Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 902 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

М.Я. Чапкина. Советская художественная открытка в эпоху конструктивизма. Москва, 1992.

Октябрьская революция, круто изменив жизнь страны, нанесла удар и по издательствам. Одни из них закрылись сами, другие были национализированы, но некоторые частные еще функционировали. Карандаши и краски, бумага и литографские камни и, чуть позднее, типографии вскоре попали под строгий контроль государства. Откликом на события стала изданная уже в ноябре 1917 года первая открытка-фотография «Торжественные похороны в парке Лесного института жертв, павших в дни переворота... Петроград 19.XI.1917. У братских могил...». В конце 1917 — начале 1918 года А.Ф. Дорн издал частным образом в Москве серию открыток о разрушениях, произведенных уличными боями в Москве. В конце 1917 года образуется издательство ВЦИК. Но с осени 1918 года, когда возникают различные фронты и зоны, издательская структура разветвляется: издательство ВЦИК поглощается Государственным издательством с центром в Москве, издательство Петроградского Совдепа превращается в Петроградский отдел ГИЗа, Всероссийское бюро военных комиссаров реорганизовано в Политическое управление Реввоенсовета республики (ПУР) и т. д. Российское телеграфное агентство раскинуло сеть отделений во всех крупных центрах. Центральное агентство по распределению произведений печати ВЦИК (Центропечать) также имело отделения в провинции. К началу 1919 года республика была покрыта густой сетью издательских отделов. В 1919 году репродукционная открытка была упразднена.

Открытка. У братской могилы.

Торжественные похороны в парке Лесного института,

жертв павших в дни переворота 28-30-X. Петроград 19-XI-1917 г.

[ типография т-ва Р. Голике и А. Вильборг ] 1917.

Отдел по делам музеев и охраны памятников старины едва успел выпустить серию с произведений искусства, поступивших за последние два года из частных собраний. Главнейшей задачей всех видов печатной продукции стала агитация трудящихся масс для борьбы с внутренними и внешними врагами. Центральное бюро по организации празднеств первой годовщины Октябрьской революции при Петроградском Совдепе выпустило открытки-портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, Ф. Лассаля и других выдающихся представителей революционного движения, в Москве вышла серия с проектами памятников по ленинскому плану монументальной пропаганды. Но основная масса открыток репродуцировала агитационные плакаты тех лет, которые яркими, резкими пятнами захватывали стены домов и заборы, врывались в учреждения, встречали в каждом цехе. Они черпали сюжеты из потока жизни, впитывали говор улиц и в свою очередь оказывали влияние на лексику.

1919. Календарь. Москва, изд. Кино-Комитета Наркомпроса, 1919.

Цветная литография. 8,8х13,5 см.

Вперед, за власть рабочих и крестьян. 1919.

Подарок Красной Армии от Агит.-Пр. Отд. Всер. Бюро Воен. Ком.

Москва, 1919.

Цветная литография. 8,6х13,8 см.

На обороте текст "Интернационала".

Вперед, за власть рабочих и крестьян. 1919.

Подарок Красной Армии от Агит.-Пр. Отд. Всер. Бюро Воен. Ком.

Москва, 1919.

Цветная литография. 8,7х13,8 см.

На обороте текст "Интернационала".

Они вели наступление на массы, изменяя быт и психологию. Открытки того времени превратились в особый вид печатной продукции—крохотный плакат, зовущий в бой за утопическое будущее («1-е мая—всероссийский субботник» Д. Моора, «К маяку Коммунистического Интернационала» и другие). Отделом агитации и популяризации идей милиционной системы Петрограда выпускались открытки-призывы: «Ваше место там, где защищают свободу», «Сомкни ряды, народ свободный!» Постепенно открытка теряет свое назначение почтового отправления. На месте, предназначенном для сообщения и адреса, начинают помещать революционные песни или воззвания. Да и сама переписка сводится до минимума из-за крайне ненадежного движения поездов и нового закона—о недоносительстве.

Привет с фронта. Б.м. 1919.

Лито Политуправления Реввоенсовета республики.

Цветная литография. 8,8х13,9 см.

Дмитрий Моор. Мобилизация буржуазии. ГИЗ, 1918-1920.

Пролетарий под ружьё, буржуй под метёлку.

Цветная литография. 8,8х12,9 см.

Товарищ! Отчего ты ещё не в партии коммунистов?

Одесса, Всеукраинское ГИЗ, 1920.

Цветная литография. 9х13,9 см.

В частных коллекциях попадаются открытки с почтовыми штемпелями за годы гражданской войны. По датам отправления и получения видно, что в периоды стабильности и у белых и у красных почта работала значительно быстрее и надежнее, чем в наше время. Но во время боев и смуты письма могли идти до полугода. После революции изменилась и поздравительная открытка. Праздники Рождества и Пасхи были сметены воинствующим атеизмом. Новогодние поздравления упразднились газетными спорами о том, когда справлять Новый год—с 31 декабря на 1  января или с 7 на 8 ноября, и в каком летосчислении — или от Рождества Христова или от свержения Временного правительства. В конце 1918 года выходит серия открыток-календариков на 1919 год «Подарок Красной Армии от Агит.-Пр. Отд. Веер. Бюр. Воен. Ком.»  с текстом «Интернационала» на обороте. Аналогичные серии, но пригодные для почтовых отправлений, выпускает Кинокомитет Народного комиссариата просвещения.

Сомкни ряды, народ свободный!

Штыками грозными прорвём

Кольцо Змеи международной -

И над врагами грянет гром! ..

Пг., 1918-1919.

Цветная литография. 9х13,9 см.

Смерть бандитам - врагам порядка!

Одесса, Всеукраинское ГИЗ, 1921.

Цветная литография. 14,8х9,2 см.

Ваше место там, где защищают Свободу.

Издание Отдела агитации и популяризации идей

милиционной системы, Петроград. 1918-1919.

Цветная литография. 15х9 см.

Военный отдел издания ЦИК в Москве (гостиница Метрополь - тогда там проживал почти весь Совнарком под руководством В.И. Ленина):

В ноябре 1919 года Лито ПУРа печатает открытки «Привет с фронта! Поздравляем товарищей со второй годовщиной победы над помещиками и капиталистами». Большинство открыток этого периода выполнены безымянными мастерами и так же, как и плакаты, отпечатаны цветной литографией. Изображения пестрят новой, революционной символикой: красными знаменами, звездами, серпом и молотом. Основная тема открыток—призыв к «активному действию и соучастию». Яркие лубочные открытки, выпущенные в 1920 году в Одессе Всеукраинским ГИЗом, агитировали вступать в партию коммунистов, призывали быть бдительными—«Смерть бандитам—врагам порядка!». Ужасающая кровавая бойня, лихорадящая страну, кончилась голодом и разрухой. В 1920—1921 годах вновь появляются благотворительные открытки: репродукции с плакатов и картин, фотографии, а чаще и просто остатки дореволюционных тиражей с национализированных складов.

