Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 608 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

"Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны". Альбом из 70 таблиц-диаграмм (почтовых открыток-плакатов) в отдельной издательской коленкоровой папке с тиснением золотом на передней крышке.

Ленинград,  ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 21 тип. ОГИЗ им. Ивана Фёдорова. Альбом открытых писем был приурочен к XVI съезду Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), который проходил в Москве с 26 июня по 13 июля 1930 года. Тираж 15 000 экз. 15х10,5 см. "Детище" агитпропа. В комплекте очень большая редкость!

 

 

 

 


Самой большой конструктивистки оформленной серией почтовых открыток следует считать набор диаграмм с названием «Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны в 10 лет». Серия состоит из 70 открыток, выполненных различными художниками, которые вместе со справочной брошюркой вложены в коленкоровую папочку с тиснением. Издание было подготовлено в 1 930-е годы - к XVI съезду КПСС и VI съезду Советов и вышло тиражом 1 5 тысяч экземпляров. В полном виде издание встречается крайне редко. Как правило, на рынке открыток попадаются отдельные экземпляры из этого комплекта. Графики сравнивают темпы роста промышленности и производства в СССР и таких капиталистических странах, как Германия, Польша, Франция, Бельгия, Англия. При этом сравнение всегда в пользу Советского Союза, чего бы оно ни касалось - добычи угля, выплавки чугуна и стали, урожая сельхозкультур.


Отдельно следует серия инфографик о темпах роста экономики в СССР за последние годы. Сравниваются показатели за 1913, 1914, 1920-е и 1930-31 гг. Графики состоят из картинок - монеток, бочек с цементом, вагонов угля, самолетиков, тракторов, свиней, овец, мужиков с букварями. Особенно ошеломителен рост в 1930-1931 гг. Для обозначения данных в советский период используются красные цвета, показатели из дореволюционной России выполнены в синих цветах. На графиках также указано, на сколько были выполнены планы по пятилетке в той или иной отрасли.


С окончанием гражданской войны выпуском открыток начинает заниматься вновь созданное, крупнейшее в то время Государственное издательство (ГИЗ) и его подразделение в области изобразительных искусств - ИЗОГИЗ. Первое время наряду с новыми сюжетами оно вынуждено еще использовать ряд старых клише, перепечатывая издания прошлого, но затем быстро становится на самостоятельный путь. В предисловии к первому каталогу Госиздата (1924 г.) сказано:

"Учитывая массовое распространение открытых писем в широких слоях населения, Государственное издательство предъявляет самые строгие требования к программе и плану издания открытых писем, которые должны, с одной стороны, отражать художественно, четко и правдиво все задачи и достижения политической, научной и общественной жизни СССР, а с другой - сделать их достижениями жизни художественной, давая ряд снимков с произведений искусства".


"Открытые письма нашей эпохи не должны быть только почтовой карточкой с "приятной внешностью", они должны завоевать себе значение подвижной пропаганды новых идей, нового быта, современного искусства, служить хотя бы отчасти справочником в области искусства и производства и заменить до некоторой степени пособия для школ, клубов, селькоммун и т. д. по целому ряду вопросов".


В период НЭПа открытки выпускались и отдельными частными лицами, пытавшимися возродить дореволюционную открытку. Наглядным примером этому служат и открытки Комитета популяризации художественных изданий, повторившего несколько десятков сюжетов Евгенинской Общины. Коммерческое агентство "Связь" при Наркомате почт и телеграфов выпускало видовые открытки в типографии Гознака (бывшая Экспедиция заготовления государственных бумаг), что обеспечивало его открыткам высокое по тому времени качество. С 1925 года открытки стали издавать различные музеи. Например, Государственная Третьяковская галерея и Музей Революции СССР. Эти открытки до сего времени продолжают пользоваться заслуженной популярностью. Большой размах приняла издательская деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР), Общества московских художников (ОМХ), Объединения художников-реалистов (ОХР), Советской филателистической ассоциации (СФА).


Накануне первой пятилетки Государственное издательство (затем Огиз и Изогиз) расширило тематику иллюстрированной открытки; стали издаваться видовые, художественные, хроникальные, учебно-просветительные, научно-популярные, детские и т. п. открытки. Большой сдвиг в улучшении качества советской открытки произошел после опубликования постановления ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года "О плакатной литературе" и публикации ряда статей в центральной печати, где отмечались в массовой изопродукции недостатки идейно-политического и художественного характера - оторванность от жизни, узость тематики, недостаточно высокий полиграфический уровень. Начали выходить многочисленные серии на темы социалистического переустройства нашего государства.

Особенно удачна была серия из 70 открыток-плакатов: "Догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны". Интересна галерея портретов ударников пятилетки под общим заголовком "Страна должна знать своих героев". Из других больших серий следует отметить "Производственную серию", серии "Колхозы и совхозы", "Красная Армия", "Красный Балтийский флот", "Осоавиахим", "Спортивная серия", "Советская женщина". В эти же годы начали издавать открытки и другие организации: Уральский областной комитет ВЛКСМ, МОПР и другие.

Появились открытки Союзфото и его филиалов, издававших сначала видовые и театральные портретные открытки, а затем перешедших к выпуску юбилейно-мемориальных серий, достигавших в отдельных случаях высокого художественного уровня. Необходимо отметить также внешнее оформление многих фотосерий этого издательства в прекрасных коленкоровых, с золотым тиснением папках.


Начиная с 1935 года и в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, выпуск иллюстрированных открыток стал довольно ограниченным. Среди них главное место занимает фотооткрытка. Кроме Союзфото, ее начинают выпускать и многие другие организации: Управление кинофикации, Госкиноиздат, Ленгоркино, Ленфотохудожник и т.д.

Художественные открытки продолжают издавать отдельные музеи и Когиз. Главным специализированным издательством, сосредоточившим систематический выпуск полиграфических открыток в предвоенные годы, становится издательство "Искусство".


Понимая всю важность агитационной работы, партия и правительство постоянно заботились о всестороннем улучшении качества советской открытки, о расширении производства высококачественных цветных открыток. Предусматривается для обеспечения выпуска открыток на высоком полиграфическом и художественном уровне внедрение в этот важнейший вид массовой печатной продукции всех современных технологических методов, обеспечение открыток лучшими сортами бумаги и красок, необходимыми фотоматериалами и печатными машинами.


Хорошо известно одно меткое выражение: "Почтовая марка - это визитная карточка страны". Но гораздо в большей степени это относится и к открытке. Так же, как и почтовая марка, иллюстрированная открытка является подчас единственным послом нашей страны, правдивый образ которой несет подлинную истину о тех великих изменениях, которые произошли на одной шестой части земного шара.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?