[Родченко А.]. Декоративное и индустриальное искусство СССР. Москва – Париж, Фабрика «Гознак», 1925.
L’Art Decoratif et Industriel de l’U.R.S.S. Edition du Comite de la section de l’U.R.S.S. a l’Exposition Internationale des Arts decoratifs. Paris, 1925. Moscou, [la Manufacture des Papiers d’Etat de l’U.R.S.S.], [1925]. Издание Комитета Секции СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925 г. М., [типография ГОЗНАК, 1925]. 94, [2], XXVIII с.; с иллюстрациями в тексте и 13 иллюстрациями на отдельных листах. Тираж 3000 экземпляров. На французском языке. Редакция: П. Коган, В. Никольский, Я.Тугенхольд. Текст: Д. Штеренберга, А. Эфроса, А. Сидорова, А. Луначарского, Д. Аркина, О. Каменева и др. Отпечатано на мелованной бумаге. В хромолитографированной конструктивистской обложке работы А. Родченко. 26,8х19,8 см.
История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников… Но многие мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов, создававшиеся в стилевой доминанте своей эпохи – это конструктивизм середины1920-х годов.
Первое выступление СССР состоялось в 1925 году в Париже на «Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности». В ноябре 1924 года, после установления дипломатических отношений между СССР и Францией, Советскому Союзу последовало приглашение принять участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, открывающейся в Париже весной 1925 года. 18 ноября 1924 года Выставочный комитет Советского отдела объявил закрытый конкурс на проект павильона СССР, в котором приняли участие архитекторы В.А. Щуко, И.А. Фомин, братья Веснины, Н.А. Ладовский, Н. Докучаев, В.Ф. Кринский, И.А. Голосов, М.Я. Гинзбург, К.С. Мельников и группа выпускников ВХУТЕМАСа. Через месяц, 28 декабря, жюри под председательством А.В. Луначарского и при участии В.В. Маяковского, рассмотрев все представленные на конкурс проекты, признало проект К.С. Мельникова лучшим и поручило ему выполнение его в натуре – легкую каркасную двухэтажную постройку из дерева и стекла с вышкой-мачтой с серпом и молотом и буквами СССР. Оформляли экспозицию вхутемасовцы: декоратор Исаак Рабинович спроектировал асимметричный и лаконичный Зал Госиздата, дизайнер Александр Родченко – знаменитый гигантский «экспонат» «Рабочий клуб» для Отдела СССР на Эспланаде Инвалидов. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон стал «самой острой постройкой на выставке» и настоящей «машиной для агитации»: архитектура здесь доминировала, а интерьер представлял собой продолжение самого здания.
В середине января 1925 года Константин Мельников выехал вместе с женой и двумя детьми в Париж для строительства павильона СССР поблизости от Дома Инвалидов. Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Находясь в Париже, Мельников разрабатывает также проект застройки небольшого участка, отведённого на выставке для советского Торгсектора. По проекту архитектора возводятся небольшие «бутики» — торговые киоски, пилообразно блокированные друг с другом.
Участвуя во Всемирной выставке в Париже в 1925 г., Советский Союз демонстрировал свои экспонаты не только в павильоне, но и в Большом дворце. Там же демонстрировался проект саркофага для мавзолея В. И. Ленина. Первый саркофаг для тела В.И. Ленина был разработан архитектором К.С. Мельниковым, победившим на специальном конкурсе. Первоначальный проект саркофага был признан технически трудным, и Мельников в течение месяца разработал и представил восемь новых вариантов. Один из них был утверждён, а затем и реализован в кратчайшие сроки под наблюдением самого автора. Этот саркофаг стоял в мавзолее вплоть до окончания Великой Отечественной войны.
Естественно, в связи с этим, был подготовлен картонажный каталог на мелованной бумаге к Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности - крупнейшему художественному событию в Европе 1920-х г.г. Выставка проходила в Париже с апреля по октябрь 1925 года. На ней были представлены работы художников из многих стран мира в области современного декоративного искусства, архитектуры и дизайна. В залах павильона были развёрнуты экспозиции народов СССР, Госторга и Госиздата. Здесь появились работы мастеров, наиболее значимых для истории современного искусства. Выставка дала начало развитию художественного направления арт-деко, заложившего традиции большинства современных школ дизайна. Участие в выставке СССР стало крупнейшей заявкой о себе российского авангардного искусства за пределами страны. "Русский раздел" выставки возглавлял художник Д.П. Штеренберг. Одна шестая часть суши тут же потребовала себе одну шестую часть выставочной территории. Оказалось, что она необходима для того, чтобы разбить настоящие юрты с настоящими «живыми» ковровщицами из Туркмении и чумы народностей Крайнего Севера. Уже через несколько лет границы СССР будут закрыты, а в искусстве начнётся политический диктат. Поэтому каталог стал одним из немногих изданий, по которым на Западе могли следить за развитием советского конструктивизма и авангарда. Советская секция на выставке стала одной из самых замечательных и посещаемых. Работы художников поражали новизной выразительных средств и свободой владения формой.