На радость безработным. 1924.

Каменец-Подольская художественно-промышленная школа.

Цветная литография. 14,4х9,3 см.

Красногвардейцы и партизаны строят свой самолёт.

Киев, изд. Киевской Окружной Комиссии

по выявлению бывших Красногвардейцев и Красных Партизан.

Цветная литография. 14,5х9,5 см.

Крепите оборону СССР ...

Сталинград, изд. Окросоавиахима, 1930.

Цветная литография. 13,5х9,2 см.

На обороте: "Осоавиахим опора мирного труда и обороны СССР".

Френц Р. Радио в деревне.

Москва, изд. Музея Революции СССР, 1933. № 185.

Цветная автотипия. 14,9х10,5 см.

А.Г. Платунова. Делегатское собрание. 1930-е.

Издание АХР.

На оборотной стороне печатались призывы: «Спасите умирающих детей Поволжья», «В пользу голодающих детей» и т. п. Средства от продажи поступали в комитеты по борьбе с беспризорностью. Использовал дореволюционные клише для открыток Московский комитет помощи голодающим. Иллюстрированные открытки об ужасах голода выпускали Агитотдел Политпросвета и Комитет помощи голодающим Псковской губернии, Астраханский Губиздат (в 1921 году серия, более 10 открыток, выполнена И. Сахаровым). Выпущенные на плохой бумаге, дешевой печатью, они тем не менее разошлись по всей стране, заставив многих вложить свои гроши в пуды хлеба. На основе архивов Общины Св. Евгении возник в 1920 году Комитет популяризации художественных изданий при Российской академии истории материальной культуры.

Будь готов к защите СССР от газовой опасности.

Трудящийся! Приобретай военно-санитарные и химические знания.

Л., изд. Винницкого Обл. Комитета Красного Креста, 1930-е.

Цветная литография. 14,6х10,4 см.

Монограмма А.Г. С десятым октябрем. Тверь. 1927.

Издание Тверского Вагонного Завода - изд. "Тверская Правда".

Цветная литография. 14,2х9,3 см.

УСРР. Будуймо танк - "вартовий кам'янеччини".

Каменец-Подольская художественно-промышленная школа. 1928.

Цветная литография. 9,5х14,5 см.

Он продолжил издание книг, подготовленных Общиной, переиздал многие репродукционные и видовые открытки, выпустил прекрасные открытки-автолитографии русских типов Б. Кустодиева (1920—1921), портрет М. Горького работы С. Чехонина (1921) и т. д. Одной из первых послереволюционных серий иллюстрированных открыток была яркая реклама, выпущенная Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставкой в Москве в 1923 году. Выставка-музей охраны материнства и младенчества (Москва, Солянка, 12) с 1923 по 1928 год издает уникальные репродукционные открытки с плакатов и картин В. Спасского и А. Комарова, находящихся в постоянной экспозиции. Посвященные воспитанию ребенка, нормам кормления, гигиене, они не потеряли своей актуальности по сей день. С введением нэпа жизнь в стране постепенно нормализуется. Активизирует свою деятельность Народный комиссариат почты и телеграфа.

С Великим Октябрем, с пролетарской победой!

Москва, изд. АХРР, 1927.

Цветная литография с золотом. 15х10,5 см.

На обороте: "Уважаемые товарищи! Изд-во АХРР поздравляет

Вас с десятилетней годовщиной великой Октябрьской Революции.

Этим праздником трудящиеся всего мира торжественно отмечают

один из значительных этапов своей героической борьбы с

капитализмом и творческого строительства социалистической

культуры. Посылая Вам это приветствие, издательство надеется

и впредь иметь Вас своими спутниками по продвижению

"Искусство в массы". Изд-во АХХР. Москва, Петровка, 16".

Максимов К. Летчик Бабушкин. Л., ГИЗ, 1928.

(Серия "Русские художники", № 75).

Хромолитография. 14,8х10,5 см.

Вильямс П. Автопробег. Одесса. ИЗОГИЗ. Около 1930.

(Серия "Современные художники", № 370).

Цветная автотипия. 10,5х14,7 см.

В октябре 1923 года им выпущена почтовая карточка «исключительно для внутренней корреспонденции» с напечатанной карминной краской маркой, изображающей скульптуру И. Шадра «Рабочий». В 1924 году издана двойная почтовая карточка с оплаченным ответом, для внутренней корреспонденции. 12 ноября 1925 года — первая советская почтовая карточка, предназначенная для международного обращения.

Фраерман Т. Портной.

Харьков, изд. "Украинский работник", 1927.

Серия Всеукраинская выставка "X лет Октября", № 12.

Цветная автотипия. 10,3х14,5 см.

Куликов А. 1-я частушка.

Я Калинина люблю

Даже без стеснения

И по радио пошлю

Ему объяснение.

Москва, изд. Музея Революции СССР, 1928.

Хромолитография. 10,5х14,9 см.

Из серии открыток, выпущенных с лубков из коллекции музея.

Куликов А. 3-я частушка.

Ох, не страданье

А только мученье:

Мил на улицу,

А я ... за ученье!

Москва, изд. Музея Революции СССР, 1928.

Хромолитография. 10,5х14,9 см.

Из серии открыток, выпущенных с лубков из коллекции музея.

Комаров А. Работы, вредные во время беремнности на фабрике.

Москва, изд. Отд. Охраны Материнства и Младенчества,

первая половина 1920-х гг.

На обороте: "Постоянная выставка-музей

по охране материнства младенчества. Солянка, 12.

Вход бесплатно".

Музей выпускал пропагандистские плакаты,

а также открытки и листовки с них.

Хромолитография. 13,9х9 см.

С 1925 года агентство «Связь» издает почтовые карточки с рекламой. Они идут в продажу за 2 коп., а еще 1 коп. оплачивает заказчик рекламы. В 1929 Наркомпочтел издает рекламно-агитационные открытки. Это реклама сберкасс, пропаганда сандружин, призывы пожертвований в фонд строительства самолетов, дирижаблей, кораблей, добровольных обществ содействия пожарным, Красной Армии и т. д. Печатались они или красным, или светло-коричневым, или синим цветом на «Гознаке». Среди них попадались примитивные подражания работам А. Родченко и Г. Клуциса. В это же время подобные открытки издают республиканские Наркомпочтелы.

