Кравцовым, который примкнул к футуристам после выступления Каменского, Бурлюка и Маяковского в Харькове в декабре 1913 года. Сам рисунок-декор обоев в книге поражает своей "дикостью". В отличие от цветочного орнамента "Танго с коровами" с их золотисто-желтым тоном, здесь используется не только цветочный, но и "животный" рисунок (олени, медведь, дикий кабан и т.д.). Общий фон цвета "бычьей крови"-"кровавая Мэри", на котором размещены эти персонажи, а также характерные завитушки, в виде так называемых "огурцов" придают обоям столь ценимый Каменским "восточный" персидский характер, который был в большой моде в начале XX века. Ничего не известно об авторе 5 рисунков в технике цинкографии, помещенных в этой необычной по форме книге. Многие исследователи творчества Василия Каменского считают его их автором.
8. Price Realized: $ 92,232
Восьмое место поделили 2 лота с одинаковым ценовым результатом:
1. Крученых А., Алягров Р. (Роман Якобсон). Заумная гнига. Цветные линогравюры О. Розановой. Москва, тип. И. Работнова, 1915-1916. 36 с. 21 илл. Тираж 140 экземпляров. 21,5х18,5 см. Все тексты стихотворений напечатаны наборными штампами красным цветом. Обложка набрана типографским способом; внизу - наклейка из бумаги розового цвета в форме сердца (на некоторых экземплярах пришита пуговица). Ставшая недавно известной переписка художницы свидетельствует, что работу над серией линогравюр, изображающих игрально-карточных героев, Розанова начала летом 1914 г. Тогда же или чуть раньше она начала работу над живописными вариациями этой темы. Уже в следующем году живописная серия из и полотен была показана на выставке "картин левых течений" в салоне Н. Добычиной. Летом 1915 г- Андрей Шемшурин — литературовед и издатель, друг Крученых — предложил финансовую поддержку для издания этой серии, и в августе, вместе с заумными стихами Крученых и Р. Якобсона (выступившего под псевдонимом Алягров), она вышла из печати. Книга была опубликована с неправильной датой: на обложке указан 1916 г. Якобсон вспоминал позднее: "Крученых поставил шестнадцатый год, чтобы это была "гнига" будущего. А вышла она раньше, во всяком случае в работу все было сдано в четырнадцатом году, и писал я это до войны!". Два стихотворения Р. Якобсона напечатаны типографским способом на отдельном листе, который кажется "присоединенным" к книге. Для обложки Розанова использовала простой, но очень выразительный прием наклейки. Вырезанное из красной бумаги сердце было пришито к книге обычной белой пуговицей (первоначальный вариант обложки хранится в Музее Маяковского, инв. № 11406). В технике коллажа была исполнена и страница № 3. Характер бумаги и тоновое решение оттисков отличаются в разных экземплярах. По свидетельству художницы линогравюры для книги печатались "на бумагах тетрадной, оберточной, слоновой и др." тиражом 150 экз. каждая. Крученых на задней обложке экз. из Музея Маяковского сделал пометку — "Тираж 100 экз" [Будетлянский клич!]. В "Книжной летописи" указан тираж 140 экз. Уход £50400. Аукцион Сотбис. 09 июня 2005 года. Continental Books, Manuscripts and Science including the food and drink collection of Hroar Dege. Лондон. Лот № 94.
2. Крученых, Алексей. Ззудо: Зудутные зудеса. Обл. А. Родченко. М., 1921-1922. - 14 с. Oblong, 4°: 170x205 мм. Печатано на бумаге разных сортов и разных размеров. Из них: 3 страницы гектографированы в разных цветах, 3 страницы с голубым стеклографированным текстом, 6 страниц с цветным карандашным текстом, 2 страницы отпечатаны на пишущей машинке, на одной из которых присутствует небольшая иллюстрация и гектографированный текст. На коллаже А. Родченко наклеена обрезанная фигурно фотография молодой девушки, лоскут в виде сердца, перечеркнутый линиями в виде большой семёрки и вырезанный текст из газеты: «Казенное вино. Крепость 40°». Уход £50400. Аукцион Сотбис. 09 июня 2005 года. Continental Books, Manuscripts and Science including the food and drink collection of Hroar Dege. Лондон. Лот № 134.
9. Price Realized: $ 87,840
Девятое место также поделили 2 лота с одинаковым ценовым результатом:
1. Крученых, Алексей. Цветистые торцы. Баку, 41°, 1920. 4°: 160x157 мм. Печатано на бумаге разной текстуры. Из них: 33 страницы с гектографированным текстом, 13 страниц с черным и зеленным стеклографированным текстом. 4 гектографированные иллюстрации. 2 композиции подписаны Кириллом Зданевичем и одна (портрет С. Мясоедова) – Давидом Бурлюком. Оригинальные, гравированные на линолеуме, обложки. Уход £48000. Аукцион Сотбис. 09 июня 2005 года. Continental Books, Manuscripts and Science including the food and drink collection of Hroar Dege. Лондон. Лот № 129.
2. Крученых А.Е. Война. Слова А. Крученых. Резьба О. Розановой. [Пг.], 1916. Типография т-ва газеты «Свет». 16 листов. Мягкие обложки-полупапка. На передней обложке — коллаж Ольги Розановой из 5 геометрических фигур. Размер обложек 41,5х31 см. Всего: 9 линогравюр, 1 коллаж из 6 фигур и гравюр, 5 стихотворений-речёвок и редкий лист — оглавление. Размер листов: 41х31 см. Тираж 100 экземпляров. Одна из редчайших книг русского авангарда! Уход £48000. Аукцион Сотбис. 09 июня 2005 года. Continental Books, Manuscripts and Science including the food and drink collection of Hroar Dege. Лондон. Лот № 145.
10. Price Realized: $ 83,448
На последнем десятом месте - Крученых, Алексей "Замауль юбилейная". [Баку], 41°, [1920]. Уход £45600. Аукцион Сотбис. 09 июня 2005 года. Continental Books, Manuscripts and Science including the food and drink collection of Hroar Dege. Лондон. Лот № 131. 22,1x18,2. 18 лл.: 4 с. написаны простым карандашом, 9 с. — под синюю копировальную бумагу, 4 с. — под черную копировальную бумагу. Листы отличаются фактурой и цветом. Чрезвычайная редкость!
Нельзя не отметить весьма интересный лот на аукционе галереи Сванн в Нью-Йорке:
Price Realized: $64,400
Эль Лисицкий. Плакат. СССР. Русская выставка. Музей прикладного искусства. Цюрих. 24 марта – 28 апреля 1929 года. 128х90,5 см. Уход $64400. Аукцион галереи Сванн. 25 апреля 2005 года. MODERNIST POSTERS. Нью-Йорк. Sale 2039. Лот № 77.