Павильон журнала «Эспри нуво» был построен по проекту Ле Корбюзье по времени несколько позднее советского. Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Советская печать считала, что Ле Корбюзье учёл в своём проекте успех павильона СССР. Сам Ле Корбюзье говорил, что советский павильон — это единственный павильон, на который стоит смотреть. Помимо архитектуры павильона Ле Корбюзье представил на выставке «Проект города на 3 миллиона жителей» и «План Вуазен», ставшие позднее широко известными. Крупные декоративные проекты на выставке осуществил французский скульптор и живописец Фернан Леже. Высокую оценку получили также выставочные павильоны туризма (архитектор Р. Малле-Стивенс), выставочный центр (О. Перре), вход со стороны площади Согласия (П. Пату), электрическая декорация фонтанов (Р. Лалик). Всемирная выставка 1925 г. в Париже впервые открыла миру шведский дизайн, который получил красивое определение Swedish Grace («Шведская грация»). Обилие света, минимализм, функциональность, чистые линии придают ему неповторимое своеобразие. Шведы никогда не шли по пути заимствований, а удивляли мир новаторством и демократичностью.
Главным художником павильона СССР стал А.М. Родченко. К выставке он оформил клуб рабочих СССР («избу-читальню»), а в издании каталога советской секции ему принадлежали обложка и титульный лист. Обложка признана художественной критикой одной из лучших работ мастера в области книжной графики. В целом книга стала выдающимся памятником советского авангардного искусства 1920-х г.г. На выставке рекламные плакаты А. Родченко были удостоены серебряной медали. Замечательно было и то, что советские художники-конструктивисты говорили на одном художественном языке со своими западными коллегами, притом - на самом актуальном, новом и перспективном его «диалекте». Они в считанные годы совершили прорыв в искусстве, заняв положение в голове мирового авангарда.
Своим новым выразительным языком, действующим на глубинные пласты массового сознания, они пропагандировали миру идеи освобождения труда, необходимости обращения искусства к глубинной художественной традиции народа. Работы советских мастеров авангарда получили высокую оценку западной художественной критики, завоевав на выставке целый ряд престижных наград. Золотую медаль получил В.Г. Меллер за оформление спектакля в театре «Березиль». Графические работы А.И. Кравченко были удостоены гран-при. А.В. Лентулов был отмечен диплом за оформление спектакля «Демон». В.М. Голицын награжден золотой медалью за роспись деревянных изделий. Модельер Н.П. Ламанова стала обладательницей гран-при выставки «за костюм, основанный на народном творчестве». Кинорежиссер С.М. Эйзенштейн получил серебряную медаль за фильм «Стачка». Каталог советской секции был издан на французском языке и рассчитан на европейскую аудиторию. В нем воспроизведены работы Л. Поповой, бр. А. и В. Весниных, Н. Альтмана, А. Лавинского, С. Чехонина, А. Экстер и др. Здесь же в отдельных статьях рассмотрены важнейшие тенденции в новом искусстве. О.Д. Каменевой, сестре Л.Д. Троцкого и первой жене Л.Б. Каменева, принадлежит эссе о роли нового искусства в политической жизни страны. Представлен очерк развития современного искусства, в котором рассматривались наиболее яркие достижения советского авангарда во всех областях. Во многих статьях советское декоративное искусство преподносится как имеющее глубокие исторические корни и крепкие художественные традиции, выражающее дух и эмоции крестьян, рабочих. Это искусство ориентировано на человека и его повседневность, особенно эффективно оно воздействует на сознание. Описано небольшое частное домашнее хозяйство, в котором развивается прикладное искусство, на примерах мастеров-кустарей Палеха, Мстеры и пр. Даны снимки экспозиции советского агитационного фарфора 1920-х годов. Рассмотрен дизайн текстиля, мода, полиграфия. Рассказывается о процессах, происходящих в театре и живописи в революционный период, в том числе описаны авангардные декорации к постановкам Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ) работы Н. Альтмана, сцены из спектаклей театра Мейерхольда. Рассматривается архитектурный конструктивизм, в рамках которого показаны работы таких мастеров авангарда, как К. Мельников, А. и В. Веснины и др. Каталог роскошно оформлен. Книга была отпечатана в типографии ГОЗНАК, лучшей типографии Советского Союза, унаследовавшей свои полиграфические традиции качества у знаменитой Экспедиции заготовления государственных бумаг. В каталоге в большом количестве на дополнительных листах и внутренних сторонках обложек представлена реклама предприятий эпохи НЭПа. Это указывает на то, что книга была финансирована на деньги промышленных и торговых фирм, уже скоро переставших существовать. В книгу вошли, в частности, хромолитографированные рекламные проспекты Автопромторга, начинавшего производить тракторы и автомобили, а также игральных карт Государственной карточной монополии в Москве. Судя по затратам на полиграфию рекламного проспекта, последняя монополия была очень прибыльна в эпоху НЭПа – азартные игры процветали в стране победившего пролетариата. Одной из причин начала борьбы с авангардным искусством в СССР в конце 1920-х г.г. было и то, что авангарду покровительствовали Л.Д. Троцкий и Л.Б. Каменев. Многие работы левых художников и поэтов так или иначе пропагандировали деятельность Л.Д. Троцкого, способствовали росту его популярности и общественным симпатиям к его идеям мировой революции. Эту тенденцию можно проследить и в настоящем каталоге. Следовательно, он не мог допускаться к распространению внутри СССР с начала 1930-х г.г.