Константин Юон. Праздник кооперации в деревне.

Москва, Худож. изд. акц. об-во АХР, 1920-е.

Цветная автотипия. 10,2х14,5 см.

Милеева А. Работница.

Л., изд. АХ, 1920-е.

Хромолитография. 13,5х9 см.

Аноним. Враги.

Омск, Сибгосиздат, начало 1920-х.

Цветная литография. 13,8х9 см.

Карикатура на А.В. Луначарского, ведущего атеистические споры.

В 1920-е годы выходят благотворительные открытки, выручка от которых идет в фонды развития каких-либо обществ: Добровольное общество МОПР (позднее издательство ЦК Международной организации помощи борцам революции), Добровольное общество друзей воздушного флота, Межрабпом (Международная рабочая помощь, отделения в Москве и Берлине). С весны 1924 года к выпуску репродукционных, видовых и иллюстрированных открыток серьезно приступает ГИЗ РСФСР (с 1930—ОГИЗ, 1931 — Изогиз, 1938—издательство «Искусство»).

Мизин О. Оборона Луганска.

Харьков, изд. "Украинский работник", 1927.

Всеукраинская выставка "X лет Октября". № 17.

Цветная автотипия. 10,3х14,6 см.

Седляр В. Расстрел.

Харьков, изд. "Украинский работник", 1927.

Всеукраинская выставка "X лет Октября". № 20.

Цветная автотипия. 10,3х14,6 см.

Иванов И. Семейная пародия.

Харьков, изд. "Украинский работник", 1927.

Всеукраинская выставка "X лет Октября". № 23.

Цветная автотипия. 10,4х14,6 см.

Им разработана своя программа:

«Учитывая массовое распространение открытых писем в широких слоях населения, Государственное издательство предъявляет самые строгие требования к программе и плану издания открытых писем, которые должны, с одной стороны, отражать художественно, четко и правдиво все задачи и достижения политической, научной и общественной жизни СССР, а с другой  —  сделать их достижениями жизни художественной, давая ряд снимков с произведений искусства... Открытые письма нашей эпохи не должны быть только почтовой карточкой с «приятной внешностью», они должны завоевать себе значение подвижной пропагандой новых идей, нового быта, современного искусства и производства и заменить до некоторой степени пособия для школ, клубов, селькоммун и т. д. по целому ряду вопросов».

Кокорекин А. Да здравствуют советские физкультурники-

боевой резерв Красной Армии!

Москва, "Искусство", конец 1930-х.

Хромолитография. 14,6х10,3 см.

Луппов С. Праздник 1-го Мая.

Москва, изд. АХР, конец 1920-х. № 81.

Цветная автотипия. 10,5х15,1 см.

Юрий Пименов. Китайский театр.

Москва, ГИЗ, конец 1920-х.

Серия "Современные художники". № 114.

Цветная автотипия. 14,5х10,1 см.

ГИЗ издает серии иллюстрированных открыток: 32 наглядных пособия по экономике для лекторов, учащихся школ и техникумов, 20 зарисовок и фото из быта Красной Армии и флота для ознакомления масс с их жизнью и опытом, 20 открыток-гравюр И. Павлова «Уголки Москвы» и т. д. Но основное внимание издательство уделяет выпуску открыток-репродукций с работ современных художников, коллекций Эрмитажа, Музея нового западного искусства, Русского музея и т. д. Зрителю и коллекционеру был предложен колоссальный, многообразный пласт русской, советской и зарубежной живописи из отечественных собраний. В подборе для репродуцирования работ русских мастеров предпочиталась ставшая главной на несколько десятилетий социальная тема.

Страхов А. Днепрогэс перекрыт.

Харьков, Мистецтво, 1932.

Цветная литография. 10,5х14,9 см.

Репродукция одноименного плаката.

Хвостенко В. Усилим размах соцсоревнования!

От ударных рабочих бригад к ударным цехам и заводам.

Больше металла, больше машин.

М.-Л., изд. АХР, 1920-е.

Цветная автотипия. 10,7х14,7 см.

Аввакумов Н. Героические зимовщики

дрейфующей станции "Северный Полюс".

Слава сталинским питомцам-отважным папанинцам!

Москва, ИЗОГИЗ, 1938.

Меццо-тинто, 10,7х14,8 см.

Аноним. Сталинское задание выполнено!

Установлен новый мировой рекорд дальности полёта по прямой.

Москва, Союзфото, 1935.

Фото. 12,8х9,2 см.

На обороте репродукционной открытки печатали текст, объясняющий содержание с новых позиций. Этот тенденциозный подход становился обязательной нормой для всех издательств. Программный для большинства дореволюционных издательств элемент познавательное в репродукционных открытках после 1920 года не исчезает, он переходит в другое качество. Теперь все рассчитано только на воспитание строителей социализма, подчинено главенствующей единой государственной идеологии.

Ватолина Н. Спасибо родному Сталину

За счастливое детство.

Москва, "Искусство", 1939.

Хромолитография. 10,8х14,9 см.

Репродукция одноименного плаката.

Александр Дейнека. Хоккей.

Москва, изд. АХР, 1928.

Хромолитография. 14,9х10,4 см.

Денисовский Н. Физкультурница.

Москва, изд. АХР, конец 1920-х.

Цветная литография. 14х10,2 см.

Лебедева-Анохина Е. Новые песни.

Л., изд. Гос. треста "Графическое Дело", [б.г.].

Хромолитография. 9,9х14,7 см.

С 1925 года репродукционные открытки издают Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей Революции СССР, Музей Красной Армии, Государственный музей революции в Ленинграде. Три последних популяризировали свои коллекции и работы, близкие им по теме. Общество московских художников (ОМХ), которое репродуцировало работы своих членов, выпустило иллюстрированную серию для фонда содействия дирижаблестроительству в СССР: «Дирижабли—мощное средство транспорта и связи с советским Севером». Репродукционную открытку издавала Академия художеств в Ленинграде. Не менее крупным, чем ГИЗ, было издательство возникшей в 1922 году Ассоциации художников революционной России (АХРР). В основу издательского подхода легла ее декларация:

«Наш гражданский долг перед человечеством—художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянство, деятелей революции и героев труда. Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата... Мы должны теперь в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания».

Юрий Пименов. Делегатка.

Москва, "Искусство", 1939.

Цветная автотипия. 14,5х10,3 см.

Картина выполнена для выставки "Индустрия социализма".

Перельман В. Красноармейская редколлегия

стенгазеты "Мотыга" 2-й роты саперного батальона.

Москва, ИЗОГИЗ, 1933.

Центральный музей РККА.

Цветная автотипия. 10,5х14,6 см.

Иванов В. Рабы разгибают спину!

Москва, "Искусство", 1939.

Цветная литография. 14,5х10 см.

Ахрровцы выпускали репродукции и репродукционные открытки с работ, сделанных специально по заказам предприятий, после поездок в колхозы и на стройки, плакаты и открытки с плакатов на темы «Усилим размах социалистического соревнования», иллюстрированные и репродукционные открытки для детей. С 1928 года вокруг АХРР объединяются все республиканские и областные группы художников революции с центром в Москве — Ассоциация художников революции (АХР). АХР была терпима и к представителям других групп, если их работы соответствовали ахровским представлениям о целях искусства.

Точилкин. Лишенцы.

Москва, худож. изд. акц. об-ва АХР, конец 1920-х - начало 1930-х.

У трамвайной остановки.

Из цикла "типы Москвы".

Москва, изд. художественно-изд. секции "Москомпома", 1920-е.

Цветная литография, 9,1х14,6 см.

Текст Ал. Ал. Цветок буржуазии.

М.-Л., ГИЗ, нач. 1920-х.

Литография 14х9 см.

Ею, например, репродуцировались в открытках работы художников группы ОСТ. За весь период деятельности АХР было издано около 800 открыток, большинство из которых издавались также репродукциями для школ, вузов и техникумов. ГИЗ, стоящий на позициях, близких к АХР, к 1930 году активизирует свою деятельность в издании музейных коллекций:

«В настоящее время в связи с лозунгом «искусство в массы» музейные серии приобретают особое значение. Особенно ценны музейные открытки для провинциальных художественных школ и школ союзных республик, лишенных возможности изучать историю и технику живописи по оригиналам художников».

Долгоруков Н. Слава сталинским соколам!

Москва, "Искусство", 1939.

Цветная литография. 14,9х10 см.

Нестерова Н. Летать дальше всех, выше всех и быстрее всех.

Москва, "Искусство", 1939.

Цветная литография. 14,рх10,4 см.

Репродукция одноименного плаката.

Александр Самохвалов. Военизированный комсомол.

Л., изд. ЛОССХ ИЗО, 1933. 10,3х14,7 см.

Из серии "Художественная выставка "15 лет Красной Армии", № 46.

В 1920-е годы репродукционные и иллюстрированные открытки издавали Советская филателистическая ассоциация (СФА), Объединение художников-реалистов, Тифшефсовет (переиздание литографий сатирической серии О. Шмерлинга «Уходящий Тифлис», популярной до революции), КрымГИЗ (типы и сцены из жизни крымских татар), контрагентство «Друку» (виды Харькова по рисункам И.Шульги). Превосходные открытки-плакаты рисовали и сами литографировали ученики Каменец-Подольской художественно-промышленной школы под руководством О. Курласа (1920—1928). В 1927 году издательство «Украинский работник» выпустило серию репродукционных открыток всеукраинской выставки «X лет Октября».

Фишер Г. Военная присяга РККА.

Москва, "Искусство", 1939.

Хромолитография. 14,7х10,5 см.

Хазановский М. Нас в бой поведёт Ворошилов!

Харьков, Мистецтво, 1939.

Цветная автотипия. 15х10,2 см.

Репродукция плаката.

Долгоруков Н. Военно-морской флот любимое детище

Советского Союза.

Москва, "Искусство", 1939.

Цветная литография. 14,8х10,3 см.

Через несколько лет многие из участников этой выставки были обвинены в национализме, а их произведения более не репродуцировались и не выставлялись. Время, по выражению А. Ахматовой, было «постное», то есть еще довольно терпимое к разнообразию, по крайней мере в искусстве. Потому и открытки встречались самые разные. Через пять-шесть лет нельзя было бы даже помыслить об издании, например, серии репродукционных открыток-лубков работы Афанасия Куликова с частушками на современные темы (выпущена в 1928 году Центральным музеем Революции СССР в Москве, незадолго до этого приобретшим лубки) или работы Точилкина «Лишенцы» (АХР). Необычна даже для своего времени и репродукция работы опального П. Филонова «Женская ударная бригада на заводе «Красная заря» (выпущена в 1930 году). Атеистическая серия Д. Моора, изданная журналом «Безбожник у станка» в 1925 году, по стилю больше похожа на детскую иллюстрацию, чем на воинствующие плакаты того же издательства. Почти свободной от идеологии была иллюстрированная и репродукционная открытка для детей. Дети здесь хотя и надели красные галстуки и пионерские звезды, но были такие же, как и во всех странах мира, как и до революции, наивные, смеющиеся, милые ребятишки. Правда, приобрели социальные названия детские портреты В. Пчелина— «Пионерка», «Моссельпромщица», а работа Е. Лебедевой-Анохиной—«Новые песни» (хотя художница использовала изобразительную канву 10—15-летней давности). Так же безмятежны пейзажи и виды Соловецкого монастыря И. Недрита и О. Браза, издаваемые в открытках...

Эйгес О. С Новым годом!

Москва, ИЗОГИЗ, 1939.

Хромолитография. 14,5х10,5 см.

Художник Бутков.

"В братском единстве труда крестьян и рабочих -

залог продуктивности страны".

Хромолитография. 1921.

Мартынов А. XX лет ВЛКСМ.

Москва, "Искусство", 1938.

Хромолитография. 10,2х14,8 см.

Управлением Соловецких лагерей особого назначения (УСЛОН). И не просто, а великолепной гравюрой на дереве или литографией, тиражами от 5 до 20 тысяч! Колоссальные тиражи—непомерная щедрость экономической части УСЛОНа, при том, что лагерникам, в большинстве с ограниченной перепиской, и купить открытку не на что, и послать не дадут... Новогодние открытки были упразднены раньше, чем могли бы появиться, раньше перехода на пятидневку и официального запрещения празднования Нового года. Но люди продолжали поздравлять друг друга с праздником. В частных коллекциях сохранились дореволюционные поздравительные открытки с почтовыми штемпелями 1920—1930-х годов. Иногда на такой открытке старый текст тщательно заклеивался и писалось новое поздравление.

Пророков Б. Мы врага встречаем просто:

Били, бьём и будем бить.

Москва, "Искусство", 1939.

Цветная литография. 10,4х14,6 см.

Кукрыниксы. Слон и козявка.

Стихи Коссовского.

Москва, "Искусство", 1939.

Цветная литография. 15х10,3 см.

Пользовались и открытками с зимним сюжетом, на котором от руки писалось «С Новым годом!». Зато многократно издавались открытки к годовщинам Октябрьской революции. Из них особенно интересны выпущенные к 10-летию советской власти. Но, очевидно, покупательским спросом они не пользовались. В обиход подобные открытки вошли только после 1941 года. В 1929—1930 годах меняется система идеологического воздействия на массы. Другими становятся макеты газет, а затем и еженедельных журналов.


Всесоюзная спартакиада состоялась 12—24 августа 1928 года в Москве (некоторые соревнования прошли в более ранние или более поздние сроки; соревнования по гребле и парусному спорту прошли в Ленинграде). Спартакиада была посвящена первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Соревнования проходили по 21 виду спорта. Главным стадионом Спартакиады, на котором проходила церемония открытия и футбольные матчи, стал стадион «Динамо» в Петровском парке. Строительство этого стадиона, ставшего крупнейшим в СССР (25 тыс. зрителей), а также водной станции «Динамо» у Крымского моста было закончено в 1928 году. В Спартакиаде приняло участие 7125 спортсменов, из них 612 — представители заграничных рабочих спортивных организаций 17 стран. Самые крупные зарубежные делегации прибыли из Германии и Финляндии. Значительная часть зарубежных спортсменов представляли не Красный спортивный интернационал, который в основновном состоял из спортсменов СССР, а Люцернский спортивный интернационал (ЛСП; позднее переименован в Социалистический). ЛСП запретил своим членам участвовать в Спартакиаде, и многие из них за участие были исключены из входящих в него организаций.

К Спартакиаде в Москве 1928 года Густавом Клуцисом была создана серия из 9 почтовых открыток, каждая из которых была посвящена одному или нескольким видам спорта. Открытки представляли собой фотоколлажи, на некоторых были также лозунги — «За единство рабочих-спортсменов всех стран», «Каждый физкультурник должен быть метким стрелком» и др. Это самые известные советские открытки в мире; они же являются и самыми дорогими русскими открытками. Цветной фотомонтаж — издательство ГХМЛ. Как и многие открытки советского периода, они имеют больший (15,5х10,5 см.), чем обычные русские открытки, формат. Из-за этого некоторые собиратели обрезали их под стандартный размер, чтобы затем вставить в обычные альбомы для открыток. Поэтому сегодня крайне редко можно встретить хороший, необрезанный экземпляр. Некоторые коллекционеры считают, что комплект этих открыток был помещен в специально отпечатанный конверт, оформленный Г. Клуцисом под Спартакиаду и будто бы было отпечатано не более 25 сигнальных экземпляров. И будто бы он не пошел в серию. Но это всё байки. Тираж "Спартакиады" достаточно большой - 15000 экземпляров. Но это ни о чём не говорит. В действительности, открытки даже по отдельности встречаются крайне редко, особенно в хорошем виде. Редкость этого издания объясняется уничтожением почти всего тиража по политическим мотивам: Г. Клуцис был арестован как "враг народа" и расстрелян в 1938 году. Коллекционеры называют каждую открытку по виду спорта: "теннис", "футбол", "эстафета" и др.

В двадцатые годы XX века отношение художников-полиграфистов к технике фотографии меняется. Новому поколению оформителей особенности фотографической техники начинают рассматриваться как фундамент новой поэтики, позволяющей показать такие аспекты физической реальности, которые ускользали от глаза, воспитанного традиционными, «ремесленными» технологиями живописи и графики. Происходит как бы «второе открытие» фотографии — с периферии художественной сцены она перемещается в ее центр, а все то, что еще недавно казалось подлежащими исправлению недостатками, превращается в достоинства.

А.В. Лентулов. Ленинград. Антирелигиозный музей. 1933.

Издание ОМХ.

В.С. Пшеничников. Улица в Самарканде. 1929.

Издание АХР.

Один за другим представители воинствующего авангарда декларируют свой отказ от живописи и гравюры ради более точной, более достоверной, более экономичной — словом, более современной технологией и связывают переоценку фотографии с переосмыслением социальных функций самого искусства, которое из производства раритетов для «незаинтересованного созерцания» должно превратиться в форму организации коллективной жизни общества, соответствующую современному уровню развития производительных сил, и одновременно — в средство ее революционного изменения. Фотография стала одним из привилегированных способов выражения художественных форм для конструктивистов, как исследование языка искусства в его автономности и былой «непрозрачности», находя при этом — идеологию свободного формотворчества, не ограниченного необходимостью отображать существующий порядок вещей. В рамках этой идеологии и сформировалась концепция жизнестроения, что делает проблему конвергенции авангарда и фотографии особенно интригующей. В Советской России появилась великолепная четверка художников-конструктивистов, активно использующая в своем творчестве фотографию и типографский набор: Густав Клуцис, Эль Лисицкий, Александр Родченко и Соломон Телингатер. Итак, в рамках авангардной парадигмы с ее критическим отношением к изобразительности были созданы формальные условия для переоценки фотографии. Однако для практического освоения этого поля авангарду была необходима некая опосредующая модель.

Н.И. Шестопалов. Женщина-инженер. 1930.

Издание АХР.

С.И. Лобанов. Виноградные колхозы Крыма. 1933.

Издание ОМХ.

В качестве такой модели выступил монтаж. Монтажный метод организации разнородного материала отвечает противоречивой логике модернистского искусства и сочетает в себе оба начала, которыми определяется эволюция этого искусства в конце XIX — начале XX века — с одной стороны, она эксплицирует принцип автономии искусства, с другой — волю к преодолению границы между искусством и неискусством. Монтаж маркирует переломный момент в эволюции модернизма — переход от эстетической рефлексии, то есть от исследования собственного языка, к экспансии в сферу внехудожественного.  На уровне морфологии эта экспансия совмещается с возрождением изобразительности, которое, однако, сопровождается своеобразными «предосторожностями», выражающими амбивалентное отношение к ней и в полной мере ощутимыми в структуре фотомонтажа. Это объясняется тем, что художники-конструктивисты стремятся переосмыслить изобразительность в духе концепции жизнестроения, генетически восходящей к пониманию произведения искусства как самообъясняющего объекта. Такой объект отсылает к внешней реальности не как к предмету изображения, а как к своему материалу. Выражаясь языком семиотики, можно сказать, что такое произведение является не иконой, а знаковым символом предметного, материального мира.

 

А.Г. Золотарев. Развитие сельского хозяйства. 1930.

Издание АХР.

Ф.А. Модоров. Ставят рельсы. 1930-е.

Издание АХР.

Пропагандистские издания двадцатых по своей эстетике, полемичности, иногда - эклектизму, кардинально отличаются от изданий следующего десятилетия. Типологически такое деление и различия очевидны, как и очевидны политические изменения в СССР. Талантливый латышский художник Густав Клуцис, работавший и живший в Москве, во время революции принадлежал к авангардистам; позже стал самым преданным Сталину автором различных политических фотомонтажей и плакатов. Начиная с 1928 года, он без устали, используя весь арсенал кубистической композиции, динамичной типографики и монтажа, создавал плакаты, прославляющие коллективизацию, индустриализацию, а главное — Сталина. Его громадные, изданные стотысячными тиражами плакаты призывали «народные массы» «выполнять и перевыполнять производственные нормы», «бороться за планы Пятилетки». В 1938 году некий художник, завидовавший Клуцису, донес на того в НКВД: Клуцис - де — империалистический агент, «работает на англичан». Доказательство было одно: Клуцис знает английский язык. Клуцис был арестован по 58 ст. и сгинул в сталинских застенках.

Самой большой конструктивистки оформленной серией почтовых открыток следует считать набор диаграмм с названием «Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны в 10 лет». Альбом из 70 таблиц-диаграмм (почтовых открыток-плакатов), выполненных различными художниками, которые вместе со справочной брошюркой вложены в коленкоровую папочку с тиснением золотом на передней крышке. Ленинград,  ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 21 тип. ОГИЗ им. Ивана Фёдорова. Альбом открытых писем был приурочен к XVI съезду Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), который проходил в Москве с 26 июня по 13 июля 1930 года. Тираж 15 000 экз. 15х10,5 см. "Детище" агитпропа.

В полном виде издание встречается крайне редко. Как правило, на рынке открыток попадаются отдельные экземпляры из этого комплекта. Графики сравнивают темпы роста промышленности и производства в СССР и таких капиталистических странах, как Германия, Польша, Франция, Бельгия, Англия.  При этом сравнение всегда в пользу Советского Союза, чего бы оно ни касалось - добычи угля, выплавки чугуна и стали, урожая сельхозкультур. Отдельно следует серия инфографик о темпах роста экономики в СССР за последние годы. Сравниваются показатели за 1913, 1914, 1920-е и 1930-31 гг. Графики состоят из картинок - монеток, бочек с цементом, вагонов угля, самолетиков, тракторов, свиней, овец, мужиков с букварями. Особенно ошеломителен рост в 1930-1931 гг. Для обозначения данных в советский период используются красные цвета, показатели из дореволюционной России выполнены в синих цветах. На графиках также указано, на сколько были выполнены планы по пятилетке в той или иной отрасли.

Интересна серия из 24 почтовых открыток "Плакаты компартии Германии" в отдельной папке-конверте. Издание Музея революции СССР. Ленинград, 21 тип. ОГИЗ РСФСР треста "Полиграф-книга им. Ивана Фёдорова, [начало 1930-х гг.]. Тираж 20 000 экз. 10,9х14,8 см. Формат обложки: 15,0х11,1 см. Оформлено в стиле конструктивизма. В нее входят помимо папки-обложки 23 открытки как немецких, так и русских плакатистов, лучшим из которых, имеющим мировую славу авангардиста, был Дж. Хартфильд.

Открытки пронумерованы с 1 по 24, но ни в одном из известных комплектов нет открытки под № 19. Возможно, это связано с тем, что по недосмотру издателей под этот номер попал плакат, пропагандирующий партию фашистов, поэтому открытка с его изображением была своевременно изъята из комплекта и уничтожена. Открытки этой серии тоже высоко ценятся на международных аукционах, особенно работы Дж. Хартфильда. Найти полные комплекты открыток этой серии очень и очень трудно.

Также интересна серия «Художественное оформление массовых празднеств в Ленинграде в 1918— 1931 гг.».  Альбом из 48 таблиц (почтовых открыток) в отдельной издательской картонной папке и с текстовой брошюрой. Текст - описание таблиц на русском и французском языках. Москва - Ленинград, ОГИЗ-ИЗОГИЗ, (Ленинград: Тип. "Факел"). 1932.  2 с., 48 л. цв. ил. . Формат издания: 15х10,5 см. Цена 5 руб. Тираж 5 000 экз. Проекты, изображенные на открытках, созданы различными художественными мастерскими и группировками русского авангарда, под руководством таких художников революции, как К. Малевич, Н. Альтман, В. Лебедев и М. Матюшин.

Открытки из этого комплекта встречаются как с оборотной почтовой стороной, так и просто с текстовым описанием изображения. Как известно, оформление художниками массовых революционных празднеств заложило хороший фундамент под создание нового стиля: конструктивизма. Конструктивизм (франц. constructivisme от лат. constructio — построение) — направление в искусстве ХХ века, основой художественного образа считающее не композицию, а конструкцию.

Целью конструирования была организация оптимальной связи между элементами композиции, которая в свою очередь, становилась средством массовой агитации. Уже с первых послеоктябрьских лет революционные празднества стали играть важную роль в политической и художественной жизни нашей страны. Они не только служили одним из наиболее мощных средств агитации за Советскую власть, но и призваны были воплотить в ярких, волнующих, каждому понятных образах мечты и чаяния народа о новой прекрасной жизни.

Ленинизм живёт, побеждает и победит.

Уходя от нас, Ильич завещал:

к 10-летию Октябрьской революции ликвидировать неграмотность.

Москва, 1925.

Хромолитография с давлением. 8,8х13,8 см.

Пробный оттиск к годовщине смерти Ленина.

Хвостенко В. В.И. Ленин.

Л., изд. АХР, 1920-е. № 96.

Цветная автотипия. 15х10,8 см.

Пальмов. В. Ленин.

Харьков, изд. "Украинский работник", 1927.

Серия "Всеукраинская выставка " 10 лет Октября".

Цветная автотипия. 14,6х10,3 см.

Перед оформлявшими эти празднества мастерами вставали сложные задачи и вместе с тем раскрывались возможности смелых творческих поисков и экспериментов. Необычными являлись уже сами масштабы работ, когда оформлялись целые города и тысячные толпы демонстрантов, когда произведения художников воспринимались не в замкнутых помещениях музейных или выставочных залов, а на открытых пространствах площадей и улиц, когда зрителями их были не отдельные, небольшие группы людей, а широкие народные массы.

Гортынская М. Конькобежец.

Москва, ГИЗ, 1931.

"Пионерская серия", № 9.

Хромолитография. 14,9х10,5 см.

Аноним. Пионеры, вступайте в ряды УЧХ.

Б.м., изд. Всемолдавского Ком. Червонного Хреста, 1939.

Цветная литография. 14,8х10,4 см.

Октябрята катаются с горки.

Киев, изд. ВТВ, 1920-е.

Цветная литография. 13,3х9,5 см.

С окончанием гражданской войны выпуском открыток начинает заниматься вновь созданное, крупнейшее в то время Государственное издательство (ГИЗ) и его подразделение в области изобразительных искусств - ИЗОГИЗ. Первое время наряду с новыми сюжетами оно вынуждено еще использовать ряд старых клише, перепечатывая издания прошлого, но затем быстро становится на самостоятельный путь. В предисловии к первому каталогу Госиздата (1924 г.) сказано:

"Учитывая массовое распространение открытых писем в широких слоях населения, Государственное издательство предъявляет самые строгие требования к программе и плану издания открытых писем, которые должны, с одной стороны, отражать художественно, четко и правдиво все задачи и достижения политической, научной и общественной жизни СССР, а с другой - сделать их достижениями жизни художественной, давая ряд снимков с произведений искусства".

"Открытые письма нашей эпохи не должны быть только почтовой карточкой с "приятной внешностью", они должны завоевать себе значение подвижной пропаганды новых идей, нового быта, современного искусства, служить хотя бы отчасти справочником в области искусства и производства и заменить до некоторой степени пособия для школ, клубов, селькоммун и т. д. по целому ряду вопросов".

Раевская В. Строители.

М.-Л., худож. изд. акц. об-ва АХР, 1930.

Цветная литография. 13,3х9,6 см.

Пахомов А. На солнце.

Л., ИЗОГИЗ, 1930-е.

Серия "Современные художники".

Цветная автотипия. 14,6х10,3 см.

Зезин, Вишневская. Юные изобретатели.

Москва, худ. изд. акц. об-ва АХР, 1920-е. № 447.

Хромолитография. 9,2х14 см.

Раевская В. На рыбалке.

Москва, худ. изд. акц. об-ва АХР, 1930. № 1007.

Хромолитография. 14,9х10,6 см.


В период НЭПа открытки выпускались и отдельными частными лицами, пытавшимися возродить дореволюционную открытку. Наглядным примером этому служат и открытки Комитета популяризации художественных изданий, повторившего несколько десятков сюжетов Евгенинской Общины. Коммерческое агентство "Связь" при Наркомате почт и телеграфов выпускало видовые открытки в типографии Гознака (бывшая Экспедиция заготовления государственных бумаг), что обеспечивало его открыткам высокое по тому времени качество. С 1925 года открытки стали издавать различные музеи. Например, Государственная Третьяковская галерея и Музей Революции СССР.

Философова. Будущие строители. 1930.

Издание АХР.

Эти открытки до сего времени продолжают пользоваться заслуженной популярностью. Большой размах приняла издательская деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР), Общества московских художников (ОМХ), Объединения художников-реалистов (ОХР), Советской филателистической ассоциации (СФА).

Делич О. Октябрь. "Мы новый мир построим".

Москва, изд. СФА и ССХ, 1930-е.

Цветная автотипия. 14,9х10,4 см.

Пчелин В. Узбечка.

Москва, изд. СФА, 1920-е.

"Детская серия", № 16.

Цветная автотипия. 14,9х10,6 см.

Самуил Адливанкин. Юные безбожники.

Москва, худож. изд. акц. об-ва АХР, 1930.

Цветная автотипия. 10,5х14,7 см.

Детская секция Красного Креста.

Харьков, изд. Красного Креста, 1930-е.

Меццо-тинто. 14,8х10,4 см.

Накануне первой пятилетки Государственное издательство (затем Огиз и Изогиз) расширило тематику иллюстрированной открытки; стали издаваться видовые, художественные, хроникальные, учебно-просветительные, научно-популярные, детские и т. п. открытки. Большой сдвиг в улучшении качества советской открытки произошел после опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года "О плакатной литературе" и публикации ряда статей в центральной печати, где отмечались в массовой изопродукции недостатки идейно-политического и художественного характера - оторванность от жизни, узость тематики, недостаточно высокий полиграфический уровень. Начали выходить многочисленные серии на темы социалистического переустройства нашего государства.

Дормидонтов Н. Футбол на Спартакиаде.

Л., изд. ЛОССХИЗО, 1933.

Серия "Художественная выставка "15 лет Красной Армии".

Цветная автотипия. 14,4х10,1 см.

Как мы уже отметили, особенно удачна была серия из 70 открыток-плакатов: "Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны". Интересна галерея портретов ударников пятилетки под общим заголовком "Страна должна знать своих героев". Из других больших серий следует отметить "Производственную серию", серии "Колхозы и совхозы", "Красная Армия", "Красный Балтийский флот", "Осоавиахим", "Спортивная серия", "Советская женщина".

А. Дейнека. Баскетбол. 1930.

Издание АХР.

В эти же годы начали издавать открытки и другие организации: Уральский областной комитет ВЛКСМ, МОПР и другие. Появились открытки Союзфото и его филиалов, издававших сначала видовые и театральные портретные открытки, а затем перешедших к выпуску юбилейно-мемориальных серий, достигавших в отдельных случаях высокого художественного уровня. Необходимо отметить также внешнее оформление многих фотосерий этого издательства в прекрасных коленкоровых, с золотым тиснением папках.

Сварог В. Зерносовхоз "Гигант". Табор в обеденный час.

Москва, ИЗОГИЗ, 1930.

Цветная автотипия. 9,9х14,4 см.

Соколов К. На постройке Турксиба.

Л., ОГИЗ, 1930-е.

Цветная автотипия. 10,4х14,5 см.

Начиная с 1935 года и в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, выпуск иллюстрированных открыток стал довольно ограниченным. Среди них главное место занимает фотооткрытка. Кроме Союзфото, ее начинают выпускать и многие другие организации: Управление кинофикации, Госкиноиздат, Ленгоркино, Ленфотохудожник и т.д. Художественные открытки продолжают издавать отдельные музеи и Когиз.

Моргунов А. Днепрострой.

Москва, изд. ОМХ, начало 1930-х. № 9.

Цветная автотипия. 14,6х10,4 см.

Рянгина С. Пьяница - враг производства.

Москва, ИЗОГИЗ, нач. 1930-х.

Серия "Современные художники", № 1.

Цветная автотипия. 14,5х10 см.

Главным специализированным издательством, сосредоточившим систематический выпуск полиграфических открыток в предвоенные годы, становится издательство "Искусство".Понимая всю важность агитационной работы, партия и правительство постоянно заботились о всестороннем улучшении качества советской открытки, о расширении производства высококачественных цветных открыток.

Карпов С. Республика Советов.

Москва, изд. Музея Революции СССР, 1932. № 80.

Цветная автотипия. 10,5х14,6 см.

П. Соколов-Скаля. Даёшь Варшаву!

Москва, изд. Музея Революции СССР, 1931. № 130.

Цветная автотипия. 10,5х14,8 см.

Космин И. Радио в деревне.

Москва, изд. Музея Революции СССР, 1933. № 159.

Цветная автотипия. 10,4х14,8 см.

Предусматривается для обеспечения выпуска открыток на высоком полиграфическом и художественном уровне внедрение в этот важнейший вид массовой печатной продукции всех современных технологических методов, обеспечение открыток лучшими сортами бумаги и красок, необходимыми фотоматериалами и печатными машинами. Хорошо известно одно меткое выражение: "Почтовая марка - это визитная карточка страны". Но гораздо в большей степени это относится и к открытке. Так же, как и почтовая марка, иллюстрированная открытка является подчас единственным послом нашей страны, правдивый образ которой несет подлинную истину о тех великих изменениях, которые произошли на одной шестой части земного шара.


СОВЕТСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ В ОТКРЫТКЕ

Илья Голосов. ДК им. Зуева. Открытка 1931 года.

На этой открытке Вы видите замечательный московский памятник конструктивизма – ДК им. Зуева или, как написано на обратной стороне открытки – «Клуб профсоюза коммунальников им. т. Зуева на Лесной ул.». В этом здании располагался один из первых рабочих клубов столицы, построенный в 1927 - 1928 годы по проекту архитектора Ильи Александровича Голосова. Композиция здания состоит из простых геометрических объемов. В центре - прозрачный стеклянный цилиндр, на который как будто надет весь корпус с огромными окнами.

Клуб профсоюза коммунальщиков им. т. Русакова на Стромынке.

Открытка 1931 г. (на заднем плане).

Своим необычным видом здание сразу обращает на себя внимание путников - полукруглый корпус, над которым нависают три гигантские куба-консоли. Клуб был выстроен в 1927-1929 годах знаменитым архитектором Константином Степановичем Мельниковым. Здание клуба выполнено в стиле конструктивизма, для которого характерны: рационализм в декоре и планировке и моделированию разных конструкций. Источником вдохновения служили для архитекторов этого стиля машины и механизмы. Вот и клуб выполнен в виде четверти шестерни – символа движения и необходимой принадлежности любого механизма. Ведь клуб строился для коммунальщиков – транспортников и ремонтных рабочих. Под клуб отвели небольшой участок треугольной формы, в который Мельников мастерски вписал сооружение. Со стороны площади оно кажется массивным и широким, с обратной стороны крохотным и вытянутым. Игра с формами и трансформация пространства сделали здание одним из самых знаменитых памятников этого стиля в стране. Посетители клуба с площади попадали в небольшой холл, из него в просторный зал. Сцена зала из широкой, переходила в крохотные гримерки. Трансформировалось пространство и за счет загородок. В основной зал выходят три аудитории, выполненные в виде театральных балконов. С помощью подъемных загородок аудитории могут использоваться, как отдельные помещения. Именно эти аудитории и выдаются над зданием, напоминая консоли или зубцы шестерни. Их уличные поверхности изначально трактовались, как плоскость для нанесения надписей и революционных лозунгов. Тему изменения пространства дополняют и уличные балконы с переходами на уровне 2-го этажа. Они то сужаются, то расширяются. Совсем необычно выглядит здание с тыльной стороны. Броское сочетание красного кирпича и штукатурки стен и остроносые углы, треугольной формы дымоходная труба и такой же формы козырек создают динамичную и красивую композицию, как будто перенесенную с картин кубистов.

Дом Моссельпрома в Москве — памятник русского конструктивизма и авангарда, расположенный на углу Калашного, Нижнего Кисловского и Малого Кисловского переулков. Строительство дома, порученное архитектору Н.Д. Струкову, велось в крайней спешке и к весне 1913 года все семь этажей здания были возведены. В 1923—1925 гг. пятиэтажное здание было надстроено ещё двумя этажами по проекту инженера В.Д. Цветаева и архитектора Д.М. Когана под склады и конторы для Моссельпрома — пищевого треста Московского Совета Народного Хозяйства, который объединял мукомольные, кондитерские и шоколадные фабрики, пивоваренные заводы и табачные предприятия. Венчающая здание шестиугольная башня с зубцами была спроектирована в 1925 году профессором ВХУТЕМАСа А.Ф. Лолейтом. В 1925 году в здание, называемое «первым советским небоскрёбом», въехал Моссельпром, основанный в 1922 году как объединение по переработке сельскохозяйственной продукции. На первом этаже дома Моссельпрома разместились склад муки и администрация московских продуктовых магазинов и пивных. Выше были дирекция, бухгалтерия, комячейка и местком. Часть здания была жилой, там поселили рабочих фабрики имени Бабаева. Историческую и культурную ценность представляет как само здание, построенное по проекту архитектора Н.Д. Струкова, так и панно, выполненное художниками А.М. Родченко и В.Ф. Степановой, а также воспроизведённый на доме рекламный слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме», авторство текста которого принадлежит В. Маяковскому.

Всемирная выставка 1937 года проходила с 25 мая по 25 ноября в Париже. Построенное по проекту Б.М. Иофана здание было облицовано самаркандским мрамором. Вход в павильон украшали барельефы скульптора И.М. Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик. Символом советского павильона стала 24-метровая скульптурная группа «Рабочий и колхозница», выполненная из нержавеющей стали по проекту В.И. Мухиной и посвящённая достижениям социалистической индустриализации.

Конструктивизм в умах советских граждан довоенной страны ассоциировался со строительством Дворца Советов на Волхонке — одним из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории человечества. Колоссальное (самое большое и самое высокое в мире в то время) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни. Идею строительства высказал 30 декабря 1922 года на Первом Съезде Советов Сергей Миронович Киров (этот съезд знаменит не только этим, на нем еще было объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик). Предполагалось так же, что во Дворце Советов будут проходить не только партийные съезды, но и спортивные соревнования, масштабные кино- и театральные представления, сквозь залы должны были шествовать колонны демонстрантов. Такая идея не могла не найти самую широкую поддержку среди делегатов съезда – еще бы, новый символ новой страны! 100-метровая статуя Ленина наверху Дворца, действительно должна была стать самой большой в мире. Поражают и размеры Дворца Советов – общая высота 416.5 метров, объем – семь с половиной миллионов кубических метров (три пирамиды Хеопса). К реализации этой идеи удалось приступить лишь почти десять лет спустя – в 18 июня 1931 года в газете "Известия" был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца.

Денисов Н., Ватолина Н. Не болтай!

Москва, "Искусство", 1941, 25 июля.

Цветная литография. 14,6х10,1 см.

Репродукция с одноименного плаката.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?